Процесс обучения в изучении курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс обучения в изучении курса



«Окружающиймир»вначальнойшколе»


Схема 1



Цель, задачи, обучения, воспитания, развития учащихся при изучении курса

«Окружающий мир»


 

Содержание учебного материала в курсе «Окружающий мир»

 

 

Формы организации обучения (урок, экскурсия, внеурочная, внеклассная работы)


 

Мотивация изучения курса

«Окружающий мир»


 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Методы, приемы обучения при изучении курса «Окружающий мир»

 

Средства обучения, применяемые при изучении курса

«Окружающий мир»

 

Контроль и проверка ЗУН учащихся, самоконтроль

и самопроверка ЗУН по предмету

«Окружающий мир»

Планируемые результаты усвоения содержания курса «Окружающий мир»

 

алапопредметуобеспечиваетформированиеуучащихсясистемызнаний о природе, обществе,человеке.

3. Принцип доступности. Он предусматривает отбор и изложениесо- держанияучебногоматериаласучетомпсихологическихособенностей младших школьников, понимания и осознанияинформации.

4. Принципнаглядности. Предусматриваетдемонстрациюсредствна- глядностивизучениикурса«Окружающиймир».Чувственноепознание объектов окружающего мира определяет необходимость использования наглядногоматериалавформированиизнаний.Средстваобучениядолж- ныбытьфункциональнынауроке,ученики,работаясними,выполнять определенные действия (рассматривая узнавать объект и соотносить по группам, подписывать название, составлятьсхемы).



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

5. Принцип вариативности обучения. Предполагает наличие всодер- жании образования базового уровня (инвариантного), обязательного для усвоениякаждымшкольникомивариативного(повышеннойстепени сложности) учебногоматериала.

6. Принципиндивидуализации идифференциации. Тесносвязаны свариативностьюобучения.Ониобуславливаютиндивидуальныйидиф- ференцированныйподходыкучащимсявизучениикурса«Окружающий мир».Вучебниках,рабочихтетрадяхпредусмотренадифференциация взаданиях,различающихсяпостепенисложностисодержания.Прин- ципиндивидуализацииопределяетнеобходимостьучетаиндивидуаль- ныхпсихологическихособенностеймладшихшкольниковвобучении. Принципдифференциациипредусматриваетприменениеформ,методов, средствобученияучитываяиндивидуальныеособенностиучащихсясце- лью достижения планируемых образовательных результатов.Дифферен- циацияявляетсяорганизационно-методическимпринципомобучения вначальнойшколеисоздаетусловиядляиндивидуализацииобразова- тельногопроцесса.Дифференциацияприизучениикурса«Окружающий мир»обусловлена:

— индивидуальными учебными возможностями младших школьни- ков вобучении;

— различнойстепеньюсложностиучебногоматериалавучебниках, рабочих тетрадях по предмету (усвоение учебного материала, имеющего базовыйуровеньиповышеннуюстепеньсложности);

— возможностямиовладенияучащимисяучебнымидействиямина уровне, соответствующем зоне актуального развития и зонеближайшего развития;

— оценкой успешности учебных достижений по предмету«Окружаю- щиймир».

— различнойстепеньюсложностиучебногоматериалапопредмету (базовыйуровеньиповышенныйуровень);

— оценкой успешности учебных достижений учащихся попредмету.

7. Принципобучениявдеятельности. Восновеорганизациипроцесса обучениявкурсе«Окружающиймир»лежитдеятельностныйподход.Он обуславливаетследующиевидыдеятельности:учебную,контрольно— оценочную, проектную, читательскую. Развитие мотивации к изучению окружающего мира способствует активному изучению учебного матери- ала. Учебно-познавательный мотив направлен на овладениеобобщенны- миспособамидействий.Онисвязаныспостановкойучебнойзадачина уроках «Окружающего мира». Учителю начальных классов необходи- мо формировать у младших школьников обобщенные способы действий сучебнымматериалом, позволяющиемладшимшкольникамуспешно решатьучебныеиучебно-практическиезадачи.Приизучениикурса

«Окружающиймир»следуетуделитьвниманиерешениюучебныхзадач, которыеотвечаютнавопрос—каквыполнитьтоилииноезадание,что- быполучитьрезультат?Учебно-практические,учебно-познавательные задачидаютответнавопрос—чтонужновыполнять?Решениеучебных задачосуществляетсяспомощьюразнообразныхучебныхзаданийпоиз- учению окружающегомира.


1.1.
Объект исследования и задачи методикипреподавания

8. Принципразвитияличности. Курс«окружающиймир»вначальной школеличностно-ориентированный.Деятельностныйподходпредполагает включение младших школьников в собственную учебно-познавательную деятельность,прикоторойучащиесянеполучаютзнаниявготовомвиде, а включаются самостоятельно в их поиск, решение проблемных ситуаций, познавательныхзадачнаосновеприменениязнаний,уменийвновыхне- стандартныхусловиях.Организацияразнообразныхвидовдеятельностина урокахспособствуетразвитиюумладшихшкольниковлогическогомыш- ления,познавательногоинтересакпознаниюокружающегомира.

