Политические взгляды Ивана IV Грозного и А.М. Курбского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические взгляды Ивана IV Грозного и А.М. Курбского



Иван Грозный

ЛИЧНОСТЬ

Иван Грозный – потомок темника Мамая, который проиграл Куликовскую битву. Его мать – Елена Глинская. Иван Грозный был умным правителем и самым горячим писателем Московии. Он пришел к власти, еще будучи малолетним, и сначала управлял вместе с Избранной радой. В этот период создается и Собор. Чуть позже был учрежден институт опричничества.

Грозный первым признал себя самодержцем (независимым сувереном, а не неограниченным сувереном). «Иван Грозный был первым царем, который почувствовал себя помазанником Божиим в настоящем библейском смысле».

Чисто ключевые слова из конспекта

Валентин Никифорович говорил, что Иван Грозный возродил истязание плоти. Объединил Богово и Кесарево. По сути, взял на себя полномочия Бога, учредил опричнину. Решил стать ответственным за духовную жизнь людей.

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Царь Иван IV стремился к утверждению правомерности неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего «самовластья» ее носителем.

Политическая доктрина Ивана IV складывалась в обстановке развязанного им террора и ставила перед собой задачу оправдания наиболее жестоких методов деспотического правления. Иван IV отказался от преобразований государства в виде разделения его на 2 части (опричнину и земщину) и ввел в стране при помощи опричных мероприятий террористический политический режим.

В области политических воззрений Иван IV наибольшее внимание уделял выяснению законности происхождения правящей династии. Единственным законным основанием занятия царского престола он считал право наследования. В Послании к шведскому королю Иван IV подчеркивает значение своего царского величия именно законностью происхождения власти русских князей и наследственным получением царского венца самим Иваном. Себя он именует «скипетродержателем», «величайшим христианским государем», получившим власть непосредственно в силу Божественного Промысла. Значение царской власти он поднял на недосягаемую высоту.

Такое понимание царской власти предоставляло идейную базу для определения объема ее полномочий. По его мысли, подданный безраздельно должен находиться во власти царя. Для него также не имела значения нравственность царской особы.

Иван Грозный называл четыре формы служения Богу:

1) отшельничество;

2) монашество;

3) священство;

4) царское правление.

 

ГОСУДАРСТВО

Иван Грозный считал, что царская власть нераздельна, и никакое вмешательство в ее прерогативы недопустимо по самой ее природе. Он определял форму власти как «вольное царское самодержавие». Царю может оказывать помощь только Бог. Царь не нуждается «ни в каких наставлениях от людей, ибо не годится, властвуя над многими людьми, спрашивать у них совета». Воля скипетродержателя (т.е. царя) не ограничена никакими законами, так как «вольное царское самодержавие» по самой своей природе не допускает контроля и ограничения. Также царю принадлежит высший суд, вид и мера наказания, право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли – все это принадлежит только царю как непосредственному наместнику Бога.

Ответственность властителя перед подданными Грозный интерпретировал через то, что царь не может быть преступен по своей природе, он может быть только грешен, а наказание греха – это прерогатива Высшего суда.

Иван Грозный полностью отрицал теорию «симфонии властей» - духовной и светской, - и выступал сторонником четкого их разграничения. Из этого вытекает последовательно проводимый Иваном IV принцип безграничности царской власти: ее он не хотел делить ни с кем, даже с наместниками Бога.

ВЛАСТЬ

Большое значение Грозный придавал методам и способам реализации власти. Здесь он обращался к традициям, употребляя термины «страх» и «гроза». Понятие «гроза» у него полностью освобождается от внешнеполитических характеристик, оно более не касается иноземных государств, а в сфере внутренних отношений обходится вопрос о восстановлении нарушенной справедливости.

Вся доктрина Ивана IV направлена лишь на идеологическое оправдание террора. Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилиям.

 

Андрей Михайлович Курбский

ЛИЧНОСТЬ

Князь Андрей Михайлович Курбский был выходцем из старинного рода, своего положения при царском дворе («боярин, советник и воевода») он добился исключительно благодаря личным заслугам, оказанным царю воеводской службой и правительственной деятельностью, за которые и был пожалован землей в окрестностях Москвы, а впоследствии (1556) и боярским чином. С падением правительства (Избранной рады) он подвергся опале как его активный деятель. Объективно оценив значение царской немилости, он решил бежать.

