Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средстваобучения,применяемыевизучении курса«Окружающиймир»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучениекурса«Окружающиймир»вначальныхклас- сахопираетсянаиспользованиеоборудования.Онодолжно соответствовать содержанию, формам, методам обучения, современнымдостижениямнаукиитехники.Приподборе оборудования должны быть соблюдены санитарно-гигие- ническиетребованиякподборустолов,стульев,парт,раз- мещениюкласснойдоски,атакжекосвещению,светово- му режиму. Материально-техническое обеспечение курса «Окружающиймир»вначальнойшколевключаетналичие средствобучения. Под средствами обучения Е.Ф. Козина рассматривает: — учебное оборудование, включающее в себя дидактический разда- точныйматериал,демонстрационныенаглядныепособияиприспособле- ния,создающиеудобствапридемонстрациипособий,работедетейсраз- даточнымматериалом; — учебно-методическийкомплектпопредмету(учебник,методиче- скиеразработки,книгидляучащихся)1. Ксредствамобучения,которыеприменяютсявизучении окружающегомира,относятся:изобразительныенагляд- ные пособия, экранно-звуковые средства, гербарий расте- ний,коллекции,раздаточныйматериал,чучела,муляжи, картографическиепособия.Вметодикечащевсегоперечис- ленные средства обучения называются учебными нагляд- нымипособиями.Классификациясредствнаглядности (поВ.П.Голову)включает: 1 КозинаЕ.Ф. Методикапреподаванияестествознаниявначальнойшко- ле.—М.:Академия,2005.—С.211.
а)средства,используемыевкачествеисточниковзнаний (средства наглядности). К нимотносятся: — натуральные объекты (коллекционный материал, гер- барий); — средства, воспроизводящие натуральные объекты и явления (объемные средства обучения, плоскостные образныесредства); — средства,описывающиеобъекты,явлениязнаками, символами (вербальные, картографические, графиче- ские схематические средстваобучения). б) средства, обеспечивающие формирование практиче- скихуменийинавыков(приборы,инструментыдляизме- рений). Самуюбольшуюгруппусредствнаглядностипопредме- ту«Окружающиймир»составляютплоскостныеобразные средстваобучения(картины,таблицы)иобъемные(модели, макеты, муляжи). Картина имеет плоскостноеизображение объектов,атаблица—этоизображениеобъектовприроды, имеющеепояснительныезнаки,сведения,обозначения. Например, таблицы «Строение скелета человека», «Орга- нырастения»,«Развитиерастенияизсемени».Накартине чащевсегоизображаютсяпейзажиприроды.Вначальной школеимеютсянастенныеучебныекартины.Онивыпуска- ются тематическимисериями. Иногда,вкурсе«Окружающиймир»,нетчеткогораз- делениямеждукартинойитаблицей,вучебникечастоони представлены какиллюстрации. ВрамкахУМКпопредмету«Окружающиймир»исполь-зуется условно изобразительнаянаглядность(знаково-сим-волическая,модели),анетолькообразная,какнапримерил-люстрации. Мультимедийные средстваобученияпозволяютпоказать разнообразные схемы, картины,фотографии,та-блицы, выполнить учащимся на основе ихучебныезадания. Приизученииприродоведческихтемвкурсе«Окружа-ющиймир»используются муляжи— этообъемныеизобра-жения оригиналов, точно передающие их величину,форму, цвет, строение поверхности. На уроках при изучении курса «Окружающий мир»не всегда можно в естественных условиях рассмотреть объек- ты,явленияприроды,представления,понятияонихмогут бытьсформированыумладшихшкольниковспомощью
средствобучения.Несомненно,наурокахнужнобольше применятьтакихсредствобучения,какколлекцийполез- ныхископаемых,почв,гербарийрастений,раздаточныйма- териал.Например,образцыполезныхископаемыхслужат вкачествеиллюстрациикрассказуучителяобихисполь- зовании, отличительных свойствах, демонстрациибогатств родногокрая.Ониявляютсяираздаточнымматериаломкак источникзнанийвходепрактическойработы.Наобобщаю- щихурокахколлекциииспользуютсясцельюповторения, систематизациизнанийобобъектахприроды.Гербарийрас- тений применяется для организации практической работы приизученииприродныхсообществлеса,поля,луга.Вучеб- никах есть инструкции к проведению практических работ, которыевключаютпереченьрастенийдляизучения,вопро- сыдляорганизациинаблюдения.Многообразиерастений природныхзонможнорассмотретьпогербарию,онимеет местоприсравнении,описании,определенииихприспосо- бительных особенностей к различным местам обитания.На уроках при организации практической работы природный материалиспользуетсякакисточникзнания,изучаются свойства, строение объектов природы. Объекты природы являютсясредствомдлянаблюдения,ученикивыполняют работусними,анепросторассматриваютих.Необходимо помнитьотом,чтосредстванаглядностивходеорганиза- циипрактическойработыдолжныприсутствоватьушколь- ников. Если учитель только показывает образец, например полезного ископаемого, гербарий растений, то применение ихбудетотноситьсякнаглядномуметодуобучения.