Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический очерк становления школьного курсаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Окружающий мир» Учебныйпредмет«Естествознание»былвведенвпрепо- даваниенародныхучилищв1786г.Этосвязаносразвитием педагогическойнаукиинаукоприроде.Авторомпервого учебникапоестествознаниюбылВ.Ф.Зуев.Научныеэкс- педициипоСибири,Уралу,югуРоссииоткрылипередуче- нымнетолькоприродныебогатстваРоссии(онописалвиды животных,обнаружилзалежиполезныхископаемых),но ипоказалинизкийуровенькультурынаселенияРоссии. ЭтопривелоВ.Ф.Зуевакнеобходимостипросвещениярус- скогонарода.В.Ф.Зуевназвалучебник«Начертаниеесте- ственнойистории,вкоторомвыделил3части:прозябаемое царство (растения), живое царство (животные),ископаемое царство(неживаяприрода).Ккнигеприлагалсяатлас«Фи- гуры по естественной истории», содержащий иллюстрации оприродныхобъектахВ.Ф.Зуеввучебникеестествознания отразил последовательность изучения природы, предлагал начинатьеепознаниес«ископаемогоцарства».Теланежи-
войприродыописывалисьпофизическимихимическимпризнакам. Содержание школьногоестествознанияопреде-лялосьвтотпериоднепрограммой,еенебыло,аучебником.Становлениеметодикиестествознаниякакнаукиотноситсяк1860г.А.Я.Герд(1841–1888гг.)—продолжательвзгля-довВ.Ф.Зуева.Онявляетсяосновоположникомметодикиначальногоестествознаниякакнауки.ЗаслугаА.Я.Гердавтом,чтоонобосновалсистемуучебныхпредметов,состав-ляющих школьное естествознание, считал, чтоизучениене-органическогомирадолжнопредшествоватьизучениюрас-тений,животных.Вовсехметодическихтрудахонподчер-кивалнанеобходимостьизучениянеживойприроды,рас-тений,животныхвовзаимосвязи.Помнениюавтора,курсо неорганическом мире должен решать двезадачи:способ-ствоватьумственномуразвитиюучащихсяинакапливатьзнания,которыенужныдляусвоенияботаникиизоологии. А.Я.Гердобосновывалнаучно-теоретическиеосновысодержания курсаонеживойприроде,онсчитал,чтокурснедолжензаменитьхимию ифизику,некоторыесведенияизэтихпредметовдолжныстатьчастью курсаестествознания.Впособии«Предметныеуроки»А.Я.Гердпоказал последовательностьизученияматериалаотнеживойкживойприроде. Большоевниманиеавторуделялпрактическойработе,наблюдениям,на- гляднымсредствамобучения,предметнымурокам,экскурсиям,которые способствуютформированиюуучащихсязнанийоприроде.Учебникдля начальнойшколы«Земля,воздух,вода»явилсяпропедевтическимвиз- учениинеорганическогомира,которыйзатемсталназываться«Неживая природа».А.Я.Гердрекомендовализучатьнеорганическиймирвследу- ющейпоследовательности:строениеЗемли,воздух,вода,формаЗемли иеедвижение.ТакуюпоследовательностьА.Я.Гердобъяснялследую- щим—растенияберутпищуизземлиибезземлижитьнемогут.Живот- ныенемогутжитьбезрастений,значитсначаланужноизучитьземлю, апотомперейтикрастениямиживотным». В становлении начального естествознания большую роль сыграливзглядыК.