Политические и правовые взгляды А. Гамильтона и Т. Джефферсона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые взгляды А. Гамильтона и Т. Джефферсона



Томас Джефферсон

ЛИЧНОСТЬ

Томас Джефферсон (1743-1826) – один из проотцов Декларации независимости США (1776) (это самое известное его произведение) и третий Президент США. Самое крупное свое произведение он посвятил истории и гос. устройству своего родного штата Виргиния («Заметки о штате Виргиния», 1785). Сочетал занятия философией с большой активностью в государственной и общественной деятельности. Прошел свой политический путь от практикующего юриста и полицейского чиновника до губернатора штата, а затем президента страны. Относительно его политических предпочтений: наблюдается переход от радикальных (нередко утопических) программ до умеренных либеральных принципов.

Джефферсон занимался просвещением и пропагандой свободомыслия – он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы (1777). Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права человека, как право народа на самоуправление.

 

ПРАВО

Джефферсон продвигает идеи демократии: надеется, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя». Однако собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений. При это, он утверждает, что в скором времени «коррупция охватит правительство и распространится на основную массу народа; когда правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Человеческая природа одинакова на обоих берегах Атлантического океана и останется одинаковой под влиянием одних и тех же обстоятельств. Настало время остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами».

В своей работе «Общий обзор прав Британской Америки» (1774) Джефферсон обосновывал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы». Он защищал право на свободу вероисповедания и относил его к разряду естественных прав и «потому непереуступаемых никакому правительству».

Джефферсон продвигал идею естественных и гражданских прав. Право на собственность основано на природных потребностях людей и на средствах, с помощью которых они наделены способностью удовлетворять свои нужды. Каждый человек и любая общность людей имеют право на самоуправление, которое они получают из рук природы. Существуют такие права, которые бесполезно и бессмысленно передоверять государственной власти, поскольку все государственные власти всегда стремятся их нарушать. Это право мыслить и передавать свои мысли устно или письменно, это право свободной торговли, право на личную свободу и неприкосновенность.

 

ГОСУДАРСТВО

Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни – организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам).

В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления государством, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

 

Александр Гамильтон

Александр Гамильтон (1757-1804) – руководитель Партии федералистов, министр финансов США. Входил в число подготовителей Конституции. Был одним из трех авторов статей «Федералиста! (октябрь 1787 – май 1788). Гамильтон был государственным деятелем широкого масштаба и кругозора, автором глубоких разработок в области конституционной теории и практики и энергичным защитником сильной централизованной власти федерального правительства.

 

ГОСУДАРСТВО

Гамильтон, как и другие федералисты, поддерживал и разделял мнение демократов о необходимости верховенства власти народа в государстве, но связывал это с потребностью в обуздании дурных свойств и склонностей людей, поскольку без такого обуздания они никогда не станут подчиняться велениям разума и справедливости. В сборнике комментариев к проекту федеральной конституции под названием «Заметки федералиста» рассматривались все разновидности власти и правлений, где всякое учреждение – дело рук человеческих, изобретение людей, имеющее свои достоинства и недостатки.

Гамильтон разделял мнение о том, что установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. Без учета этого обстоятельства любая конституция превращается в пустое хвастовство. Народ — это всего лишь огромный зверь, с которым мудрому правителю следует считаться в той мере, в какой раздоры и недовольства могут угрожать его власти.

 

ПРАВО

В оправдание путей и средств сохранения нового федерального союза штатов Гамильтон нередко прибегал к обдуманно упрощенным аргументам, которые звучат достаточно правдоподобно, но трудно доказуемы. Так, он отстаивал неограниченные полномочия нового правительства в области обороны на том основании, что невозможно предвидеть или определить степень и разнообразие потребностей нации в этой области, равно как степень и разнообразие необходимых средств.

Более основательна его аргументация в пользу судебного конституционного надзора. Закон по самому смыслу термина включает верховенство. Если индивиды объединяются в общество, то его законы должны быть высшими регуляторами его поведения. Если федеральная власть преступит справедливые границы своих полномочий и тиранически использует дарованные права, народ, учредитель ее, должен апеллировать к созданной им модели и выправить ущерб, нанесенный Конституции такими мерами, которые подсказывает крайняя обстановка и оправдывает благоразумие.