Вэтом случаеимеетместопоказобъекта,рассмотрениеего,ноне организацияпрактическойработыпоизучениюсвойств, строения.Входепроверкезнаний,уменийгербарийслужит средствомзакрепленияизученногоматериала.Ученики своиответымогутсопровождатьпоказомрастений.Прииз- ученииобъектаприродыследуетсравниватьегосиллюстра- циямивучебнике,стаблицами.Вэтомслучаеприменяются приемы: сравнение, обобщение, выделяются различия, об- щиечерты,делаютсяобобщения,выводы. Методика работы с таблицей. Методика работы с таблицей определяется темой, содержаниемучеб- ногоматериалаурока,восприятиемобъектовиподготовкойучащихся. Учителюнеобходимосопровождатьпоказбеседой.Учебнаятаблица—
этонаглядноепособие,вкоторомспомощьюрисунков,текста,цифро- выхобозначенийприводитсяинформацияостроенииобъектовприроды. Натаблицеможетбытьпредставленонесколькообъектовокружающе- гомира,напримермногообразиеживотных,растений,особенностиих внешнего. Этапыработыстаблицейнаурокахприизученииокружающегомира: 1. Рассмотретьтаблицувцелом.Подвестиучащихсякназванию. Привлекатьучащихсяспомощьювопросовдобыватьсамостоятель- нознания. 2. Рассмотреть деталиобъектов. 3. Установить связи между отдельными элементами. Создать целост- ноепредставлениеобизображениивтаблице. 4. Подвести учащихся квыводу.
Работупотаблицам,картинамнеобходимосочетать сдругимисредствамиобучения:географическимикартами, природным материалом. Демонстрационно используются муляжи,чучелаптицдляизучениявнешнегостроения,от- личительныхпризнаковобъектов.Припоказеихследует размеры,форму,окраску,другиеособенностивнешнего строениясоотноситьсрисункамиучебника,таблицами. Средиплоскостныхдинамическихсредствобучения визучениикурса«Окружающиймир»применяютсякино- фильмы,электронныеприложениякучебнику,звуковые пособия,(экранно-звуковыесредстваобучения).Учебные фильмы можно использовать фрагментами. Перед показом следуетпоставитьученикамвопрос,послепросмотрапро- вестибеседу.Видеофильмы(втомчислевцифровойформе) применяютсясцельюформированияновыхпредставлений, понятийуучащихсяоприроде,истории,обществоведению, этнографиинародовРоссииимира.Наобобщающихуроках учительпоказываетнаглядныйматериалдляподведения итоговнаблюденийзасезон.Этопомогаетученикамвспом- нитьзнанияобизмененияхвнеживойприроде,жизнирас- тений,животных,труделюдейвразныевременагода,уз- натьпамятникиархитектурыиискусствагородовРоссии и другие объекты окружающегомира. Кучебнымнагляднымпособиямотносятсязвуковыепо- собия.Сцельюслушаниязвуковобъектовприродынеоб- ходимопредлагатьученикамучебныезадания.Науроках попредмету«Окружающиймир»могутбытьиспользованы аудиозаписи, например фрагменты музыкальных произве- дений, записи голосовптиц. 4.1. Ксредствам,описывающимобъектыиявлениязна- ками, символами относят картографические средства об- учения.Срединих,применяютсявкурсе«Окружающий мир»планыместности,географическиекарты,атласы, фрагментыконтурныхкартврабочихтетрадях.Прииз- учениикурса«Окружающиймир»имеютместонастенные географическиекарты,такиекак:«Физическаякартапо- лушарий», «Физическая карта России», «Природныезоны России». Работа с картографическим материалом. Наурокахпопредмету«Окружающиймир»работаорга- низуетсякакснастеннымикартами,такикартамиучебни- ка.Приизучениигеографическихобъектовприменяются атласы,глобус,контурныекарты.Учениковнеобходимо научитьзнатькартуичитатьее.Знатькартуозначаетпо- ниманиеееусловныхобозначений.Читатькарту—умение переводитьусловныезнакивописание,находитьгеографи- ческиеобъектынакарте,правильноихпоказывать. Как показывать географические объекты на карте. 1. Показывать географические объектыуказкой. 2. Стоятьукартытак,чтобынезакрыватьее(справадер- жатьуказкувправойруке). 3. Рекипоказыватьотистокакустью,моря,озера,океа- нынеточкой,аконтуром,называягеографическиеобъек- ты,которыеокружаютих. 4. Города,другиенаселенныепунктыпоказыватьпри- косновениемкусловномузнаку,анекназваниюгородана карте. 7. Горы, равнины показывать по протяженности. 6. При показе географических объектов называть их. Наурокахприизученииобществоведческихтемпри- меняетсяисторическаякарта.Историческаякарта—это создаваемоенаточнойгеографическойосновеуменьшенное условноеизображениеопределенногопространствавтоили иноеисторическоевремя,суказаниемсобытийданноговре- мени1.Нанейграницыстран,обводятпозамкнутойлинии, направлениевоенныхпоходов—поимеющимсянакарте стрелкам. 1 ЧерноваГ.А. Методикапреподаванияобществознаниявначальнойшко- ле/Г.А.Чернова,Л.Г.Жукова,И.В.Митюкова.—М.:Издательскийцентр «Академия». — 2008. — С. 136.