Д.Ушинского(1824–1870гг.).Онуде- лялвниманиенаблюдениямвприроде,считал,чтообуче- ниедолжностроитьсянаосновевпечатлений,полученных изокружающейприроды,анетолькоизрассказа. Так, в книге «Родное слово» есть глава «Как изучать окружающую школуместность».Вкниге«Детскиймир»К.Д.Ушинскийуделялвни- мание географическим понятиям как времена года, продолжительность дняиночи.ПоследователемвзглядовА.Я.Гердавразвитиишкольного естествознаниябылЛ.С.Севрук(1867–1918гг.).Впособие«Методика
преподавания естествознания» кроме неживой природы включил изуче- ниерастений,животных.Этакнигабылавторым,после«Предметных уроков»А.Я.Герда,руководствомпометодикеестествознаниявначаль- нойшколе. Автором первого учебника «Природоведение» был И.И. Полянский (1872–1930 гг.). В учебнике он выде- лил3царстваприроды:неживую,растений,животных. И.И.Полянскомупринадлежиттруд«Методиканачально- гоестествознания».Авторприводитклассификациюуро- ковпоприродоведению:урокизложениеновогоматериала, предметный, обобщающий иэкскурсию. Онтакжесчиталнеобходимымдатьучащимсязнанияохимических свойствахкислорода,углекислогогаза,азота,таккак,безнихнельзяиз- учать физиологические явления в жизни растений иживотных. Введениеестествознаниякакпредметвучебныйпланначальных классовшколыспособствовалосовершенствованиюпрактикиегопрепо- давания.ВкладвразвитиеестествознаниявнесВ.В.Половцев,онуделял вниманиебиологическомуметодувобучениипредмету.Авторрассма- тривализучениерастений,животныхвовзаимосвязисосредойобита- ния. Б.Е. Райков биологическое направление в преподавании естествоз- наниясвязывалсразвивающейсянаукой—экологией.Онтакжеуделял вниманиеиспользованиюнаглядныхсредстввизученииприроды,ла- бораторнымработам,благодарякоторымучащиесяспомощьюопытов инаблюденийполучаютзнания.Егозаслугавтом,чтоонодинизпервых осуществилвведениепрактическихметодоввпреподаваниекурсанежи- войприроды,разработалметодикупроведенияэксперимента. К.П. Ягодовский предлагал сочетать разнообразные методы препода- ванияестествознания.Впреподаванииестествознанияв1930г.небыла определенасистемаосновныхпонятий,содержаниепредметабылосвяза- носметодамипреподавания. В30–40гг.развитиеначальногоестествознаниясвяза- нонетолькосизучениемприроды,ееохраны,ноиуделя- лосьвниманиеформированиюумладшихшкольниковот- ношениякней,организациипрактическойдеятельности. В методике преподавания природоведенияклассификация методовобучениявпервыеполучиларазвитиевработах М.Н.Скаткина.Авторвыделилдвегруппыметодов:изло- женияновогоматериалаучителемисамостоятельнуюрабо- туучащихся. В1945г.предмет«Естествознание»былупраздненвна- чальной школе, природоведческиезнания включались вурокчтения.В4классебылсохраненкурс«Природоведе- ние»,существовалучебникМ.Н.Скаткина.
