![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средстваобучения,применяемыевизучении курса«Окружающиймир»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучениекурса«Окружающиймир»вначальныхклас- сахопираетсянаиспользованиеоборудования.Онодолжно соответствовать содержанию, формам, методам обучения, современнымдостижениямнаукиитехники.Приподборе оборудования должны быть соблюдены санитарно-гигие- ническиетребованиякподборустолов,стульев,парт,раз- мещениюкласснойдоски,атакжекосвещению,светово- му режиму. Материально-техническое обеспечение курса «Окружающиймир»вначальнойшколевключаетналичие средствобучения. Под средствами обучения Е.Ф. Козина рассматривает: — учебное оборудование, включающее в себя дидактический разда- точныйматериал,демонстрационныенаглядныепособияиприспособле- ния,создающиеудобствапридемонстрациипособий,работедетейсраз- даточнымматериалом; — учебно-методическийкомплектпопредмету(учебник,методиче- скиеразработки,книгидляучащихся)1. Ксредствамобучения,которыеприменяютсявизучении окружающегомира,относятся:изобразительныенагляд- ные пособия, экранно-звуковые средства, гербарий расте- ний,коллекции,раздаточныйматериал,чучела,муляжи, картографическиепособия.Вметодикечащевсегоперечис- ленные средства обучения называются учебными нагляд- нымипособиями.Классификациясредствнаглядности (поВ.П.Голову)включает: 1 КозинаЕ.Ф. Методикапреподаванияестествознаниявначальнойшко- ле.—М.:Академия,2005.—С.211.
а)средства,используемыевкачествеисточниковзнаний (средства наглядности). К нимотносятся: — натуральные объекты (коллекционный материал, гер- барий); — средства, воспроизводящие натуральные объекты и явления (объемные средства обучения, плоскостные образныесредства); — средства,описывающиеобъекты,явлениязнаками, символами (вербальные, картографические, графиче- ские схематические средстваобучения). б) средства, обеспечивающие формирование практиче- скихуменийинавыков(приборы,инструментыдляизме- рений). Самуюбольшуюгруппусредствнаглядностипопредме- ту«Окружающиймир»составляютплоскостныеобразные средстваобучения(картины,таблицы)иобъемные(модели, макеты, муляжи). Картина имеет плоскостноеизображение объектов,атаблица—этоизображениеобъектовприроды, имеющеепояснительныезнаки,сведения,обозначения. Например, таблицы «Строение скелета человека», «Орга- нырастения»,«Развитиерастенияизсемени».Накартине чащевсегоизображаютсяпейзажиприроды.Вначальной школеимеютсянастенныеучебныекартины.Онивыпуска- ются тематическимисериями.
Иногда,вкурсе«Окружающиймир»,нетчеткогораз- делениямеждукартинойитаблицей,вучебникечастоони представлены какиллюстрации. ВрамкахУМКпопредмету«Окружающиймир»исполь-зуется условно изобразительнаянаглядность(знаково-сим-волическая,модели),анетолькообразная,какнапримерил-люстрации. Мультимедийные средстваобученияпозволяютпоказать разнообразные схемы, картины,фотографии,та-блицы, выполнить учащимся на основе ихучебныезадания. Приизученииприродоведческихтемвкурсе«Окружа-ющиймир»используются муляжи— этообъемныеизобра-жения оригиналов, точно передающие их величину,форму, цвет, строение поверхности. На уроках при изучении курса «Окружающий мир»не всегда можно в естественных условиях рассмотреть объек- ты,явленияприроды,представления,понятияонихмогут бытьсформированыумладшихшкольниковспомощью
средствобучения.Несомненно,наурокахнужнобольше применятьтакихсредствобучения,какколлекцийполез- ныхископаемых,почв,гербарийрастений,раздаточныйма- териал.Например,образцыполезныхископаемыхслужат вкачествеиллюстрациикрассказуучителяобихисполь- зовании, отличительных свойствах, демонстрациибогатств родногокрая.Ониявляютсяираздаточнымматериаломкак источникзнанийвходепрактическойработы.Наобобщаю- щихурокахколлекциииспользуютсясцельюповторения, систематизациизнанийобобъектахприроды.Гербарийрас- тений применяется для организации практической работы приизученииприродныхсообществлеса,поля,луга.Вучеб- никах есть инструкции к проведению практических работ, которыевключаютпереченьрастенийдляизучения,вопро- сыдляорганизациинаблюдения.Многообразиерастений природныхзонможнорассмотретьпогербарию,онимеет местоприсравнении,описании,определенииихприспосо- бительных особенностей к различным местам обитания.На уроках при организации практической работы природный материалиспользуетсякакисточникзнания,изучаются свойства, строение объектов природы. Объекты природы являютсясредствомдлянаблюдения,ученикивыполняют работусними,анепросторассматриваютих.Необходимо помнитьотом,чтосредстванаглядностивходеорганиза- циипрактическойработыдолжныприсутствоватьушколь- ников. Если учитель только показывает образец, например полезного ископаемого, гербарий растений, то применение ихбудетотноситьсякнаглядномуметодуобучения.Вэтом случаеимеетместопоказобъекта,рассмотрениеего,ноне организацияпрактическойработыпоизучениюсвойств, строения.Входепроверкезнаний,уменийгербарийслужит средствомзакрепленияизученногоматериала.Ученики своиответымогутсопровождатьпоказомрастений.Прииз- ученииобъектаприродыследуетсравниватьегосиллюстра- циямивучебнике,стаблицами.Вэтомслучаеприменяются приемы: сравнение, обобщение, выделяются различия, об- щиечерты,делаютсяобобщения,выводы.
