Политико-правовые идеи А. С. Пушкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи А. С. Пушкина



Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – солнце русской поэзии, поэт, прозаик, драматург, критик, публицист. Пушкин – это наше все.

 

(ИЗ ПИНДЕМОНТИ)

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова 1
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...

 

Стихотворение, которое указано выше, надо выучить наизусть на минимум - тогда вопрос зачтется. Если хотите повыше отметку, то читаем дальше вырезки из лекций В.Н. Матараса, которые я буду пояснять.

 

Из источников: письма к Чаадаеву, «Ты просвещением свой разум осветил...(К просвещенным либералам, по Матарасу), «Эпиграмма на Карамзина», «Свободы сеятель пустынный...». Другие произведения, неназванные, буду сообщать по ходу повествования, чтобы вы смогли кой-какую картину составить.

(Стихотворения ниже Валентин Никифорович зачитывал на лекции.)

 

Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

Когда безмолвная Варшава поднялась,
И бунтом опьянела,
И смертная борьба началась,
При клике «Польска не згинела!» —

Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда бежали вскачь,
И гибло знамя нашей чести.

Варшавы бунт
в дыме.
Поникнул ты главой и горько возрыдал,
Как жид о Иерусалиме.

 

ЭПИГРАММА ‹НА КАРАМЗИНА›

«Послушайте: я сказку вам начну

Про Игоря и про его жену,

Про Новгород и Царство Золотое,

А может быть про Грозного царя…»

— И, бабушка, затеяла пустое!

Докончи нам «Илью-богатыря»

 

* * *

                                          Изыде сеятель сеяти семена своя.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

 

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

 

Эпиграф взят из евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3. Оттуда же и образ первых стихов (пустынный — одинокий). «Я... написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа», — писал Пушкин А. И. Тургеневу 1 декабря 1823 г., посылая ему эти стихи.

вот, вышел сеятель сеять;

и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

 

«Изъяснять неизъяснимое можно двумя способами: философскими штудиями или небрежно стихами». Второй способ, видим, предпочтительнее. Вообще, надо писать «просто, коротко и ясно».

Идеал, по В.Н. Матарасу, у Пушкина - конституционная монархия и освобождение крестьян (видно, подразумевается «Вольность» (Ода)).

(Встреча Пестеля и и Пушкина произошла 9 апреля 1821 года. Тотчас же после нее поэт записал в своем дневнике: «Утро провел я с Пестелем: умный человек во всем смысле этого слова. «Сердцем я материалист, – говорит он, – но разум этому противится.» Пушкин какое-то время был тех же взглядов, что и декабристы, однако к 1825 году давно разошелся с ними по позициям насчет будущего России. Пестель – это один из руководителей декабристского восстания, за организацию которого был казнен. Казнено всего, к слову, было лишь пять человек, и он один из них.)

Матарас же об этом не упоминает, так что можно отметить, что симпатизировал взглядам декабристов какое-то время, но после отошел от них.

 

Дали лишь цитату Пушкина, что Пестель – умный человек.

 

Высказал следующее мнение об императорах: Александр Первый – полная никчемность, Павел Первый – Калигула в Просвещение, Екатерина Вторая – Тартюф в юбке и короне (Тартюф – герой пьесы французского драматурга Мольера "Тартюф, или Обманщик"). Для нее властвовать – это пользоваться слабостью, она фиглярка.

По мнению Валентина Никифоровича, отрицал самодержавие и не любил аристократию, которая была самолюбива, беспонятна, не прощала и т.д.

(Надо уточнить, потому что черт ногу сломит в моих записях, дальше говорится об идеале дворянства.)

Тут можно вспомнить «Свободы сеятель пустынный...» о разочаровании в просвещении людей. В частности, некоторые исследователи говорят о его разочаровании в революционном движении, которое было в Испании, но нам подробности не нужны, я полагаю.

Для Пушкина монархия в русском сознании – единственный фундамент политической культуры. История России имеет другую формулу: отсутствовали феодализм и свободные городские общины (хотя тут я бы задался вопросом о наличии в Новгороде олигархии).Вообще, ни гордости, ни стыда в отношениях с иностранцами русские не испытывают. «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».

Неравенство – закон природы, отсюда ненависть к демократии. Демократия – отвратительный цинизм.

Статья «Джон Теннер»:

«С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами».

Творчество должно быть без насилия.

 

Должен быть пиетет к историческому прошлому. Здоровый консерватизм и умеренная личность – вот идеалы Пушкина. «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества...» («Путешествие из Москвы в Петербург», Глава «Русская изба».)

 

Отрицательно относится к дворянству временщиков (люди, оказавшиеся у власти на время благодаря воле властителя) и критически к Табелю о рангах Петра Первого, ибо дворянству нужны: храбрость, благородство, честь (не жажда наживы, не жажда пристроиться к кормушке и хлебать, а в удобном случае продавать. Это мое примечание, чтобы было ясно...). Противник указа о вольности дворянства Екатерины Второй, потому что из-за принятия этого суть дворянства теряется: оно должно служить, а не просиживать свои штаны, иначе за что они будут получать свои привилегии?

 

Можно жить без политических прав, какая разница, от кого власть: от царя или от народа? Главное:

«Никому отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...»

 

Пушкин – убежденный монархист (думаю, после написания «Бориса Годунова», захотите - объясню. Не желаю здесь засорять голову). Должны быть сословное государство, монархия, консерватизм, противная форма - цезаристский деспотизм.

В статье «О дворянстве»: средства, которыми достигается революция, недостаточны для ее закрепления. Петр I — одновременно Робеспьер и Наполеон (воплощение революции).

(Для эрудиции скажу, что хоть тут говорят о почитании Петра Пушкиным, но по факту такое ему было присуще в начале жизни. В поэме «Медный всадник» Петр выведен чуть ли не как Антихрист, но это вопросы иного толка, просто знайте, что вывест принять мысли Пушкина первой половины 20-ых годов за его мировоззрение вообще глупо.)

Закон не слышит человека, милосердие выше справедливости, а человек - закона. (Прочтите когда-нибудь поэму «Анджело».)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.009 с.)