Методыконтроляисамоконтролявобучении, применяемыепопредмету«Окружающиймир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методыконтроляисамоконтролявобучении, применяемыепопредмету«Окружающиймир»



Контроль и самопроверка являются компонентами учеб- нойдеятельности.Всовременныхусловияхразвитияна- чальногообщегообразованияоднимиизтребованийкре- ализацииосновнойобразовательнойпрограммыявляется формированиеумладшихшкольниковуменияучиться и способности к организации своей деятельности(планиро- ванию,контролю,оценке).Учащиесядолжныприизучении курса«Окружающиймироцениватьсвоиучебныедействия. Вэтомпланеособаярольотводитсяметодамконтроля.Впе- дагогикепонятия«методконтроляиформыконтролязна- ний»неимеютразграничения.Остановимсянапонятии

«метод контроля»,котороеприводитП.И.Пидкасистый—

«это система последовательных взаимосвязанных диа- гностических действий учителя и учащихся, обеспечиваю- щихобратнуюсвязьвпроцессеобучениясцельюполучения данныхобуспешностиобучения,эффективностиучебного процесса»1.Попредмету«Окружающиймир»применяет- сяитоговый,промежуточныйитекущийконтрользнаний, уменийучащихся.Текущийпредусматриваетпроверкуизу- чениятемынакаждомуроке.Он,какправило,связансэта- помурока—актуализацияусвоениязнанийуучащихся,на котороморганизуетсяпроверкадомашнегозадания.

Итоговыйконтрользнаний,уменийучащихсяпрово- дитсявконцечетверти.Покурсу«Окружающиймир»он можетбытьтематическимиохватыватьизучениеразде- лаучебника,программы.Вконцеучебногогодавкаждом классе школьники выполняют итоговые комплексныерабо- ты на межпредметной основе. Особая роль отводитсякурсу

«Окружающиймир»,посколькушкольникиприизучении егоовладеваютумениемработатьсинформацией.Итоговые комплексные работы включают научно-познавательный текст,наосновепреобразованияего,пониманиясодержа- нияпрочитанногообучающиесядолжнывыполнитьзада- нияпопредметам:литературномучтению,русскомуязыку,


«Окружающий мир», математике. Младшие школьники могутоцениватьсвоидостижениянакаждомуроке.Вэтом

1 Педагогика.Учебникдлястудентов./под.ред.ПидкасистогоП.И.— М.,2010.—С.335.



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

помогаетучебник«Окружающиймир»,вкотороместьза- дания,различногоцветасмайликиисоответствующееим количество выполненных правильнозаданий.

Контрользнаний,уменийпоусвоениюизученногомате- риалапроводитсяспомощьюразнообразныхвидовпровер- ки.ФормамипроверкиЗУНмогутбыть:устнаяиписьмен- ная.Функциямиконтролязнаний,уменийприизучении курса«Окружающиймир»являются:обучающая,разви- вающая,рефлексивнаяиконтролирующая.Последняяза- ключаетсякаквоцениванииучащихся,такиввыявлении пробелов в усвоении учебного материала и определениипу- тейкоррекции.

Рассмотримнекоторыевидыпроверкизнаний,уме- ниймладшихшкольников,которыеприменяютсявкурсе

«Окружающий мир».

Программированный опрос. Ученикам предлагаются за- данияввидетестовдлябыстройпроверкиусвоенияучеб- ного материала. Используются карточки с заданиями. Всовременныхусловияхобучениявначальнойшколеор- ганизовать программированный опрос можно применив электронноеприложениекучебнику.Тестывключаютотве- ты, ученики, выбрав правильный ответ, могутосуществить проверку и узнать как выполнилизадание.

 

Тестовая работа.

Задания-тесты могут быть с выбором ответа.

Задание 1.

Правильный ответ подчеркните. К перелетным птицам относятся: а) снегирь; б) скворец; в) дятел; г) синица.

Задание 3.

Подчеркните,чтопредставляетнаибольшуютрудностьдляжизни растениямвпустыне:недостатоквлаги,жараибольшоеиспарение,оби- лие«едоков»

Тесты, включающие краткий ответ, заполнение пропущенных слов.

Задание 4.

Пользуяськартойприродныхзонвучебникеилиатласе,ответьтена вопросы и заполнитепропуски:

а) какая природная зона отмечена желтым цветом?


б) какая природная зона расположена южнее лесной зоны?



5.8.
Методы контроля и самоконтроля вобучении

в) какая природная зона расположена севернее тундры?


