Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическиеосновыметодикипреподавания предмета«Окружающиймир»

Поиск


Творческиработающемуучителюнеобходимовладеть методамипедагогическихисследований.Методологияпе- дагогикиизучаетпроцессирезультатыпедагогическогоис- следования1.Курсовая,бакалаврскаяработыпометодике обучения,воспитаниямладшихшкольниковмогутбыть связаныссодержаниемучебнойдисциплины«Методика преподавания предмета «Окружающий мир». Опытно-экс- периментальная работа как один из методов исследования проводитсяводномклассеиневключаетконтрольные иэкспериментальныегруппы.Сравниватьследует,уро- веньусвоениязнанийуучащихсявначалеисследования и в конце. Этапами опытно-экспериментальной работы яв- ляются:констатирующий,формирующийиконтрольный. Исследовательская работа включает методологические ха- рактеристики педагогического исследования: выбор темы, постановку проблемы исследования, обоснование актуаль- ности,объектипредметисследования,цельизадачииссле- дования,методыисследования.Актуальностьтемыиссле- дованиявключаетееобоснование,разработанностьвпеда-

1 КраевскийВ.В. Методологияпедагогики:новыйэтап/В.В.Краевский, Е.В.Бережнова.—М.:Изд.центр«Академия»,2006.—С.10.



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

гогике,методике,необходимостьприменениявпрактике начальнойшколы.

В.В.Краевскийпредлагаетхарактеристикиисследова- ниявформевопросов,например:

— актуальность—почемуэтупроблемунужновнастоя- щее времяизучать?

— цель исследования — какой результат предполагается получить?

— объектисследования:чторассматривается?;

— предметисследования—какрассматриваетсяобъект, какиеприсущиеемуотношения,аспектывыделяетедляиз- учения?

— гипотезаисследования—чтонеочевидновобъекте?

— задачиисследования—чтонужносделать,чтобыцель быладостигнута?1.

Цельисследованияотличаетсяотцелиобученияидолж- навключатьвыявление,обоснованиеположенийиихпро- веркувходеопытно—экспериментальнойработы.Виссле- довательской работе применяются математическиеметоды обработкирезультатов.Например,необходимовыявить уровеньусвоениязнанийобокружающеммиреуучащихся наконстатирующемэтапеопытно-экспериментальнойрабо- тыиконтрольномэтапе.Качественныйиколичественный анализрезультатоввыполнениязаданийуучащихсяможно определить,применивметодику«Оценкакачестваусвоения понятийумладшихшкольников»авторовЛ.И.Буровой2.

Уровеньусвоениязнанийсоотноситсясозначениями коэффициентаК,которыйможноопределитьпоформуле: К=С/Сэ,где,С—усвоениепризнаковпонятий,числопра- вильновыполненныхзаданийучащимися;Сэ—необходи- моечислоправильнорешенныхзаданий(эталон).Данный коэффициент можно применить при определении уровня усвоениязнанийкакуодногоученика,такисреднийуро- веньзнанийучащихсявсегокласса.ВработахЛ.И.Буровой приводитсяследующеесоотношениезначениякоэффициен- таКиуровнейусвоениязнанийуучащихся.


1 КраевскийВ.В. Методологияпедагогическойнауки.—М.:Центр«Шк. книга»,2001.—С.186—187.

2 БуроваЛ.И. Способыформированияпервоначальныхпонятийумлад- шихшкольников/Гносеологическоеобоснованиеметодовначальногообуче- ния.—М.,1994.—С.14–24.


1.2.
Методологические основы методикипреподавания

Уровни усвоения знаний Значения К Оценка в баллах
очень низкий от 0 до 0,2 (К 0,2)  
низкий от 0,2 до 0,5 (К 0,5)  
средний от 0,5 до 0,7 (К 0,7) 3
высокий от 0,7 до 0,9 (К 0,9) 4
очень высокий от 0,9 до 1 (К 1) 5

Л.И.Буровавыделяетследующиекачественныепоказа- тели усвоения знаний учащимися: действенность (характе- ризуется умением применять знания при решении практи- ческихзадач);системность(характеризуетсячисломсвязей, отношенийизучаемогоматериала);полнота(определяется количеством признаков понятий, усвоенныхучащимися).

РассмотримнапримереприменениекоэффициентаК сцельювыявленияуровняусвоениязнанийобокружающем миреумладшихшкольников.Присоставленииоценочных заданийнеобходимовыделитьвнихэлементызнаний,опре- делитьколичествобаллов,покоторымоцениваетсяправиль- ностьответов.

