Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания предмета↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
О.М. Смирнова МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Учебное пособие для студентов высшего про- фессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое об- разование»: профиль «Начальное образование» (квалификация «бакалавр») 2016 УДК ББК С Рецензент ы: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Московского государственного областного гуманитарного института Г.Н. Гришина; кандидат биологических наук, доцент кафедры гуманитарных естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина В.И. Вискова Смирнова О.М. С Методика преподавания предмета «Окружающий мир»:учебноепособиедлястуд.высшихучебныхза- ведений,обучающихсяпонаправлениюподготовки «Педагогическое образование»: профиль«Начальное образование» (квалификация «Бакалавр»). — М.:Гу- манитарныйизд.центрВЛАДОС.—2016.—199с. ISBN 978-5-691- В учебном пособии раскрываются методические основы учеб- нойдисциплины«Методикапреподаванияпредмета«Окружаю- щий мир», рассматривается процесс обучения, воспитания млад- ших школьников, обусловленный содержанием школьного курса «Окружающий мир» в начальной школе. Пособие подготовлено всоответствиисФГОСвысшегопрофессиональногообразованияпо направлению подготовки «Педагогическое образование»:профиль «Начальное образование» (квалификация «бакалавр»), ориенти- рованонаподготовкубакалавров—учителейначальныхклассов кпреподаваниюпредмета«Окружающиймир»вначальнойшколе, вусловияхреализациитребованийФедеральногогосударственного образовательногостандартаначальногообщегообразования. Длястудентоввысшегопрофессиональногообразования,об- учающихся по направлению подготовки «Педагогическое образо- вание:профиль«Начальноеобразование»(квалификация«бака- лавр»),атакжеможетбытьиспользованоучителяминачальных классов в преподавании предмета «Окружающиймир».
УДК ББК ISBN978-5-691- © Смирнова О.М., 2016 © ООО «Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС», 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение................................................................... 6 Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания предмета «окружающий мир»...8 1.1. Объект исследования и задачи методики преподаванияпредмета«Окружающиймир» 10 1.2. Методологические основы методики преподаванияпредмета«Окружающиймир» 17 1.3. Исторический очерк становления школьного курса«Окружающиймир» 21 1.4. Дифференцированныйподходкмладшим школьникам при изучениикурса «Окружающиймир»................................... 29 Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе...33 2.1. Цельизадачипредмета«Окружающиймир» вначальнойшколе..................................... 35 2.2. Содержание курса «Окружающиймир» вначальнойшколе..................................... 36 2.3. Планируемые образовательные результаты усвоения содержания учебногоматериала в курсе«Окружающиймир»........................ 46 2.4. Экологическое образованиемладших школьников при изучениикурса «Окружающиймир»................................... 51 Глава 3. Методика формирования предметных знаний, умений у младших школьников при изучении курса«окружающиймир»............... 61 3.1. Формированиеестественно-научных иобществоведческихпредставлений ипонятийвкурсе«Окружающиймир».......... 62 3.2. Историческиеиобществоведческиезнания в курсе«Окружающиймир»........................ 67 3.2. Формирование предметных и общих учебных умений у младших школьников в изучении курса«Окружающиймир»........... 71 Оглавление Глава 4. Материально-техническое обеспечение курса «Окружающиймир»..................................... 78 4.1. Средства обучения, применяемые в изучении курса«Окружающиймир» 79 4.2. Вербальныесредстваобученияиихприменение попредмету«Окружающиймир».................. 85 4.3. Электронно-образовательные ресурсы, их применениевкурсе«Окружающиймир» 88 Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающиймир»..................................... 90 5.1. Классификацияметодовобучения,применяемая приизучениикурса«Окружающиймир»....... 91 5.2. Приемы обучения, применяемые в изучении курса«Окружающиймир» 93 5.3. Словесные методы обучения,применяемые попредмету«Окружающиймир».................. 95 5.4. Практические методы обучения,применяемые попредмету«Окружающиймир».................. 97 5.5. Наглядные методы обучения,применяемые визучениикурса«Окружающиймир»......... 