Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внеурочнаяивнекласснаяформыорганизации обучениявизучениикурса«Окружающиймир»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Внеурочнаяивнекласснаяработыотносятсякформам организацииобучениявначальнойшколе.Внеурочнаяра- ботасвязанаспрограммойкурса«Окружающиймир»,она способствует углублению его содержания. Внеклассная ра- ботанесвязанассодержаниемпрограммучебныхпредметов вшколе,онаявляетсяформойдобровольнойдеятельности младшихшкольниковвнеурокаподруководствомучителя. Внекласснаяработадолжнабытьразнообразнойпооргани- зационной форме, содержанию и методам проведения,она зависит от интересовучащихся. Поизучениюокружающегомираможновыделитьсле- дующиевидывнекласснойработы:индивидуальная,массо- вая, групповая. Индивидуальная работа ведется с младши- ми школьниками, имеющими склонность, познавательный интерескпознаниюприроды.Детямможнопредложить подготовить сообщения о животных, растениях, прочитать ту или иную научно-познавательную литературу поинтере-
сующейтеме,собратьматериалдлявыпускастенгазет,по-добратьлитературудлядополнительногочтенияпотемамвнеклассныхзанятий,сделатьобзорнаучно-познаватель-нойлитературы,содержащейприродоведческийматериал. Кгрупповойвнекласснойработеотноситсякружковая работакоторойруководитучитель.Занятияпроводятся одинразвнеделю.Напервомзанятииследуетпредложить ученикам такой материал, чтобы они заинтересовались ра- ботойкружка.Темакружкадолжнаобъединятьсяобщей целью — изучением природы родного края, ееохраны. Можнообъявитьконкурсналучшееназваниекружка,на первомзанятиипредложитьученикампланкружка.Зада- чамикружкамогутбыть: 1. Углублениеирасширениеприродоведческихзнаний умладшихшкольников,приобщениеучащихсякприродо- охранительнойдеятельности. 2. Формированиеуучащихсяпрактическихуменийпо изучению и охранеприроды. 3. Развитие познавательного интереса к изучению окру- жающегомира,развитиедетскогокругозора,любвикчте- нию научно-популярной литературы оприроде. 4. Воспитание уважительного отношения к людямтруда, развитиеинтересакразличнымпрофессиям. Работавкружкевключает:просмотрдиафильмовопри- роде,природоохранительныемероприятия,связанные сприлетомптиц,изготовлениекормушек,скворечников дляптиц,проведениенаблюденийзаживотными;выполне- ниепрактическихработнапришкольномопытномучастке, чтение занимательных рассказов о животных и растениях, обсуждение прочитанной научно-познавательнойлитерату- рыэкологическогосодержания,проведениевикторин,бе- сед,другихформработы. Массовая внеклассная работа по естествознанию вклю- чает проведение праздников, устных журналов, викторин, игр-путешествий,экскурсийвприроду.Онаобъединяет учащихся всегокласса. Принципы организации внеклассной работы по есте- ствознанию: — добровольность, активность участияучащихся; — экологическая направленность содержания меропри- ятий;
— организация совместной деятельностиучащихся; — учет возрастных и индивидуальныхпсихолого-педаго- гических особенностей младшихшкольников; — систематичностьипоследовательностьвработе; — направленность содержания мероприятий на форми- рованиеумладшихшкольниковнаучногомировоззре- ния,развитиенаблюдательности,познавательногоин- тереса к изучению природы, логическогомышления. Внеурочнаяработапопредмету,какправило,связана сучебнойдеятельностью,стемойурока,иявляетсянеобхо- димойдляподготовкипроекта.Ворганизацииеепомогает выбраннаятемаподготовкипроекта,котораяприводится вучебнике«Окружающиймир».Младшиешкольникимогут выполнятьразнообразныевидыработприподготовкепроек- тавовнеурочнойдеятельности:сборинформациившколь- нойбиблиотеке,чтениелитературы,изготовлениеплакатов, рисунков,макетов,костюмов,стенгазет,альбомов,слайдов, моделей.Внеурочнаяработаимеетвозможностиформирова- нияумладшихшкольниковэкологическойкультуры,здо- рового и безопасного образа жизни. Организациякружков, факультативовэкологическойнаправленностиспособствует углублениюзнаний,практическихуменийпоохранепри- роды,осознаниюправилобщениячеловекасприродой,что способствует сохранению и укреплению здоровья. Возмож- ныпраздники«Деньздоровья»,конкурсы,викторины,уст- ныежурналы,экскурсиивприроду,тематикаисодержание которых дополняют курс «Окружающиймир». Внеурочная работа по предмету «Окружающиймир» можетбытьсвязанасзанятиямивуголкеживойприроды. Вшколеегоможносоздать,имеякомнатныерастения.Ис- пользуяэтиобъектыприроды,следуетизучатьихнауроках потеме:«Комнатныерастения»,«Почва,ееохрана».Школь- никимогутпроводитьопыты,изучаяспособыразмножения растений листьями, черенками, луковицами, корнями. Ор- ганизуются практические работы на закрепение уменияпо уходузакомнатнымирастениями(правильныйполив,по- садка,рыхлениепочвы,опрыскивание).Уголокприроды имеетвозможностинетолькоповыращиваниюрастений, но и изготовлению оборудования. Например, в приготовле- нииматериала,которыйможетбытьиспользованнауроке. Ученикимогутнаблюдатьзапрорастаниемсемянфасоли.