Методика работы с таблицей. Методика работы с таблицей определяется темой, содержаниемучеб- ногоматериалаурока,восприятиемобъектовиподготовкойучащихся. Учителюнеобходимосопровождатьпоказбеседой.Учебнаятаблица—
этонаглядноепособие,вкоторомспомощьюрисунков,текста,цифро- выхобозначенийприводитсяинформацияостроенииобъектовприроды. Натаблицеможетбытьпредставленонесколькообъектовокружающе- гомира,напримермногообразиеживотных,растений,особенностиих внешнего. Этапыработыстаблицейнаурокахприизученииокружающегомира: 1. Рассмотретьтаблицувцелом.Подвестиучащихсякназванию. Привлекатьучащихсяспомощьювопросовдобыватьсамостоятель- нознания. 2. Рассмотреть деталиобъектов. 3. Установить связи между отдельными элементами. Создать целост- ноепредставлениеобизображениивтаблице. 4. Подвести учащихся квыводу.
Работупотаблицам,картинамнеобходимосочетать сдругимисредствамиобучения:географическимикартами, природным материалом. Демонстрационно используются муляжи,чучелаптицдляизучениявнешнегостроения,от- личительныхпризнаковобъектов.Припоказеихследует размеры,форму,окраску,другиеособенностивнешнего строениясоотноситьсрисункамиучебника,таблицами. Средиплоскостныхдинамическихсредствобучения визучениикурса«Окружающиймир»применяютсякино- фильмы,электронныеприложениякучебнику,звуковые пособия,(экранно-звуковыесредстваобучения).Учебные фильмы можно использовать фрагментами. Перед показом следуетпоставитьученикамвопрос,послепросмотрапро- вестибеседу.Видеофильмы(втомчислевцифровойформе) применяютсясцельюформированияновыхпредставлений, понятийуучащихсяоприроде,истории,обществоведению, этнографиинародовРоссииимира.Наобобщающихуроках учительпоказываетнаглядныйматериалдляподведения итоговнаблюденийзасезон.Этопомогаетученикамвспом- нитьзнанияобизмененияхвнеживойприроде,жизнирас- тений,животных,труделюдейвразныевременагода,уз- натьпамятникиархитектурыиискусствагородовРоссии и другие объекты окружающегомира. Кучебнымнагляднымпособиямотносятсязвуковыепо- собия.Сцельюслушаниязвуковобъектовприродынеоб- ходимопредлагатьученикамучебныезадания.Науроках попредмету«Окружающиймир»могутбытьиспользованы аудиозаписи, например фрагменты музыкальных произве- дений, записи голосовптиц.
4.1. Ксредствам,описывающимобъектыиявлениязна- ками, символами относят картографические средства об- учения.Срединих,применяютсявкурсе«Окружающий мир»планыместности,географическиекарты,атласы, фрагментыконтурныхкартврабочихтетрадях.Прииз- учениикурса«Окружающиймир»имеютместонастенные географическиекарты,такиекак:«Физическаякартапо- лушарий», «Физическая карта России», «Природныезоны России». Работа с картографическим материалом. Наурокахпопредмету«Окружающиймир»работаорга- низуетсякакснастеннымикартами,такикартамиучебни- ка.Приизучениигеографическихобъектовприменяются атласы,глобус,контурныекарты.Учениковнеобходимо научитьзнатькартуичитатьее.Знатькартуозначаетпо- ниманиеееусловныхобозначений.Читатькарту—умение переводитьусловныезнакивописание,находитьгеографи- ческиеобъектынакарте,правильноихпоказывать. Как показывать географические объекты на карте. 1. Показывать географические объектыуказкой. 2. Стоятьукартытак,чтобынезакрыватьее(справадер- жатьуказкувправойруке). 3. Рекипоказыватьотистокакустью,моря,озера,океа- нынеточкой,аконтуром,называягеографическиеобъек- ты,которыеокружаютих. 4. Города,другиенаселенныепунктыпоказыватьпри- косновениемкусловномузнаку,анекназваниюгородана карте. 7. Горы, равнины показывать по протяженности. 6. При показе географических объектов называть их. Наурокахприизученииобществоведческихтемпри- меняетсяисторическаякарта.Историческаякарта—это создаваемоенаточнойгеографическойосновеуменьшенное условноеизображениеопределенногопространствавтоили иноеисторическоевремя,суказаниемсобытийданноговре- мени1.Нанейграницыстран,обводятпозамкнутойлинии, направлениевоенныхпоходов—поимеющимсянакарте стрелкам. 1 ЧерноваГ.А. Методикапреподаванияобществознаниявначальнойшко- ле/Г.А.Чернова,Л.Г.Жукова,И.В.Митюкова.—М.:Издательскийцентр «Академия». — 2008. — С. 136.