104 5.6. Игровойметодобучениявизучениикурса «Окружающиймир».................................. 106 5.7. Работа с книгой как метод обучения в изучении курса«Окружающиймир» 107 5.8. Методы контроля исамоконтроля в обучении, применяемые по предмету «Окружающиймир».................................. 113 5.9. Метод проектов по предмету «Окружающий мир» вначальнойшколе 117 Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета«Окружающиймир»вначальной школе......................................................... 121 6.1. Уровневаядифференциацияобучения визучениикурса«Окружающиймир»......... 122 6.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении курса«Окружающий мир»вусловияхдифференциацииобучения..129 6.3. Оценивание учебных достижениймладших школьников по предмету«Окружающий мир»........................................................ 140 Оглавление 6.4. Технология проблемного обучения науроках вкурсе«Окружающиймир»........................ 146 6.5. Информационные технологии вкурсе «Окружающиймир».................................. 148 6.6. Технология деятельностногометода визучениикурса«Окружающиймир»......... 150 ВВЕДЕНИЕ Всистемепрофессиональнойподготовкибудущихучи- телейначальныхклассовизучениеучебнойдисциплины «Методикапреподаванияпредмета«Окружающиймир» направлено на овладение студентами профессиональными умениямиинавыкамипообучениюмладшихшкольни- коввусловияхвариативностикурса«Окружающиймир». Вучебномпособиираскрываютсяметодическиеосновыпре- подавания предмета «Окружающий мир» в начальной шко- ле. Планируемые образовательные результаты освоения со- держанияучебногоматериалакурса«Окружающиймир» во многом зависят от реализации учителемдифференциро- ванногоподходакучащимсявобучении.Вучебнойдисци- плинеуделяетсявниманиепедагогическимтехнологиямоб- учения: уровневой дифференциации, деятельностному ме- тоду,методупроектовприизучениикурса«Окружающий мир»вначальнойшколе. В1–4классахинтегрированныйкурспредусматривает изучениеприроды,обществаичеловека;существуютраз- личныеподходыавторовучебников«Окружающиймир» врамкахУМКкотборусодержанияучебногоматериала. Важно выстроить индивидуальную образовательную тра- екторию,чтобыкаждыйобучаемыйсмогдостичьтехпла- нируемых результатов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразования. В пособии представлено многообразие традиционных и инновационных подходов в преподавании предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Цельучебнойдисциплины—формированиеустудентов методическихосновпреподаванияпредмета,обеспечиваю- щих изучение целостной научной картины мирамладшими школьниками. Методическимиосновамипреподаванияпредмета«Окружающий мир»являются: — реализацияидеологическойосновыКонцепциидуховно-нрав- ственногоразвитияивоспитанияличностигражданинаРоссии—ста- новление российской гражданской идентичности (на примере изучения курса«Окружающиймир»формированиеумладшихшкольниковпред- ставлений о базовых национальныхценностях);
— организационно-методические принципы изучения курса «Окру- жающиймир»(принципобучениявдеятельности;индивидуализации; дифференциации;воспитаниявпроцессеобучения;развитияличности); — организацияучебнойдеятельностиучащихсянаосновесистем- но — деятельностногоподхода; — организацияпроцессаобучениянаосновепримененияпедагогиче- скихтехнологийдеятельностноготипа(уровневаядифференциацияна основе обязательных результатов обучения, технология деятельностного метода, технология оценивания учебныхдостижений); — дифференцированныйподходкмладшимшкольникам,личностно- ориентированноеобучение; — организациявидовдеятельностиучащихся(учебная,читатель- ская, проектная, контрольно-оценочная,исследовательская); — совершенствование форм организации обучения в курсе«Окружа- ющиймир»; — применениепроблемно-поисковыхметодовобучениявпроведении уроковпопредмету«Окружающиймир»; — формированиеуниверсальныхучебныхдействийкакосновыпред- метныхзнаний,уменийиобщихучебныхуменийумладшихшкольников; — применениеформучебнойдеятельностишкольников(парная,диф- ференцированно-групповая, индивидуализировано-групповая, звенье- вая,групповая); — организация самостоятельной работы учащихся в урочной и внеу- рочнойдеятельности; — достижение личностных, метапредметных, предметных результа- товосвоенияучащимисясодержанияучебногоматериалакурса«Окру- жающиймир»вначальнойшколе; — оценивание учебных достижений учащихся по предмету «Окружа- ющий мир» в условиях дифференциацииобучения.