В 1969 г. природоведение как самостоятельныйпредмет вначальнойшколебыловведеново2–3классах.С1971г. начальнаяшколаизчетырехлетнейсталатрехлетней,сле- довательно, изменилось содержание природоведения во 2–4классах.В4классеурокипоприродоведениюсталиве- сти учителяпредметники. Научно-познавательному,гуманистическомуподходамохраныприро- дывобученииприродоведениюуделяливниманиеметодистыЛ.Ф.Мель- чаков, Н.А. Рыков, М.Н. Скаткин, З.А. Клепинина. Авторомучебника «природоведение» (начиная с 1975 г.) в 3 классе был Л.Ф. Мельчаков. Всодержаниепрограммыиучебникавходилисведенияизгеографии вразделе:«НашаРодинанаглобусеикарте»,вопросыохраныприро- дывразделах«РазнообразиеприродынашейРодины»,«Охранаприро- ды».С1975г.ипочтидо2005г.вначальнойшколесуществовалучебник «природоведение»автораЗ.А.Клепининой.Во2классевнемсезонные изменениявприроде,вопросыохраныздоровьячеловекаиохраныпри- родывключалисьвсодержаниесведенийовременахгода.В1классеесте- ственнонаучныезнанияшкольникиполучаливходеэкскурсийинаблю- дений.Длякаждогоклассасуществовалидневникинаблюденийзапри- родойитрудомчеловека.Авторами«дневниковнаблюденийвприроде» былиГ.Н.Аквилева,З.А.Клепинина,Л.П.Чистова. В70–90гг.сталоуделятьсявниманиевопросамэкологи- ческого образования. Разработке теории и методики эколо- гического образования посвящены научные труды А.Н. За- хлебного, И.Д. Зверева, Т.В. Кучер, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой. Учеными обоснованы принципы, методы, формыэкологическогообразования.ВКонцепциишколь- ногоэкологическогообразования(РАО,1997г.)выделены принципы,цель,задачи,экологическогообразованиямлад- шихшкольников,начальнаяшколарассматриваетсякак ступеньнепрерывногоэкологическогообразования.Для студентовпедагогическихинститутов,будущихучителей начальныхклассовв90-егг.существовалучебникВ.М.Па- куловой «Методика преподаванияприродоведения». Период(1990г.по2000г.)связансвкладомвтеориюипрактикуобу- ченияприродоведениютакихметодистовкак(Л.Ф.МельчаковЗ.А.Кле- пинина,Г.Н.Аквилева,В.П.Горощенко,М.Н.Скаткин,А.А.Плешаков, В.Н. Пакулова, В.А. Сергеева, Л.И. Бурова, А.Е. Тихонова, Л.В. Мои- сеева). Во 2–3 классах начальной школы более 30 лет существовали классическиеучебникипоприродоведениюавторовЛ.Ф.Мельчакова, М.Н.Скаткина,азатемЗ.А.Клепининой.В1998г.параллельносучеб- никамиприродоведенияавтораЗ.А.Клепининойбылво2–3классах,
азатеми4классечетырехлетнейначальнойшколыучебникприродове- денияавтораА.А.Плешакова.В1классесуществовалкурс«Ознаком- лениесокружающиммиромавторовО.Н.Сороцкой,А.А.Плешакова. В1998г.вБазисныйучебныйпланбылвведенобразовательныйкомпо- нент «Окружающий мир», состоящий из двух образовательныйобластей: «Естествознание»и«Обществознание».Возможностьсуществования учебниковпоисториив4классеиприродоведения,гдетакжебылипред- ставлены исторические темы, вызывало дублирование учебного матери- ала.Учительмогвыбиратьучебники,гдеводноминтегрировалисьдве образовательныеобластиилите,вкоторыхотдельноизучалосьестествоз- наниеиистория.Поисториивначальнойшколесуществовалиучебники Е.В.Саплиной,А.И.СаплинаиВ.В.Данилова,С.В.Тырина—«МоеОте- чество»(3класс);«Человекичеловечество»(4класс).
