Школа и педагогика в России х1х – начала хх века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа и педагогика в России х1х – начала хх века.



В начале Х1Х века в России назрел вопрос о замене системы управления страной: вместо коллегий и приказов предполагалось образовать новые органы – министерства. В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения, а в январе 1803 года были разработаны «Предварительные правила народного просвещения», согласно которым система народного образования состояла из 4-х типов учебных заведений: 1.Приходские училища. 2. Уездные училища. 3. Губернские гимназии. 4. Университеты. Россия была разделена на шесть учебных округов. Во главе каждого округа стоял университет. Устанавливалась преемственность всех ступеней обучения. Преемственность учебных заведений сохранялась до 1828 года, в котором был издан «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», отменивший преемственную связь между приходским и уездным училищами, между уездным училищем и гимназией.

Существенный вклад в развитие школы и педагогики первой половины 19 века внёс В.Ф. Одоевский. Он впервые в России разработал звуковой метод обучения грамоте, считал первостепенным научить детей умению учиться. Следует всемерно способствовать развитию самодеятельности ребёнка, утверждал Одоевский, стимулировать познавательный интерес. Источником развития педагогики является прогрессивная воспитательная действительность. Формальное и материальное образование – две стороны целостного образовательного процесса.

В 60-е годы Х1Х века большинство прогрессивных педагогов выступало в русле демократического просветительства. Вопросы образования широко освещались в периодической печати в связи с подготовкой школьных реформ. Согласно «Положению о женских училищах» 1860 года устанавливались два типа бессословных женских училищ: училища первого разряда с 6-летним сроком обучения и училища второго разряда с 3-годичным сроком обучения. Согласно «Положению о начальных народных училищах» 1864 года перед начальной школой ставилась цель утверждать в народе религиозные и нравственные понятия, распространять первоначальные полезные знания.

По «Уставу гимназий и прогимназий» 1864 года устанавливались два типа гимназий: классические и реальные.

По «Общему уставу императорских российских университетов» 1863 года устанавливалась автономия университетов. Благодаря реформам школы были созданы предпосылки для создания массовой системы народного образования, средняя школа объявлялась общеобразовательной и общедоступной.

В общественном движении 60-х годов ярко выделяется деятельность Н.И. Пирогова. В статье «Вопросы жизни» он впервые в отечественной педагогике всесторонне обосновал идею гуманизма воспитания. Н.И. Пирогов отстаивал принцип общечеловеческого образования и предлагал для его реализации четырёхуровневую систему: а)начальная школа, б) прогимназия, в) гимназия, г) университет. Особое внимание в этой системе уделялось гимназии и университету. Главная идея университетского образования заключалась в развитии самостоятельной личности и таланта. Практическая педагогическая деятельность осуществлялась Н.И. Пироговым на посту попечителя Одесского, а затем Киевского учебных округов. Конкретные усилия были направлены на совершенствование работы педагогических советов, которые предполагалось превратить в органы коллективного управления школами. Проводилась мысль о том, что учебная программа не догма, а методика обучения не застывшее министерское указание, успех обучения – результат творческого взаимодействия учителя и учеников. Условием эффективности обучения является умелое сочетание слова учителя и средств наглядности.

Основоположником научной педагогики в России является К.Д. Ушинский. Основы педагогической теории Ушинского можно охарактеризовать следующими положениями:

1. Дело воспитания – вопрос человеческого духа, вопрос жизни.

2. Кардинальная педагогическая проблема – определение цели воспитания.

3. Педагогика является социальной наукой, общественное бытие определяет направление воспитания.

4. Ведущий принцип построения воспитательной системы – принцип народности воспитания.

5. Воспитание имеет объективные законы, знание которых необходимо педагогу для рационального осуществления своей деятельности.

6. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

В фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания» Ушинский глубоко проработал идею педагогической антропологии, определил соотношение психологии и физиологии с педагогикой. В статье «О пользе педагогической литературы» Ушинский анализирует соотношение теории и практики, приходит к выводу о том, что пустая, ни на чём не основанная теория, оказывается никуда не годной вещью. В учебных книгах – «Детский мир» и «Родное слово» наиболее полно раскрыты вопросы дидактики начального обучения. Ушинскому удалось создать систему начального обучения, гармонически сочетавшую овладение родным языком и приобретение элементарных знаний. Важное направление педагогической деятельности Ушинского составляют вопросы подготовки учителя для народной школы. Он разработал первый в России проект учительской семинарии, всесторонне рассмотрел задачи, содержание и организационные формы педагогического образования.

Выдающийся вклад в развитие педагогики и методики начального образования внесли Н.Ф. Бунаков и Н.А. Корф. Бунаков открыл начальное народное училище, ставшее его педагогической лабораторией. Он считал, что общее образование призвано помочь выработке учащимися сознательного отношения к окружающей действительности. В школе Бунакова проводились музыкально-литературные вечера, организовывались чтения произведений русских писателей, праздновались юбилейные даты. Школа проводила культурно - просветительскую работу среди местного населения. Популярностью у крестьян пользовался народный театр, где исполнителями были ученики школы. Много сил отдавал Бунаков теоретической и методической подготовке народных учителей. Он полагал, что успех первоначального обучения зависит главным образом от знаний и умений учителя. Н.А. Корф создал тип земской школы с 3 –х годичным сроком обучения, разработал методику ведения занятий одним учителем одновременно с тремя классами школы.

