Политико-правовое учение А.Дж. Тойнби 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение А.Дж. Тойнби



Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975) - английский историк, социолог, философ и культуролог. В 1943 году глава исследовательского отдела британского МИД по вопросам послевоенного устройства мира. Профессор Лондонской школы экономики и в Лондонского университета. Член Американского философского общества (1941).

Исследовал международную историю и процессы глобализации, критиковал концепцию европоцентризма. Автор многих работ, статей, выступлений и презентаций, а также 67 книг, переведённых на многие языки мира. Наибольшую известность ему принёс его 12-томный труд «Постижение истории».

У него цивилизация – это поле деятельности индивидуальности. Ввел понятие локальной цивилизации – общность людей, объединенных системой связей. Она очень схожа с суперсистемой у Сорокина и суперэтносом у Гумилева. Локальная цивилизация шире национального государства. Цивилизация – это общество с большой протяженностью во времени и пространстве. Основной ее признак– культура. Именно по ней определяется принадлежность государства к определенной цивилизации.

Каждая локальная цивилизация имеет особенности. Для Западной Европы это техницизм, для индусов – религия. Чем сильнее развивается цивилизация, тем уникальней ее исторический опыт.

Тойнби выделяет около 20 локальных цивилизаций (западная, российская (православная), византийская, арабская, шумерская, вавилонская, сирийская и др.). на сегодняшний день в мире осталось лишь несколько живых цивилизаций: западная, православная, дальневосточная (Япония, Китай), исламская, индуистская.

Виды цивилизаций:

× живые (находятся в динамике);

× реликтовые;

× неродившиеся;

× задержанные.

Цивилизации могут получать полное развитие и неудавшееся. Те цивилизации, которые получили полное развитие, делятся на независимые и сателлиты.

Тойнби негативно относится к идее единой человеческой цивилизации. По его мнению, эта идея ложная, и ее придерживаются только западные историки, которые называют, все цивилизации, кроме западной, варварскими.

По мнению Тойнби, в западном обществе сложилась «эгоцентрическая иллюзия», ложная схема: активный Запад – статичный Восток. Причина этого заблуждения состоит в том, что современная западная цивилизация распространяет свою экономическую и политическую экспансию по всему миру.

 

ГОСУДАРСТВО

Тойнби считает, что создание коммунистического государства – утопия.

В ХХ в. западная цивилизация находится в кризисе, так как утрата христианства привела к созданию псевдорелигиозных идеологий (национализм, индивидуализм, коммунизм).

Объясняя механизм исторического развития цивилизации, Тойнби предлагает теорию «вызова-ответа». Историческая ситуация ставит перед цивилизацией проблемы, которые называются «вызовами». Они проявляются как неблагоприятные природные условия (географические факторы) (например, суровая зима в Сибири), территориальная экспансия других народов, техническое превосходство другой цивилизации. Если «вызов» сильный, он разрушает цивилизацию, если он слабый, то не оказывает стимулирующего воздействия. Наиболее оптимальным является «вызов» средней силы, который приводит в динамику.

Кроме того, необходимо наличие людей, которые поймут «вызов» и дадут на него ответ. Как правило, военные, администраторы и священники – это та элита (правящее меньшинство), которая дает ответ на вызов.

В начале цивилизации преобладают природные факторы, которые являются «вызовами». Если ответы на эти «вызовы» правильные, цивилизация начинает развиваться, что приводит к усложнению внутренне структуры общества.

Тойнби называет 5 видов «вызовов»:

× вызов суровых стран;

× вызов новых земель;

× вызов ударов;

× вызов-ущемление;

× вызов-давление.

По мере усложнения цивилизации преобладают социальные «вызовы». Тойнби подчеркивает, что «вызов» должен касаться конкретной цивилизации. Если одна цивилизация заимствует что-либо от другой, то это ведет к неминуемой гибели первой.

По Тойнби, территориальное расширение не свидетельствует о развитии цивилизации.

Когда система общества переживает упадок, она направляет все силы на материальные проекты широкого размаха.

Тойнби считает, что рост власти над природой не говорит о прогрессе, а наоборот, ведет к надлому, так как снижается авторитет духовных ценностей. Прогресс всегда ведет к упрощению и, следовательно, к гибели.

 

ВЛАСТЬ

(не знаю можно ли отнести это к власти, но как по мне это подходит)

На стадии роста и развития цивилизации осуществляется ротация личностей («лифт наверх») – представителей творческого меньшинства и большинства. Спустя некоторое время между ними возникают противоречия, подражание, копирование, и все это ведет к затиханию творческих импульсов. В результате элита начинает терять свой авторитет, но, чтобы удержать его, прибегает к насилию. Все это приводит к противоречию элиты и большинства и последующему надлому, так как элита считает оставшихся людей второсортными и ничего не стоящими. Таким образом, возникает культурный разрыв.

Возможные причины «надлома»:

- большинство отказывается от подражания элите;

- творческая элита пассивна, не способна давать ответы на «вызовы»;

- изоляция правящего меньшинства и его вырождение, исчезновение (так как «лифт» не едет наверх, нет ротации личностей).

Правящее меньшинство, которое цепляется за свое привилегированное положение, создает универсальное государство. Внутренний пролетариат, который не доверяет элите, создает вселенскую церковь. Внешний пролетариат создает атаки варваров на слабейшую цивилизацию.

В период «надлома» граждане верят, что установленный порядок вечен, в вечность института государства, в прогресс, в бессмертие города. В этот период общество деградирует, элита теряет творческую силу, преобладает плагиат. Продукт умирающей цивилизации – универсальное государство, в котором преобладают идеи прогресса и демократии. Универсальное государство не несет в себе творчества и основано на букве закона, поэтому является мертвой политической формой.

Неотъемлемый элемент цивилизации – это экспансия – это территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа.

Тойнби говорит, что борьба цивилизаций за всю историю была жестокой, упорной и бескомпромиссной.

Как отмечает Тойнби, если мир пойдет западным путем, то у Земли не хватит ресурсов. Незападная цивилизация должна спасти мир от гибели. Резкий уклон России в сторону Запада может привести к разрушению российской цивилизации. Каждая цивилизации должна оставаться самобытной, иначе погибнет, если позаимствует что-либо у чужой цивилизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.006 с.)