Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средстваобучения,применяемыевизучении курса«Окружающиймир»

Поиск

Изучениекурса«Окружающиймир»вначальныхклас- сахопираетсянаиспользованиеоборудования.Онодолжно соответствовать содержанию, формам, методам обучения, современнымдостижениямнаукиитехники.Приподборе оборудования должны быть соблюдены санитарно-гигие- ническиетребованиякподборустолов,стульев,парт,раз- мещениюкласснойдоски,атакжекосвещению,светово- му режиму. Материально-техническое обеспечение курса

«Окружающиймир»вначальнойшколевключаетналичие средствобучения.

Под средствами обучения Е.Ф. Козина рассматривает:

— учебное оборудование, включающее в себя дидактический разда- точныйматериал,демонстрационныенаглядныепособияиприспособле- ния,создающиеудобствапридемонстрациипособий,работедетейсраз- даточнымматериалом;

— учебно-методическийкомплектпопредмету(учебник,методиче- скиеразработки,книгидляучащихся)1.

Ксредствамобучения,которыеприменяютсявизучении окружающегомира,относятся:изобразительныенагляд- ные пособия, экранно-звуковые средства, гербарий расте- ний,коллекции,раздаточныйматериал,чучела,муляжи, картографическиепособия.Вметодикечащевсегоперечис- ленные средства обучения называются учебными нагляд- нымипособиями.Классификациясредствнаглядности (поВ.П.Голову)включает:


1 КозинаЕ.Ф. Методикапреподаванияестествознаниявначальнойшко- ле.—М.:Академия,2005.—С.211.



Глава 4. Материально-техническое обеспечение курса «Окружающий мир»

а)средства,используемыевкачествеисточниковзнаний (средства наглядности). К нимотносятся:

— натуральные объекты (коллекционный материал, гер- барий);

— средства, воспроизводящие натуральные объекты и явления (объемные средства обучения, плоскостные образныесредства);

— средства,описывающиеобъекты,явлениязнаками, символами (вербальные, картографические, графиче- ские схематические средстваобучения).

б) средства, обеспечивающие формирование практиче- скихуменийинавыков(приборы,инструментыдляизме- рений).

Самуюбольшуюгруппусредствнаглядностипопредме- ту«Окружающиймир»составляютплоскостныеобразные средстваобучения(картины,таблицы)иобъемные(модели, макеты, муляжи). Картина имеет плоскостноеизображение объектов,атаблица—этоизображениеобъектовприроды, имеющеепояснительныезнаки,сведения,обозначения. Например, таблицы «Строение скелета человека», «Орга- нырастения»,«Развитиерастенияизсемени».Накартине чащевсегоизображаютсяпейзажиприроды.Вначальной школеимеютсянастенныеучебныекартины.Онивыпуска- ются тематическимисериями.

Иногда,вкурсе«Окружающиймир»,нетчеткогораз- делениямеждукартинойитаблицей,вучебникечастоони представлены какиллюстрации.

ВрамкахУМКпопредмету«Окружающиймир»исполь-зуется условно изобразительнаянаглядность(знаково-сим-волическая,модели),анетолькообразная,какнапримерил-люстрации. Мультимедийные средстваобученияпозволяютпоказать разнообразные схемы, картины,фотографии,та-блицы, выполнить учащимся на основе ихучебныезадания. Приизученииприродоведческихтемвкурсе«Окружа-ющиймир»используются муляжи— этообъемныеизобра-жения оригиналов, точно передающие их величину,форму,

цвет, строение поверхности.

На уроках при изучении курса «Окружающий мир»не всегда можно в естественных условиях рассмотреть объек- ты,явленияприроды,представления,понятияонихмогут бытьсформированыумладшихшкольниковспомощью



4.1. Средства обучения, применяемые в изучении курса «Окружающий мир»

средствобучения.Несомненно,наурокахнужнобольше применятьтакихсредствобучения,какколлекцийполез- ныхископаемых,почв,гербарийрастений,раздаточныйма- териал.Например,образцыполезныхископаемыхслужат вкачествеиллюстрациикрассказуучителяобихисполь- зовании, отличительных свойствах, демонстрациибогатств родногокрая.Ониявляютсяираздаточнымматериаломкак источникзнанийвходепрактическойработы.Наобобщаю- щихурокахколлекциииспользуютсясцельюповторения, систематизациизнанийобобъектахприроды.Гербарийрас- тений применяется для организации практической работы приизученииприродныхсообществлеса,поля,луга.Вучеб- никах есть инструкции к проведению практических работ, которыевключаютпереченьрастенийдляизучения,вопро- сыдляорганизациинаблюдения.Многообразиерастений природныхзонможнорассмотретьпогербарию,онимеет местоприсравнении,описании,определенииихприспосо- бительных особенностей к различным местам обитания.На уроках при организации практической работы природный материалиспользуетсякакисточникзнания,изучаются свойства, строение объектов природы. Объекты природы являютсясредствомдлянаблюдения,ученикивыполняют работусними,анепросторассматриваютих.Необходимо помнитьотом,чтосредстванаглядностивходеорганиза- циипрактическойработыдолжныприсутствоватьушколь- ников. Если учитель только показывает образец, например полезного ископаемого, гербарий растений, то применение ихбудетотноситьсякнаглядномуметодуобучения.Вэтом случаеимеетместопоказобъекта,рассмотрениеего,ноне организацияпрактическойработыпоизучениюсвойств, строения.Входепроверкезнаний,уменийгербарийслужит средствомзакрепленияизученногоматериала.Ученики своиответымогутсопровождатьпоказомрастений.Прииз- ученииобъектаприродыследуетсравниватьегосиллюстра- циямивучебнике,стаблицами.Вэтомслучаеприменяются приемы: сравнение, обобщение, выделяются различия, об- щиечерты,делаютсяобобщения,выводы.

