Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с книгой как метод обучения в изучении курса «окружающий мир»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кметодуобученияотноситсяработаскнигой. Учебники попредмету«Окружающиймир»являютсясредствомобу- ченияиисточникомзнания.Планируемыерезультатыос- военияосновнойобразовательнойпрограммыначального общего образования определили необходимость приобрете- ния младшими школьниками «первичных навыков работы ссодержащейсявтекстахинформациивпроцессечтения соответствующихвозрастулитературных,учебных,научно- познавательныхтекстов,инструкций».Значительнаяроль в овладении учащимися умением работать с информацией отводитсяпредмету«Окружающиймир»,приизучениико- торогоученикиработаютснаучно-познавательнымитек- стамиучебника,однойизособенностей,чтоотличаетихот художественныхто,чтовнихсодержатсянаучныепонятия, сведения,факты,нетсюжета,ролей.Требоватьотшкольни- ковпересказыватьтекстучебниканельзя,необходимона- учитьпониматьсодержание.Вэтомпомогаютприемырабо- тыснаучно—познавательнымтекстомучебника,рабочие тетради,вкоторыхимеютсязаданиянаработупослечтения. Попредмету«Окружающиймир»необходимоучитьшколь- никовработатьсучебником,дополнительнойлитературой иформироватьследующие информационныеумения: — целенаправленно, выборочно читатьтекст; — составлятьпланкпрочитанномутексту,дополнять пунктыплана; — уметьвыполнятьзадания,включающиесоставление схем,таблиц; — логично,последовательноизлагатьответнапостав- ленныйвопрос,пониматьпрочитанныйтекст; — отвечатьнавопросы,имеющиесявконцеучебника;
— извлекатьизучебникаидополнительныхисточниковне- обходимуюинформациюиобсуждатьполученныесведения; — обмениватьсясведениямиороднойстране,получен- нымиизисточниковинформации; — раскрывать содержание иллюстраций, соотносить их стекстом; — сравниватьобъектыпоиллюстрациям;работатьсгео- графическойкартойиисторическойкартой,которыеесть вучебниках; — самостоятельновыполнятьзаданияврабочихтетрадях наосноветекстаучебникаидополнительнойлитературы; — готовитьсообщениянаосновеиспользуемойлитерату- ры (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, другихкниг); — рассуждатьнадпрочитаннымсодержанием,выражать свое отношение, отбирать необходимые слова для характе- ристики отношения к окружающемумиру; — выполнять задания, представленные вучебнике и электронномприложении. В1–2классахуучащихсянаглядно-образноемышление. Этотребуетопорынапрактическиедействиясразличны- мипредметами.Причтениинаучно-познавательноготекста необходимо использовать иллюстрации, другие наглядные средстваобучения,которыепомогаютсравнитьобъекты окружающегомира,лучшеусвоитьразнообразныесвязи. Следуеттакжеотметитьито,чтомладшиешкольникине могутбыстрообобщатьпрочитаннуюинформацию,азна- чит—ипонятьеесодержание.Необходимоучитыватьих индивидуальные особенности развития мышления, памяти (запечатление, сохранение и воспроизведение содержания прочитанного).Ученикилучшепонимаютслышимоечте- ние.Сэтойцельюприменяетсяприем— выборочноечтение текста на конкретно поставленныйвопрос. Например, учитель дает задание учащимся: — откройтеучебникнастранице(указываетстраницуучебника); — найдитеипрочитайтеответнавопрос(учительставитвопрос,не- обходимопродуматьвопроссоответственносодержаниюабзацаили первому предложению внем); — прочитайтеответнавопрос(одинученикчитаетвслух,остальные следят по тексту, можно спросить того, кто быстросориентировал- ся в нахожденииответа).
