Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин)



Реформация — разнородное общественное движение во многих странах Западной и Центральной Европы (цель — преобразование господствовавшей католической церкви), Германия (поляризация классовых сил; крестьянская война)

Мартин Лютер

Мартин Лютер (1483 — 1546) – окончил Эрфуртский университет; магистр свободных искусств; в Виттенбергском университете получил степень доктора богословия; в 1517 открыто выступил против католицизма. Противопоставил себя движению низов, стал вождем и идеологом умеренного бюргерского течения.

Работы: «К христианскому дворянству немецкой нации» (задача освобождения немцев от засилия папского Рима); «О светской власти» (светская власть обязана охранять существующие порядки — шаг назад); «О рабской воле» (теория абсолютного предопределения).

 

ВЛАСТЬ

В своем основном религиозно-политическом произведении «О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться» (1523) Лютер разработал учение о «двух порядках» - духовном и светском и, соответственно, о двух системах права - божественном и естественном. Сама эта концепция не была новой, она была сформулирована еще в труде А. Аврелия «О граде Божьем». Разграничивая религиозную и светскую сферы, Лютер считал, что религиозная сфера находится вне юрисдикции государства, а светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением народа, и не имеет права навязывать человеку какое-либо мировоззрение.

 

ГОСУДАРСТВО

Основная цель государства – достижение христианской жизни. Если такой цели у государства нет, то такое государство имеет искусственную власть. Лютер разграничивает светскую и религиозную сферы.

Необходимо отметить, что Лютер не употребляет термин «государство». Вместо него он использует латинский термин «республика», «полития».

М. Лютер считал, что государство есть создание разума, и деятельность христианского государства не может расходиться с интересами христианской церкви. Необходимость государства обусловлена греховной природой человека. Если бы человеческое общество состояло исключительно из истинных христиан, то это означало бы отсутствие необходимости в государстве, законах, наказаниях. Но так как христианский мир далек от этого, то и возникает потребность в государстве. При этом институты государственной власти освящены божественным авторитетом, поэтому подданные не имеют права на сопротивление власти.

 

ПРАВО

Разделяет право на божественное и естественное. Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти на естественное, а не на божественное право (хотя естественное в конечном счете производно от воли божьей). Должностные лица обязаны руководствоваться в своей деятельности нормами естественного права. Этим высказыванием М. Лютер не только освободил светскую власть от церкви, но и мирское (гражданское) право от опеки канонического права. Однако он предупреждал, что мирское право не может учесть всего многообразия общественных коллизий, и поэтому не должно возводиться в абсолют. Светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами.

Мартин Лютер выделял следующие виды законов:

× божественный закон (он стоит на первом месте и одинаков для всех);

× естественный закон (он соответствует божественному закону; критерием  соответствия является человеческий разум);

× императорский закон;

× законы земель, городов и т. д.

Жан Кальвин

Жан Кальвин (1509 — 1564) – окончил юрфак Парижского и Орлеанского университетов; сильное влияние на него оказали идеи гуманистов, особенно Эразма Роттердамского и Лютера; 1553 — отрекся от католицизма и создал первую общину своих реформаторских идей; власти вынудили его покинуть родину; обосновался в Швейцарии; главный труд:   «Наставления в христианской вере».

 

ВЛАСТЬ

Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

 

ГОСУДАРСТВО

По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.005 с.)