Тема 1. Общие основы теории и методики преподавания педагогики начальной школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общие основы теории и методики преподавания педагогики начальной школы.



ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Преподаватель

Дятлова Елена Николаевна

Рекомендации по выполнению заданий для индивидуальной

работы студентов

Индивидуальная работа необходима для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и полноценного выполнения практической.

Своеобразие организации самостоятельной индивидуальной работы студентов обусловлено особенностями конструирования процесса преподавания дисциплины как вводной к блоку педагогических дисциплин и способствующей содействию становления педагогической позиции студента, индивидуализированной концепции научно-педагогического знания.

Организация индивидуальной работы базируется на следующих принципах:

- обеспечение ориентации студента в широком вариативном поле научно-педагогического знания и возможности выбора, осмысления и превращения в личностно значимое знание;

- актуализация освоенных знаний в процессе выполнения заданий разных типов;

- обеспечение активной позиции и стимулирование самостоятельной творческой деятельности студентов;

- направленность содержания и форм самостоятельной работы на решение профессионально значимых образовательных задач;

- раскрытие профессионального и личностного творческого потенциала каждого студента, развитие умений анализа педагогической действительности, коммуникативных педагогических умений.

В период индивидуальной работы по освоению дисциплины «Теория и методика преподавания педагогики начальной школы» студенты по каждой теме программы учебной дисциплины должны: проводить теоретическое изучение тем программы; изучать тексты рекомендованных учебных пособий; работать со словарями и справочниками; осваивать терминологию к курсу, изучать учебные пособия из электронных библиотек; готовить рефераты, доклады или сообщения, презентации (по согласованию с преподавателем); решать учебно-профессиональные задачи к практическим занятиям.

Индивидуальная работа студента включает: индивидуальные консультации с преподавателем в течение семестров, собеседование по текущим практическим заданиям; выполнение контрольных работ, письменную подготовку к практическим занятиям, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса (по согласованию с преподавателем); подготовку рефератов, докладов или сообщений, презентаций (по согласованию с преподавателем); подготовку к зачёту, подготовку к экзамену.

 

I. Проведите теоретическое ознакомление с программой учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины.

Тема 1. Общие основы теории и методики преподавания педагогики начальной школы.

Предмет, цели и задачи курса «Теория и методика преподавания педагогики начальной школы». Предмет и цели теории и методики преподавания педагогики начальной школы. Учебные, развивающие и воспитательные задачи нового учебного курса для магистрантов начального образования. Формирование ответственного отношения к преподаванию педагогики начальной школы.

Практические занятия

Тема 3. Методика преподавания дошкольной педагогики

Практическое занятие № 1.

Тема: Методическая система как основа преподавания педагогики начальной школы

(2 часа)

План занятия:

1) Методика как система научных знаний.

2) Методическая система, ее компоненты и их взаимосвязь.

3) Методика преподавания дошкольной педагогики.

4) Результативность методики преподавания педагогики начальной школы.

5) Ученые-методисты педагогики начальной школы.

6) Современное состояние развития методики преподавания педагогики наальной школы.

Практические задания:

− Составьте схему «Методика как система научных знаний и ее структура».

− Составьте тезисный план «Сущность и содержание методики преподавания педагогики начальной школы.

− Подготовьте рассказ о жизни и деятельности ученого-методиста педагогики начальной школы.

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 2, 3, 8, 11, 15, 16.

Интернет-ресурсы: 3, 5, 6.

Практическое занятие № 2.

Тема: Цели и содержание педагогики начальной школы. Основные подходы к конструированию содержания учебного материала (2 часа)

План занятия:

1) Цели обучения педагогики начальной школы.

2) Конкретизация целей обучения педагогики начальной школы и их адаптация к уровню подготовки академической группы.

3) Содержание педагогики начальной школы.

4) Основные подходы к конструированию содержания учебного курса «Педагогика начальной школы».

5) Принципы отбора учебного материала.

6) Конструирование содержания учебного курса «Педагогика начальной школы».

Практические задания:

− Составьте схему «Структура целеполагания в системе высшего педагогического образования».

− Заполните таблицу «Принципы отбора и конструирования учебного материала и их реализация в программе курса «Педагогика начальной школы», отразив в ней принципы отбора учебного материала и примеры, иллюстрирующие наличие данных принципов в программном содержании.