Уместность закона в свете Конституции должна всегда определяться характером власти, на которой он основывается. Одна из важных задач судов — «объявлять все акты, противоречащие смыслу Конституции, недействительными. Без этого все ограничения конкретных прав и привилегий ничего не значат». По мнению Гамильтона, пожизненно назначенные, независимые, почитаемые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с надлежащей ответственностью. Они смогут сделать это отчасти и потому, что сами являются неизбираемыми и неответственными.

Верховный суд по Гамильтону создавал наименьшую угрозу правам, дарованным Конституцией. Исполнительная власть имеет меч, Конгресс располагает кошельком, а у судей «одна» только мудрость.

 

43. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта)

Историческая школа права – правовая концепция, появившаяся в Германии в конце 18 века и весьма влиятельная в первой половине 19 века. Возникает в противовес теории естественного права, отвергают концепцию общественного договора. Доказывали необходимость коренного изменения существующего со средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека», общественному прогрессу.

 

Густав Гуго (1764 – 1844)  «Учебник естественного права, как философии позитивного права, в особенности – частного права».

Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861) «Право владения», «Система современного римского права».

Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846) «Обычное право», «Курс институций».

 

Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (они формируются постепенно, и меняются в связи только при необходимости).

Ключевое понятие исторической школы – «Народный дух» – это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него – исторические условия, в которых народ возникает и формируется.

Представители исторической школы критиковали тезис, что позитивное право – искусственная конструкция, создаваемая нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они считали, что право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано не усмотрению законодателя. Гуго сравнивал право с языком. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не столько) благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но «сделать» его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного.

Становление юридическим норм и институтов – объективный ход вещей (непроизвольный).

 

Г. Гуго

Закон – не единственный источник права. Право образуется не только в результате законодательства, но и помимо воли законодателя. Оно развивается вместе с языком, оно складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов. То, что подписано законом не всегда осуществляется в действительности. Образование права Гуго сравнивает с правилами игры, складывающимися независимо от соглашения играющих. Оно образуется с течением времени.

Гуго выделяет обычное и позитивное право. Различие между обычным и позитивным правом видит в том, что обычное право лежит в основе любой правовой системы; источник обычного права – жизненный опыт поколений. Позитивное право вторично по отношению к обычному праву, следовательно, закон – не единственный и основной источник права.

 

Фридрих Карл Савиньи

Право имеет определенный характер, свойственный данному народу, в нем находят отражения убеждения народа. Право – продукт «народного духа», народного сознания. Право развивается непрерывно и закономерно.

(По Нерсесянцу)

Савиньи считал, вся история права – медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. Он выделял несколько этапов:

· на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев,

· на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем – общим убеждением народа.

Савиньи выделяет возрасты «Народного духа»:

1) Младенчество. На этом этапе право только формируется. На этом этапе у человека ещё не существует представления об абстрактной норме и восприятие права носит характер веры. Правосознание здесь развито слабо, в человеке господствуют эмоции.

2) Юность. На этом этапе юристы выделяются в особую группу. Для развития права это время творческого порыва. Юристы действуют в союзе с народом, то есть коллективное правосознание ещё не сложилось.

3) Зрелость. На этой стадии усложняется политическая и экономическая жизнь, развитие культуры, и всё это приводит к усложнению права. Возникает необходимость профессиональной квалификации. Окончательно складывается правовая наука и правовая система приобретает завершённость. Право становится более искусственным, оно не утрачивает связь с народной жизнью. Юристы превращаются в особую замкнутую касту.

4) Старость. Творческие порывы народа угасают, в праве господствует закон, не создаётся уже ничего нового. Право живёт за счёт старых норм. Народный дух умирает и на его месте возникает новый народ с новой правовой системой. Преемственности между разными народами быть не может.

 

Георг Фридрих Пухта

Право – результат деятельности народа, продукт народного духа (народного собрания).

Существуют следующие источники права:

× невидимые источники права (Бог и народный дух);

× видимые источники права (обычное право, законодательное право, научное право)

Пухта считал, что бесцельно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, не напоенная им, она не может привиться обществу. «...Этим органическим свойством право обладает также и в своем поступательном движении; органической является и преемственность правовых установлений. Выразить это можно одной фразой: право имеет историю».

 

 

«НАРОДНЫЙ ДУХ» (придерживались все трое)

Идея «народного духа» мало импонировала исследователям и нашла немного почитателей. Но положительное значение имела критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Оставила свой след в истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.023 с.)