Оценивание учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценивание учебных достижений младших школьников по предмету «Окружающий мир»



Оценивание учебных достижений учащихся позволяет выявить успешность усвоения содержания учебного мате- риалапопредмету«Окружающиймир».Оценкадолжнаот- ражать уровень достигнутых результатов. Технологические картыуроковпомогаютучителюприменитьразноуровне- выезадания,подготовитьшкольниковквыполнениюкон- трольно — оценочных заданий.

Втетрадяхдлясамостоятельныхиитоговыхработпокурсу«Окру- жающиймир»автораА.А.Вахрушеваприоцениванииучебныхуспехов учащихся приводятся заданияна:

— необходимыйуровень(оценка«хорошо»);

— программный уровень (решение нестандартной задачи, примене- ниезнаний,уменийвновойситуации,оценка«отлично»);

— максимальный (необязательный уровень, предусматривает приме- нениесамостоятельноусвоенныхзнаний,умений).Врабочихтетрадях, учебнике «Окружающий мир» автора И.В. Потапова дифференцирован- ныезаданиявключеныввариативнуючастьсодержанияучебногомате- риала.В.М.Монаховпредлагаетвсоответствиисостандартомобразова- ниянапроверкуусвоениязнаний,уменийкакминимум4задания,из них два на уровне требований к обязательному минимуму (оцениваются на«удовлетворительно»,дванаповышенномуровне,оцениваютсяна

«хорошо»и«отлично»).Первыедвазаданиядолжныбытьодинаковыепо сложностииноситьрепродуктивныйхарактер.Заданиянаоценку«хоро- шо»иметьконструктивныйхарактер,заданиянаоценку«отлично»ус-



6.3. Оценивание учебных достижений младших школьников

ловнотворческийхарактер,бытьсложнеезаданийнаоценку«хорошо»1. В.В. Гузеев предлагает трехуровневое оценивание результатовобучения. Авторвыделяет:

— минимальныйуровень(решениезадачпообразцу,оценка«удов- летворительно);

— общийуровень(решениезадач,представляющихкомбинациипод- задачминимальногоуровня,оценка«хорошо»);

— повышенныйуровень(решениезадач,являющихсякомбинациями подзадачминимальногоиобщегоуровней,оценка«отлично»)2.

Средства контроля и оценивания учебных достижений по предмету«Окружающиймир»должнывключатьучебные действия,необходимыедляихвыполненияиотражатьраз- витие компонентов учебной деятельности. В курсе «Окружа- ющий мир» можно выделить следующие оценочныезадания:

— задания, проверяющие уровень усвоения знаний уча- щихся (на воспроизведение изученногоматериала);

— задания,которыепозволяютвыявитьприменениезна- ний, умений в практическойдеятельности;

— задания,которыепозволяютвыявитьприменениезна- ний,уменийвновыхучебныхситуациях.

Одной из проблем является оценивание младшихшколь- никовпривыполнениизаданий.Возможноприменение рейтинговогоконтролявсистемеуровневойдифференциа- цииобучениямладшихшкольников.Врезультатеисполь- зования рейтинговой системы контроля обеспечиваются условия для самостоятельной работы, формирования ууча- щихсяадекватнойсамооценкиисамоконтроля,развития контрольно — оценочной самостоятельности, гарантирует- сядостиженияцелейобразования.Прирейтинговойоценке необходимовыделитьвзаданияхбаллы(эталон),или,как принятомаксимальноеколичествобаллов,которыеможет получитьученик.

А.П.МишинапредлагаеткоэффициентуспешностиКу,которыйра- венотношениюколичествабалловзаправильныеответыучащихся(А) кнеобходимымправильнымответам(Р):Ку=А/Р.Еслисравнитьколи- чественнуюоценкууровнейусвоенияприродоведческихзнаний,умений умладшихшкольников(коэффициент(К)Л.И.Буровой,см.с.21иуров- ниуспешностиусвоенияматериала,которыевыделяетЛ.П.Мишина, тоонипохожи.


