Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические методы обучения, применяемые по предмету «Окружающий мир»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практические методы обучения — это методы по взаимодействиюслова,наглядностиипрактическойра-
боты учащихся. В изучении курса «Окружающиймир» можновыделитьследующиепрактическиеметодыобу- чения:проведениелабораторныхопытовсамимиучени- ками,наблюдениезаобъектамиприроды,практическую работу,самостоятельнуюработу.Практическаяработа бывает:спредметамиприроды,приборами,планом,гео- графическойкартой,вуголкеживойприроды,нагеогра- фической площадке, пришкольном участке, на местности. Источникомзнанийприпрактическихметодахобучения являютсяпрактическаяработа,наблюдение.Деятель- ностьучителязаключаетсявинструктаже,учащихся— вработе.Практическиеметодыобученияотличаютсяот наглядныхметодов.Применениенаглядныхметодовобу- чения предусматривает рассмотрение объектов, их показ. Припрактическихметодахобученияшкольникисами, наблюдая,выполняютработу.Результатработыотлича- етпрактическиеметодыотнаглядныхметодовобучения. Ученикидолжнызафиксироватьеговвидекраткойза- писи,рисунка,схемы,заполнитьтаблицу.Наблюдение являетсяметодомизученияприродыиметодомобучения естествознанию. Наблюдение как метод обучения позволяет: — сформировать научные знания о природе, доступные пониманию младшимишкольниками; — раскрытьвзаимосвязи,существующиевприроде,спо- собствует экологическому образованиюучащихся; — показатьположительнуюиотрицательнуюдеятель- ностьчеловекавприродеинаосновеэтогосделатьправиль- нуюоценку; — развить, при систематическом применении,наблюда- тельность как свойство личности — способность подмечать наиболеетонкие,существенныепризнакивобъектах,явле- ниях окружающейдействительности; — показатькрасотуприроды,чтоимеетзначениедля эстетического и экологического воспитания младших школьников; — сформироватьуучащихсяумениенаблюдатьзаобъ- ектамиприроды.Применяетсяметоднаблюдениявходесо- вместной деятельности учителя иучащихся. Рассмотримэтапынаблюдения,ониприведенывтаблице «Этапы наблюдения».
Таблица Этапы наблюдения
Входенаблюденийзаприродойучащиесяовладевают умениями:распознаватьобъекты,выявлятьихпризнаки, пользоватьсяприборами,ухаживатьзарастениямиижи- вотными,фиксироватьрезультатынаблюдений.Врезуль- тате систематических наблюдений у младших школьников формируетсяумениенаблюдать.Оноотноситсякобщим учебным умениям, является метапредметным результатом. Особаярольвовладенииимотводитсяпредмету«Окружаю- щиймир»,посколькувнемпредставленаобразовательная область«Естествознание»(«Человекиприрода»),младшие школьникипознаютприроду.Наблюдение—являетсяна- учным методом познания природы, методомисследования. Вформированиибиологическихзнаний,используетсяна- блюдение, эксперимент, практическая работа, например по выращиванию растений, описанию объектов природы по заданиям с использованием гербария, коллекцийсемян,
плодов.Методнаблюденийсвязанспроведениемопытов и практических работ. Они способствуют формированию умладшихшкольниковумениянаблюдать. Формированиеумладшихшкольниковумениянаблю- дать в природе обеспечивают следующие педагогические условия: — принятиеучебнойзадачиучеником(желаниевыпол- нятьзадания,пониманиетого,чтонужноделатьикак); — направление восприятия учащихся на узнаваниеобъ- ектовприроды; — выполнение учащимися заданий на наблюдение (рас- смотрение объектов, выделение учащимися главных, суще- ственных признаков, выполнение в определенной последо- вательностиопераций,изкоторыхскладываютсяучебные действия); — выбор учащимися способа фиксации результатов на- блюдений; — самоконтроль и самопроверка учащимисярезультатов выполнениязаданийнанаблюдениезаобъектамиприроды; — руководство учителем за организацией наблюдений учащихся(постановкацелей,задач,объяснениеипоказспо- собов действий, направленных на рассмотрение объектов, выделение в них существенных признаков, выполнение за- данийнанаблюдение,выборспособафиксациинаблюдений, контрольипроверкарезультатоввыполнениязаданий). Успешностьвусвоенииумениянаблюдатьопределяет- сяучебнымматериаломииндивидуальнымипсихологиче- скимиособенностямиусвоениямладшимишкольниками учебныхдействий.