Политико-правовые взгляды О. Шпенглера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые взгляды О. Шпенглера



Освальд Шпенглер (1880 - 1936) – окончил университет в Галле, затем работал учителем, защитил докторскую диссертацию, немецкий историк; представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления. Запершись на восемь лет, занимался только наукой автор книги «Вечер государств» (1918) (в ином переводе «Закат Европы»). Его идеи касаются только Европы. Также произведение его «Пруссачество и социализм».

В. Н. Матарас:

В соответствии со взглядами Шпенглера, европейцы – это невероятно скудная и бессмысленная схема, которая европоцентрична и отражает тщеславие западного человека. История Европы искусственно раздувается, незаслуженно ценится, хотя на самом деле другие страны (Китай, Индия, например) ничем не хуже.

ГОСУДАРСТВО

Отвергает схему:

× древний мир,

× средние века,

× новое время,

× новейшее время.

Нет общечеловеческих ценностей, есть ценности локальных культур. Гибель культуры происходит после того, как душа культуры полностью себя исчерпает. Когда культура отмирает и застывает, она становится цивилизацией. Цивилизация – это конец, это уже все. Признаками цивилизации являются дворянство и духовенство. Если они у власти, то культура на подъеме, а если во главе плебс, то культура в закате. Приравнивает культуру к живому организму, развитие которого происходит по определённым стадиям. Период сословий – период цветения культуры.

Буржуазия – это скопление людей, покидающих сверхкультуры, так как буржуазия рождается в городах, а города рождают плебс, а плебс — это зеркальное ничто. Одновременно приходит цезаризм (цивилизация всегда заканчивается эпохой цезарей).

Культура религиозна. Цивилизация прикрывается равенством и основывается на количестве, а культура признаёт неравенство и основывается на качестве.

Если культура и цивилизация живут в синтезе, то в процессе старения государства человек обезличивается.

Этапы заката западного мира:

1) эпоха Реформации (кризис католической церкви, появление протестантизма, который порождает политический либерализм);

2) эпоха Просвещения. На сцену выходит буржуазия, желающая достичь царства разума. Буржуазия уже не говорит о религии и Боге, она говорит о безрелигиозном человеке;

3) эпоха революций. Характеризуется разорением крестьян и превращением их в наемных рабочих. Дворянство и крестьянство исчезает, и город начинает доминировать над деревней;

4) период империализма, символом которого признается откровенный расизм и национализм. В искусстве господствует модернизм, который характеризуется Шпенглером как «победа плебса над обществом».

Когда культура переходит в цивилизацию, то старый режим сопротивляется, но его ломают и развивается парламентаризм с демократией. Демократия – группа мерзавцев, управляющих идиотами. Место сословий занимают деньги и интеллигентность. Финансовые магнаты господствуют над политикой и экономикой.

Либеральная демократия – форма самоубийства общества, причем добровольная.

Буржуазия – это скопление людей, покидающих сверхкультуры, так как буржуазия рождается в городах, а города рождают плебс, а плебс — это зеркальное ничто. Одновременно приходит цезаризм (цивилизация всегда заканчивается эпохой цезарей).

 

В.Н. Матарас:

Государство – это спортивная форма народа, иначе он становится эндемиком биологический термин, означающий какой-то вид растений или животных как составную часть ареала, не выходящую за него. В общем, обыватели эдакие, которые едят и спят.

ПРАВО

Право – собственность сильного для бессильного.

2 вида права:

× которое создаётся произвольно (обычай, императивы поведения);

× система законов.

Справедливость = иллюзия.

Право в разных культурах проходит одни и те же стадии развития с абсолютно разным смыслом.

Античное право (римское) – это право созданное гражданами и для граждан. Их юриспруденция – это наука единичных случаев, а не абстрактное построение. Античности не ведомы судьи как сословие, получившие для этой цели профессиональную или иную подготовку. Если римский претор вступал в должность, он сообщал свои требования, согласно которых хотел действовать. Следующий претор принимал их, или сообщал новые. Римляне не дают понятие судебная ошибка, изучают договоры, но понятия договора нет.

В Византии создается государство этнос по Христу. Византийское право – это право вероисповедания общин. То, что было для римлян принятием гражданства, для византийца – это христианское крещение.

