Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формированиепредметныхиобщихучебных уменийумладшихшкольниковвизучениикурсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Окружающий мир» Курс«Окружающиймир»знакомитмладшихшкольни- ковсестественно-научными,историческими,обществовед- ческими, страноведческими знаниями, что создает основу
дляизучениямногихпредметовв5классеобщеобразова- тельнойшколы,расширяетумения,полученныеучащимися надругихурокахначальнойшколы.Интегрированнаяроль егоспособствуетосознаниюцелостнойкартинымираучащи- мися.Универсальныеучебныедействияявляютсяспособами овладенияинформацией,психологическойосновойформи- рованияучебныхумений.Общиеучебныеуменияимеютвы- раженныймежпредметныйхарактер.Овладениеимимлад- шими школьниками связано с учебнымидействиями. ВопрособуменияхинавыкахЕ.Н.Кабанова-Миллеррассматривает всистеметакихпонятийкак«приемучебнойработы»,какспособы,ко- торымионавыполняетсяучащимисяикоторые,могутбытьвыражены ввидеперечнядействий,входящихвегосостав,определяетумениекак составнуючастьприема1. Н.А.Лошкареваформированиеобщихучебныхуменийсвязываетне- посредственносознаниями.Онавыделяетследующиеусловияформиро- вания общих учебныхумений: — еслионивыступаютвкачествепредметаобучения; — методикаучитываетприродуформированияумения,этапыраз- вития,межпредметноеприменение2.ВисследованияхЛ.М.Перминовой уделяетсявниманиеформированиюобщихучебныхуменийинавыков умладшихшкольниковкакусловиеповышениякачестваобщегообразо- вания. Автор отмечает, что конкретным показателем усвоения ученика- миобщихучебныхуменийявляютсяуменияописатьиобъяснитьвыпол- неннуюработуясно,последовательно,доказательно.Впедагогикенет единойклассификацииучебныхумений.Н.А.Лошкаревавыделяетсле- дующиеобщиеучебныеумения:учебно-организационные,учебно-интел- лектуальные, учебно-информационные. Л.М. Перминова общие учебные уменияделитна:организационные,информационные,интеллектуаль- ные,коммуникативные3.Эффективностьусвоенияихавторсвязывает суровнемсформированностиорганизационныхумений.
Несомненно,междувсемигруппамиобщихучебныхуме- нийсуществуетвзаимосвязь,носледуетвпроцессеихфор- мирования уделять внимание организационным умениям, посколькуонипозволяютосознатьмладшимишкольника- миучебнуюзадачу,понять,чтонужноделать,каквыпол- нятьидлячегонужноэтодействие. 1 Кабанова-МеллерЕ.Н. Формированиеприемовумственныхдействий иумственноеразвитиеучащихся.—М.,1968.—С.8 2 ЛошкареваН.А. Формированиесистемыобщихучебныхуменийина- выковшкольников.—М.,1981.—С.38. 3 Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков уучащихсякакусловиеповышениякачестваобщегообразования.—СПб АППО.,2006.—С.9.