− Продолжите составление тезауруса нового кура. Внесите в него определения понятий, использованных в процессе лекционной работы.

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 2, 3, 8, 11, 15, 16.

Интернет-ресурсы: 3, 5, 6.

Практическое занятие № 3.

Тема: Методы преподавания педагогики начальной школы. Технологизация учебного процесса высшей школы (2 часа)

План:

1) Методы обучения в высшей школе, специфика их применения.

2) Классификация методов обучения студентов высшей школы.

3) Метод как способ самореализации преподавателя и студента.

4) Методы организации учебно-познавательной деятельности студентов.

5) Методы организации и упорядочивания учебной деятельности студентов.

6) Технологизация учебного процесса высшей школы

Практические задания:

1. Дополните тезаурус учебного курса. Дополнительно проработайте понятия «технология», «технология обучения», «технологический цикл», «технологический процесс», «технологическая карта».

2. Составьте и заполните таблицу «Классификации методов обучения», указав в ней автора классификации, основания классификации, систематику конкретных методов обучения (наполнение классификации).

3. Составьте схему-памятку «Подбор методов обучения с учетом познавательных возможностей обучающихся и специфики содержания педагогики начальной школы.

4. Подберите систему методов обучения к теме «Методы преподавания педагогики начальной школы».

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 2, 4, 6, 7, 16.

Интернет-ресурсы: 1, 2, 3, 5.

 

Практическое занятие № 4.

Тема: Формы организации работы студентов по изучению педагогики начальной школы (2 часа)

План:

1) Лекционная форма работы со студентами.

2) Семинарское занятие и его роль в решении проблемы углубления знаний по педагогике начальной школы.

3) Практическое занятие и его возможности в формировании учебных и профессиональных умений и навыков студентов.

4) Лабораторное занятие.

5) Коллоквиум как форма организации учебной деятельности студентов высшей школы.

6) Организация самостоятельной работы студентов.

Практические задания:

1. Разработайте содержание лекции для магистреской практики в вузе по программе «Педагогика начальной школы», учебниками, пособиями и дополнительной литературой.

2. Разработайте практическое/семинарское занятие по одной из тем по программе «Педагогика начальной школы».

3. Разработайте план самостоятельной работы для студентов согласно с темой лекции, с ориентацией на их дальнейшую работу на семинарском или практическом занятиях.

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 6, 7.

Дополнительная: 2, 6, 7, 8, 15, 16.

Интернет-ресурсы: 1, 2, 3, 5.

Высшей школы

Практическое занятие № 5.

Тема: Учебный план как основа планирования деятельности преподавателя педагогики начальной школы (2 часа)

План занятия:

1) Учебный план и его значение в процессе планирования и организации методической деятельности преподавателя педагогики начальной школы.

2) Анализ учебного плана по подготовке специалиста начального образования.

3) Место педагогики начальной школы в учебном плане, ее связь с другими дисциплинами.

4) Формы организации и их соотношение в организации работы и контроля изучения педагогики начальной школы.

5) Редактирование учебного плана по направлению подготовки «Начальное образование».

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:

− Проведите авторское редактирование учебного плана по направлению подготовки «Начальное образование».

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 6, 7.

Дополнительная: 2, 6, 7, 8, 15, 16.

Интернет-ресурсы: 1, 2, 3, 5.

Практическое занятие № 6.

Тема: Учебная программа: структура, содержание, предметная специфика (2 часа)

План:

1) Учебная программа высшей школы, принципы ее построения.

2) Принципы содержательного построения курса педагогики начальной школы.

3) Теоретические основы педагогики начальной школы.

4) Методическая направленность программы по педагогике начальной школы.

5) Практическая подготовка студентов.

6) Структура программы. Анализ содержания программы.

Практические задания:

1. Проанализируйте учебную программу курса «Педагогика начальной школы». Выявите содержание программы, которое иллюстрирует основные принципы ее построения.

2. Выберите одну из тем учебной программы. Не ломая дидактической структуры программной темы, подберите к ней свое информационное наполнение.

3. Выберите одну из тем учебной программы. Подберите к ней учебный материал для проведения семинарского/практического занятия. Составьте список литературы для дополнительной работы студентов по усвоению данной темы.

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 6, 7.

Дополнительная: 2, 6, 7, 8, 15, 16.