В Западной Европе это право пользуется как обычное немецкое право. Появились глоссаторы, которые комментируют кодекс Юстиниана в новой действительности.

На лицо 3 истории права, соединенные лишь элементами языковой и синтаксической формы, которые одна культура позаимствовала у другой, не имея минимального представления о том существовании, которое лежало в основе этой формы.

Международное право – право сильного государства над слабым.

20 век будет эпохой мировых войн.

 

Правовая теория И.А. Ильина

Иван Александрович Ильин (1883 – 1954). Окончил юридический факультет Московского университета с дипломом I степени. Враждебен к великой октябрьской революции (ВОР), разочаровался в февральской революции. Отослан на философском пароходе в 1922 г. Однако сперва был более радикальных взглядов в первую революцию 1905-1907 гг.

Автор работы «О сопротивлении злу силой», «О монархии и республике», «О сущности правосознания».

ПРАВО

И. Ильин различает естественное и положительное право. Причем последнее является видоизменением естественного права. У Ильина право имеет духовный смысл.

Правосознание, по Ильину, – это не только знание и мышление, это еще и воображение, воля и вся человеческая душа. Правосознание – это особое соотношение инстинкта и духа. Корень правосознания необходимо искать в религиозном чувстве и совести, на которых коренится естественная система.

 

ГОСУДАРСТВО

Государство, по Ильину, имеет не только материальный, но и духовно-душевный характер. Он предлагает смотреть на государство как на институт творческого единения и сотрудничества, а не классовой борьбы. Ильин против сведения государства к насилию и злу, а также к непротивлению злу. В государстве он выделяет два элемента:

× корпорация: система солидарно заинтересованных. Для нее характерен высокий уровень правосознания (самоуправление);

× учреждение, которое строится по принципу «опеки над» (государственная власть).

Исторически государство совмещает в себе черты корпорации и учреждения, но необходимо найти их лучшую комбинацию для данного исторического момента.

Государство – союз людей, объединенных на определенной территории и под единой государственной властью. Основа – общий интерес. Это бессрочный союз (на неопределенный срок). Должно иметь правовой характер.

Раздобыл любопытные вещи насчет церкви. Все-таки вопрос соотношения светской и духовной власти важен:

«Церковь судья во всем, на что падают лучи Царства Божия, не исключая и самых вопросов государственного устройства, включая и все жизненно-культурное творчество народа.

Народ творит. Государство правит. Церковь учит. В внешнем – государство властвует над народом; в земном - государство повелевает и Церкви. Но во внутреннем и благодатном – Церковь учит и народ и правителей; она учит правителей, не покушаясь на учреждающую и упорядочивающую власть государства; она учит народ, не покушаясь на свободу его творчества».

Учреждение и корпорация одновременно. Принципы учреждения – это опека над, а принципы корпорации – солидарная заинтересованность.

Выдержка из работы "О сущности правосознания":

«Исторически государство может быть описано так: по форме — это есть публичное учреждение, медленно приближающееся к корпорации; по духу — это есть самоуправляющаяся корпорация, медленно втягивающая в себя широкие круги и народные массы. Политическая мудрость состоит в том, чтобы поддерживать режим опеки только в меру действительной необходимости и в то же время энергично работать над преодолением политической недееспособности масс... Задача государственной опеки не в том, чтобы поддерживать опекаемого в состоянии духовного несовершеннолетия, вменяемости, но в том, чтобы воспитывать опекаемого, сообщая ему способность к волевому самообузданию и самодисциплинированию --способность к самоопеке. Ибо государство сильно и достойно не тогда, когда власть влачит население к правопорядку против его воли... но тогда, когда в самом народе живет дух государственного патриотизма и политического добровольчества».

 

Лучше, когда второй элемент преобладает в правосознании. При преобладании первого – бюрократия. Однако в каждом случае государство должно смотреть по ситуации (точка пересечения).

Противник марксизма, ибо государство – это единение, а не борьба. Оно не враг, но и непротивление плохо. Государство, по Ильину, имеет не только материальный, но и духовно-душевный характер. Он предлагает смотреть на государство как на институт творческого единения и сотрудничества, а не классовой борьбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.014 с.)