Научно-познавательныетекстывучебнике«Окружа- ющий мир» нельзя читать «по цепочке», «по ролям» как художественныепроизведениянаурокахлитературного чтения.Слышимоечтениенеобходимосочетатьссамосто- ятельнымчтением.Помереизучениякурса«Окружающий мир»объемнаучно-познавательныхтекстоввучебниках увеличивается.Учительможетпредложитьшкольникам самостоятельнопрочитатьнаурокетекстивыполнитьин- дивидуальные задания. Пониманию содержания прочи- танного помогают дифференцированные задания. Вкурсе «Окружающиймир»приформированииуменияработать с информацией дифференцированные задания должны включатьучебныедействия,необходимыедлявыполнения. Поспособамучебныхдействийонимогутбытьнавоспроиз- ведениеинформации,применениевпрактическойдеятель- ностиивновыхучебныхситуациях. Задания на воспроизведение учебного материала: — наузнаваниеобъектовприроды,ихклассификацию, — краткуюзаписьответанавопроскпрочитанному тексту. Задания на применение знаний в практической дея- тельности (включаютвопросы,готовыеответынакоторые втекстеотсутствуют,требуютсамостоятельныхмыслитель- ных операций стекстом): — устное описание объектов природы с использованием плана; — подготовку сообщений о достопримечательностях го- родовРоссиисиспользованиемподобранныхиллюстраций; — узнаваниепоиллюстрациямпамятниковархитектуры иискусства,рассказонихсиспользованиемсведенийиздо- полнительнойлитературы; — подготовку сообщения о достопримечательностях го- родовРоссиинаосноведополнительнойинформации(энци- клопедий, справочников, другихкниг); — составлениевопросовкпрочитанномутекстудляорга- низациидиалогасосверстникамивклассе; Заданиянаприменениезнаний,уменийвновыхучебных ситуациях: — обоснованиепредположения,надоказательства,само- стоятельные суждения потексту; — дополнение ктексту.
Приемыработысучебникомнаурокахприизучении курса «Окружающиймир»: — выборочноечтениетекставсоответствииспоставлен- ной познавательнойзадачей; — составление плана к текстуучебника; — самостоятельнаяработаучащихсястекстомучебника ивыполнениеиндивидуальныхзаданийврабочихтетрадях; — определениесодержанияиллюстрацийспомощью текстаучебника; — выполнениепрактическихработпозаданиямирисун- камучебника; — ответнавопросывконцетекстаучебниканазакрепле- ние изученногоматериала; — работаповопросампередтекстомучебниканавоспро- изведениеопорныхзнаний,изучениеновогоматериала; — выполнениезаданийнасравнениеобъектовприроды, изучение их строения по иллюстрациямучебника; — выполнениеучащимисязаданийсиспользованием вучебникефизическойкартыРоссииифизическойкарты полушарий, планаместности; — выполнениеучащимисязаданийучебникананаблю- дениезаобъектамиприроды; — выполнениеучащимисязаданийврабочихтетрадях наосноветекстаучебника; — выполнениеучащимисязаданийучебникасисполь- зованиемсправочников,словарей,энциклопедий,других книг; — подготовка устных сообщений учащимися после про- чтениятекста; — выполнениеоценочныхзаданийнавыявлениеучеб- ных достиженийучащихся; — выполнение проектов по темам, приведенным вучеб- нике. Домашнеезаданиеученикамнельзязадаватьтакое, как—прочитайтеиперескажитетекстучебника.Научно- познавательныетекстынужночитатьиотвечатьнавопро- сы.Правильноезаданиебудеттаким—прочитайтетекст, ответьтенавопросы,выполнитезаданияврабочихтетрадях (указываются страницы и номера заданий). Ученики могут науроке,домавыполнятьзаданияврабочихтетрадяхна основеработыскнигами. 5.7. В учебнике по предмету «Окружающий мир» приводятся текстыизхрестоматий,справочников,энциклопедий,книг детскихписателейоприроде.Онипобуждаютушкольников желаниечитатькниги.