Вкурсе«Окружающиймир»предметныеобразовательные результатывключаютзнания,умения,которыенеобходимо освоитьмладшимшкольникам.Попредметуможновыде- литьследующиеинтеллектуальныеобщиеучебныеумения: — умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; — различать объекты природы поиллюстрациям; — классифицировать объекты по признакам, различать природныеобъектыипредметы,созданныечеловеком; — приводитьпримеры,описыватьприродныеобъекты; — умениесопоставлятьисравниватьобъекты; — выполнятьзаданияврабочихтетрадяхнаосновепро- читанного текста учебника, дополнительнойлитературы; — описыватьобъекты,используяпланответа,предло- женныйучителем; — использовать знания о строении и функцияхорганиз- мачеловекадлясохраненияиукрепленияздоровья; — умение прогнозировать последствия деятельность че- ловекапривзаимодействиисприродой; — использоватьинформацию,полученнуюизнаблюде- ний,чтения,рассмотренияиллюстрацийвпрактической деятельности; — готовить сообщения о достопримечательностях горо- довРоссии,историческихсобытиях,используяпланответа; — узнаватьпоиллюстрациямпамятникиархитектуры иискусства,готовитьсообщениеоних,используязнанияиз различных источниковинформации; — проводитьнаблюденияиставитьопыты,используяла- бораторноеоборудованиеиизмерительныеприборы: — умение наблюдать за объектами природы; Формированиеинтеллектуальныхобщихучебныхуме- нийсвязаносрегулятивными,познавательными,комму- никативными, личностными универсальными учебными действиями.Например,усвоениепознавательныхУУДво многомзависитотуменияработатьсинформацией.Кин- формационным общим учебным умениям в курсе«Окружа- ющиймир»можноотнестиследующие: — чтениетекстаучебника,другихкнигсцельюпоиска информации; — умениеотвечатьнавопросыучителяиливыполнять заданияучебника;
— умение читать текст выборочно, целенаправленно,ос- мыслитьеговсоответствиисвопросом,планом; — умениеработатьсисточникамиинформации(слова- рями, справочниками, хрестоматиями, энциклопедиями, электронными носителями, Интернетом, использовать раз- личные способы поискаее). Усвоениюкоммуникативныхобщихучебныхуменийспо- собствуеторганизацияработывпарах,малыхгруппах(зве- ньевая,дифференцированно-групповаяформыучебнойра- боты)наурокахпредмета«Окружающиймир».Ккоммуни- кативнымумениямвкурсе«Окружающиймир»относятся: — умение сотрудничать при работе в группах,распреде- лять задания, подводить итоги выполненнойработы; — готовить вопросы по изученной теме сверстникамдля обсужденияихвклассе. Организационныеобщиеучебныеумениясвязанысрегу- лятивнымиуниверсальнымиучебнымидействиямииспо- собствуют организации учебной деятельности. Среди них можновыделитьвкурсе«Окружающиймир»следующие: — умениеопределятьиформулироватьцельдеятельно- стинаурокеспомощьюучителя; — умение понять и принять учебнуюзадачу; — совместносучителемопределятьпроблему,находить пути решения, открыватьзнания; — умениепроверятьработупообразцу; — учитьсяоцениватьучебныедостиженияпотемеурока.Формирование знаний, умений попредмету«Окружаю-щиймир»тесносвязаносзаданиями.Младшиешкольникидолжныовладетьприемамиработыпривыполнениизада-нийнаприменениезнаний,уменийвпрактическойдея-тельностиивновыхучебныхситуациях.Формулировказа-данийимеетключевыесловакак,выявить,найти,описать, сопоставить,определить,объяснить.Можнопредложить памятки по формированию умений. Умение обобщать объекты: — рассмотрите объекты окружающегомира; — найдитевнихчертысходства; — выделитевкаждомобъектеобщие,существенныепри- знаки; — объединитеобъектыпообщимпризнакамводнооб- щее.
Умение сравнивать объекты: — рассмотритеобъекты; — выделите существенные признаки длясравнения; — сопоставьтепризнаки; — рассмотрите первый объект в отношении признаков сопоставления; — рассмотритевторойобъектвотношениипризнаковсо- поставления; — установитечертыразличиявобъектахпокаждому признаку; — установитечертысходствавобъектах; — сделайтевыводилиустановитеособенностипризнаков вобъектах. Умениенаблюдатьявляетсяобщимучебнымумением, онотакжеформируетсяумладшихшкольниковвизучении курса«Окружающиймир».Необходимопомнить,чтосисте- матическоеприменениезаданийнанаблюдениезаобъекта- миприроды,какнауроке,такиэкскурсияхспособствует успешному усвоению данного умения у младших школьни- ков.Оносвязаносумениемвыделятьсущественныепризна- кивобъектахприроды,устанавливатьсвязипосходству, причинно-следственные связи, обобщать признаки объек- тов, делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Это сложное умение является необходимым визучении окружающегомира.Учителюследуетпродуматьзадания нанаблюдениязаобъектамиприродыприизучениитем курса«Окружающиймир».Ихможнопредлагатьучащим- сянакарточкахдляорганизациипрактическихилисамо- стоятельныхработнаэкскурсияхвприроду.Наурокесле- дуетпродуматьработусрабочимитетрадями,гдеимеются заданиянанаблюдениезанеживойприродой,растениями, животными. Также необходимо уделить внимание форми- рованиюумениянаблюдатьуучащихсяприпроведениила- бораторныхопытов,практическихработ.Вучебнике«Окру- жающий мир» имеются инструкции, задания.Которые помогают провести опыт, практическую работу, организо- вать наблюдение. Умению рассказывать, описывать объек- ты природы помогает плана ответа. Его можнопредложить младшим школьникам при подготовке сообщения и работе с научно-популярной литературой. Например, описать, ис- пользуяпланрастение,животное,полезноеископаемое.