Демократическая педагогика России конца Х1Х – начала ХХ веков обогатила теорию воспитания и обучения новыми идеями и методическими разработками. В.П. Вахтеров детально разработал методику предметных уроков с целью активизации всех видов памяти учащихся: зрительной, слуховой, осязательной, термической, моторной. Эффективность предметного обучения была подвергнута экспериментальному изучению с помощь. Метода сопутствующих изменений. В экспериментальном классе учебный материал был усвоен 91% учащихся, в контрольном – 24 %. Таким образом было доказано, что умственное развитие учащихся находится в тесной связи с методом обучения. П.Ф. Каптерев определял образовательный процесс как двоякое развитие ума: материальное - приобретение знаний, усвоение нового материала, и формальное – развитие мышления, усвоение метода работы. По мнению Каптерева, воспитательное значение обучения зависит от удачного выбора учебных предметов и способа преподавания. Две существенные проблемы дидактики – чему учить? и как учить? Каптерев одним из первых выдвинул идею высшего педагогического образования для учителей начальных классов, а затем разработал соответствующий учебный план. Продуктивные педагогические идеи развивал П.Ф. Лесгафт. Целью воспитания и образования он считал развитие человеческого организма. Недостатком школьного образования является дисбаланс умственного и физического развития, когда приоритет отдаётся первому в ущерб второму. Величайшая тайна воспитания заключается в том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом. К.Н. Вентцель считал, что прогресс в развитии школы может заключаться только в освобождении ребёнка от внешнего и внутреннего гнёта, в развитии всех сторон его природы. С этой целью он разработал проект «Дома Свободного Ребёнка» - воспитательно-образовательное учреждения, где на первый план выдвинуто воспитание. Основная задача педагога заключается в том, чтобы содействовать созданию высшего типа творческой личности.

 

 

17.Основные этапы усвоения знаний, формирование умений и навыков. Задачи и содержание работы учителя начальных классов на каждом этапе.

Для процесса учения характерны следующие этапы продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению: 1) этап восприятия, 2) осмысливание, 3) запоминание, 4) применение знаний в практической деятельности.

На первом этапе, цель которого - формирование представлений об изучаемом объекте, очень важным является создание предварительного настроя учеников на выполнение учебной задачи. От того, как успешно удалось настроить внимание учеников с первой минуты урока (так называемый организационный момент) во многом зависит весь его дальнейший ход. Эффективность восприятия нового учебного материала зависит от используемых методов обучения, от степени понимания учащимися того, что воспринимается и что необходимо выполнять при восприятии (различение, опознание, измерение, контроль, оценку и т.д.).

Этап осмысливания начинается уже в процессе восприятия нового учебного материала. Осмыслить - значит понять. Что хорошо понято, легко усваивается и запоминается. Понимание основывается на соотнесении новых представлений со старыми. Поэтому осмысливание -это деятельность, направленная на включение новых знаний в систему ранее освоенных.

Чтобы осмысливание было успешным, необходимо:

- знать исходный уровень знаний у школьников, чтобы опираться на имеющиеся у них знания;

- использовать знакомые для учащихся слова;

- тщательно разъяснять новые термины, неизвестные учащимся слова и выражения;

- для формирования представлений о новых предметах, фактах и явлениях применять наглядность, облегчающую понимание;

- при изложении использовать относительно простые конструкции предложений (большое количество придаточных предложений затрудняет понимание);

- формулировать точные фразы, позволяющие однозначно истолковывать смысл сказанного, предупреждая ошибки сужения или расширения сферы понятия. Наиболее распространённым видом неточности является использование терминов, близких по смыслу, но относящихся либо к более широкому классу, либо к подвиду, либо к частично совпадающей категории.

- последовательно, логически связанно излагать учебный материал;

- чётко выделять главную мысль, не загромождая изложение суждениями о второстепенных несущественных признаках;

- сравнивать изучаемые объекты с хорошо известными;

- раскрывать связи и взаимоотношения вводимых вновь понятий с ранее известными.

Лучшему пониманию способствует также анализ, систематизация и классификация изучаемых объектов.

Запоминание - необходимое условие усвоения учебного материала. Что нужно для хорошего запоминания? Со времен средневековья до наших дней из­вестно знаменитое правило «Repetitio est mater studiorum» - «Повторение -мать учения».

В начальной школе важно научить детей рациональным приемам запоми­нания. В частности, их необходимо научить:

• попеременному чередованию чтения текста и его воспроизведению;

• дробному заучиванию стихотворений;

• излагать учебный материал своими словами;

• излагать текст по готовому плану;

• составлять план текста и пользоваться им при изложении.

Для более эффективного запоминания необходимо использовать вариативное повторение, включающее практическое применение изучаемого материала. Лучше всего запоминается учебный материал, который хорошо осмыслен учащи­мися. Более эффективно запоминается учебный материал, при изучении которого включаются различные умственные действия - сравнение, анализ, классификация, обобщение и т.д.

Применение знаний в практической деятельности является обязатель­ным условием эффективного учения. Знания, которые учащийся не может приме­нить в жизни, являются непрочными и, главное, бесполезными. Пути применения знаний могут быть следующими:

1. Выполнение упражнений. До наших дней сохранило свою актуальность из­вестное латинское правило «Exercitium est mater studiorun» («Упражнение -мать учения»).

2. Решение задач.

3. Выполнение лабораторных и практических работ.

4. Применение знаний в трудовой деятельности.

5.Применение знаний в ходе усвоения нового материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.045 с.)