Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объектисследованияизадачиметодикипреподавания предмета«Окружающиймир»

Поиск

Успешность преподавания учебного предмета «Окружа- ющиймир»вначальнойшколезависитотзнанияучителем содержательнойстороныкурса«Окружающиймир»иего методическогосопровождения.Вначальнойшколепредмет

«Окружающиймир»—интегрированный,включаетизуче- ниедвухобластейзнаний:«Естествознание»и«Обществоз- нание». Методика преподавания предмета «Окружающий мир» представляет целостный процесс обучения, воспи- тания учащихся, обусловленный содержанием интегриро- ванногошкольногокурса«Окружающиймиривозрастны- ми психологическими особенностями учащихся. Являясь педагогической наукой «Методика преподаванияпредмета

«окружающиймир»имеетобъектипредметисследования.З.А.Клепинина,Г.Н.Аквилевавкачествеобъектаиссле-дования рассматривают «процессознакомлениямладшихшкольников с природой, социологией иисторией»1.Процесс ознакомлениясокружающиммиромможносоотнестиспро-цессом обучения. Следовательно,методикапреподаванияпредмета «Окружающий мир» исследуетпроцессобучения,обусловленный содержаниеминтегрированногошкольногокурса «Окружающий мир» ивозрастнымипсихологически-миособенностямиучащихся.Воспитаниеиразвитиелич-ности школьников осуществляется в процессеобучения.Из-учениекурса«Окружающиймир»должнобытьнаправленонаформированиеиразвитиеучебнойдеятельностимлад-ших школьников, социализацию, воспитаниеосновэколо-гической культуры, национальногосамосознанияличности,развитие способностей, интереса кпознаниюокружающейдействительности.Вдидактикепроцессобучениярассматри-ваетсякаксовместнаядеятельностьучителяиучащихся,на-правленнаянадостижениепоставленныхцелейобразования.И.М. Осмоловская выделяет в процессеобучениясовмест-нуюцеленаправленнуюдеятельностьучителяиучащихся,организованнуювинформационно-образовательнойсреде2.


1 Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». — М.: Академия, 2013. — С. 7.

2 ИвановаЕ.О.,ОсмоловскаяИ.М. Теорияобучениявинформационном обществе.—М.:Просвещение,2011.—С.66.



1.1. Объект исследования и задачи методики преподавания

Подинформационно-образовательнойсредой ( илиИОС)по- нимается «открытая педагогическая система, сформирован- ная на основе разнообразных информационных образова- тельных ресурсов, современных информационно-телекомму- никационныхсредствипедагогическихтехнологий,направ- ленных на формирование творческой, социально-активной личности,атакжекомпетентностьучастниковобразователь- ногопроцессаврешенииучебно-познавательныхипрофесси- ональныхзадачсприменениеминформационно-коммуника- ционныхтехнологий(ИКТ-компетентность),наличиеслужб поддержки применения ИКТ»1. Информационно-образова- тельнаясредаобеспечиваетусловияреализацииосновнойоб- разовательной программы начального общегообразования. Рабочиепрограммы,учебникипопредметам,рабочиететра- ди,электронныеприложениякучебнику,учебно-методиче- скиепособия,составляютУМК(учебно-методическиеком- плексы). Перечисленные ресурсы являются одними из ком- понентовинформационно-образовательнойсреды.Врамках УМКпредмет«Окружающиймир»вначальнойшколетакже имеетрабочуюпрограмму,учебниксэлектроннымприложе- нием, рабочие тетради, книги для учащихся, методические разработки, включающие технологические карты, тематиче- скоепланированиедляучителяидругиесредстваобучения.

Процессобучениявкурсе«Окружающиймир»можно представитьсоднойстороныкакпреподавание,асдру- гой—учение.Преподавание—деятельностьучителя,за- ключаетсявпередачеЗУНучащимся.Учение—деятель- ностьучащихся,направленнаянаусвоениеЗУН.Таким образом, центральное место в структуре процессаобучения вкурсе«Окружающиймир»занимаетцелостнаядвухсто- ронняя,взаимосвязаннаядеятельностьучителяиучащих- ся,организуемаявинформационно-образовательнойсреде. Процесс изучения интегрированного курса «Окружающий мир»вначальнойшколевытекаетизпроцессаобучения, который можно рассматривать как систему взаимосвязан- ныхирасположенныхвопределенномпорядкеэлементов целостногообразования.Структурапроцессаобучения предмета«Окружающиймир»представленанасхеме№1


1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальнаяшкола/[сост.Е.С.Савинов].—М.:Просвещение, 2012.—191с.—(Стандартывторогопоколения).



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

«Процессобучениявизучениикурса«Окружающиймир» вначальнойшколе»нас.14.Структурапроцессаобучения визучениикурса«Окружающиймир»включаетвзаимос- вязанныекомпонентыобразованияотцели,задачобучения ивоспитаниядопланируемыхобразовательныхрезульта- тов,атакжеформы,методы,приемы,средстваобучения. Мотивыучебнойдеятельностивлияютнаусвоениезнаний учащихся,нарезультативностьобучениявцелом.Позна- вательныйинтересспособствуетразвитиюмотивацииучеб- нойдеятельности,оказываетвлияниенаотношениешколь- никовкучениюиуспешностьусвоениязнаний,уменийпо предмету «Окружающий мир». Содержание учебного мате- риалапопредметуучительпередаетучащимся,используя разнообразныеформы,методы,приемы,средстваобучения. Контрольипроверказнаний,уменийпозволяютоценитьре- зультативность освоения содержания курса «Окружающий миручащимися.Планируемыеобразовательныерезульта- ты отражают цель, задачи обучения, воспитания, развития младшихшкольниковприизучениикурса«Окружающий мир», являются учебными достижениями учащихся по предмету,связаныссодержаниемучебногоматериала,кон- трольно-измерительнымматериалом.

Весьпроцессобучениявкурсе«Окружающиймир»на- правлен на усвоение младшими школьниками знаний вси- стеме общество-природа-человек, воспитание и развитие личности.Учениеследуетрассматриватькакразновидность познавательного процесса. Младшие школьники в процес- се обучения отражают в своем сознании окружающиймир, которыйвключаетразнообразныеобъектыприродыиру- котворныймир,созданныйчеловеком.Процессобучения в курсе Окружающий мир» выстраивается согласно дидак- тическим принципам. Дидактические принципы — это ба- зисные положения, определяющие содержание, организа- ционныеформы,иметодыобучения.

Визучениикурса«Окружающиймир»можновыделитьследующие дидактическиепринципы:

1. Принципнаучности. Содержаниеучебногоматериалапредмета

«Окружающий мир» включает научные знания в областиестествознания иобществознания.

2. Принципсистемности. Посколькумладшиешкольникиполучают знаниявкурсе«Окружающиймир»изразличныхобластейнаук,необхо- димопривестиихвсистему,упорядочить.Содержаниеучебногоматери-



1.1. Объект исследования и задачи методики преподавания




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.79.107 (0.007 с.)