Проросшиесеменаможноиспользоватькакраздаточный материалдляпрактическойработынаурокеприизучении стадийразвитиярастенияизсемени.Младшимшкольни- камдляорганизациипрактическойработывуголкеживой природыможнопредложитьследующеезадание: 1. Срежьтечереноктрадесканциидлиной5–7смс3–4листьями.(Че- ренок—эточастьстебляслистьями.)Нижнийсрезделаетсяпод угломуоснованиястебля. 2. Опуститечереноквприготовленнуюбанкусводой. 3. Наблюдайтезарастением:а)запишитедатупосадкичеренка;б)за- пишите дату появлениякорней. Демонстрационныйматериалможноприменятьнауроке потеме:«Комнатныерастения»,и«Размножениеиразви- тиерастений».Уголокживойприродыимеетвозможности в ознакомлении учащихся с родиной комнатных растений, изучениивнешнеговида,условийосвещения,поливки, подкормки минеральными удобрениями, рыхлении почвы, составлениинанихпаспорта.Вначальнойшколеможно иметькомнатныерастения:аспарагус,бегонию,хлорофи- тум,хойя,сенполию(узумбарскаяфиалка),примулу,тра- десканцию, камнеломку, сеткреазию,пилею. Внеурочнаяработапопредмету«Окружающиймир»свя- занасвнеурочнойдеятельностью,сподготовкойпроекта, котораяимеетбольшиевозможностивегоподготовке.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие формы организации обу- ченияможновыделитьпопред- мету «Окружающий мир» вна- чальнойшколе? 2. Какиетипыуроковсуществуютпо предмету«Окружающиймир»? 3. Каковытребованиякурокупо предмету «Окружающий мир» в начальнойшколе? 4. Какова структура комбини- рованного урока попредмету «Окружающий мир»?
5. В чем особенность технологиче- ской карты, ее отличие отпла- нированияурокапопредмету «Окружающий мир»? 6. Раскройте возможностивне- урочной работы учащихся по предмету «Окружающий мир». Приведите примерыпример- ныхпрограммвнеурочнойдея- тельности, которые расширяют познавательный интересуча- щихся к окружающему миру имогутбытьиспользованыкак надпредметные.
Примерные задания для контроля и оценки знаний, умений по учебной дисциплине «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» Задание 1. Приведены примеры заданий и ответы учащихся. Оценитеответыучащихсяпозаданиям№№1–4,приме- нив коэффициент (К) Л.И.Буровойиликоэффициентуспешности(Ку)А.П.Ми- шиной. Еслиестьошибкивответахучащихся,исправьтеих. Выделите в заданиях: а)максимальноеколичествобаллов,которыеможетполу- читьученик(эталон,количествобалловзаправильные ответызазадания) . б)количествобалловзаправильныеответы,которыепо- лучилиученики. в)коэффициент(К),или(Ку) г)уровеньусвоениязнанийуучащихся Примеры заданий и ответы учащихся. 1. Какойпроцессописан?Подчеркнитеправильныйот- вет. Растениепоглощаетводу,углекислыйгазиполучаетиз нихсахарикрахмал.Приэтомввоздухвыделяетсякислород. Ответ: а) питание. б) дыхание. 2. Что называетсяприродой? Ответ: — природа — это то, что нас окружает. 3. Какаяприроднаязонаназываетсятундрой? Ответ:тундра—этоприроднаязона,гдеотсутствуютде- ревья,растутмхи,травы,кустарникилишайники. 4. Какуюприроднуюзонуназываютстепью? Ответ:степь—этоприроднаязона,гдеотсутствуетсплош- нойтравянистыйпокров. 5. Подчеркните главный признакпустыни: а) пустыня—природнаязона,гдежарко,недостатоквлаги; б)пустыня—природнаязона,гденедостатоквлаги; в)пустыня—природнаязона,гдеотсутствуетсплошной травянистыйпокров.
