Политико-правовое учение А. Данте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение А. Данте



(Воевали в Европе тогда сторонники императора Генриха Седьмого (гибеллины) и сторонники Папы Римского Климента Пятого (гвельфы). Гвельфы были белые - выступающие сотрудничество с гибеллинами - и черные. Данте был белым гвельфом – историческая справочка из конспекта)

ЛИЧНОСТЬ

Данте Алигьери (1265-1321 г. г.) – итальянский поэт, автор «Божественной комедии». Сторонник светского государства, отстаивал ее приоритет. Был изгнан из Флоренции, скитался по Западной Европе. В этот период император Священной Римской империи собирался в поход против Папы. Официальная цель похода – объединение Италии (так и не поняла, участвовал ли Данте в нем). Идея объединения очень близка Данте. Он адресует трактат «Монархия» императору Людовику Богемскому.

 

ГОСУДАРСТВО

В трактате автор исходит из разумной природы человека. Человек обладает разумом, значит он стремиться к самосовершенствованию. Но сложно самосовершенствоваться, когда занят тяжелым физическим трудом, поэтому необходим досуг. Необходимо состояние покоя и мира. С целью получения мира и спокойствия люди объединяются в города и государства.

 

ВЛАСТЬ

Люди воюют за власть (власть, кстати, происходит от Бога, но не от Папы, монархия должна быть религиозной). Также Данте рассматривал вопросы соотношения властей римского императора и римского первосвященника. Задача первосвященника – вести народ к жизни вечной. Данте не определял, кто занимает первенствующее положение – император или первосвященник, так как каждый из них должен занимать свою нишу и выполнять собственный функции. Мир и спокойствие возможны только в монархии, когда над всеми один князь. При этом люди по всему миру стремятся объединяться во все большие общности, что ведет к всемирной монархии. Цель всего человеческого рода, как считал Данте, — всеобщий мир (concordia — гармония, мир). Это и есть дело всемирной монар­хии. Основные доказательства, которые он приводит в ее пользу, следующие: единая цель требует одного управляющего начала.

 

ПРАВИТЕЛЬ

Кто будет главным в монархии? – император. Он должен быть одновременно выше всех и равен всем. При этом для Данте Папа не подходит на эту кандидатуру, он всего лишь один из феодальных сеньоров (да и с папой Банифацием 8 у Данте были терки). Критерии для императора:

× его выбрали, значит он выше всех, они поставили его над собой своей волей;

× выбрали его из князей, он один из них, значит равен им;

× его кандидатура удовлетворяет всех;

× он одинаково близок всем и одинаково удален от всех (сложная идея, но можно сравнить его с центром окружности);

× ему ничего не нужно для себя, поэтому он будет заниматься поддержанием мира, необходимого для самосовершенствования людей; монархии правитель существует для граждан, а не граж­дане для монарха.;

× он не может ошибаться, потому что все одновременно не могут ошибаться, а он выбран всеми, такая вот логика.

 

ПРАВО

 Мир и справедливость – природные, а установленный природой порядок должен охраняться правом. Как единый Бог владычествует во всей Вселенной, так и род человеческий должен быть устроен по такому образцу. Споры между отдельными князьями должны разрешаться высшим судьей-императором. Всемирный монарх издает законы для всего человечества, отдельные же князья прилагают эти законы сообразно особенностям своих стран.

Политико-правовая концепция ислама на государство и власть XI – XIV вв.

К XI – XII вв. в арабском мире сформировалось учение о государстве. Оно развивалось в рамках доктрины мусульманского права.

Мусульманское право выступает в качестве общественного регулятора, оно не знает норм, регулирующих властные (вертикальные) отношения, и умалчивает о формах правления. Мусульманское право утверждает верховенство шариата.

 

ГОСУДАРСТВО и ВЛАСТЬ

Термин «государство» в арабской литературе не употребляется. Используются термины «имамат» (руководство молитвой) и «халифат» (основан на преемстве). Со временем халифат стал рассматриваться как сущность государства и специфическая форма правления. Халифат стал пониматься в качестве функции осуществления верховной власти и поддержания веры мусульманской общины (уммы). Власть халифата – это верховная власть. В основе халифата лежит единоличная власть монарха.

К XI в. в мусульманском праве сформировались такие школы, как сунниты и шииты.

 

  Сунниты Шииты
Кто создает государство? Правовой характер халифату придает иджма (мнение народа, общины) Создание государства – это право Аллаха, а не общины
Кто является носителем суверенитета? Община осуществляет высшую власть на земле, она обладает полным суверенитетом, но он является отражением суверенитета Аллаха. Община не передает своих прав халифу (правителю), она только поручает ему руководить собой. Община вправе законодательствовать лишь по вопросам, которые не урегулированы Кораном и Сунной. Община подчиняется халифу лишь потому, что он следует предписаниям Корана. Единственный носитель суверенитета – Аллах. От его имени государство руководит правитель, который подчиняется шариату, отражающему волю Аллаха, и не связан волей общины.
Замещение поста главы государства Пост замещается в силу особого договора, заключаемого между общиной и претендентом на халифат Имам не избирается общиной, а является прямым представителем Аллаха и пророка, пророк назначает преемника и передает ему власть.
Вопрос о пределах власти главы государства Власть государства не абсолютна, она не пользуется привилегиями. Правитель должен жить, как простой мусульманин. Он может вводить новые нормы лишь потому, что он является «знатоком права». Имам наделен высшей властью и стоит выше других мусульман. Личность имама – священна.
Основное различие Умма (община) – посредник власти, халиф правит от ее имени и должен быть из племени курайшитов (по Матарасу В.Н.) Для шиитов нужен только наследник по крови Мухаммеда, а главой государства должен быть имам

 

Отдельно стоит принцип Шуры (на лекции не описывали): правитель мусульманского государства должен перед принятием решения посоветоваться («шура» переводится как «совет»)

 

ПРАВО

(Нерсесянц - на всякий случай)

Источниками мусульманского права являются:

1) Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права;

2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение;

3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама;

4) кияс – суждение по аналогии в вопросах прав.

Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII–Х вв. была посвящена деятельность правоведов.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип " иджтихад " – свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела.

В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значения кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе – и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата. К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата).

Государственная власть, согласно исламу, – не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить, новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты. Содержание таких государственных актов, особенно в современных мусульманских странах, зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации соблюдения требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.01 с.)