Глава 1 Знать: — предметиметодыпедагогическихисследованийучебнойдисци- плины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»; — историческиепредпосылкистановлениякурса«Окружающий мир»итенденцииразвитияметодикипреподаванияпредмета. — методическиеосновыпреподаванияпредмета«Окружающиймир», обеспечивающие организацию видов деятельности учащихся (учебная, читательская,проектная,контрольно-оценочная,исследовательская), формированиеуниверсальныхучебныхдействийкакосновыпредмет- ныхзнаний,уменийиобщихучебныхумений,достижениепланируемых предметных, метапредметных, личностных образовательных результа- тов усвоениякурса;
— актуальные проблемы методики преподавания предмета«Окружа- ющиймир».
Уметь: — использоватьворганизациипроцессаобучениявизучениикурса «Окружающий мир» методический опыт преподавания начального есте- ствознания; — применятьметодыпедагогическогоисследованиявпредметнойоб- ласти «Окружающиймир»; — организовыватьпедагогическоеисследованиеврамкахучебной дисциплины; — строитьпроцессобучения,исходяизцелей,планируемыхрезуль- татовизучениякурса«Окружающиймир»; — учитыватьиндивидуальныевозможностимладшихшкольников вобучении,воспитании,применятьдифференцированныйподходкуча- щимсяприизучениикурса«Окружающиймир».
Владеть: — профессиональными знаниями, умениями по организации обуче- нияивоспитаниямладшихшкольниковприизученииинтегрированного курса«Окружающиймир»вначальнойшколе,отражающимиспецифи- ку предметнойобласти.
Насовременномэтаперазвитияначальногообщегооб- разованиявсистемеметодическойподготовкиучителя начальныхклассовучебнаядисциплина«Методикапре- подаванияпредмета«Окружающиймир»должнаобеспе- читьовладениестудентамипрофессиональнымиумениями, компетенциями, необходимыми для преподавания курса «Окружающий мир». Пропедевтическая направленность содержанияучебного материалапредмета«окружающиймир»вначальнойшко- ледаетвозможностьусвоенияучащимисяэлементарных знанийизразныхобластейнаук.Теоретическойосновойме- тодикипреподаванияпредмета«Окружающиймир»явля- ются дисциплины естественнонаучного цикла:естествозна- ние, возрастная физиология и школьная гигиена,экология. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» яв- ляется интегрированной учебной дисциплиной, поскольку включаетэлементыметодикпреподаванияестествознания, обществознания,географии.Историческийподходвста- новлениишкольногокурса«Окружающиймир»позволяет использоватьпередовойопытученых,методистоввпроцес- се изучения окружающегомира.
Глава 2 Знать: — обучающие, развивающие и воспитательные задачи курса «Окру- жающиймир»вначальныхклассахипутиреализацииличностно-ориен- тированногообучения,чтообеспечиваетуспешностьобученияучащихся сразнымуровнемподготовкииумственногоразвития; — содержаниеучебногоматериалаинтегрированногокурса«Окру- жающиймир»,спецификуегоформированиясучетомтребованийкос- воению программы учащимися (планируемых образовательных резуль- татов); — раскрыватьдоступныепониманиюмладшимшкольникамвзаимос- вязивприроде,представленияоценностях,формироватьзнаниявсисте-
ме общество — природа — человек, что способствует эмоционально-цен- ностному отношению к окружающему миру.
Уметь: —анализироватьсодержаниерабочихпрограмм,учебников,рабочих тетрадейпопредмету«Окружающиймир»вначальнойшколе; — уметь устанавливать связь универсальных учебныхдействий с предметными, метапредметными, личностными планируемымирезуль- татами,общимиучебнымиумениями,содержаниемучебногоматериа- лакурса«Окружающиймир»,чтоспособствуетформированиюумения учитьсяумладшихшкольников. —раскрыватьдоступныепониманиюмладшимшкольникамвзаимос- вязивприроде,представленияоценностях,формироватьзнаниявсисте- ме общество — природа — человек, что способствуетэмоционально-цен- ностному отношению к окружающемумиру.
Владеть: — профессиональнымизнаниями,умениямипоосвоениюмладши- ми школьниками содержания учебного материала курса «Окружающий мир»вначальнойшколе,достижениюпланируемыхрезультатов.