1 МонаховВ.М. Введениевтеориюпедагогическихтехнологий.—Волго- град,2006.

2 ГузеевВ.В. Планированиерезультатовобразованияиобразовательные технологии.Монография.—М.,2001.



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

Приводим примеры оценивания учебных достижений младшихшкольниковприизучениираздела«Оцарствах живойприроды»во2классе(учебникавтораИ.В.Потапо- ва),ираздела«Этаудивительнаяприрода»в3классе(учеб- никА.А.Плешакова).Еслисоотнестидействующиевари- ативныекурсыпопредмету«Окружающиймир»,токаж- дыйизнихнаправленнаформированиеуучащихсябазовых знаний,умений.Условимсяобозначатьзаданияцифрами 1,2—заданиябазовогоуровнясложности,3,4—задания повышенного уровня сложности. Соответственно, задания 1,2оцениваютсянаоценку—«3»(решениезадачпооб- разцу,навоспроизведениезнаний),задание3имеетоценку

«4»(наприменениезнаний,уменийвпрактическойдеятель- ности),задание4оцениваетсяна«5»(применениезнаний, уменийвновыхучебныхситуациях).Можноприиндивиду- ализированнойформеучебнойработынаобобщающемуро- кепредмета«Окружающиймир»предложитьшкольникам выбрать вариант заданий. Определим максимальное коли- чествобалловпокаждомузаданию(эталон).Зазадание№1 максимальноеколичествобалловравно«6»,столькочастей растенийнужноузнать.Взадание№2необходимораспреде- лить9представителейрастений,значит,количествобаллов будетравно9.Зазадание№3максимальноеколичествобал- лов—«4»,столькоошибоквтексте.Зазадание«4»учени- кимогутполучить2балла,если(ответполный),или1балл, еслиправильный,нонеполный.Такимобразом,завсезада- ниямладшиешкольникидолжныполучить21балл.

Контрольно-оценочные задания попредмету«Окружающиймир».

Разделы: «О царствах живой природы» (2 класс, учебникИ.В.Потапова),«Этаудивительнаяприрода» (3класс,учебникА.А.Плешакова)

Планируемые результаты. Ученик научится:

— различатьгруппырастений,сравниватьдеревья,ку- старники, травы, выделять их главные,существенные признаки;

— приводитьпримерыпредставителейгруппрастений;

— различатьнасекомых,птиц,зверей,рыб,земновод- ных, пресмыкающихся, выделять отличительные признаки группживотных;



6.3. Оценивание учебных достижений младших школьников

— приводитьпримерыпредставителейразныхгруппжи- вотных;

— устанавливатьсвязимеждуорганизмамиисредойоби- тания;

— раскрывать необходимые меры охраны растений,жи- вотных;

— приводить примеры положительного и отрицательно- го отношения человека к растениям,животным;

— оцениватьсвоеповедениевприроде.

 

Вариант I. Задание 1.

Напишите названия частей цветковых растений:

1                  2                   3              

4                  5                   6              

Задание 2.

Группы растений
Деревья
Кустарники
Травы

Рассмотритеиллюстрации.Распределитерастенияпогруппам.На- пишитеназваниярастенийккаждойгруппе.

 

 

1.                    2.                       3.                             4.

                                  

5.                        6.                      7.                                    8.               9.



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

Задание 3.

Прочитайтетекст.Найдитеиподчеркнитеошибкивнем.Перепиши- те текстправильно.

Ухвойныхрастенийнетлистьев,аестьхвоинки.Улиственницыони всюзимузеленые.Раннейвеснойможноувидеть,какцветутхвойныерас- тения.Усосны,елисозреваютплоды-шишки.Внихнаходятсясемена.

Задание 4.

Прочитайтетекстиответьтенавопрос:правильнолипоступилире- бята?