Восновеформированияумениялежат учебныедействия,которымиученикидолжныовладеть привыполнениизаданийвходепрактическихилисамосто- ятельныхработприизучениикурса«Окружающиймир». В задания на наблюдения следует включать последователь- ность учебных действий, продумать логические приемыоб- учения, активизирующие познавательную деятельность, такие как: — найдите объект (предложить гербарий,коллекции); — рассмотритеобъекты(учительуказываетучащимся объекты, признаки в объектахприроды); — сравнитеобъекты(выделитьпризнакидлясопоставле- ния, определить различия и сходства, сделатьвыводы);
—составьтесхему,таблицу,сделайтерисунок,краткую запись (фиксация результатовнаблюдений). Пример задания на наблюдение за объектами природы (2 класс). 1. Соберитеопавшиелистьялипыиберезы.Рассмотритеих.Найдите улистьевсреднююжилку.Сложителистлипыпосреднейжилкена двечасти,затемлистберезы. 2. Одинаковылидвеполовинкилистаулипыиберезы?Сравнители- стья. Сделайтевывод. 3. Ккакойгрупперастенийпоособенностямвнешнегостроенияли- стьевможноотнестилипуиберезу? 3.Доманарисуйтелистьялипыиберезытакими,какимивыихвиде- линаэкскурсии.
Лабораторныйопыт—сложныйвиддеятельности,где моторныедействиясочетаютсясумственными. Онпо- зволяетзакороткийпромежутоквременирассмотретьпро- цессы, явления, происходящие в природе, раскрыть связи, существующиевней.Дляпроведениялабораторныхопытов должныбытькарточки-инструкции,вкоторыхвыделенпо- рядокработы.Вопросывнихнедолжныбытьподсказыва- ющими,анацеленынанаблюдение.Можнопереддемон- страциейопытовпоставитьпередученикамипроблемную ситуацию.Вучебникахпопредмету«Окружающиймир» имеютсяиллюстрации,заданиякпроведениюопытов.Ре- зультаты наблюдений в ходе лабораторных опытовучащие- сядолжнызаписатьврабочихтетрадях. Требования к проведению лабораторных опытов: 1. Подобрать оборудование копыту. 2. Проверитькачествоиколичествовеществ. 3. Проделатьопытучителемдоурока. 4. Разложить весь раздаточный материл из расчетакаж- домуученику. 5. Разработать карточки-инструкции (памятки) к прове- дениюопытаилинайтиихвучебникеипродуматьработу снимивходепроведениялабораторногоопытанауроке. 6. Продумать запись результатов наблюдений в рабочих тетрадях. 7. Организовать проверку результатов наблюдений, сде- ланными,учащимися. Требования к проведению практических работ: 1. Постановкацелейизадачработы.Принятиеучебной задачиучащимися.
2. Выбор формы учебной работы учащихся (парная,зве- ньевая,фронтальная). 3. Подбор учащимся заданий на наблюдение за объекта- миприроды. 4. Последовательноевыполнениеучащимисяэтапов практическойработы. 5. Оказаниепомощиучащимсявходеработы. 6. Записьрезультатовнаблюденийврабочихтетрадях. 7. Контрольипроверкауучащихсярезультатоввыпол- нениязаданийнанаблюдениезаобъектамиприроды. Примеркарточки-инструкциикпроведениюпрактическойработы втеме:«Размножениеиразвитиерастений». 1. Какие условия необходимы, чтобы семя проросло?Напишите. 1),2 ,3 . 2. Какиеорганыимеетвзрослоерастение?Напишите. 1 ,2 ,3 ,4 ,5 . 3. Рассмотритепроросшеесемяфасоли.Найдитезародышсемени. Рассмотритечастизародышасемени: 1) корешок; 2) стебелек; 3) почка с листочками. 4. Какиеорганырастенияобразуютсяизчастейзародышасемени? Напишите. Соединителиниями.