Андрей Курбский был опричником. В 1564 г. сбежал в Речь Посполитую, откуда прислал Грозному три письма, последний Курбскому – два.

 

ФИЛОСОФИЯ

Спор у между Грозным и Курбским шел относительно понимания христианства и православия. Этот спор носил скорее не политический, а религиозно-философский характер. Их точки зрения – это два разных понимания государства и государственной власти. В своих письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный излагал следующее. Став царем, он, как грешный человек, правит государством. Но сам факт становления царем говорит о том, что сам Бог проливает благодать на Русь. Он посредник между Богом и русским народом. Главную ответственность перед Богом на страшном суде Грозный видит в одном: как он управлял своими рабами на пути наставления к истине. Судьей он признает одного Господа. Если он посредник между Богом и народом, то все претензии народа в отношении царя он рассматривает как покушение непосредственно на самого Бога. Предательство власти тождественно предательству веры и Бога.

Князь Андрей Михайлович Курбский, принимавший активное участие в деятельности правительства (Избранной рады при царе Иване Грозном), был сторонником сословного представительства в центральных и местных органах власти.

Курбский представлялся «защитником старобоярских порядков», «феодального права отъезда» и «раздробления на ряд независимых вотчин» централизованного государства.

 

ГОСУДАРСТВО

По мнению Курбского, цель верховной власти заключается в справедливом и милостивом управлении державой. Он считал русское государство единственной страной, которая сохранила истинное государство. 

Курбский традиционно считал источником власти в государстве Божественную волю — «цари и князи от Всевышнего помазуются на правление...», а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ее подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел. Правый суд и его вершение — первейшая задача правителя. И сильно критиковал власть Ивана Грозного.

Курбский считал действующую тогда власть лишенной Божественного покровительства, называя безбожной и беззаконной. Он указывает на то, что на царском престоле оказался человек, не подготовленный к управлению государством ни образованием, ни воспитанием.

Курбский связывает упадок в делах государства и сопутствующие ему военные неудачи в сосредоточении власти исключительно в руках царя Ивана Грозного. Отсюда – вывод о законопреступности власти.

 

ВЛАСТЬ

Наилучшим вариантом организации формы правления ему представляется монархия с выборным сословно-представительным органом, участвующим в разрешении всех наиважнейших дел в государстве. Курбский был не только за создание представительного органа (Совет всенародных человек), но и различных «сигклитов», состоящих из советников «разумных и совершенных во старости мастите... во среднем веку, тако же предобрых и храбрых и тех и онех в военных и земских вещах по всему искушенных», т. е. специалистов самых различных профилей, без совета которых «ничесоже устроити или мысли- ти» в государстве не следует.

Форма государственного устройства в виде единой централизованной государственной системы не вызывала у него никаких нареканий и вполне им одобрялась.

Таким образом, князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде сословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческие полномочия могли быть реализованы только на основании надлежащим образом принятых законов.

 

ПРАВО

Курбский развил и углубил критику организации суда и судопроизводства и законодательства. Он считает, что закон, принятый государственной властью, должен соответствовать правде и справедливости.

Излагая свои требования к закону, Курбский подчеркивает, что закон должен содержать реально выполнимые требования, ибо беззаконие — это не только не соблюдение, но и создание жестоких и неисполнимых законов. Такое законотворчество, по мнению Курбского, преступно. «Цари властелины, которые составляют жестокие законы и невыполнимые предписания, должны погибнуть».

В его подходе присутствуют элементы естественно-правовой теории, активно обсуждавшейся в трудах западноевропейских мыслителей XV! в. «Правда», «добро» и «справедливость» воспринимаются как составные компоненты естественных законов, посредством которых Божественная воля сохраняет на земле свое высшее творение — человека.

Курбский критикует опричничество. Он отмечает, что государственный аппарат неэффективен, так как он заменен клеветниками и доносчиками.

Идеальная форма государства, по Курбскому, - монархия, для России – православное самодержавие. При это он допускает существование сословно-представительного органа, должности в котором должны замещаться по заслугам, а не по родству и знатности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.014 с.)