Процессобучениявкурсе«Окружающиймир»следует строить,основываясьнатеоретическихположенияхтеории развивающегообученияЛ.С.Выготского,А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина,П.Я.Гальперина,В.В.Давыдова:

— обучение,«ведущеезасобойразвитие»;

— обучениедолжноосуществлятьсявзонеближайшего развития;

— содержаниемдолжнабытьсистеманаучныхпонятий;

— обучениеосуществляетвумственномразвитиисвою ведущуюрольчерезсодержаниеусваиваемыхзнаний.

ФГОСНОО(2009)однойиззадачопределилразвитиелич- ности, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающихумладшихшкольниковумениеучиться. Универсальныеучебныедействия(УУД)—можнорассма- триватькакспособыовладенияучебнойинформацией,они являютсяосновойформированияучебныхуменийумлад- шихшкольников.

ВисследованияхА.Г.Асмоловауниверсальныеучебные действия»рассматриваютсякак«умениеучиться»,способ- ность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путемсознательногоиактивногоприсвоениясоциального опыта1.Планируемыеобразовательныерезультатывклю- чаютуниверсальныеучебныедействия.Визучениикурса

«окружающиймир» усвоениеуниверсальныхучебныхдей- ствийоснованонасодержаниеучебногоматериала. Пла- нируемыерезультаты(ожидаемыеучебныедостижения) учащихсяпопредмету«Окружающиймир»включают:

— формирование универсальных учебных действий (личностных,коммуникативных,регулятивных,познава- тельных);


1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.Отдействиякмысли;подред.А.Г.Асмолова.—М.:Просвещение, 2010.—С.27.



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

— достижение метапредметных (коммуникативных, ре- гулятивных, познавательных, личностных)результатов;

— усвоениеобщихучебныхуменийипредметныхзна- ний,умений;

— индивидуальныйпрогрессвразвитииучащихся(об- учениевзонеактуальногоиближайшегоразвития,возмож- ностьусвоенияучебногоматериалаповышенногоуровня).

9. Принципвоспитаниявпроцессеобучения. Онтесносвязансосво- ениемсодержанияучебногоматериалакурса«Окружающиймир».Со- держаниеучебногоматериаласпособствуетформированиюнетолько целостнойнаучнойкартинымира,ноиосознаниювнемместачелове- ку.Воспитаниегражданинастраныявляетсяглавнойзадачейвизуче- ниикурса«Окружающиймир»вначальнойшколе,котороепроявляется вуважительномотношенииккультуре,традициямнародовРоссии,го- сударственнымсимволам.Содержаниеучебногоматериаласпособствует формированию общей культуры, личности у младших школьников. Фор- мированиеосновэкологическойкультуры,патриотическое,граждан- ское, эстетическое воспитание младших школьников проявляется в раз- личных видах деятельности, выполнении учебных заданий, осознанном поведениивприроде,обществе.

Задачиметодикипреподаванияпредмета«Окружающий мир» связаны с проблемами: как учить? чему учить?для чегоучить?спомощьючегоучить?

Чему учить?

— Отборсодержанияучебногоматериалаипостроение предмета «Окружающий мир» с учетом дидактических принциповобучениявсовременномначальномобразовании.

Как учить? С помощью чего учить?

— Применение наиболее эффективных форм, методов, средств обучения с учетом содержания предмета «Окружа- ющиймир»вначальнойшколе,психологическихособен- ностей развития младшихшкольников.

Для чего учить?

— Формированиеуучащихсязнанийвсистемеобще- ство—природа—человек.

— Воспитаниеосновэкологическойкультурыличности умладшихшкольников.

— Духовно-нравственное развитие и воспитание лично- стигражданинаРоссиинапримереизучениякурса«Окру- жающиймир».

— Развитиеумладшихшкольниковлогическогомышле- ния,воображения,интересакизучениюприроды.


1.2.
Методологические основы методикипреподавания

— Формирование у младших школьников практических уменийпоизучениюиохранеприродыприизучениикурса

«Окружающий мир».

— Формированиеумладшихшкольниковобщихучеб- ныхуменийприизучениикурса«Окружающиймир».

Специальные компетентности, формируемые у буду- щихучителейначальныхклассоввпроцессеусвоенияучеб- ной дисциплины «Методика преподавания предмета«Окру- жающиймир»:

— способность применять знания теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образова- ния, формировать предпосылки научного мировоззрения умладшихшкольников,развиватьихумениенаблюдать, обобщать, понимать, анализировать, представлять инфор- мацию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.94.177 (0.012 с.)