Курс«Окружающиймир»выполняетинтегрирующую функциювобучениимладшихшкольниковвначальной школе. Содержание учебного материала, представленное в программе двумя линиями «Человек и природа»,«Чело- векиобщество».Изучениепредметаспособствуетформи- рованию знаний о природе, обществе, человеке; целостной научнойкартинымира.Младшиешкольникиузнаютраз- личныесведенияоприроде,истории,культурныхценно- стях,географическихоткрытиях,обществе,наматериале природыикультурыродногокрая.Курсраскрываетмеж- предметныесвязисматематикой,русскимязыком,литера- турным чтением, технологией, физической культурой, изо- бразительнымискусством,чтообеспечиваетразвитиеууча- щихсякругозора,общихуменийпопредметамвначальной школе, способствует воспитанию экологической культуры, уважительногоотношенияккультуренародовРоссии,госу- дарств,формированиюпредставленийонациональныхцен- ностях, развитиюличности. Особаярольотводитсякурсу«Окружающиймир»вфор- мированиипредметныхиобщихучебныхумений,асреди них—познавательнымумениям,которыеобеспечивают подготовкуучащихсякизучениюестественно-научных дисциплинв5классе.
Содержаниекурса«Окружающиймир» вначальнойшколе Предмет«Окружающиймир»вначальнойшколепред- ставленвБазисномучебномпланеначальногообщегооб- разования в предметной области Обществознание и Есте- ствознание (Окружающий мир). На изучение его отводится
в1–4классахпо2часавнеделю.Программакурса«Окру- жающиймир»входитвосновнуюобразовательнуюпро- граммуначальногообщегообразования.УМК(учебно-ме- тодическиекомплексы)включаютрабочуюпрограммупо предмету.Рассмотримструктурурабочейпрограммыкурса «Окружающий мир»: — пояснительнаязаписка,вкоторойраскрываютсяцель изадачипредмета; — общая характеристика учебногопредмета; — описаниеместакурсавучебномплане; — описаниеценностныхориентировсодержаниякурса; — личностные, метапредметные и предметныерезульта- тыосвоениякурса«Окружающиймир»; — содержаниекурса«Окружающиймир»; — тематическоепланированиепокурсу«Окружающий мир»; — описание материально-технического обеспечения об- разовательногопроцесса. Следуетостановитьсянаособенностикурса«Окружаю- щиймир»—внемзаложенасодержательнаяосновадляре- ализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.Предметиспользуетиподкрепляетумения,полу- ченные на других уроках, способствует обобщению знаний об окружающей действительности1. Ценностные ориентиры содержаниякурса«Окружающиймир»включаютбазовые национальные ценности. Согласно Концепции духовно-нрав- ственногоразвитияивоспитаниягражданинаРоссиитакими ценностями в изучении курса «Окружающий мир»являются: — природа как самоценность, основа гармоничнойжиз- ничеловекаиобщества,осознаниесебякакчастьюприрод- ного мира, эмоционально-ценностное отношение кокружа- ющемумиру; — патриотизм—какодноизпроявленийдуховнойзре- лостичеловека,выражающейсявлюбвикРодине,народу, малойродине,готовностикзащитеОтечества; — культура—какпроцессирезультатдеятельностичело- вечества (ценности, которые созданы человечеством,такие какискусство,архитектура,музыкальныепроизведения); 1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальнаяшкола/[сост.Е.С.Савинов].—М.:Просвещение, 2010.—С.183.