5. Какиеорганыестьувзрослогорастенияиотсутствуютузародыша семени?Напишите. Увзрослогорастенияесть , ,аузародышасе-мени ониотсутствуют.
Курокупопредмету«Окружающиймир»ученикигото- вятраздаточныйматериал,проросшиесеменафасоли.Учи- тельможетпоставитьопытвместесученикамиза10дней дотемыурока,организоватьнаблюдениезапрорастанием семян,определитьусловия(воздух,вода,тепло),необходи- мыедляпрорастаниясемян.Наглядныйматериалможно использоватькакраздаточныйнаурокеприорганизации практическойработы«Развитиерастенияизсемени».Уче- 5.4. ники рассматривают проросшие семена фасоли, поэтапно работаютскарточкой-инструкцией(спомощьюлупына- ходятзародышевыйстебелек).Вучебникенаиллюстрации необходиморассмотретьвзрослоерастение,какиеорганы оноимеет,сравнитьихспроросшимисеменамифасоли.На- блюденияшкольникизаписываютпоходувыполненияза- даний.Можнофиксироватьихвконцевыполненияпракти- ческойработы. Демонстрация лабораторных опытов учащимися, прак- тическаяработанаучебно-опытномучастке,уголкежи- вой природы, работа по определению и описаниюобъектов природы способствуют формированию природоведческих знанийумладшихшкольников.Практическиеметодыоб- учения(наблюдение,лабораторныйопыт,практическаяра- бота)применяютсянаурокесцельюизученияновогомате- риала,анезакрепленияизученного,проводитьихпослеэта- паурока«изучениеновогоматериала»нельзя,онидолжны быть одними из условий поиска информации, давать ответ напоставленныепроблемы,познавательныезадачи,откры- ватьзнанияучащимся.Важностьихзаключаетсявтом,что они знакомят младших школьников со способамиизучения природы,приобщаюткметодамисследования. Выборметодовобучениявизучениитойилиинойтемы курса«Окружающиймир»зависитотнауки,котораяна- шлаотражениевсодержанииобразования.Географические знаниявключаютпрактическуюработусглобусом,физиче- ской картой, термометром, компасом. Выбор методаобуче- ниязависитотвозрастныхособенностеймладшихшколь- ников.Ученикиданноговозрастанемогутдлительнососре- доточитьсвоевниманиенаоднойдеятельности,внимание их неустойчивое, поэтому необходимо на уроке чередовать различные приемы и методыобучения. Активизировать познавательную деятельность младших школьников помогают логические задачи, игровые элемен- ты,средстванаглядности,элементызанимательности,за- даниянарешениепроблемныхситуаций.Рассказдолжен бытьнепродолжительным.Практическиеметодыобуче- ния,особеннопрактическаяработа,лабораторныйопыт, а также самостоятельная работа требуют большихумствен-ныхифизическихусилий,поэтомупередихпроведением ипосленеобходимыфизкультминутки.Наурокеследует
чередоватьметодыобучения,атакжеприменятьихком- плексно. Достижению задач обучения, развития ивоспита- ниямладшихшкольниковчерезсодержаниекурса«Окру- жающиймир»способствуютнетолькосредстваобучения, ноиформы,методы,приемыобучения.Основнымимето- дами обучения при изучении окружающего мира являются практические,посколькусоздаютусловия,позволяющие ставитьучащихсявпроцессеобучениявситуациюсубъекта деятельности. Ученики являются активными участниками впознанииприроды,ихдеятельностьсвязанасорганизаци- ей наблюдений, проведением опытов, практических работ, экспериментирования, самостоятельнойработы. Несмотрянато,чтопрактическиеметодыобученияяв- ляютсяведущими,онисочетаютсясословесными,нагляд- ными.Передпроведениемпрактическойисамостоятель- нойработыучительдолженрассмотретьсученикамиил- люстрациивучебнике,накоторыхизображеныобъекты природы,провестибеседупоним.Этопомогаетмладшим школьникам узнать многообразие живых организмов, рас- ширитьпредставленияобокружающеммире.Затемпред- ложитьшкольникамвыполнитьсамостоятельнозадания врабочихтетрадях,т.е.организоватьпродуктивнуюдея- тельность.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.46 (0.007 с.) |