Приемы работы с исторической картой: — показрек,городов,маршрутов,сражений; — повторениедействийучителя(показучащимисяобъ- ектов накарте); — самостоятельное словесное описание местоположения объекта, показанного на картеучащимися; — сочетаниеработыскартойвучебнике,настенной иконтурнойврабочейтетради(наконтурнойкартеученики обводятграницыгосударств,подписываютназвания,даты); — показучителемобъектананастеннойкартеиопределе- ниеегоназванияученикамипокартевучебникеилиатласе;
— составление«легендыкарты». Учащиесяработаютпопредмету«Окружающиймир» сконтурнымикартамиврабочихтетрадях.Контурные картынельзярисовать,раскрашивать,следуетнаносить несколькогеографическихобъектов.Надомнельзязада- ватьученикамтакиезадания,как:—Нарисуйконтурную карту «Природные зоны России»; — Обозначьте накарте месторожденияполезныхископаемых,реки,озера,моря нашейРодины;—Раскрасьтеконтурнуюкарту.Необходи- моуказатьнескольконазванийгеографическихобъектов, месторожденийполезныхископаемых,которыешкольни- кидолжнынанестинаконтурнуюкарту.Наноситьобъекты следуеткарандашом,подписыватьназвания:рекпотече- нию,городов,населенныхпунктовпошироте,гор,равнин попротяженности.Длятого,чтобыконтурнаякартабыла читаемая, необходимо нанести условные обозначения объ- ектоввнижнемуглукарты(сделать«легендукарты»). Визучениикурса«Окружающиймир»применяютсясред-ства,обеспечивающиеформированиепрактическихуменийумладшихшкольников.Ктакимотносятсяприборы,инстру-ментыдляизмерений.Наурокахкурса«Окружающиймир»этолабораторноеоборудованиенеобходимодляпроведениялабораторных и демонстрационных опытов.Включает наборхимической посуды и принадлежностей дляопытов: пробир-ки,колбы,воронкискороткойтрубкойскососрезаннымкон-цом,фильтры,лабораторныйштатив,нагревательныеприбо-ры (спиртовка), химический стакан, чашкаПетри,предмет-ные стекла, держатель, бумажные фильтры,мензурки,лупы.Для выполнения практических работ, наблюденийзапо-годой необходима географическая площадка. Онаявляется 4.2. средствомобученияиможетбытьсозданаоколошколы.Раз- мерыеедолжныбытьнеменьше10на10метров,высотасетки 1метр.Надорожкахвнутриплощадки—изображеныоснов- ныеипромежуточныестороныгоризонта.Можнопосадить растения,заростомиразвитиемкоторыхследуетнаблюдать. Практическуюработуможносовместитьстемамиуроков.На географической площадке размещают приборы.Например, флюгер,онимеетметаллическийстолбвысотой10метров, нанемустанавливаютфлюгер,которыйимеетстрелку,при направленииветраонавращаетсяипонейможноопределить направление ветра. Снегоизмерительная рейка — деревян- наярейка,высотой180см,шириной7см,толщиной3–4см. Покрашенавтемныйцвет,наоднойстороненанесеныделе- ниячерезсантиметр.Онаслужитдляопределенияглубины снежногопокрова.Гномон—прибордляопределенияполу- деннойлинии.Онимеетстолб,высотой90см,квершинеего прибитадощечкаразмером30на30см.сюжнойстороны дощечкиприкреплензаостренныйстерженьвысотой15см. Красной краской провести полуденную линию от основания стержнявнаправлениисамойкороткойеготени.Эталиния определяетполденьданнойместности,высотусолнцанадго- ризонтом. Метеорологическая будка — высота 50 см,длина 40см,ширина35см,покрашенавбелыйцвет,устанавлива- етсянавысоте190см,дверцейнасевер.Вбудкупомещают термометр. Можно проводить наблюдения за изменениями температурывоздухапосезонамгода.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.38.5 (0.01 с.) |