— наука—какчастькультуры,отражающаястремление человека к познанию окружающегомира; — человечество—многообразиенародов,культур,ре- лигий, международное сотрудничество как основа мира на Земле; — трудитворчество—какчертыдуховно-нравственной личности,уважениеклюдямтруда. — семья—каксамаязначимаядляребенкасоциальная иобразовательнаясреда,обеспечивающаяпреемственность культурныхтрадицийнародовРоссииотпоколениякпоко- лению,уважениекблизким,кстаршим. — здоровьечеловекакакглавнаяценность,сохранение иукреплениеего,безопасностьиздоровыйобразжизни; — гражданственность—осознаниесебякакгражданина общества,народа,страны,государства. В программе содержание курса «Окружающиймир» представленодвумяблоками:«Человекиприрода»,«Чело- векиобщество»иучебногоматериалапопредметупроек- тируетсявучебниках,рабочихтетрадях.Оноотражаетсо- держаниеобразования,котороевключаетсоциальныйопыт человечества.И.Я.Лернер,М.Н.Скаткин,В.В.Краевский выделяют основные структурные компоненты содержания образования: — опытпознавательнойдеятельности(системазнаний, умений,общихучебныхумений); — опытэмоционально-ценностногоотношениякмиру, людям, событиям, традициям (личностныеориентации); — опытспособовпрактическойдеятельности(умений действовать пообразцу); — опыт творческой деятельности (умения приниматьне- стандартные решения в проблемныхситуациях)1. КакпоказываютисследованияВ.В.Краевского,содер- жание образования проектируется через уровни: учебного предмета,учебногоматериалаиреализуетсявпроцессеобу- чения,становитсядостояниемличностиучащихся2.Вкурсе «Окружающий мир» содержание образованияпредставлено в программе, содержание учебного материала раскрывает- сявучебниках,рабочихтетрадях,которыесоответствуют
1 Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. — М., 2001. — С.19. 2 Там же, М., 2001. — С.25.
ФГОСначальногообщегообразования.Впроцессеобуче- ния,нарядусучебнойдеятельностью,наурокахпредмета «Окружающий мир» у учащихся формируются читатель- ская, проектная, исследовательская, контрольно-оценоч- наядеятельности.Универсальныеучебныедействияявля- ютсяспособамиусвоениязнаний,уменийиинформации.
Усвоение УУД связано с видами деятельности, особую рольотводится учебной,какведущемувидудеятельностивмладшемшкольномвозрас- те.Втематическомпланированиикурса«Окружающиймир»представ- леныУУД(встолбцетаблицы«характеристикадеятельностиучащих- ся»), которые являются основой формирования умений. Какая связь существует между УУД и общими учебными умениями? — формируютсявходеразвитиякомпонентовучебнойдеятельности. — являютсяспособамиовладенияучебнойинформацией. — направлены на общекультурное, познавательное, личностное раз- витие младшихшкольников. — являются компонентами учебнойдеятельности. — способствуютусвоениюучащимисясодержанияучебногоматериа- лапопредмету«Окружающиймир». Зачем у младших школьников необходимо формировать универсаль- ныеучебныедействия,основанныенасодержанииучебногоматериала предмета «Окружающиймир»? Во первых, универсальные учебные действия (личностные, познава- тельные,коммуникативные,регулятивные)являютсяпсихологической основойформированияобщихучебныхуменийипредметныхумений. Вовторых,учебныеуменияхарактеризуютдостиженияпланируемых образовательных результатов усвоения содержания учебного материала попредмету«Окружающиймир».Планируемыерезультатывключают УУД.
Впрограммекурса«Окружающиймир»выделены пла- нируемыерезультаты(ожидаемыеучебныедостижения учащихся). Дляучителяпланируемыеобразовательныере- зультатыявляютсятребованиямикусвоениюсодержания учебногоматериала.Врабочейпрограммеонимогутбыть представлены на двух уровнях требований: ученикнаучит- ся,иученикполучитвозможностьнаучиться(соответствен-
но освоить базовый уровень содержания учебногоматериа- лаиповышенный).Дляучащихсяпланируемыерезульта- тыявляютсяучебнымидостижениями,каждыйшкольник должен овладеть базовыми знаниями, умениями, наиболее подготовленные школьники содержанием повышенного уровнясложности. Учебныеуменияхарактеризуютпланируемыерезуль- таты.Оценкаучебныхдостиженийучащихсяпопредмету «Окружающиймир»включаетовладениеумениямипри- менятьзнаниявпрактическойдеятельностиивновыхучеб- ныхситуациях.
