Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологическиеосновыметодикипреподавания предмета«Окружающиймир»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1 КраевскийВ.В. Методологияпедагогики:новыйэтап/В.В.Краевский, Е.В.Бережнова.—М.:Изд.центр«Академия»,2006.—С.10.
гогике,методике,необходимостьприменениявпрактике начальнойшколы. В.В.Краевскийпредлагаетхарактеристикиисследова- ниявформевопросов,например: — актуальность—почемуэтупроблемунужновнастоя- щее времяизучать? — цель исследования — какой результат предполагается получить? — объектисследования:чторассматривается?; — предметисследования—какрассматриваетсяобъект, какиеприсущиеемуотношения,аспектывыделяетедляиз- учения? — гипотезаисследования—чтонеочевидновобъекте? — задачиисследования—чтонужносделать,чтобыцель быладостигнута?1. Цельисследованияотличаетсяотцелиобученияидолж- навключатьвыявление,обоснованиеположенийиихпро- веркувходеопытно—экспериментальнойработы.Виссле- довательской работе применяются математическиеметоды обработкирезультатов.Например,необходимовыявить уровеньусвоениязнанийобокружающеммиреуучащихся наконстатирующемэтапеопытно-экспериментальнойрабо- тыиконтрольномэтапе.Качественныйиколичественный анализрезультатоввыполнениязаданийуучащихсяможно определить,применивметодику«Оценкакачестваусвоения понятийумладшихшкольников»авторовЛ.И.Буровой2. Уровеньусвоениязнанийсоотноситсясозначениями коэффициентаК,которыйможноопределитьпоформуле: К=С/Сэ,где,С—усвоениепризнаковпонятий,числопра- вильновыполненныхзаданийучащимися;Сэ—необходи- моечислоправильнорешенныхзаданий(эталон).Данный коэффициент можно применить при определении уровня усвоениязнанийкакуодногоученика,такисреднийуро- веньзнанийучащихсявсегокласса.ВработахЛ.И.Буровой приводитсяследующеесоотношениезначениякоэффициен- таКиуровнейусвоениязнанийуучащихся. 1 КраевскийВ.В. Методологияпедагогическойнауки.—М.:Центр«Шк. книга»,2001.—С.186—187. 2 БуроваЛ.И. Способыформированияпервоначальныхпонятийумлад- шихшкольников/Гносеологическоеобоснованиеметодовначальногообуче- ния.—М.,1994.—С.14–24. 1.2.
Л.И.Буровавыделяетследующиекачественныепоказа- тели усвоения знаний учащимися: действенность (характе- ризуется умением применять знания при решении практи- ческихзадач);системность(характеризуетсячисломсвязей, отношенийизучаемогоматериала);полнота(определяется количеством признаков понятий, усвоенныхучащимися). РассмотримнапримереприменениекоэффициентаК сцельювыявленияуровняусвоениязнанийобокружающем миреумладшихшкольников.Присоставленииоценочных заданийнеобходимовыделитьвнихэлементызнаний,опре- делитьколичествобаллов,покоторымоцениваетсяправиль- ностьответов. Задание. Перечисленыназваниярастений:лиственница,брусника, колокольчик, ландыш, клен, береза, орешник, мать-и-мачеха. Распреде- литеихпогруппам.Заполнитетаблицу.
Впредставленномзадании8названийрастений,следова- тельно,заправильновыполненноезаданиеученикдолжен получитьвсумме8баллов.Этоэталон(Сэ).Предположим, чтоученикверновыполнилзадание,набрали8баллов,то К=8/8=1.Еслиправильнораспределили6названийрас- тений,тоК=6/8=0,75(соответствуетсреднемууровнюус- воения знаний). Рассмотрим характеристику научно-исследователь- скойработы напримеретемы:«Формированиезнанийоб окружающеммиреумладшихшкольниковприпримене- нии частично-поискового методаобучения». Цельисследования:—выявлениепедагогическихусловийформиро- ваниязнанийобокружающеммиреумладшихшкольниковприприме-
нении частично-поискового метода обучения и проверка их в ходе опыт- но-экспериментального исследования. Объектисследования:—процессформированиязнанийобокружаю- щеммиреумладшихшкольниковприприменениичастично-поискового методаобучения. Предметисследования —применениечастично-поисковогометода обученияприформированиизнанийобокружающеммиреумладших школьников. Гипотеза исследования: — успешное формирование знаний об окру- жающеммиреумладшихшкольниковприприменениичастично-поис- кового метода обучения возможно при условии,если: — систематическинаразличныхэтапахурокаприменятьпознава- тельныезаданиянарешениепроблемныхситуаций,поискинформации; — учитывать индивидуальные психологические особенности уча- щихся; Задачи исследования: 1. Выявитьпедагогическиеусловияформированиязнанийобокру- жающеммиреумладшихшкольниковприприменениипроблемно-поис- кового методаобучения. 2. Обосноватьприменениечастично-поисковогометодаобученияпри формированиизнанийобокружающеммиреумладшихшкольников. 3. Применить познавательные задания на решение проблемныхситу- аций,поискинформацииприорганизациичастично-поисковогометода обучениявходеопытно-экспериментальнойработе. Методыисследования: 1. Изучение и анализ литературы по теме исследования. 2 Тестированиесцельювыявленияуровняусвоениязнанийобокру- жающеммиреумладшихшкольников. 3. Педагогическое наблюдение за работой учащихся в ходе примене- ния проблемно-поискового метода обучения при формировании знаний об окружающеммире. 4. Опытно-экспериментальнаяработа.
Методикапреподаванияпредмета«Окружающиймир» связанасдругимидисциплинамиинауками.Научнуюос- новуучебнойдисциплины«Методикапреподаванияпред- мета«Окружающиймир»составляетдидактика.Являясь педагогической дисциплиной, «Методика преподавания предмета«Окружающиймир»развиваетсявсоответствии с закономерностями, принципами обучения, основанными дидактикой,имееттеснуюсвязьспедагогикойначального образования и методикой обучения и воспитания младших школьников. Теоретическую основу курса составляют дис- циплины естественно-научного цикла: Естествознание (Бо- таника,Зоология,Землеведение,Экология)и«Обществоз- нание.Содержаниешкольногопредмета«Окружающий 1.3. мир»вначальнойшколевключаетдоступныеусвоению младшимишкольникамизнанийизобласти«Естествозна- ние» о закономерностях географической оболочки,кругово- ротевеществвприроде,особенностяхстроенияживыхорга- низмов, их многообразии, связях живых организмовмежду собойисокружающейсредой,влияниичеловеканапри- роду. Формирование понятий о горизонте, линиигоризонта как дуги окружности, ориентировании, масштабе, форме иразмерахЗемлисвязаносматематикой.Школьныйкурс «Окружающиймир»включаетследующиезнанияизобла- стей наук: истории, обществознания, экономики, социоло- гии, культурологии,этнографии. Преподаваниепредмета«окружающиймир»вначаль- нойшколесвязаносвозрастнойпсихологией.Знаниявоз- растных и индивидуальных психологических особенностей младшихшкольниковпомогаютучителюучитыватьосо- бенности развития учащихся, найти наиболее приемлемые средства, методы, приемы обучения и воспитания учащих- сяприизучениикурса«Окружающиймир».
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.205.82 (0.007 с.) |