Приизучениитемблокапрограммы«Обществоичело- век»вкурсе«Окружающиймир»школьникидолжныовла- деть следующимиумениями: — узнаватьисторическиеикультурныепамятникинаос- нове иллюстративногоматериала; — готовитьсообщенияоважнейшихсобытияхизисто- рииОтечества; — приводитьпримерыкультурыобщениявовзаимоотно- шенияхлюдей; — соотноситьдатусобытияслентойвремени,определять последовательность исторических событий; — объяснятьосновныеэлементыГосударственногогерба России,узнаватьегосредидругихгербов; — узнавать по иллюстрациям достопримечательности Москвы; — готовить сообщения о достопримечательностях горо- довРоссиинаосноведополнительнойинформации; — готовить сообщения о достопримечательностях столи- цыРоссии—Москве; — составлятьвместесостаршимиродственникамиродос- ловное древосемьи; — готовитьсообщенияопрошломродногокрая,обиз- вестныхлюдях,обычаях,опраздникахнародов,населяю- щихкрай,наосновеполученныхсведенийизразличных источниковинформации. Учительможетпредложитьученикамподготовитьсооб- щения, найти информацию из хрестоматий,справочников, детскойлитературы,электронныхносителей.Вклассемож- нопродуматьобсуждениеподготовленныхзаданий.Млад- шимшкольникамможнопредложитьпландляподготовки сообщенийприизучениитемблокапрограммы«Общество ичеловек»вкурсе«Окружающиймир». План изучения исторического события. 1. Названиесобытия. 2. Дата(соотнестидатусвеком). 3. Краткое описание. Участникисобытия. 4. Чем закончилосьсобытие. 5. Каконоповлиялонаразвитиегосударства? План изучения достопримечательностей городов. 1. Названиегорода. 2. Местонахождение.
3. Что представляетсобой. 4. Чему посвящен памятникархитектуры. План изучения памятников, посвященных историческому событию. 1. Названиепамятника. 2. Местонахождения. 3. Название исторического события, в честь которого воздвигнут па- мятник(соотнестидатусобытиясвеком). Подготовка сообщения об исторических деятелях, ученых, художниках. 1. Ф.И.О.художника,ученого. 2. Годыжизни. 3. Сведения избиблиографии. 4. Вкладвнауку,искусство,заслугипередОтечеством.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каковы педагогические условия формирования природоведче- ских представлений в изучении курса«Окружающиймир»? 2. Каковыпедагогическиеусло- вия формирования природо- ведческих понятий визучении курса«Окружающиймир»? 3. Какие общие учебные уме- ния необходимо формировать у младших школьников при изучении курса «Окружаю- щиймир»? 4. Определите связь универ- сальных учебных действий сумениямивизучениикурса «Окружающий мир». 5. При изучении раздела «При- родаиисторияродногокрая» и из требований к уровню подготовки оканчивающих 3классЗ.А.Клепининавыде- ляет следующие: ученикдол- жензнать/понимать/ — особенности 2–3природных сообществ своегокрая; — названияиособенностирас- тений,животныхсообществ своегокрая; — особенности труда людейкрая и его связь с природным со- обществом; — правилаохраныприродыкрая; — особоохраняемыерастения, животные края,заповедники; — что изучает историякрая; — важнейшие события натерри- ториикрая; — традиции, особенности быта, культуры, народныепромыс- лыкрая; — достопримечательности, па- мятники истории икультуры края,ихохрана; — уметь узнавать наиллюстра- тивномматериалеизучаемые достопримечательностисвоего края; — пользоваться источникамиин- формацииородномкрае. Обоснуйтенеобходимостьивоз- можностиусвоенияэтихзнаний иуменийученикамивизучении курса«Окружающиймир»вдей- ствующих учебно-методических комплектах. 5. Приведите примеры форми- рования пространственных и временных представлений у младших школьников при изучении историческихтем в курсе «Окружающий мир» (напримереучебника«Окру- жающий мир» для учащихся 4 класса автора А.А. Плеша- кова).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.011 с.) |