Интернет-ресурсы: 1, 2, 3, 5.

Практическое занятие № 7.

Тема: Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика начальной школы»

(2 часа)

План:

1) Планирование изучения педагогики начальной школы.

2) Распределение содержания программы в соответствии с количеством часов отводимых на изучение курса.

3) Рабочая программа дисциплины, ее форма, структура, наполнение.

Практические задания:

1) По предложенному шаблону разработайте рабочую программу учебной дисциплины «Педагогика начальной школы».

2) Подготовьте презентацию авторской рабочей программы учебной дисциплины «Педагогика начальной школы».

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 6, 7.

Дополнительная: 2, 6, 7, 8, 15, 16.

Интернет-ресурсы: 1, 2, 3, 5.

Тема 5. Организация разных видов деятельности студентов в процессе изучения педагогики начальной школы

 

Практическое занятие № 8.

Тема: Содержание и организация научно-исследовательской работы студентов в процессе изучения дошкольной педагогики (2 часа)

План:

1) Виды научно-исследовательской работы студентов.

2) Правила выявления научной проблемы и формулирования тем курсовых, бакалаврских работ студентов по педагогике начальной школы.

3) Составление плана курсовой, магистерской работы. Отбор и анализ основной и дополнительной литературы по теме исследования.

4) Консультативная помощь преподавателя на разных этапах исследования.

5) Подготовка студентов к публичному научному выступлению.

 

Практические задания:

1) На основе выявленных научных проблем сформулируйте по 5 тем курсовых и бакалаврских работ.

2) Составьте к сформулированным темам планы (содержание) научно-исследовательской работы (по 1 плану).

3) Подберите к двум темам основную (10 источников) и дополнительную (20 источников) литературу.

4) Подготовьте памятку для студентов «Поэтапная подготовка студента к публичному выступлению».

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 6, 9.

Дополнительная: 2, 6, 7, 8, 15, 16.

Интернет-ресурсы: 1, 2, 3, 5.

 

Практическое занятие № 9.

Тема: Планирование и организация самостоятельной работы студентов по изучению педагогики начальной школы (2 часа)

План:

1) Роль самостоятельной работы студентов в овладении знаниями педагогики начальной школы.

2) Формы и методы организации самостоятельной работы студентов в процессе проведения аудиторных занятий.

3) Содержание и планирование самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время.

4) Уровни организации самостоятельной работы в учебной деятельности студентов.

Практические задания:

− Подготовьте схему «Эффективное соотношение форм и методов организации самостоятельной работы студентов в процессе проведения аудиторных занятий».

− Запланируйте объем самостоятельной работы студентов по одной из учебных тем программы «Педагогика начальной школы».

− Разработайте и подготовьтесь презентовать одну из форм аудиторных занятий с использованием разных форм самостоятельной работы студентов по одной из тем программы «Педагогика начальной школы».

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 6, 9.

Дополнительная: 2, 6, 7, 8, 15, 16.

Интернет-ресурсы: 1, 2, 3, 5.

IV. Выполните дополнительные задания.

1) Создайте авторский план учебной аудитории.

2) Постройте компетентностную модель выпускника вуза по направлению подготовки студенческой группы. Составьте анализ полученной модели и ее сравнение с имеющимися в педагогической практике.

3) Подготовьте памятку «Обязанности руководителя педагогической практики».

 

Примерная тематика рефератов

1. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса в вузе.

2. Требования к психолого-педагогической компетентности преподавателя в условиях модернизации высшего образования.

3. Информатизация образования и новые требования к психолого-педагогической компетентности преподавателя.

4. Профессионально важные качества преподавателя высшей школы.

5. Педагогическая направленность личности преподавателя.

6. Профессионально-педагогические деструкции и способы их преодоления.

7. Психолого-педагогические условия продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза.

8. Кризисы в профессиональном развитии преподавателя и пути их преодоления.

9. Педагогические стереотипы как фактор, препятствующий профессиональному развитию вузовского преподавателя.

10. Особенности общения преподавателя со студентами в образовательном процессе вуза.

11. Педагогическая рефлексия в работе преподавателя.

12. Творчество в педагогической деятельности преподавателя.