Задание 2. Какие планируемые результаты отражают задания в ра- бочейтетрадипопредмету«Окружающиймир»дляуча- щихся1класса(автораА.А.Плешаков)?Соотнеситеплани- руемые результаты сзаданиями. Результаты Задания (обозначьтецифрами) Метапредметные Личностные Предметные Примеры заданий. Задание 1. Подумайте,покакимпризнакамвыузнаетебабочек в природе? Сравните лимонницу и желтушку. В чем их сходствоиразличия?Отметьтегалочкойтехбабочек,кото- рыевамдовелосьвидетьвприроде? Задание 2. Объясните,чтоизображенонарисунках?Оценитеэти поступки,приходилосьлитебесталкиватьсясподобными случаямивжизни? Задание 3. Ответьте устно. Сверьтесь с ответами на страничкахдля самопроверки. Посчитайте количество верных ответов. Оценитесвоидостиженияспомощьютаблицынас… Задание 3 Из представленных заданий выделите: №1.Задание,проверяющеевоспроизведениеизученного материала (усвоениезнаний). №2.Задание,котороепозволяетвыявитьприменение знаний, умений в практическойдеятельности. №3.Задание,котороепозволяетвыявитьприменение знаний,уменийвновыхучебныхситуациях. Обозначьтезаданияцифрами№№1,2,3. Задание№ Подчеркните названия объектов, которые относятся к природе. Воздух,лампа,солнце,клевер,синица,глина,кашпо. Задание№ Накакиедвегруппывыбыразделилиперечисленные объекты? Вода, облака, ветер, животные, грибы, растения.
Задание № Правильный ли ответ. Ответ обоснуйте. «Природа — этот то, что нас окружает». Задание 3. Определите,накакиеуниверсальныеучебныедействия нацелены следующие задания.Обозначьте: Л—личностныеУУД;К—коммуникативныеУУД;П— познавательные УУД; Р — регулятивные УУД. Примеры заданий. Задание 1. Соотнесите даты и события. 1961г. Куликовскаябитва. 1812г. Первый полет человекавкосмос. 1380г. Отечественная война. Задание 2. Соедините достопримечательности с названием города, в которых они находятся. ТеатримВолкова Новгород (первый в Россиитеатр) ХрамХриста-Спасителя Ярославль ЗолотыеВорота Москва ПамятникТысячелетиеРоссии Владимир Задание 3. Подготовь два вопроса по изученной теме сверстникам для организации диалога. Задание 4. Прочитайте текст «Про всех на свете» (Б. Заходер). Все, все Все на свете, Насветенужны. И это все дети Запомнить должны. Каквыдумаете,окакихсвязяхвприроденапоминает автор?Приведитепримерысвязейвприроде. Подумайте,чтоможетпроизойтивприроде,«...еслинам кто-нибудьлишнимпокажется,тоэто,конечно,ошибкой окажется!» О каких ошибках напоминаетавтор?