В2000–2004гг.вчетырехлетнейначальнойшколеесте- ствознание было представлено природоведением икурсом «Окружающий мир». Вкладвразвитиеинтеграциизнанийоприроде,обще- стве,человекевначальноеестествознаниевнеслиученые Н.Ф.Виноградова,О.Т.Поглазова. Вэтотпериоддействуютвариативныекурсы«Окружающиймир» Н.Ф.Виноградовой,А.А.Вахрушева,Н.Я.Дмитриевой,З.А.Клепини- ной,И.В.Потапова,А.А.Плешакова,О.Т.Поглазовой,Т.П.Товпинец, О.Н.Федотовой,Е.В.Чудиновой.Приводятсяразличныеподходыкот- борусодержанияучебногоматериала,интеграциизнанийвдействую- щихкурсах«Окружающиймир».Общеевовсехто,чтовнихусилился культурологический подход, личностно–деятельностный, имелась ва- риативностьсодержанияучебногоматериала.Этопозволялоорганизо- ватьучебнуюдеятельностьмладшихшкольниковсучетомихособен- ностейразвития. Направленность содержания предмета «Окружающий мир»наформированиеобщихучебныхуменийспособ- ствовалоподготовкеучащихсякизучениюприродоведе- нияв5классеобщеобразовательнойшколы.Содержание школьныхучебниковвключалоинтеграциюзнанийпоесте- ствознаниюиобществознанию(истории,социологии,эле- ментыэкономики,культурологии,ОБЖ,информатики), имело экологическуюнаправленность. Всвязиспоявлениемвначальнойшколеинтегрирован- ногокурса«Окружающиймир»,усилиласьподготовкасту- дентовкизучениюдисциплины«Методикапреподавания естествознания».В2000г.былоизданопервоеучебноепо-
собиедлявысшихучебныхзаведений«Методикаизучения окружающегомиравначальнойшколе»автораА.В.Ми- ронова, учебник для студентов высшего профессионально- гообразованияЕ.Ф.Козиной,Е.Н.Степанян«Методика преподаванияинтегративногокурса«Окружающиймир» (2008 г.). Основоположником вузовской методикипрепода- ванияначальногоестествознания,азатемиокружающего мирабылаЗ.А.Клепинина.
Вучебниках«Методикапреподаванияестествознаниявначальной школе(2008),«Методикапреподаванияпредмета«Окружающиймир» (2013) автором раскрываются традиции классической методики препо- даванияестествознанияиисториивначальнойшколе.
Концепция модернизации Российского образования на периоддо2010г.определиласозданиеусловийдляповыше- ниякачестваобщегообразования.Федеральныйкомпонент государственного образовательного стандарта начального общегообразования(2005г.)былнаправленнареализацию личностно-ориентированной развивающей модели школы, деятельностныйподходвобучении,формированиеобщих учебныхуменийумладшихшкольников. До2007годавначальнойшколепредмет«Окружающиймир»был представленпрограммамиикурсами:«Зеленыйдом»,«Мирвокругнас» автораА.А.Плешакова;«Природаилюди»,«Яимирвокруг»,«Природо- ведение»автораЗ.А.Клепининой;«Миричеловек»авторовА.А.Вахру- шева,О.В.Бурского,А.С.Раутиан;«Окружающиймир»автораН.Ф.Ви- ноградовой;«Окружающиймир»автораИ.В.Потапова;«Окружающий мир»автораО.Т.Поглазовой.ВсистемеразвивающегообученияЛ.В.Зан- ковасуществовалкурс«Окружающиймир»автораН.Я.Дмитриевой и«Окружающиймир»автораИ.П.Товпинец.Всистемеразвивающего обученияД.Б.Эльконина—В.В.Давыдовабылпредставленкурс«Окру- жающиймир»автораЕ.В.Чудиновой.Всвязисвведениемв1–4классах 2005/06учебномгодувФедеральныйБазисныйучебныйпланобразова- тельных учреждений Р.Ф. (начальное общее образование) учебный пред- мет«Окружающиймир»,действующиевариативныекурсыиучебники сталиназываться«Окружающиймир».До2010годавначальнойшколе существоваливариативныекурсыпопредметуиучебники: — «Окружающиймир»автораА.А.Плешакова; — «Окружающиймир»автораЗ.А.Клепининой; — «Окружающиймир»автораН.Ф.Виноградовой; — «Окружающиймир»автораИ.В.Потапова,Г.Г.Ивченковой; — «Окружающий мир» авторов А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С.Раутиан; 1.3. — «Окружающиймир»автораО.Т.Поглазовой; — «Окружающиймир»автораН.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова. — «Окружающий мир» авторов О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова.