Ребятапринеслиежадомой.Днемонспал,аночьюшуршалбумагой, бегалпокомнатам,фыркал,мешалспать.Ребятамскоронадоелотакое поведениеежа,иониотнеслиеговлес.

Ответ объясните.

 

Вначальнойшколевконцеучебногогодавкаждомклассе оцениваются метапредметные результаты обучения. Видами проверки являются комплексные итоговые работы на меж- предметнойоснове.ВУМК«ШколаХХIвек»автораН.Ф.Ви- ноградовойпопредмету«Окружающиймир»проводитсякон- трольнаяработа,котораявключаетблокзаданийна:

1. Планирование,контрольиоценкаучебныхдействий. Ученикампредлагаетсянаучно-познавательныйтекст. Проверяетсяумениеучащихсясоставлятьпланрассказа текста,оцениватьинформацию,дополнятьтекст.

2. Использование знаково-символических средств пред- ставления информации. Проверяется умение представлять информацию в схематическом виде, умение работать с ин- формацией,представленнойввидетаблицы.

3. Овладениелогическимидействиямииумственными операциями. Проверяется умение учащихся анализировать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-след- ственныесвязи.

4. Речевыесредстваисредстваинформационныхтехно- логий.Проверяетсяумениеизвлекатьнаучнуюинформа- циюикраткозаписыватьее.

 

Приводим пример комплексной работы по предмету

«Окружающий мир» (4 класс).

Прочитайте текст и выполните задания:

Зубрявляетсясамымтяжёлымикрупнымназемным млекопитающимнаевропейскомконтиненте.Длинаего теласоставляет330см,величинавплечахдо2метров,авес


6.3.
Оценивание учебных достижений младшихшкольников

от850кгдо1240кг.Продолжительностьжизниживотного можетдостигать28лет.

ПервыйзубровыйпитомникпоявилсявРоссиинатерри- торииМосковскойобластивПриокско-Террасномзаповед- нике.Учёныедоказали,чтолучшееместодляразведения зубров—нестеписизобилиемтравыихвойныелеса,где травыпочтинет.Длязубровнужнысмешанныелесаспо- лянамииоткрытымиместами,умеренныйклимативысота снежногопокрованедолжнапревышать30–40см.ВПри- окско-Террасном заповеднике оказались именно такие ус- ловия,необходимыеживотнымдляобитания.21ноября 1948годавзаповедникприехалпервыйзубрёнок.

Зубрынеприхотливыведе.Онипитаютсякоройдеревьев илистьямикустарников,150разныхтравянистыхрасте- ниймогутслужитьимпищей.Едыузуброввпитомникедо- статочно.Здесьихподкармливаютмолотымовсом,корне- плодами,сеном.

Зубрынаволеоченьосторожны.Онинетольконенапа- даютначеловека,нодажеизбегаютвстречисним.Узубров прекрасныйслух.Приближениечеловекаонислышатиз- далииуходятвлес,прячутся.

Зубры — мирные животные. Большая заслуга людей в том, что эти великаны живут на Земле.

Задания.

1. Докажите словами из текста, что зубрынеприхотливы веде.

Ответ:                                                                  

2. Ккакойгруппепоспособупитанияможноотнестизубра? а)хищник;

б) всеядный;

в) насекомоядный;

г) растительноядный.

Ответ:                                                                  

3. Какие условия необходимы зубрам для обитания: а)степисизобилиемтравы;

б) тайга с высокими деревьями;

в) хвойные леса с отсутствием травы;

г) смешанные леса с разными видами растений.

Ответ:                                                                  



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

4. Докажитесловамиизтекста,почемузуброврешили разводитьнатерриторииМосковскойобласти?

Ответ:                                                                  

5. Пользуясьтекстом,вспомните,накакиегруппыде- лятся растения. Заполнитесхему.

Растения

 

Оцениваниезаданий. Закаждыйправильныйответвы- ставляетсяодинбалл.Всегомаксимальноеколичествобал- лов—5завыполнениевсехзаданий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.033 с.)