Учение о праве и государстве Г. Гегеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о праве и государстве Г. Гегеля



Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма, философ-идеалист. Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. Был женат. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Основные его произведения — «Конституция Германии», «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1812—1816 гг.), «Энциклопедия философских наук» (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права — «Философия права» (1821 г.).

Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа. Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Гегель выделил следующие ступени:

× субъективный дух (антропология, феноменология, психология),

× объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность),

× абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.

Политико-правовая теория Гегеля есть именно философское учение об объективном духе, т.к. анализ объективного духа с позиции абсолютного духа.

Нерсесянц:

Гегель изучал именно философию права, основной задачей которой является научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.

Его знаменитое положение: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно».

ГОСУДАРСТВО

Гегель отрицал естественно-правовую теорию происхождения государства, так как она уничтожает божественный дух, величие и авторитет государства. Он считал, что государство развивается из религии и его следует почитать как «некое земнобожественное существо».

Касаясь проблемы разделения властей, он выступает против их абсолютной самостоятельности, потому что она приводит к разрушению государства.

С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. Гегель являлся сторонником наследственной конституционной монархии, которая имеет три власти:

· законодательная: законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — выборная. Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий.

· правительственная (исполнительная): решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть

· власть государя: объединяет государственный механизм в единое целое).

При этом все три власти должны образовывать единство при объединяющем начале государя. Считал, что не существует такого государственного устройства, которое было бы пригодно для всех народов. Критикует идеи демократии.

Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Философ относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет буржуа. В целом гражданское общество, считал Гегель, представляет собой объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия:

× землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство);

× промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

× всеобщее (чиновники).

С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии.

Государство, по Гегелю, представляет собой идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

× как непосредственная действительность в виде индивидуального государства (речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве);

× в отношениях между государствами как внешнее государственное право

× во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию.

 

ВЛАСТЬ

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за такое органическое единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

 

ПРАВО

В учении о праве философ придерживался идеи: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Справедливость, право действительны лишь в государстве, которое соответствует своей идее.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода – основное определение воли.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

· Право как свобода («идея права»)

На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы.

· Право как определенная ступень и форма свободы («особое право»)

Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли). Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии, а также расположены иерархически.

· Право как закон («позитивное право»)

Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон, право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».

Идеей права философ считал всеобщую свободу, наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. «Система права есть царство реализованной свободы», — указывал он. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа.

В учении Гегеля тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными ступенями развития понятия права являются:

1. абстрактное право: охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Наделяет индивидов равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т. п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов. Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым. Благодаря собственности человек становится личностью.

2. мораль: свобода воли в морали определяется внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта.

3. нравственность: в данной, высшей, ступени преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

Многие исследователи считают идеи Гегеля о государстве и праве тоталитарными. Вряд ли это справедливо, потому что тоталитаризм XX века – антиправовая и антигосударственная по своей сути форма организации власти.

Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.009 с.)