Имеютместоприизучениикурса«Окружающиймир»тестысобозна- чением последовательности действий, событий,явлений.

Задание 1.

Обозначьте последовательность времен года. Начните с зимы:

лето;    осень;   зима;весна.

Н.Ф. Виноградова при составлении тестовых заданий выделяет следу- ющие требования:

— тестоваяработадолжнапроверятьненаличиеушкольниковзна- ний,аумениеприменятьусвоенноевнеобычной,ещеневстречаю- щейсяситуации;

— взаданиидолженбытьтолькоодинправильныйответ;

— неследуетиспользоватьдлявариантовответаявноабсурдное,не- верноевысказываниеилиответыблизкиекправильным,ноне- полные1.

Графическийдиктант(письменныйиустный). Устный применяетсясосредствамиобратнойсвязи.Вначальной школекнимотносятсяцифровойвеер,сигналысветофора. Рассмотримпримеризтемы«Водоемы».Уучащихсяиме- етсяцифровойвеер,надоскешаблонответаввидезаписи, гдеобозначеныцифраминазванияводоемов:1—озеро;2— море;3—река;4—океан.Учительпредлагаетопределить:

«Окакихводоемахидетречь,ипоказатьответсоответству- ющей цифрой». Вопросы:

— Водоем,имеетистокиустье.

— Водавводоемепреснаяисоленая.

— ОбширныеводныеучасткинаповерхностиЗемли.

— Водавводоеме—пресная.

— Частьокеана,вдающаясявсушу,окруженнаяостро- вами.

— Замкнутоеуглублениенаповерхностисуши,запол- ненноеводой.

Проверказнаний,уменийучащихсясиспользованием учебника. Вконцетекстаучебникапотемеимеютсярубри- ки с заданиями: «Проверь себя», «Задания». В учебниках попредмету«Окружающиймир»выделенызаданиядляра- ботысрабочейтетрадью,которыетакжеможноиспользо- ватьприпроверкеизученногоматериалапотеме.


1 ВиноградоваН.Ф. Окружающиймир.3–4класс.Методикаобучения.— М.,2010.—С.31.



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

Устная проверка знаний, умений у учащихся. Она включаетответыучащихсянапоставленныевопросы. Можноорганизоватьбеседу,котораяявляетсявопросно- ответнойформойпроверкиизученногоматериала.На урокахпредмета«Окружающиймир»необходимоучить школьниковрассуждать,аргументироватьсвоюточку зрения.Устныйответучащихсядолженбытьполный,со- держать усвоенные понятии, раскрывать причинно-след- ственныесвязи,отношениямеждуобъектамиипроцес- сами.Онпозволяетвыявить,насколькомладшиешколь- никинаучилисьформулироватьвыводыпоизученному материалу,строитьсвязныйрассказ.Этотвидпроверки необходимосочетатьсдругимиметодамиобучения.По- слевыполнениязаданийсамостоятельнойработыследу- етпроверкарезультатовеевыполнения,устноученики могут объяснить полученные ответы. Комбинированный опросзнаний,уменийтакжевключаетвопросыдляуст- ногоответа.Результатывыполнениянекоторымиучени- камизаданийнаинтерактивнойдоскетакжемогутбыть провереныустно,приэтомприменяютсяразличныесред- ства обратной связи (сигналы светофора, цифровой веер, электронные).Школьники,применивзнания,могутобъ- яснитьустно,какполучилиответ.

Комбинированный опрос знаний, умений у учащихся. Не- сколькоучениковвыполняютзаданияписьменно(можно использовать интерактивную доску) В это времянекоторые ученики готовят ответ, выполняя задания на индивидуаль- ныхкарточках.Остальныеученикиклассаотвечаютустно навопросыучителя.Важноучителюорганизоватьпроверку выполнениязаданийтехучеников,которыеработалиудо- скиинаиндивидуальныхкарточках.Необходимопривле- катьвсехучащихсяклассакпроверкеиоцениваниювы- полненныхзаданий.

Проверочная работа. Организуется по заданиям в рабо- чихтетрадях,сиспользованиемэлектронногоприложе- ниякучебнику.Работаможетвыполнятьсяповариантам, включатьзаданияразнойстепенисложности.А.А.Вахру- шевврабочихтетрадяхпокурсу«Окружающиймир»отво- дитместо,каксамостоятельнойработе,такипроверочной. Самостоятельнаяработаприэтомподготавливаетучащихся квыполнениюпроверочныхработпотеме.


5.9.
Методпроектовпопредмету«Окружающиймир»вначальнойшколе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.013 с.)