Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические условия формирования природоведческих понятий у младших школьников.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Представления — основа формирования природовед- ческихпонятий. Мыужерассмотрели,что,наосновечув- ственногопознаниявпроцессеощущенияивосприятия уучащихсяформируютсяпредставленияоприроде. 2. Ученикиусваиваютпонятияоприродеврезультате систематических наблюдений. Учитывая то, что младшие школьникиимеютнаглядно-образноемышление,вобуче- нииследуетприменятьсредстванаглядности.Рассмотрев объект,младшиешкольникидолжнывыполнитьдействия позакреплениюегопризнаков,свойств,приэтомсделать краткую запись, дополнить или составить схему,заполнить таблицу.Выполнениезаданийнанаблюдениезаобъекта- миприродыспособствуетформированиюприродоведческих понятийумладшихшкольников.Наблюдениевсегдапред- усматриваетфиксированиерезультатов,анепросторассмо- трениеобъектов. 3. Формирование природоведческих понятий связано с при- менениемлогическихприемовобучения, такихкаквыделение существенных признаков в объектах природы, сравнение, обобщение,классификация.Длятого,чтобыученикиовладе- липриемомсравнения,необходимонаучитьихвыделятьглав- ные,существенныепризнаки.Приемсравнениявключает: — выделениеглавных,существенныхпризнаковвобъ- ектахприроды;
— сопоставлениепризнаков; — выделение черт различия в объектахприроды; — выделениеобщихпризнаковвобъектахприроды,под- ведениеквыводам. Ученики затрудняются делать обобщение, они легчеана- лизируютматериал,выделяютчертыразличия,чемобщие, осознатьмогутневсепризнаки,которыевходятвсодер- жаниетогоилииногопонятия.Учитываято,чтомладшие школьникизатрудняютсяделатьобобщениявизучении курса«Окружающиймир»представленыэлементарные природоведческие понятия, доступные пониманию уча- щимся данноговозраста. 4. Усвоениеприродоведческихпонятийпроходитвходе беседы. Необходимотакставитьвопросы,чтобыответына- целивалинапониманиеучащимисяучебногоматериала. Нельзяставитьвопрос—Чтотакоерека?Вопросдолженсо- держатьчастичныйответ.Этопомогаетучащимсявыразить точномысль,датьопределениепонятиям,назватьихтер- минами.Необходимо—Какойводоемназываетсярекой? 5. Понятиязакрепляютсявыполнениемзаданийвра- бочихтетрадях. Работаврабочихтетрадяхпомогаетпри- менитьусвоенныезнаниявпрактическойдеятельности ивновыхучебныхситуациях.Нельзяформироватьвот- рыве понятия и умения. Постановка вопросов должнабыть нацеленанасвязьпонятиясумением.Сэтойцельювзада- ниях выделяются конкретные учебные действия: «напиши- те», «выберите», «сравните», «опишите»,«расскажите», «найдите», «докажите», «обоснуйте». При формировании умладшихшкольниковпонятийобокружающеммиресле- дуетприменятьзаданиякакрепродуктивные,такитворче- ские.Проблемныезаданияпозволяютвыявитьнасколько младшиешкольникимогутоперироватьпонятиямивно- вых учебных ситуациях. Единичные географические поня- тия закрепляются показом условных обозначений объектов нафизическойкарте,пространственныепонятия(горизонт, линия горизонта, ориентирование) формируются при орга- низациипрактическихработнаместностиивходенаблю- дений в природе. Усвоение биологических понятийсвязано спроведениемопытовипрактическихработвходеизуче- нияновогоматериаланаурокахпопредмету«Окружаю- щиймир». 3.2. 6. Усвоениюпонятийоприродемладшимишкольника- миспособствуеттерминологическаяработа. Дляэтого помогаютсхемы,объяснениепроисхождениятерминов, правильное написание их на доске, соотнесение словарной работыссоответствующимпонятием.Длялучшегопонима- нияконкретногопонятия,следуетсоотнестиегопризнаки стерминомипроисхождением,использоватьприэтомспра- вочники, хрестоматии, энциклопедии,словари. 7. Вформированиипонятийприменяютсяиндуктив- ныйидедуктивныйпути. Практикаобучениямладших школьниковпоказываетто,чтоучащиесяанализируютлег- чеконкретныйматериал,чемпроводятобобщение. В.М.Пакуловаоднимизусловийформированияприродоведческих понятийвыделяетиндуктивныйидедуктивныйпути1.Индуктивный путьоснованнаанализе,синтезе,сравнениипризнаковпредметовиобоб- щенииих.Кдедуктивномупутиформированияпонятийприбегаюттогда, когдачастьобъектовприродыужеизвестнаучащимся,характернырас- сказилиобъяснениеучителемвсочетанииспоказомнаглядныхсредств обучения(изучениеотобщегокчастному).Примериндуктивногопути приформированиипонятия«плод»растений.Учитель:—Рассмотрите иллюстрации,накоторыхизображеныплодырастенийвразрезе.Что общеговстроенииплодов?Естьлисвязьплодаицветка?Какая?Учитель подводитучащихсякопределениюпонятия:плод—органрастения,раз- виваетсяизцветка,внемнаходятсясемена.Примердедуктивногопути формированияпонятия«плод».Учитель:—Рассмотритеиллюстрации. Какиеорганырастенияизображенынаиллюстрациях?Рассмотритепло- дырастенийвразрезе.Чтообщегоимеютплодырастений?Какойорган называетсяплодом?Изкакихоргановрастенийобразуютсяплоды?Учи- тельподводитучащихсякопределению,чтотакоеплод.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.168.153 (0.007 с.) |