Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференцированный подход к младшим школьникам при изучении курса «Окружающий мир»

Поиск

Насовременномэтаперазвитияначальногообщегооб- разования приоритетным направлением является личност- но-ориентированное обучение. Одним из путейреализации его—дифференцированноеобучение.Впедагогикеимеют- сяразличныеточкизренияученыхнапонятия«дифферен- циация»,«дифференциацияобучения»и«дифференциро- ванное обучение», рассмотрим их соотношение. И.М.Осмо- ловскаярассматриваетдифференциациюобучениякакучет индивидуально — типологических особенностей личности, объединениеучащихсявгруппыипостроениепроцессаоб- ученияввыделенныхгруппах,дифференцированноеобуче- ниеопределяеткакобучение,осуществляемоевусловиях дифференциации,понятия«дифференциация»и«диффе- ренцированное обучение» каксинонимы1.

И.М. Чередов дифференциацию рассматривает как спо- соб организации дифференцированного обучения2. В ис- следованиях ученых дифференцированное обучение — это процесс, организованный с учетом типологических особен- ностейучащихсявгруппах. Чащевсегоучениковобъеди- няютпотипологическимособенностям,которыеприсуще группам, а не отдельным ученикам, дифференцированный подход к учащимся предусматривает учитывать особенно- сти групп школьников вобучении.

В педагогике дифференциацию относят к образованию иобучению.Поддифференциациейобученияпонимается образовательныйпроцесссиспользованиемдифференциро- ванныхформучебнойработыучащихся,методов,средств обучения.Дифференциацияобразования—обучениепораз- нымпланамипрограммам.Понятия«индивидуализация» и «дифференцированное обучение» тесно связаны. В иссле- дованиях И.Э. Унт «индивидуализация обучения» — это учетвобучениииндивидуальныхособенностейучащихся вовсехегоформахиметодах,независимооттого,какиеосо- бенностиивкакоймереониучитываются3.


1 Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. — М., 2004.

2 Чередов И.М. Процесс обучения: методы, формы. — Омск., 1997.

3 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990. — С. 8.



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

Дифференцированноеобучениедолжностремитьсякин- дивидуализации,новпрактикеработышколысложновы- явитьитемболееучитыватьучителювсеиндивидуальные особенностиученика,какпсихологические,такиличност- ные.Этотребуетсозданиеиндивидуальныхпрограммоб- учения для каждого школьника. Образовательный процесс чащесвязансдифференцированнымобучением,вкотором имеетместодифференцированныйподходкучащимся.

Дифференцированныйподход кмладшимшкольникамвизучении курса«Окружающиймир» является:

— принципом обучения, имеет место во всех технологияхдифферен- цированногообучения;

— основойдифференцированногообучения(внутреннейдифференци- ации) и личностно-ориентированного обучения в начальнойшколе.

Дифференцированныйподход кмладшимшкольникамвобучении следует рассматривать как возможность индивидуализации обучения вусловияходногокласса.

Дифференцированный подход к младшим школьникам при изучении курса «Окружающий мир» предполагает:

— учетиндивидуальныхпсихологическихособенностей(способно- стей,познавательногоинтереса),общихучебныхумений,обученности умладшихшкольников;

— организацию форм учебной работы учащихся (парной, звеньевой, дифференцировано-групповой, индивидуализировано-групповой, инди- видуализированной);

— применениедифференцированных(разноуровневых)заданийраз- личной степени сложности, включающих усложненные способыучебные действия,уровеньсодержанияучебногоматериалапопредмету(базовый иповышенный);

— организациюсамостоятельнойработымладшихшкольниковна различныхэтапахурокасприменениемдифференцированныхзаданий;

— оценкуучебныхдостиженийучащихсяпопредметуипродвижение в развитии младших школьников относительно их исходногоуровня.

 

Дифференциация тесно связана с индивидуализацией. В исследованиях В.М. Монахова дифференциация рассма- триваетсякакоднаизформиндивидуализации,каксред- стводлядостиженияучащимисябазовогообразования,как система обучения. При этом индивидуализация выступает какцельдифференцированногообучения.