Рассмотримнапримерекурса«Окружающиймир»автораА.А.Пле- шакова некоторые универсальные учебные действия, которые являются основойформированияучебныхумений,ихможновыделитьивдругих рабочих программах попредмету1. Личностныеуниверсальныеучебныедействия (знаниеморальных норм,умениевыделятьнравственныйаспектповедения,готовностьсле- довать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесбере- гающего поведения, понимание чувства других людей и сопереживание им,выражающихсявпоступках,направленныхнапомощьиобеспече- ниеблагополучия): — обсуждатьиоцениватьотношениелюдейкокружающемумиру, рассказыватьосвоемотношениикокружающему; — оцениватьсвоипоступкипоотношениюкприродеирассказывать оних; — осознаватьнормыиправилаповеденияпринятыевприроде,обще- ственныхместах; Познавательныеуниверсальныеучебныедействия (готовностьдобы- ватьинформациюизтекста,схем,таблиц,иллюстраций,карт,перераба- тыватьееипредставлятьввидекраткойзаписи,устныхречевыхвыска- зываний,схем,рисунков,использоватьзнаково-символическиесредства): — формулировать выводы по изученномуматериалу; — извлекать информацию из дополнительныхисточников; — готовитьсообщенияприработенадпроектом; — работать с терминологическимсловарем; — работатьсисторическойигеографическойкартами; — узнавать Государственный флаг России, отличать герб Российской Федерацииотгербовдругихгосударств; — соотноситьисторическиесобытиясвеком,годом(отмечатьна«лен- те времени» историческиесобытия); — выполнять задания из электронного приложения кучебнику; — описывать достопримечательности годов России, столицы — горо- да Москвы,Санкт-Петербурга; 1 Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы. — М.: Про- свещение, 2011. — С. 368 — 468.
— заполнятьвкладышврабочейтетради«ГероическаялетописьРос- сии»; — слушатьтексгимнаРоссии,отличатьгимнРоссийскойФедерации от гимнов другихгосударств; — описывать и узнавать по фотографиям изучаемые достопримеча- тельности городов; — группироватьобъектыприродыпосущественнымпризнакам; — сравнивать объектыприроды; — различатьобъектынеживойприродыиживойпопризнакам; — различатьобъектыприродыипредметы,созданныечеловеком; — наблюдать за объектами природы, рассказывать о своих наблюде- ниях; — узнавать, различать объектыприроды; — работатьстекстомучебника,извлекатьинформациюдлявыполне- ниязаданий. Коммуникативные универсальные учебные действия (умение стро- итьсотрудничествопривыполнениизаданийвгруппах,умениеслушать ивступатьвдиалог,ставитьвопросывпоискеисбореинформации,уча- ствоватьвколлективномобсуждениипроблем).Ккоммуникативным универсальным учебным действиям при изучении курса «Окружающий мир»относятся: — рассказывать о своем школьном коллективе, совместныхмеропри- ятияхвклассе,школе; — задаватьвопросы,вступатьвдиалог; — сотрудничатьпривыполнениизаданийвгруппах; Регулятивные универсальные учебные действия (обеспечиваюторга- низациюучебнойдеятельностиучащихся,способностьприниматьисо- хранятьучебнуюзадачу,планироватьсвоидействиявсоответствииспо- ставленнойзадачей,оцениватьправильностьвыполненныхдействий): — отвечатьнаитоговыевопросыиоцениватьсвоиучебныедостиже- нияпотемеурока; — пониматьучебнуюзадачуистремитьсяеевыполнить; — высказывать предположения по вопросам учебника,осуществлять самопроверку; — оцениватьсвоидостижениявреализациипроекта; — выполнятьтестысвыборомответа,оцениватьправильность(непра- вильность)предложенныхответов,оцениватьсвоизнаниявсоответствии с набраннымибаллами. Курс«Окружающиймир»нарядусдругимипредметамивначальной школевходитвУМК(учебно-методическиекомплексы).Рассмотримсо- держание учебного материала предмета «Окружающиймир». Курс «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калино- вой входит в УМК «Начальная школа — XXIвек». Интеграция при- родоведческихиобществоведческихзнанийраскрываетсячерезрас- смотрениеместаироличеловекавприродеивобществе.Например, тема: «Труд людей в разные исторические времена» в 3 классе, зна- комитучащихсясисториейразвитиягородов.Приизученииприро- дыраскрываютсявнейсвязи,чтоспособствуетвоспитаниюэколо- гической культуры личности. Культурологический подход вотборе
