Учение о праве и государстве И. Канта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о праве и государстве И. Канта



Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «К вечному миру», а затем обобщил в трактате «Метафизика нравов» (1797 г.).

 

Принцип социальных воззрений Канта (по Нерсесянцу):

· каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью;

· личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага.

· человек – субъект нравственного сознания, – в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона.

Кант выступал также за закон «категорического императива». Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Или иными словами: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству.

 

ГОСУДАРСТВО

И. Кант рассматривал государство, как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», но это определение не конкретного государства, а его идеи, т.е. каким оно должно быть. Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива.

Канта считали одним из главных создателей концепции «правового государства» после выдвижения и защиты им тезиса о том, что благо и назначение государства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права.

Именно Канту принадлежит разработка ряда основополагающих начал правовой государственности: свобода и самостоятельность каждого члена общества как человека и гражданина; ограничение всеохватывающего вмешательства государства в частную жизнь; связанность государства и общества правом и законом; господство закона в жизни народа, общества, государства.

Государство должно опираться на право. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, рискует потерять доверие и уважение своих граждан.

По Канту, государство – результат естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Переход к последнему не носит характера случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор.

«Общественный договор», по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона и не могут сами (якобы по причине нравственной неразвитости) выбрать правильную линию поведения. Кант резко возражает против малейшего уподобления власти государства родительской опеке над детьми.

 

ВЛАСТЬ

Верховенство народа, провозглашаемое Кантом вслед за Руссо, обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве – организации совокупного множества лиц, связанных правовыми законами.

Разделение власти:

× законодательная (принадлежит суверенной «коллективной воле народа»),

× исполнительная (сосредоточена в руках законного правителя)

× судебная (назначаемая властью исполнительной)

В отличие от Ш.Монтескьё, Кант писал о разделении власти не как о системе сдержек и противовесов, а как о четкой субординации всех ее ветвей: верховная – законодательная власть, ей подчинена исполнительная, которая в свою очередь формирует судебную. Именно субординация и согласие всех ветвей власти, по мнению Канта, способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

В соответствии с количеством носителей высшей власти Кант выделял:

· автократию (или абсолютизм),

· аристократию

· демократию.

(По Нерсесянцу):

Кант полагал, что центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах, методах управления народом. С этой позиции он разграничивает республиканскую и деспотическую формы управления. Первая основана на отделении исполнительной власти от законодательной, вторая – на их слиянии. Для Канта республика не есть синоним демократии, и абсолютизм сам по себе как форма вовсе не есть синоним деспотии. Более того, Кант верит, что самодержавная форма власти вполне может быть республикой (коль скоро в ней произведено обособление исполнительной власти от законодательной), а демократия (ввиду участия в ней всех в осуществлении власти и крайней трудности при этом отделить законодательствование от исполнительной деятельности) чрезвычайно подвержена трансформации в деспотизм и совместима с ним. По-видимому, Кант считал наиболее приемлемым, реально достижимым строем государства конституционную монархию.

ПРАВО

Кант осознавал важность проблемы правопонимания. Сравнивал с логикой и понятием истины.

Право по Канту является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов, т.е. право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие всеобщих принудительных законов, равенство граждан перед такими законами, правовое гарантирование личных прав граждан, разрешение конфликтов через суд. То есть нормы права как бы очерчивают границы, внутри которых человек может действовать свободно.

Общая структура права согласно воззрениям Канта такова:

· естественное право (прирожденное), которое имеет своим источником явные априорные принципы; оно делится на две части:

× частное (регулирует отношения индивидов как собственников)

× публичное (отношения между людьми как членами общества);

· положительное право, источник которого - воля законодателя;

· справедливость – совокупность притязаний личности, которые не предусмотрены законами и поэтому не имеют обязательной силы.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается принудительной силой. Придать праву принудительную силу способно лишь государство.

Кант порицает юридические привилегии, вытекающие из обладания собственностью, и настаивает на равенстве сторон в частноправовых отношениях. Однако Кант делает серьезную уступку феодальной идеологии, когда признает объектом частного права не только вещи и поведение людей, но и самого человека. Подобный шаг приводит Канта к оправданию закрепленной в законодательстве власти мужа над женой, господина над слугой.

(По Матарасу):

Право формально. Право соответствует нравственности. С точки зрения справедливости, право – высшая несправедливость. Человек может надеяться только на себя, на общество, на инстинкты.

Должно быть создана положительная основа для законодательства. Нравственный закон – внутреннее самопринуждение.

Частная собственность – результат исторической работы. Есть сфера высшего права, когда человек - вещь. Это брак – соединение двух лиц различного пола ради использования половых свойств друг друга.

 

ВОЙНА

(на нее делал упор Матарас В.Н. на лекции, пусть будет отдельно)

Кант был противником войны. Он клеймил захватническую, грабительскую войну, резко осуждал подготовку к ней: «Самые большие бедствия, потрясающие цивилизованные народы, – последствия войны, и именно последствия не столько какой-нибудь настоящей или прошедшей войны, сколько постоянной и все растущей подготовки к будущей войне». Автор труда «К вечному миру» ратовал за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств, за развитие между ними торговых и культурных связей. Постоянные армии должны быть распущены, поскольку они друг другу угрожают и народу надо тратить много денег на них. Не должно быть государственных займов на войну.

Кант выдвигает проект установления «вечного мира». Его можно достичь созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению философа, образование такого космополитического союза в конце концов неминуемо. Залогом тому должны были явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности наций.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.01 с.)