Примерныйпереченьвопросовкэкзаменупоучебной дисциплине«Методикапреподаванияпредмета «Окружающий мир» Теоретическиевопросыкэкзаменупоучебнойдисциплине«Методи- ка преподавания предмета «Окружающиймир» 1. Методикапреподаванияестествознаниякакпедагогическаянаука, объектипредметисследования,методыисследования. 2. Структурапроцессаобучениявкурсе«Окружающиймир»началь- нойшколы. 3. Условияформированияпредставленийипонятийумладших школьниковвизучениикурса«Окружающиймир».Критерииусвоения знаний попредмету. 4. Цельизадачиэкологическогообразованиямладшихшкольников приизучениикурса«Окружающиймир».Содержаниеэкологического образования попредмету. 5. Психолого-педагогические основы формирования экологических знанийиотношениякприродеумладшихшкольников. 6. Методыобучения,применяемыевкурсе«Окружающиймир»на- чальнойшколы. 7. Наблюдение—методпознанияприродыиметодобучениявизуче- ниикурса«Окружающиймир». 8. Виды практических методов обучения, применяемые попредмету «Окружающий мир». Организация и методика проведения практических работ. 9. Организацияипроведениелабораторныхидемонстрационных опытовнаурокахпопредмету«Окружающиймир»,ихобразовательное, развивающеезначение. 10. Особенностииспользованиясловесныхметодовобучениивизуче- ниикурса«Окружающиймир»начальнойшколы. 11. Методика проведения самостоятельной работы по предмету «Окру- жающий мир». Виды самостоятельныхработ. 12. Наглядныеметодыобученияприизучениикурса«Окружающий мир». 13. Формы организации обучения при изучении курса «Окружающий мир»вначальнойшколе.Урок—ведущаяформаорганизацииобучения вкурсе«Окружающиймир».Типыуроков,ихструктура. 14. Экскурсия—формаорганизацииобученияприизучениикурса «Окружающий мир», методика ее проведения. 15. Внеклассная работа по изучению окружающего мира, ееэкологи- ческая направленность. Принципы, определяющие эффективность вне- класснойработы. 16. Формыучебнойработыучащихсянаурокахпопредмету«Окру- жающиймир»,ихорганизация. 17. ФормыивидыпроверкиЗУНмладшихшкольниковпопредмету «Окружающий мир». Текущий и итоговый контроль ЗУН учащихся. 18. Организация проектной деятельности по предмету«Окружающий мир».
19. Изучениеисторическихтемвкурсе«Окружающиймир»(методи- ческиеприемыформированиязнаний,работысисторическойкартой). 20. Рабочиететрадипопредмету«Окружающиймир»вначальной школе,ихзначение.Методикаработысрабочимитетрадями. 21. Универсальныеучебныедействия,формируемыепопредмету «Окружающий мир». 22. Действующиекурсы«Окружающиймир»вначальнойшколе.Ра- бочаяпрограммакурса«Окружающиймир»,ееструктура. 23. Планируемые образовательные результаты изучения курса «Окру- жающиймир». 24. Ценностные ориентиры содержания в курсе «Окружающиймир». 25. Методикаработысгеографическойкартойнаурокахпопредмету «Окружающий мир». 26. Применениеразноуровневыхзаданийнаурокахвизучениикурса «Окружающий мир» начальной школы. 27. Исторический очерк развития методики преподаванияпредмета «Окружающий мир».
Практическиевопросыкэкзаменупоучебнойдисциплине«Методи- ка преподавания предмета «Окружающиймир» 1. Приемы работы с учебником по предмету «Окружающий мир»» в1классе(раскройтенапримереоднойизтемурока). 2. Приемыработысучебником«Окружающиймир»в4классе(рас- кройтенапримереучебникаУМК«ШколаРоссии). 3. Приемыработыстекстомивопросамипередтекстомвучебнике (раскройтенапримереучебника«Окружающиймир»). 4. Приведитеприемыработыв3классесиллюстрациямивучебнике «Окружающий мир». 5. Раскройтеметодическиеприемыформированияумладшихшколь- никовзнанийобокружающеммире(напримерекурса«Окружающий мир»автораН.Ф.Виноградова). 6. Раскройтеприемыформированияумладшихшкольниковприродо- ведческихпонятийвразделе«Нашкрай—частьРоднойстраны»(учеб- ник4классаА.А.Плешакова). 7. Приведите примеры воспроизводящих, репродуктивных, творче- скихзаданийвучебнике4класса(учебникавтораА.А.Плешакова). 8. В основе содержания экологического образования лежит учениеоб экосистемахразличногоуровняорганизации.Какиевозможностииме- ютсявсодержанииучебногоматериала«Окружающиймир»в4классе для изучения различного уровня экосистем (приведите конкретные при- меры из действующихучебников). 9. Раскройтеприемыобученияприформированииэкологическихзна- нийумладшихшкольниковнапримереконкретнойтемыурока(класс, тема повыбору). 10. Приведитеприемыработысучебником«Окружающиймир»на одном из типовурока. 11. Приведитеприемыобобщенияисистематизациизнанийуучащихся на обобщающем уроке попредмету «Окружающий мир» начальной школы.
