Государственно-правовые идеи М. Сперанского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовые идеи М. Сперанского



Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия. Родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро-Суздальской духовной семинарии был назван Сперанским (от лат. «speranto» — надежда) и направлен в числе лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию в качестве преподавателя физики, математики, риторики и философии. В 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Основные работы: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи».

ГОСУДАРСТВО

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени:

× в Средние века – удельщина;

× в Новое время – абсолютная монархия,

× в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав).

Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года».  

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.

Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.

Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их».

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (3 апреля 1809 г.) и «Об экзаменах на чин» (6 августа 1809 г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся «к кочевому образу жизни». Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения. В конечном итоге судьба «великого чиновника» была решена, и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

 

ВЛАСТЬ

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами.

 

ПРАВО

Сперанский считал, что порядок в устроенном, по его мнению, государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством.

Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое (воля одного – закон для всех) и свобода политическая (подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права), рабство гражданское (подчинение одного класса другому) и свобода гражданская (основанная на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе).

Анализируя связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской.

Сперанский придерживался мнения, что гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что «темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах».

 

48. Консервативные теории о государстве и праве (Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональд)

Консерватизм, в отличие от социализма и либерализма, не имел определенно очерченного и устойчивого концептуального ядра (именно поэтому в учебниках мало где есть информация).

 

Эдмунд Бёрк

Английский философ ирландского происхождения. Автор «Размышлений о революции во Франции» (1790), предвосхитивших французскую революцию 1791 г. Основоположник консервативного традиционализма. Критиковал теорию и практику французской революции с консервативных позиций.

Бёрк считал, что в малом народе (в узком круге) возникла идея переустройства государства. И, придя к власти через революцию, этот узкий круг людей попытался воплотить свою идею в жизнь. Народ стал сопротивляться, и к нему применили диктатуру.

По Бёрку, недостатки идеологии Просвещения заключались в следующем:

1) просветители в своих опытах рассматривали людей в качестве мышей, т. е. они не любили мышей;

2) пытаясь исправить людей, просветители совершали больше зла.

 

ГОСУДАРСТВО

Бёрк придерживался концепции христианского государства. Человек по его духовной конституции есть существо религиозное, а атеизм возражает против этого и входит таким образом в оппозицию с нашими инстинктами.

Государство, как считал Бёрк, возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей традиции и обычаи, а не в результате общественного договора. Государство – это явление человеческой природы, а человеческая природа не идеальна. Поэтому и нет власти, которая устраивала бы всех. Следовательно, политика, проводится не с воли всех, а с воли тех, кто способен отвечать за ее последствия. (Бёрк – сторонник управления элитных групп?). Он говорит, что каждое общество имеет иерархическую структуру, а неравенство естественно и необходимо.

Говорил о том, что права человека – метафизическая крайность. Права человека находятся в зависимости от занимаемого положения.

 

ВЛАСТЬ

Наилучшая форма правления по Бёрку – это конституционная монархия, которая сочетает принцип наследования и принцип народного представительства. Задача правителя состоит в том, чтобы найденное им решение было реализовано. Правитель должен обеспечить управление элитных групп. Цель государства заключается в обеспечении общественного спокойствия, общественного порядка и закона. Общественный порядок является следствием иерархии. Для Англии лучшая форма правления – конституционная монархия, «когда меньшинство управляет большинством в благожелательной для этого большинства форме».

 

ПРАВО

Бёрк отрицает теорию естественного права. По его мнению, права и свободы – это не преимущества и привилегии, а обязанности, обусловленные имущественным положением человека. По Бёрку, права человека складываются исторически. Законодатель должен учитывать опыт народа и ни в коем случае не должен создавать нормы «с чистого листа». Он должен опираться на традиции, обычаи, так как в них сконцентрирована мудрость нации. Бёрк говорил, что «нельзя вылечить болезнь, устранив иерархию».

Свои мысли о природе и назначении законов в жизни людей Бёрк суммировал в статье «Импичмент Уоррена Хастингса» (1794), где он утверждал, что существует лишь один закон для всех, что закон, который правит всем, — это закон нашего Творца. Именно он и есть «закон гуманности, правосудия, справедливости, закон природы и закон государств-наций». Бёрк не разделял мнения французских революционеров относительно главенствующей роли тех или иных правовых и моральных принципов в жизни человека и гражданина, включая принципы свободы, равенства или братства.

Законодатель должен учитывать опыт народа и ни в коем случае не должен создавать нормы «с чистого листа». Задача правителя состоит в том, чтобы найденное им решение было реализовано.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.012 с.)