Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференцированный подход к младшим школьникам при изучении курса «Окружающий мир»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Насовременномэтаперазвитияначальногообщегооб- разования приоритетным направлением является личност- но-ориентированное обучение. Одним из путейреализации его—дифференцированноеобучение.Впедагогикеимеют- сяразличныеточкизренияученыхнапонятия«дифферен- циация»,«дифференциацияобучения»и«дифференциро- ванное обучение», рассмотрим их соотношение. И.М.Осмо- ловскаярассматриваетдифференциациюобучениякакучет индивидуально — типологических особенностей личности, объединениеучащихсявгруппыипостроениепроцессаоб- ученияввыделенныхгруппах,дифференцированноеобуче- ниеопределяеткакобучение,осуществляемоевусловиях дифференциации,понятия«дифференциация»и«диффе- ренцированное обучение» каксинонимы1. И.М. Чередов дифференциацию рассматривает как спо- соб организации дифференцированного обучения2. В ис- следованиях ученых дифференцированное обучение — это процесс, организованный с учетом типологических особен- ностейучащихсявгруппах. Чащевсегоучениковобъеди- няютпотипологическимособенностям,которыеприсуще группам, а не отдельным ученикам, дифференцированный подход к учащимся предусматривает учитывать особенно- сти групп школьников вобучении. В педагогике дифференциацию относят к образованию иобучению.Поддифференциациейобученияпонимается образовательныйпроцесссиспользованиемдифференциро- ванныхформучебнойработыучащихся,методов,средств обучения.Дифференциацияобразования—обучениепораз- нымпланамипрограммам.Понятия«индивидуализация» и «дифференцированное обучение» тесно связаны. В иссле- дованиях И.Э. Унт «индивидуализация обучения» — это учетвобучениииндивидуальныхособенностейучащихся вовсехегоформахиметодах,независимооттого,какиеосо- бенностиивкакоймереониучитываются3. 1 Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. — М., 2004. 2 Чередов И.М. Процесс обучения: методы, формы. — Омск., 1997. 3 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990. — С. 8.
Дифференцированноеобучениедолжностремитьсякин- дивидуализации,новпрактикеработышколысложновы- явитьитемболееучитыватьучителювсеиндивидуальные особенностиученика,какпсихологические,такиличност- ные.Этотребуетсозданиеиндивидуальныхпрограммоб- учения для каждого школьника. Образовательный процесс чащесвязансдифференцированнымобучением,вкотором имеетместодифференцированныйподходкучащимся. Дифференцированныйподход кмладшимшкольникамвизучении курса«Окружающиймир» является: — принципом обучения, имеет место во всех технологияхдифферен- цированногообучения; — основойдифференцированногообучения(внутреннейдифференци- ации) и личностно-ориентированного обучения в начальнойшколе. Дифференцированныйподход кмладшимшкольникамвобучении следует рассматривать как возможность индивидуализации обучения вусловияходногокласса. Дифференцированный подход к младшим школьникам при изучении курса «Окружающий мир» предполагает: — учетиндивидуальныхпсихологическихособенностей(способно- стей,познавательногоинтереса),общихучебныхумений,обученности умладшихшкольников; — организацию форм учебной работы учащихся (парной, звеньевой, дифференцировано-групповой, индивидуализировано-групповой, инди- видуализированной); — применениедифференцированных(разноуровневых)заданийраз- личной степени сложности, включающих усложненные способыучебные действия,уровеньсодержанияучебногоматериалапопредмету(базовый иповышенный); — организациюсамостоятельнойработымладшихшкольниковна различныхэтапахурокасприменениемдифференцированныхзаданий; — оценкуучебныхдостиженийучащихсяпопредметуипродвижение в развитии младших школьников относительно их исходногоуровня.
Дифференциация тесно связана с индивидуализацией. В исследованиях В.М. Монахова дифференциация рассма- триваетсякакоднаизформиндивидуализации,каксред- стводлядостиженияучащимисябазовогообразования,как система обучения. При этом индивидуализация выступает какцельдифференцированногообучения. Вначальнойшколедифференцированноеобучениепред- ставлено внутренней дифференциацией. Внутренняя диф- ференциацияпредполагаетвнутриклассноеразделениеуча- щихсянавременныегруппысцельюобучениянаразном
уровне.Внешняядифференциация,имеетместовстарших классах общеобразовательной школы и связана с углублен- нымизучениемпредметов,созданиемпрофильныхклассов. ИсследованияЛ.В.Занкова,даютоснованиякритическипо- дойтикидееразделениямладшихшкольниковнаразноу- ровневыеклассы,посколькудетиобъединенныевколлектив имеютвозможностьпроявитьсебявсамыхразныхнаправ- лениях,менееподготовленныемогутподтянуться,интере- сующиесятемилиинымпредметомувлечьостальных1.На- личиеводномкласседетейсразличнымуровнемразвития положительновлияеткакнанаиболее,такинанаименее подготовленных,интересующиесятемилиинымпредме- том,могутувлечьостальных,оказатьпомощьотстающим. Немаловажным является и отсутствие отрицательных лич- ностныхкачеств,которыепроявляютсяуучащихсявусло- вияхразделенияихнаразноуровневыеклассы.Внутренняя дифференциация основана на учете: индивидуальныхпси- хологическихособенностейразвитияучащихся,темпаиз- ученияматериала,применениидифференцированныхзада- нийразличнойстепенисложности,сочетанииформучебной работы,организациисамостоятельнойработы,возможности выборавидовдеятельностиучащимися.Внейимеетместо дифференцированныйподходкмладшимшкольникам. Впрактикеработышколывыделяютсяследующиепути осуществлениядифференцированногоподходакучащимся вобучении: — через дифференциацию учебного материала, прохож- дениекурсавускоренномилизамедленномтемпе; — через организацию самостоятельной работы с исполь- зованиемвариативныхучебныхзаданий; — через организацию дифференцированных формучеб- ной работы младшихшкольников.
1 ЗанковЛ.В. Усвоениезнанийиразвитиемладшихшкольников.—М.: Просвещение,1965.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Определитеобъектипредмет вметодикепреподаванияпред-мета«Окружающиймир»? 2. Что изучает методикапрепо- давания предмета «Окружаю- щиймир»? 3. Обоснуйте, что методика есте- ствознания — педагогическая наука? 4. Обоснуйте применение мето- дов педагогического исследо- вания в методикеестествоз- нанияиприменительномето- дики преподаванияпредмета «Окружающий мир»? 5. Чем обусловлено введение преподавания естествознания в школе во второй половине XVIIIвека? 6. Взгляды В.Ф. Зуева в разви- тии отечественной методики естествознания? 7. ВкладА.Я.Гердавстановлении методикиестествознаниякак науки? 8. Какой вклад в развитие ме- тодики природоведения внес И.И.Полянский? 9. Какоезначениевразвитииме- тодики естествознания имеют труды ученого К.П. Ягодов- ского? 10. Какиеизменениявметодике преподавания природоведения произошлив60–70гг.? 11. Какойвкладвразвитиемето- дики преподавания естествоз- наниявнеслиученыев90-егг. и настоящеевремя? 12. Какиекомпонентыможновы- делить в структурепроцесса обучения в курсе «Окружаю- щиймир»? 13. Обоснуйте необходимостьпри- менениядифференцированно- го подхода к учащимся в из- учении курса«Окружающий мир»? 14. Раскройте понятие«диффе- ренцированныйподходкмлад- шим школьникам при из- учении курса«Окружающий мир».
Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.204 (0.006 с.) |