Вначальнойшколедифференцированноеобучениепред- ставлено внутренней дифференциацией. Внутренняя диф- ференциацияпредполагаетвнутриклассноеразделениеуча- щихсянавременныегруппысцельюобучениянаразном



1.4. Дифференцированный подход к младшим школьникам при изучении курса

уровне.Внешняядифференциация,имеетместовстарших классах общеобразовательной школы и связана с углублен- нымизучениемпредметов,созданиемпрофильныхклассов. ИсследованияЛ.В.Занкова,даютоснованиякритическипо- дойтикидееразделениямладшихшкольниковнаразноу- ровневыеклассы,посколькудетиобъединенныевколлектив имеютвозможностьпроявитьсебявсамыхразныхнаправ- лениях,менееподготовленныемогутподтянуться,интере- сующиесятемилиинымпредметомувлечьостальных1.На- личиеводномкласседетейсразличнымуровнемразвития положительновлияеткакнанаиболее,такинанаименее подготовленных,интересующиесятемилиинымпредме- том,могутувлечьостальных,оказатьпомощьотстающим. Немаловажным является и отсутствие отрицательных лич- ностныхкачеств,которыепроявляютсяуучащихсявусло- вияхразделенияихнаразноуровневыеклассы.Внутренняя дифференциация основана на учете: индивидуальныхпси- хологическихособенностейразвитияучащихся,темпаиз- ученияматериала,применениидифференцированныхзада- нийразличнойстепенисложности,сочетанииформучебной работы,организациисамостоятельнойработы,возможности выборавидовдеятельностиучащимися.Внейимеетместо дифференцированныйподходкмладшимшкольникам.

Впрактикеработышколывыделяютсяследующиепути осуществлениядифференцированногоподходакучащимся вобучении:

— через дифференциацию учебного материала, прохож- дениекурсавускоренномилизамедленномтемпе;

— через организацию самостоятельной работы с исполь- зованиемвариативныхучебныхзаданий;

— через организацию дифференцированных формучеб- ной работы младшихшкольников.


Учителюследуетпомнить,что дифференцированныйпод- ходнеимеетввидуприспособлениецелей,исодержанияоб- ученияивоспитаниякгруппешкольникам,ихиндивиду- альнымособенностям,априменениеформиметодовпеда- гогического воздействия к индивидуальным особенностям учащихсясцельюдостиженияпланируемыхобразователь- ныхрезультатовпопредмету«Окружающиймир».

1 ЗанковЛ.В. Усвоениезнанийиразвитиемладшихшкольников.—М.: Просвещение,1965.



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определитеобъектипредмет вметодикепреподаванияпред-мета«Окружающиймир»?

2. Что изучает методикапрепо- давания предмета «Окружаю- щиймир»?

3. Обоснуйте, что методика есте- ствознания — педагогическая наука?

4. Обоснуйте применение мето- дов педагогического исследо- вания в методикеестествоз- нанияиприменительномето- дики преподаванияпредмета

«Окружающий мир»?

5. Чем обусловлено введение преподавания естествознания в школе во второй половине XVIIIвека?

6. Взгляды В.Ф. Зуева в разви- тии отечественной методики естествознания?

7. ВкладА.Я.Гердавстановлении методикиестествознаниякак науки?


8. Какой вклад в развитие ме- тодики природоведения внес И.И.Полянский?

9. Какоезначениевразвитииме- тодики естествознания имеют труды ученого К.П. Ягодов- ского?

10. Какиеизменениявметодике преподавания природоведения произошлив60–70гг.?

11. Какойвкладвразвитиемето- дики преподавания естествоз- наниявнеслиученыев90-егг. и настоящеевремя?

12. Какиекомпонентыможновы- делить в структурепроцесса обучения в курсе «Окружаю- щиймир»?

13. Обоснуйте необходимостьпри- менениядифференцированно- го подхода к учащимся в из- учении курса«Окружающий мир»?

14. Раскройте понятие«диффе- ренцированныйподходкмлад- шим школьникам при из- учении курса«Окружающий мир».



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.204 (0.006 с.)