содержаниякурсараскрываетучащимсянакопленныеобществом ценности—обискусстве,театре,достопримечательностяхгородов. Личностно—ориентированнаянаправленностькурса«Окружающий мир»,способствуетразвитиюмышления,воображения,способностей учащихсявпроцессеформированияучебнойдеятельности. Н.Ф.Виноградовавыделяетследующиепринципыотборасодержа- нияучебногоматериалапопредмету«Окружающиймир»:1 — принцип природосообразности, предусматривает степень сложно- стисодержаниядлякаждогоученикасучетомпсихическогоразвития; — принциппедоцентризма(отборактуальныхзнаний,уменийдля ученика); — принципучетаактуальныхдлямладшихшкольниковдеятельно- стей; — культурологическийпринцип(направленнаразвитиекругозора, познавательного интереса). В учебниках, рабочих тетрадях имеются ру- брики:«Этотудивительныймир»,онанацеливаетнапоискинформации изнаучно-популярнойлитературы;«Картиннаягалерея»,внейпред- ставленырепродукциикартинхудожников,школьникиизучаютпри- родныеобъекты,знакомятсяструдом,бытомлюдейразличныхэпох, соотносятзнанияспроизведениямиживописи,выполняютзадания. Курс «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой входятвУМК«ШколаРоссии».Отборсодержаниякурсаоснованнаве- дущихидеях:многообразиемира,целостностимира,уважениекмиру. Например,вразделе«Какустроенмир»в3классераскрываетсяидея многообразияприроды,уучащихсяформируютсяпонятияокомпо- нентахнеживойиживойприроды,влияниичеловеканаокружающую среду.Вразделе«Этаудивительнаяприрода»младшиешкольникиуз- наютогруппахрастенийиживотных,ихмногообразиииохране.Идея экологической целостности природы раскрывается через экологические связи,например,междунеживойиживойприродой,растениямиижи- вотными,животнымииживотными.Задачиучебногопредметареализу- ются в различных видах деятельности. Эколого-этическая деятельность раскрываетсячерезоценкупоступковдругихлюдей,выработкусоответ- ствующихнормиправилповедениявприроде,обсуждениепрочитанных статейизкниги«Великаннаполянеили,Первыеурокиэкологической этики». Изучение природных объектов связано с организациейнаблюде- ний,практическихработ,выполнениемпроблемныхзаданийврабочей тетради.Вкомплекткучебникувходятнаучно-популярнаялитература: «Великаннаполянеили,Первыеурокиэкологическойэтики»,«Зеленые страницы»,«ОтЗемлидонеба:атлас—определитель».Сэтимикнига- мимладшиешкольникиработаюткакнауроке,такипривыполнении домашнихзаданий.Вучебникеприводятсязадания,которыенацели- вают учащихся на поиск информации. Электронное приложение можно использоватьприработенадпроектом,выполнениизаданий,нацелен- ныхнарешениекоммуникативныхипознавательныхзадач.Особаяроль 1 ВиноградоваН.Ф. Концептуальныеосновыпостроенияучебно-методи- ческого комплекта «Начальная школа — XXI века». — М.: Вентана Граф, 2003—С.22–23.
отводитсякурсу«Окружающиймир»врешениезадачишколы— ста- новлениероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся,воспи- таниичувствагордостизасвоюРодину,российскийнародиисторию России, уважительного отношения к иному мнению, истории и культу- редругихнародов 1.Достижениеличностныхрезультатовспособствуют темы:«ПриродаРоссии»,«СтраницыисторииРоссии»,«ЧтотакоеРоди- на?»,«СовременнаяРоссия»,«ЧтомызнаемонародахРоссии»,«Чтомы знаемоМоскве?»,«Жизньгородаисела»,«Россиянакарте». Курс «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан) входит в УМК «Школа 2100». Знакомит учащихся сце- лостнойнаучнойкартиноймира,содержаниенаправленонаформирова- ние оценочного эмоционального отношения к окружающему миру. Курс построеннапринципеминимакса.Впрограмме,учебникахвключен минимумсодержания,котороедолжныусвоитьвсеученики.Вкаждой теметакжеестьмаксимумсведений,заданийповышенногоуровняслож- ности,которыешкольникимогутвыполнитьпожеланию.Учебникпо предмету не рассчитан на воспроизведение текста. Ученики должныис- пользоватьихдляпоискарешенияпроблемы,ответанавопросы.