Политическое и правовое учение Г. Гоббса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое и правовое учение Г. Гоббса



Томас Гоббс (1588–1679) – один из наиболее выдающихся английских мыслителей. Политико-юридическая доктрина Т. Гоббса содержится прежде всего в его трудах: «Философское начало учения о гражданине» (1642), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Гоббс рассматривал государство не через призму теологии, но на теологическом языке, понятном для обывателей (например, государство называлось «смертный бог»).

 

ФИЛОСОФИЯ

В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку – волк». Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Это бедственное положение Т. Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого».

Но присущий людям инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их и выражают предписания естественного разума) суть естественные законы:

Первый закон: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира.

Второй закон: отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты.

Третий закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. Третий закон содержит источник и начало справедливости.

Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

 

ГОСУДАРСТВО

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной. Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) (общественный договор) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. При этом выбранное людьми лицо с самими людьми договорными отношениями не связано, как не связано и гражданскими законами. Любые действия власти по отношению к народу не могут быт признаны беззаконными (на уровне власти и закона нет).

«В абсолютной власти нет ничего тягостного, если не считать того, что человеческие установления не могут существовать без некоторых неудобств. И эти неудобства зависят от граждан, а не от власти». При этом Гоббс не беспокоит то, что любой человек в итоге станет тираном в такой ситуации.

Государство обладает достоинством, если охраняет порядок. В концепции Гоббса порядок стоит выше блага народа.

Носитель такого лица – суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

Т. Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении, политическими государствами (впоследствии термин «политическое государство» получил широкое хождение в западноевропейских доктринах государства). Государства, появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении; к ним он особого расположения не выказывает.

Гоббс рассматривал государство как человеческий организм (суверен — душа государства, тайные агенты — глаза государства, гражданский мир — здоровье, мятежи, гражданские войны — болезнь, влекущая распад и гибель).

Одновременно он рассматривает государство как «механизм», «механический человек», «машину» (в то время все всё рассматривали как механизм).

 

ВЛАСТЬ

О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть суверена в нем, по Т. Гоббсу, всегда абсолютна, т. е. она безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т. д. Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому. «Делить власть государства – значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга».

Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Наделённое абсолютной властью государство должно выполнять следующие функции:

× полицейско-охранительные

× «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»;

× силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы

× борьба с «мятежными учениями» (причем с самими учениями, а не теми людьми, которые их проповедуют)

× воспитательно-просветительские (в особенности внушение подданным, сколь безгранична власть суверена и сколь безусловны их обязанности перед ним).

Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является (у Т. Гоббса) правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности «покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т. д.».

 

ПРАВИТЕЛЬ

В произведениях Т. Гоббса говорится «об обязанностях суверена». Все они, как считает мыслитель, содержатся в одном положении: благо народа – высший закон. Долг суверена, по Т. Гоббсу, – хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. По сути, эти все слова о благе народа и т.п. – водица.

В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовавшего за неограниченную власть государства как такового, Т. Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. По его мнению, «власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах». Согласно Т. Гоббсу, может быть лишь три формы государства:

× монархия,

× демократия (народоправство)

× аристократия.

Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. И все же глубинные симпатии Т. Гоббса – на стороне монархии.

Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Т. Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность – право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы – закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

 

ПРАВО

Чтобы императивно подчинить индивидов, абсолютная власть издает гражданские законы. И, если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те же естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства.

Гражданский закон есть единственное мерило добра и зла, а единственный судья — законодатель.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.006 с.)