12. Технологическая карта, структура,значение. 13. Раскройтенапримеретемыурокапопредмету«Окружающий мир»этапынаблюдениязаобъектамиприроды,направленныенаформи- рование у младших школьников природоведческихпонятий. 14. Приведитефрагментурокаспостановкойлабораторногоопыта визученииобъектовприроды(продумайтеработупонаблюдениюзаобъ- ектамиприроды,тема,класс,учебник«Окружающиймир»повыбору). 15. Практическиеработынаместностииметодикаихпроведения. Раскройтенапримеретемуроковпопредмету«Окружающиймир». 16. Методикаработыснаучно-популярнойлитературойвизучении окружающего мира. Приведите примеры использованиялитературы. 17. Средстваобучения,ихприменениевизучениикурса«Окружаю- щиймир». 18. Приведитефрагментурокапопредмету«Окружающиймир»сис- пользованием демонстрационногоопыта. 19. Раскройтеприемыработысиллюстрацияминаурокахпопредмету «Окружающий мир» (на примере темы урока). 20. Комбинированныйурокпопредмету«Окружающиймир»,егострук- тура,цель,планируемыерезультатыобучения(напримеретемыурока). 21. Приведите конкретный урок, отметив правильность, обоснован- ностьвыбораметодов,приемовобучения(напримеретемыурокапопред- мету «Окружающиймир»). 22. Методическиеприемыработысучебникомпопредмету«Окружа- ющиймир»(напримеретемуроков). 23. Приведитепримерорганизациисамостоятельнойработынаодном изуроковпопредмету«Окружающиймир»(темаповыбору). 24. Приведитепримерработысрабочимитетрадямив1классенауро- кахпопредмету«Окружающиймир». 25. Приемыработыснаучно-познавательнымтекстомвучебнике «Окружающий мир» (раскройте на примере конкретной темы). 26. Оцениваниеучебныхдостиженийучащихсяпопредмету«Окру- жающиймир». 27. Приведите пример применения формы учебной работыучащихся (формыобучения)наурокепопредмету«Окружающиймир»(тема,класс по выбору).
Темыкурсовыхработпоучебнойдисциплине«Методика преподаванияпредмета«Окружающиймир» 1. Педагогическиеусловияорганизациисамостоятельнойработыуча- щихсявизучениикурса«Окружающиймир». 2. Методическиеприемыформированиязнанийобокружающеммире умладшихшкольниковвизучениикурса«Окружающиймир». 3. Практическиеметодыобучениявформированиизнанийоприроде визучениикурса«Окружающиймир». 4. Реализациядифференцированногоподходакучащимсявформиро- ваниизнанийоприродеприизучениикурса«Окружающиймир». 5. Дидактическаяигракаксредствоэкологическогообразования младшихшкольников.
6. Внекласснаяработаввоспитанииэкологическойкультурымлад- шихшкольников. 7. Формированиеуучащихсяумениянаблюдатьзаобъектамипри- роды наэкскурсиях. 8. Дифференцированный подход к учащимся в организациисамостоя- тельнойработыпопредмету«Окружающиймир». 9. Педагогическиеусловияформированияобщихучебныхумений умладшихшкольниковвизучениикурса«Окружающиймир». 10. Формирование экологических знаний у младших школьников по- средством познавательныхзаданий. 11. Формированиеэкологическойкультурыумладшихшкольников приизучениикурса«Окружающиймир». 12. Формированиеэкологическихзнанийумладшихшкольниковна комплексных экскурсиях вприроду. 13. Формыучебнойработыучащихсявформированиизнанийобокру- жающеммире. 14. Индивидуализация обучения младших школьников приорганиза- циисамостоятельнойработынаурокахпопредмету«Окружающиймир». 15. Формыучебнойработыучащихсяприуровневойдифференциации обучениипопредмету«Окружающиймир». 16. Дифференцированныйподходкучащимсяприизученииприрод- ныхсообществвкурсе«Окружающиймир». 17. Педагогическиеусловияформированияуменияработатьсинфор- мациейумладшихшкольниковприизучениякурса«Окружающиймир». 18. Методическиеприемыработыстекстомучебникаприформирова- ниизнанийобокружающеммиреумладшихшкольников. 19. Контрольипроверказнаний,уменийумладшихшкольниковпо предмету«Окружающиймир». 20. Формированиезнанийобокружающеммиреумладшихшкольни- коввизучениикурса«Окружающиймир». 21. Внекласснаяработавформированииэкологическихзнаний умладшихшкольников. 22. Особенностиорганизациипроектнойдеятельностимладших школьниковпопредмету«Окружающиймир». 23. Методическиеприемыработысрабочимитетрадямиприформи- рованиизнанийоприроде,обществе,человекевизучениикурса«Окру- жающиймир». 24. Формирование познавательных учебных умений у младших школьниковвизучениикурса«Окружающиймир». 25. Формирование знаний об обществе, человеке при изучении исто- рическихтемвизучениикурса«Окружающиймир».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.24 (0.011 с.) |