13. Нравственные аспекты в профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

14. Компетентность преподавателя высшей школы: сущность, содержательная характеристика и структура

15. Новые требования к компетентности преподавателя в условиях реформирования и инновационных преобразований высшей школы

16. Структура профессиональной деятельности и виды компетентности преподавателя

17. Характеристика структурных компонентов психолого-педагогической компетентности преподавателя.

18. Проблемы воспитания в теории и практике высшего профессионально-педагогического образования.

19. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования.

  1. .Преподаватель современной высшей школы. Основные требования к личности и деятельности вузовского педагога.
  2. .Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей профессиональной школе.
  3. .Предмет педагогики высшей школы. Состояние и важнейшие задачи педагогики высшей школы на современном этапе.
  4. Цели и содержание высшего образования как психолого-педагогическая проблема.
  5. .Принципы обучения в высшей школе.
  6. .Иерархия целей профессионального образования.
  7. Содержание профессионально-педагогического образования. Общие подходы к отбору содержания.
  8. Учебный план, модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы.
  9. .Роль личности педагога в формировании содержания обучения и реализации учебно-программной документации.
  10. Активизация обучения студентов: принципы условия реализации.
  11. Формы организации обучения: понятие и виды.
  12. Формы теоретического обучения. Требования к подготовке и проведению лекционного занятия.
  13. .Виды и краткая характеристика лекционных занятий.
  14. Формы практического обучения. Практикумы - характеристика и условия эффективного проведения.
  15. Семинарские занятия - характеристика и условия эффективного проведения.
  16. Лабораторные занятия - характеристика и условия эффективного проведения.
  17. Нетрадиционные формы организации обучении.
  18. Роль производственных и педагогических практик в профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации.
  19. Научно-исследовательская работа студентов, её виды, формы, организация.
  20. Средства профессионального обучения как категория профессиональной дидактики. Характеристика современных средств профессионального обучения.
  21. Оценка и контроль знаний в вузе.
  22. Особенности организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
  23. Управление качеством образования в вузе: принципы и особенности системы.

 

 

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Преподаватель

Дятлова Елена Николаевна

Рекомендации по выполнению заданий для индивидуальной

работы студентов

Индивидуальная работа необходима для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и полноценного выполнения практической.

Своеобразие организации самостоятельной индивидуальной работы студентов обусловлено особенностями конструирования процесса преподавания дисциплины как вводной к блоку педагогических дисциплин и способствующей содействию становления педагогической позиции студента, индивидуализированной концепции научно-педагогического знания.

Организация индивидуальной работы базируется на следующих принципах:

- обеспечение ориентации студента в широком вариативном поле научно-педагогического знания и возможности выбора, осмысления и превращения в личностно значимое знание;

- актуализация освоенных знаний в процессе выполнения заданий разных типов;

- обеспечение активной позиции и стимулирование самостоятельной творческой деятельности студентов;

- направленность содержания и форм самостоятельной работы на решение профессионально значимых образовательных задач;

- раскрытие профессионального и личностного творческого потенциала каждого студента, развитие умений анализа педагогической действительности, коммуникативных педагогических умений.

В период индивидуальной работы по освоению дисциплины «Теория и методика преподавания педагогики начальной школы» студенты по каждой теме программы учебной дисциплины должны: проводить теоретическое изучение тем программы; изучать тексты рекомендованных учебных пособий; работать со словарями и справочниками; осваивать терминологию к курсу, изучать учебные пособия из электронных библиотек; готовить рефераты, доклады или сообщения, презентации (по согласованию с преподавателем); решать учебно-профессиональные задачи к практическим занятиям.

Индивидуальная работа студента включает: индивидуальные консультации с преподавателем в течение семестров, собеседование по текущим практическим заданиям; выполнение контрольных работ, письменную подготовку к практическим занятиям, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса (по согласованию с преподавателем); подготовку рефератов, докладов или сообщений, презентаций (по согласованию с преподавателем); подготовку к зачёту, подготовку к экзамену.

 

I. Проведите теоретическое ознакомление с программой учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины.

Тема 1. Общие основы теории и методики преподавания педагогики начальной школы.

Предмет, цели и задачи курса «Теория и методика преподавания педагогики начальной школы». Предмет и цели теории и методики преподавания педагогики начальной школы. Учебные, развивающие и воспитательные задачи нового учебного курса для магистрантов начального образования. Формирование ответственного отношения к преподаванию педагогики начальной школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.062 с.)