Методика работы с таблицей.

Методика работы с таблицей определяется темой, содержаниемучеб- ногоматериалаурока,восприятиемобъектовиподготовкойучащихся. Учителюнеобходимосопровождатьпоказбеседой.Учебнаятаблица—



Глава 4. Материально-техническое обеспечение курса «Окружающий мир»

этонаглядноепособие,вкоторомспомощьюрисунков,текста,цифро- выхобозначенийприводитсяинформацияостроенииобъектовприроды. Натаблицеможетбытьпредставленонесколькообъектовокружающе- гомира,напримермногообразиеживотных,растений,особенностиих внешнего.

Этапыработыстаблицейнаурокахприизученииокружающегомира:

1. Рассмотретьтаблицувцелом.Подвестиучащихсякназванию. Привлекатьучащихсяспомощьювопросовдобыватьсамостоятель- нознания.

2. Рассмотреть деталиобъектов.

3. Установить связи между отдельными элементами. Создать целост- ноепредставлениеобизображениивтаблице.

4. Подвести учащихся квыводу.

 

Работупотаблицам,картинамнеобходимосочетать сдругимисредствамиобучения:географическимикартами, природным материалом. Демонстрационно используются муляжи,чучелаптицдляизучениявнешнегостроения,от- личительныхпризнаковобъектов.Припоказеихследует размеры,форму,окраску,другиеособенностивнешнего строениясоотноситьсрисункамиучебника,таблицами.

Средиплоскостныхдинамическихсредствобучения визучениикурса«Окружающиймир»применяютсякино- фильмы,электронныеприложениякучебнику,звуковые пособия,(экранно-звуковыесредстваобучения).Учебные фильмы можно использовать фрагментами. Перед показом следуетпоставитьученикамвопрос,послепросмотрапро- вестибеседу.Видеофильмы(втомчислевцифровойформе) применяютсясцельюформированияновыхпредставлений, понятийуучащихсяоприроде,истории,обществоведению, этнографиинародовРоссииимира.Наобобщающихуроках учительпоказываетнаглядныйматериалдляподведения итоговнаблюденийзасезон.Этопомогаетученикамвспом- нитьзнанияобизмененияхвнеживойприроде,жизнирас- тений,животных,труделюдейвразныевременагода,уз- натьпамятникиархитектурыиискусствагородовРоссии и другие объекты окружающегомира.

Кучебнымнагляднымпособиямотносятсязвуковыепо- собия.Сцельюслушаниязвуковобъектовприродынеоб- ходимопредлагатьученикамучебныезадания.Науроках попредмету«Окружающиймир»могутбытьиспользованы аудиозаписи, например фрагменты музыкальных произве- дений, записи голосовптиц.


4.1.
Средстваобучения,применяемыевизучениикурса«Окружающиймир»

Ксредствам,описывающимобъектыиявлениязна- ками, символами относят картографические средства об- учения.Срединих,применяютсявкурсе«Окружающий мир»планыместности,географическиекарты,атласы, фрагментыконтурныхкартврабочихтетрадях.Прииз- учениикурса«Окружающиймир»имеютместонастенные географическиекарты,такиекак:«Физическаякартапо- лушарий», «Физическая карта России», «Природныезоны России».

Работа с картографическим материалом.

Наурокахпопредмету«Окружающиймир»работаорга- низуетсякакснастеннымикартами,такикартамиучебни- ка.Приизучениигеографическихобъектовприменяются атласы,глобус,контурныекарты.Учениковнеобходимо научитьзнатькартуичитатьее.Знатькартуозначаетпо- ниманиеееусловныхобозначений.Читатькарту—умение переводитьусловныезнакивописание,находитьгеографи- ческиеобъектынакарте,правильноихпоказывать.

Как показывать географические объекты на карте.

1. Показывать географические объектыуказкой.

2. Стоятьукартытак,чтобынезакрыватьее(справадер- жатьуказкувправойруке).

3. Рекипоказыватьотистокакустью,моря,озера,океа- нынеточкой,аконтуром,называягеографическиеобъек- ты,которыеокружаютих.