Приемы работы с исторической картой: — показрек,городов,маршрутов,сражений; — повторениедействийучителя(показучащимисяобъ- ектов накарте); — самостоятельное словесное описание местоположения объекта, показанного на картеучащимися; — сочетаниеработыскартойвучебнике,настенной иконтурнойврабочейтетради(наконтурнойкартеученики обводятграницыгосударств,подписываютназвания,даты); — показучителемобъектананастеннойкартеиопределе- ниеегоназванияученикамипокартевучебникеилиатласе; — составление«легендыкарты». Учащиесяработаютпопредмету«Окружающиймир» сконтурнымикартамиврабочихтетрадях.Контурные картынельзярисовать,раскрашивать,следуетнаносить несколькогеографическихобъектов.Надомнельзязада- ватьученикамтакиезадания,как:—Нарисуйконтурную карту «Природные зоны России»; — Обозначьте накарте месторожденияполезныхископаемых,реки,озера,моря нашейРодины;—Раскрасьтеконтурнуюкарту.Необходи- моуказатьнескольконазванийгеографическихобъектов, месторожденийполезныхископаемых,которыешкольни- кидолжнынанестинаконтурнуюкарту.Наноситьобъекты следуеткарандашом,подписыватьназвания:рекпотече- нию,городов,населенныхпунктовпошироте,гор,равнин попротяженности.Длятого,чтобыконтурнаякартабыла читаемая, необходимо нанести условные обозначения объ- ектоввнижнемуглукарты(сделать«легендукарты»). Визучениикурса«Окружающиймир»применяютсясред-ства,обеспечивающиеформированиепрактическихуменийумладшихшкольников.Ктакимотносятсяприборы,инстру-ментыдляизмерений.Наурокахкурса«Окружающиймир»этолабораторноеоборудованиенеобходимодляпроведениялабораторных и демонстрационных опытов.Включает наборхимической посуды и принадлежностей дляопытов: пробир-ки,колбы,воронкискороткойтрубкойскососрезаннымкон-цом,фильтры,лабораторныйштатив,нагревательныеприбо-ры (спиртовка), химический стакан, чашкаПетри,предмет-ные стекла, держатель, бумажные фильтры,мензурки,лупы.Для выполнения практических работ, наблюденийзапо-годой необходима географическая площадка. Онаявляется 4.2. средствомобученияиможетбытьсозданаоколошколы.Раз- мерыеедолжныбытьнеменьше10на10метров,высотасетки 1метр.Надорожкахвнутриплощадки—изображеныоснов- ныеипромежуточныестороныгоризонта.Можнопосадить растения,заростомиразвитиемкоторыхследуетнаблюдать. Практическуюработуможносовместитьстемамиуроков.На географической площадке размещают приборы.Например, флюгер,онимеетметаллическийстолбвысотой10метров, нанемустанавливаютфлюгер,которыйимеетстрелку,при направленииветраонавращаетсяипонейможноопределить направление ветра. Снегоизмерительная рейка — деревян- наярейка,высотой180см,шириной7см,толщиной3–4см. Покрашенавтемныйцвет,наоднойстороненанесеныделе- ниячерезсантиметр.Онаслужитдляопределенияглубины снежногопокрова.Гномон—прибордляопределенияполу- деннойлинии.Онимеетстолб,высотой90см,квершинеего прибитадощечкаразмером30на30см.сюжнойстороны дощечкиприкреплензаостренныйстерженьвысотой15см. Красной краской провести полуденную линию от основания стержнявнаправлениисамойкороткойеготени.Эталиния определяетполденьданнойместности,высотусолнцанадго- ризонтом. Метеорологическая будка — высота 50 см,длина 40см,ширина35см,покрашенавбелыйцвет,устанавлива- етсянавысоте190см,дверцейнасевер.Вбудкупомещают термометр. Можно проводить наблюдения за изменениями температурывоздухапосезонамгода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.252 (0.007 с.) |