Воспитаниелюбвиккнигам,умение выбиратьихвозможноприсовпаденииумладшихшкольни- ковличностныхпотребностейвчтениистеми,чтопредло- женыучителем.Желаниенайтикнигу,прочитатьееууча- щихсяпоявляетсятогда,когдавозникаетинтерескней.Он проявляется,еслидетизнакомысмногообразиемдоступных книг.Курс«Окружающиймир»помогаетмладшимшколь- никамузнатьомногообразиикнигоприроде,заинтересо- вать их содержанием, вызвать мотив, побуждающий обра- щатьсяккнигам.Состраницучебника«Окружающиймир» ученикиузнаютожизниживыхорганизмов,ихповедении, интересныхсобытияхвприроде.СтатьиавторовБ.Алек- сандрова, И. Акимушкина, Ю. Аракчеева, Н.Верзилина, Ю.Дмитриева,Р.Каррингтона,И.Никитина,Н.Пожариц- кой, Н.Н. Плавильщикова, Г. Скребицкого. Н. Сладкова, И.Ф.Смольянинова,И.С.Соколова-Микитова,К.Д.Ушин- ского способствуют развитию познавательного интереса младшихшкольников,углубляютзнанияомногообразии детскихкнигоприроде. Расширить читательский кругозор учеников о заинтере- совавшихихнаурокерассказахорастениях,зверях,насеко- мых,рыбах,птицах,минералах,планетах,помогаюткниги, которыеонимогутвзятьипрочитатьвшкольнойбиблио- теке.Выбираядетскиекниги,младшиешкольникимогут отдатьчитательскоепредпочтениетем,окоторыхузналисо страницучебника.Этооказываетвлияниенаформирование основ читательской самостоятельности учащихся, которая неможетбытьбеззнаниядоступныхкниг.Иногдавучебни- кепопредмету«Окружающиймир»приводятсятекстыиз научно—популярныхпроизведенийоприродебезназвания книг,изкоторыхонивзяты,ноуказанавторкниги.Учени- кимогутпофамилииавторанайтилитературу.Вначальных классахпостоянноследуетпополнятьпознавательныепо- требностиучащихсяновымсодержаниемдлятого,чтобы поддержатьинтерескпредмету,чтению,учениювцелом. Овладениюумениемработатьсинформациейспособству- ютзадания,которыешкольникивыполняютпослечтения. Ответыможнозаписыватьврабочихтетрадях,читатель-
скомдневнике.Чащевсегопоследнийведутшкольникина урокахлитературногочтения,ноучитываямежпредметные связикурса«Окружающиймир»иособенностипредмета вформированииобщихучебныхумений,какнапример, чтения,следуетвыполнятьзаданиянаосновепрочитанных научно-познавательных текстов учебника,научно-популяр- нойлитературыоприродевчитательскомдневнике.Врабо- чихтетрадяхпопредмету«Окружающиймир»приводятся тексты,книмвопросы,которыенацеливаютучениковна выбор информации, преобразовании и представлении ее. Систематическая работа с научно-популярной литерату- ройприизучениикурса«Окружающиймир»способствует развитиюумладшихшкольниковопытачитательскойса- мостоятельности. Учитель должен пробуждать уучащих- сялюбовьккнигеипотребностьсамостоятельнонаходить те, которые вызывают у них индивидуальныечитательские предпочтения. Приобщению младших школьников к чтению научно-по- пулярнойлитературыоприроде,истории,Родине,родном крае способствуют следующие педагогическиеусловия: — выявлениеуучащихсячитательскихпредпочтений, избирательностикчтению(Чтоялюблючитать?); — знакомствоскнигами-новинками,организациякниж- ныхвыставок; — наличиечитательскогоуголка,внемрекомендатель- ногоспискакнигдетскихписателейдлячтенияоприроде, Родине,истории; — выборочноечтениетекстаизкнигивсоответствиисза- данием; — ведениечитательскогодневника,выполнениевнемза- даний; — формирование читательских умений уучащихся; — применениеприемовработыснаучно-познавательным текстом; — выполнениезаданийврабочихтетрадяхпоработесдо- полнительнойлитературой; — развитие познавательного интереса у учащихся кчте- ниюнаучно-популярнойлитературыоприроде,историче- ских произведений, оРодине; — выполнение творческих заданий на основе прочитан- ныхкнигилитекстоввучебнике. 5.8.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.106.251 (0.006 с.) |