Федеральный государственный образовательный стан- дартначальногообщегообразования(2009г.)определил реализацию развивающего обучения, целью и результатом усвоение у младших школьников универсальныхучеб- ных действий, обеспечивающих умение учиться, познание мира,воспитаниеобщейкультуры.С2011/12учебногогода вначальныхклассахдействуютучебники,которыесоот- ветствуют ФГОС начального общего образования, принад- лежат к УМК «Начальная школа XXI век»,«Перспектива», «Школа России», «Школа 2100», «Перспективная началь- ная школа», «Планета знаний».
По предмету «Окружающий мир» действуют следующие учебники: — «Начальная школа XXIвека» («Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой); — «Школа России» («Окружающий мир» автора А.А.Плешакова); — «Школа2100»(«Окружающиймир»авторовВахрушева,О.В.Бур- ского, А.С.Раутиан); — «Перспектива» («Окружающий мир» А.А. Плешаков, М. Ю. Но- вицкая); — «Планета знаний» («Окружающий мир» И.В. Потапова, Г.Г. Ив- ченковой); — всистемеразвивающегообученияЛ.В.Занкова(«Окружающий мир»Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова); — «Перспективнаяначальнаяшкола»(Окружающиймир»О.Н.Фе- дотовой).
Врабочейпрограммесодержаниекурса«Окружающий мир» представлено двумя блоками: «Человек иприрода», «Обществоичеловек».Следуетотметитьпреемственность втребованияхстандартовпервогоивторогопоколений начального общего образования в формировании учебной деятельностимладшихшкольников,отборесодержания учебного материала, обеспечивающего личностное разви- тие, эмоционально-ценностное отношение к окружающе- мумиру.Стандартвторогопоколенияусилилпсихологи- ческуюосновуформированияучебныхумений,которой являютсяуниверсальныеучебныедействия.Врабочих программахкурса«Окружающиймир»учебно-методиче-
ских комплексов УУД отражают планируемые результа- ты изучения предмета. Содержательная основа предмета «Окружающиймир»обеспечиваетмежпредметныесвязи всехпредметовначальнойшколы,способствуетуглубле- ниюзнаний,умений,полученныхмладшимишкольника- миполитературномучтению,технологии,изобразитель- номуискусству.Предмет«Окружающиймир»вначальной школе обеспечивает реализацию идеологической основы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданинаРоссии—становлениенациональ- ного самосознания. Содержание предмета ориентирует на формированиеуучащихсябазовыхнациональныхценно- стей.Онираскрываютсявсистемепредставлений,понятий онормахиправилахнравственногоповеденияпринятых в обществе, государстве, природе. Возможность формиро- ванияихуучащихсяопределяетсяособенностьюсодержа- нияучебногоматериалапредмета«Окружающиймир»,ко- торое представлено информацией из двух тесно связанных научныхобластейзнаний«Естествознания»и«Обществоз- нания».Курс«Окружающиймир»обеспечиваетформиро- ваниеуучащихсяпредставленийокультурныхценностях различных народов, способствует воспитанию уважитель- ногоотношенияктрадициямдругихкультур.Младшие школьникизнакомятсястакимипонятиями,какнароды, нация,российскийнарод.Воспитаниепатриотических чувств,выражающихсявлюбвикРоссии,народу,малой родине,желаниислужитьОтечествуначинаетсястаких понятийкакприрода—частьокружающегомира,много- образииееобъектов,впечатленийотвосприятиякрасоты природы,желаниисохранитьее.Ознакомлениеспред- метамикультуры,созданнымиизприродногоматериала, ипроизведениямикультуры,которыесозданычеловеком с помощью голоса и речи, музыкальныхинструментов, знакомит младших школьников с произведенияминародов своегокрая,России.Умладшихшкольниковформируются такиепонятиякакРодина,страна,малаяродина,родной дом,земляки,знакомые,родныесдетствапейзажи—при- знакималойродины,родногокрая.ПонятиеоРодинеуче- никисвязываютсогромнойстранойРоссией,обществом, государством,Отечеством,окоторыхнужнозаботиться какосвоемдоме. 1.4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.161 (0.01 с.) |