Задание. Перечисленыназваниярастений:лиственница,брусника, колокольчик, ландыш, клен, береза, орешник, мать-и-мачеха. Распреде- литеихпогруппам.Заполнитетаблицу.

 

Деревья Кустарники Травы
     

 

Впредставленномзадании8названийрастений,следова- тельно,заправильновыполненноезаданиеученикдолжен получитьвсумме8баллов.Этоэталон(Сэ).Предположим, чтоученикверновыполнилзадание,набрали8баллов,то К=8/8=1.Еслиправильнораспределили6названийрас- тений,тоК=6/8=0,75(соответствуетсреднемууровнюус- воения знаний).

Рассмотрим характеристику научно-исследователь- скойработы напримеретемы:«Формированиезнанийоб окружающеммиреумладшихшкольниковприпримене- нии частично-поискового методаобучения».

Цельисследования:—выявлениепедагогическихусловийформиро- ваниязнанийобокружающеммиреумладшихшкольниковприприме-



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

нении частично-поискового метода обучения и проверка их в ходе опыт- но-экспериментального исследования.

Объектисследования:—процессформированиязнанийобокружаю- щеммиреумладшихшкольниковприприменениичастично-поискового методаобучения.

Предметисследования —применениечастично-поисковогометода обученияприформированиизнанийобокружающеммиреумладших школьников.

Гипотеза исследования: — успешное формирование знаний об окру- жающеммиреумладшихшкольниковприприменениичастично-поис- кового метода обучения возможно при условии,если:

— систематическинаразличныхэтапахурокаприменятьпознава- тельныезаданиянарешениепроблемныхситуаций,поискинформации;

— учитывать индивидуальные психологические особенности уча- щихся;

Задачи исследования:

1. Выявитьпедагогическиеусловияформированиязнанийобокру- жающеммиреумладшихшкольниковприприменениипроблемно-поис- кового методаобучения.

2. Обосноватьприменениечастично-поисковогометодаобученияпри формированиизнанийобокружающеммиреумладшихшкольников.

3. Применить познавательные задания на решение проблемныхситу- аций,поискинформацииприорганизациичастично-поисковогометода обучениявходеопытно-экспериментальнойработе.

Методыисследования:

1. Изучение и анализ литературы по теме исследования.

2 Тестированиесцельювыявленияуровняусвоениязнанийобокру- жающеммиреумладшихшкольников.

3. Педагогическое наблюдение за работой учащихся в ходе примене- ния проблемно-поискового метода обучения при формировании знаний об окружающеммире.

4. Опытно-экспериментальнаяработа.

 

Методикапреподаванияпредмета«Окружающиймир» связанасдругимидисциплинамиинауками.Научнуюос- новуучебнойдисциплины«Методикапреподаванияпред- мета«Окружающиймир»составляетдидактика.Являясь педагогической дисциплиной, «Методика преподавания предмета«Окружающиймир»развиваетсявсоответствии с закономерностями, принципами обучения, основанными дидактикой,имееттеснуюсвязьспедагогикойначального образования и методикой обучения и воспитания младших школьников. Теоретическую основу курса составляют дис- циплины естественно-научного цикла: Естествознание (Бо- таника,Зоология,Землеведение,Экология)и«Обществоз- нание.Содержаниешкольногопредмета«Окружающий


1.3.
Исторический очерк становления школьного курса «Окружающиймир»

мир»вначальнойшколевключаетдоступныеусвоению младшимишкольникамизнанийизобласти«Естествозна- ние» о закономерностях географической оболочки,кругово- ротевеществвприроде,особенностяхстроенияживыхорга- низмов, их многообразии, связях живых организмовмежду собойисокружающейсредой,влияниичеловеканапри- роду. Формирование понятий о горизонте, линиигоризонта как дуги окружности, ориентировании, масштабе, форме иразмерахЗемлисвязаносматематикой.Школьныйкурс

«Окружающиймир»включаетследующиезнанияизобла- стей наук: истории, обществознания, экономики, социоло- гии, культурологии,этнографии.

Преподаваниепредмета«окружающиймир»вначаль- нойшколесвязаносвозрастнойпсихологией.Знаниявоз- растных и индивидуальных психологических особенностей младшихшкольниковпомогаютучителюучитыватьосо- бенности развития учащихся, найти наиболее приемлемые средства, методы, приемы обучения и воспитания учащих- сяприизучениикурса«Окружающиймир».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.01 с.)