Всо- держанииуделеновниманиесистемезнанийиумений,включеныпоня- тияобиосфере,другихэкосистемах,которыесоотносятсясмаксимум освоения содержания учебного материала. Например, включены знания обэлементарныхэкосистемах—лесе,поле,луге,саде,водоемах,природ- ные зоны рассматриваются как территории, где многообразие растений иживотныхзависитоттеплаивлаги.Приизученииэлементарныхэко- систем—природныхзониприродныхсообществумладшихшкольников формируютсязнанияоразнообразииорганизмов,связяхмеждуними, значениитепла,света,воздуха,почвыдляжизниживыхорганизмов, о приспособленности животных, растений к среде обитания. Всодержа- ниишкольныхучебниковпредставленызнанияобиосфере—глобальной экосистеме,изучаютсяосновныегруппыживыхорганизмовиихприспо- собленность к условиям обитания, влияние хозяйственной деятельности человеканаприроду,условиянеобходимыедляжизниживыморганиз- мам(солнцекакисточниксвета,теплаижизниорганизмовнаЗемле).На конкретных примерах раскрываются экологические проблемы, пути их решения. Значительное место в изучении окружающего мира отводится работесгеографическойкартой.Знакомствосней,помнениюавторов, связано с решением глобальных проблем человечества. Географическая картапозволяетотобразитьразнообразиеусловийнаЗемле.Чтениюгео- графическойкартыученикиучатсяво2классе,уменияпоработескартой в дальнейшем служат для систематизации знаний. Курс подготавливает младшихшкольниковкрешениюзадач,связанныхсвзаимоотношением человекасприродой.Содержаниекурсаимеетэкологическуюнаправлен- ность,уделяетсявниманиераскрытиюпричинно-следственныхсвязей вприроде,нормамиправиламповедениявнейчеловека.Вучебниках, рабочихтетрадяхвключенызаданияповышенногоуровнясложности (включают решение проблемных ситуаций, познавательных задач, объ- 1 Сборник рабочих программ учебно-методического комплекта «Школа России». — М. Просвещение, 2011. — С. 11.
яснения противоречий), они являются средством достижения предмет- ных и метапредметных результатов. В УМК «Перспектива» входит курс «Окружающий мир» авторов А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. Предмет способствует формированию умладшихшкольниковцелостнойнаучнойкартинымира:природа— человек—культура;раскрываетзначимостьздоровьяибезопасногооб- разажизни,знакомитучащихсяссоциальнымиролями(ученик,член семьи,школьник,гражданин),учитвидеть,беречькрасотуродного края,икультурныетрадиции.Восновеизучениякурсаположендеятель- ностный метод обучения, познание содержания организовано в различ- ныхвидахдеятельности.В1классераскрываютсяпонятия«культура», «природа,«мояРодина—Россия»,ученикиосознаютсвоюсоциальную роль—ученик.Содержаниепредметаотраженоврабочихтетрадях, учебниках,приводятсязаданиядляпрактическойдеятельности,фор- мированияуменияработатьсинформацией.Заданияврабочейтетради «Окружающиймир.ОБЖ»автораЛ.П.Анастасовойнаправленынаусво- ениепредставленийонормахиправилахздоровогоибезопасногообраза жизни.Книгидляучащихся:атлас-определитель,«зеленыестраницы» помогают учащимся подготовить проект, выполнить домашнее задание, найти необходимуюинформацию. К у р с «О к р у ж аю щ и й м и р» (ав то р ы И. В. П о т а по в, Г. Г. И в ч е нкова) УМК«Планетазнаний»построеннапринципахобучения:вариативно- сти,культуросообразности,целостностивизученииприроды,интегра- цииприроды,человека,общества.Концентрическоеизучениематериала способствует углублению представлений, понятий о природе, обществе, человекевкаждомпоследующемклассе1.В1классе,умладшихшколь- ников расширяется запас представлений об окружающем мире, отдель- ныхееобъектах.В3классеуглубляютсязнанияоприроде,чтоизучались в1классе.Ученикизнакомятсякаксобществоведческимитемами,так иизучаютразнообразиегруппрастений,животных,ихотличительные признаки,знакомятсясорганизмомчеловека,охранойегоздоровья.Во 2классеученикиузнаютогруппахрастений,животных,отличительных особенностяхихстроения.Темы:«Природавокругнас»,«Людивокруг нас»подготавливаютучащихсякизучениюприродныхсообществ,при- родныхзонв4клас
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.52 (0.015 с.) |