4. Города,другиенаселенныепунктыпоказыватьпри- косновениемкусловномузнаку,анекназваниюгородана карте.

7. Горы, равнины показывать по протяженности.

6. При показе географических объектов называть их.

Наурокахприизученииобществоведческихтемпри- меняетсяисторическаякарта.Историческаякарта—это создаваемоенаточнойгеографическойосновеуменьшенное условноеизображениеопределенногопространствавтоили иноеисторическоевремя,суказаниемсобытийданноговре- мени1.Нанейграницыстран,обводятпозамкнутойлинии, направлениевоенныхпоходов—поимеющимсянакарте стрелкам.


1 ЧерноваГ.А. Методикапреподаванияобществознаниявначальнойшко- ле/Г.А.Чернова,Л.Г.Жукова,И.В.Митюкова.—М.:Издательскийцентр

«Академия». — 2008. — С. 136.



Глава 4. Материально-техническое обеспечение курса «Окружающий мир»

Приемы работы с исторической картой:

— показрек,городов,маршрутов,сражений;

— повторениедействийучителя(показучащимисяобъ- ектов накарте);

— самостоятельное словесное описание местоположения объекта, показанного на картеучащимися;

— сочетаниеработыскартойвучебнике,настенной иконтурнойврабочейтетради(наконтурнойкартеученики обводятграницыгосударств,подписываютназвания,даты);

— показучителемобъектананастеннойкартеиопределе- ниеегоназванияученикамипокартевучебникеилиатласе;

— составление«легендыкарты».

Учащиесяработаютпопредмету«Окружающиймир» сконтурнымикартамиврабочихтетрадях.Контурные картынельзярисовать,раскрашивать,следуетнаносить несколькогеографическихобъектов.Надомнельзязада- ватьученикамтакиезадания,как:—Нарисуйконтурную карту «Природные зоны России»; — Обозначьте накарте месторожденияполезныхископаемых,реки,озера,моря нашейРодины;—Раскрасьтеконтурнуюкарту.Необходи- моуказатьнескольконазванийгеографическихобъектов, месторожденийполезныхископаемых,которыешкольни- кидолжнынанестинаконтурнуюкарту.Наноситьобъекты следуеткарандашом,подписыватьназвания:рекпотече- нию,городов,населенныхпунктовпошироте,гор,равнин попротяженности.Длятого,чтобыконтурнаякартабыла читаемая, необходимо нанести условные обозначения объ- ектоввнижнемуглукарты(сделать«легендукарты»).

Визучениикурса«Окружающиймир»применяютсясред-ства,обеспечивающиеформированиепрактическихуменийумладшихшкольников.Ктакимотносятсяприборы,инстру-ментыдляизмерений.Наурокахкурса«Окружающиймир»этолабораторноеоборудованиенеобходимодляпроведениялабораторных и демонстрационных опытов.Включает наборхимической посуды и принадлежностей дляопытов: пробир-ки,колбы,воронкискороткойтрубкойскососрезаннымкон-цом,фильтры,лабораторныйштатив,нагревательныеприбо-ры (спиртовка), химический стакан, чашкаПетри,предмет-ные стекла, держатель, бумажные фильтры,мензурки,лупы.Для выполнения практических работ, наблюденийзапо-годой необходима географическая площадка. Онаявляется


4.2.
Вербальные средства обучения и их применение по предмету «Окружающиймир»

средствомобученияиможетбытьсозданаоколошколы.Раз- мерыеедолжныбытьнеменьше10на10метров,высотасетки 1метр.Надорожкахвнутриплощадки—изображеныоснов- ныеипромежуточныестороныгоризонта.Можнопосадить растения,заростомиразвитиемкоторыхследуетнаблюдать. Практическуюработуможносовместитьстемамиуроков.На географической площадке размещают приборы.Например, флюгер,онимеетметаллическийстолбвысотой10метров, нанемустанавливаютфлюгер,которыйимеетстрелку,при направленииветраонавращаетсяипонейможноопределить направление ветра. Снегоизмерительная рейка — деревян- наярейка,высотой180см,шириной7см,толщиной3–4см. Покрашенавтемныйцвет,наоднойстороненанесеныделе- ниячерезсантиметр.Онаслужитдляопределенияглубины снежногопокрова.Гномон—прибордляопределенияполу- деннойлинии.Онимеетстолб,высотой90см,квершинеего прибитадощечкаразмером30на30см.сюжнойстороны дощечкиприкреплензаостренныйстерженьвысотой15см. Красной краской провести полуденную линию от основания стержнявнаправлениисамойкороткойеготени.Эталиния определяетполденьданнойместности,высотусолнцанадго- ризонтом. Метеорологическая будка — высота 50 см,длина 40см,ширина35см,покрашенавбелыйцвет,устанавлива- етсянавысоте190см,дверцейнасевер.Вбудкупомещают термометр. Можно проводить наблюдения за изменениями температурывоздухапосезонамгода.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.252 (0.007 с.)