Второе направление - усвоение системы общих интеллектуальных и практических умений и навыков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второе направление - усвоение системы общих интеллектуальных и практических умений и навыков.



Третье направление в содержании образования - формирование творче­ских способностей.

Четвёртое направление - формирование опы­та ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Оно включает не только знание норм отношений к миру, к самому себе, к окружаю­щим людям, но предполагает понимание и положительное отношение к этим нормам, выработанным опытом всего человеческого общества.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксиру­ется в учебниках и учебных пособиях.

Государственные образовательные стандарты - документа­ция, служащая основой объективной оценки уровня образо­вания и квалификации выпускников независимо от форм получения об­разова­ния; устанавливаются государственным законом..Государственные образовательные стандарты оп­ределяют в обязательном порядке обязательный минимум содержа­ния основных образовательных программ, максимальный объём учеб­ной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпуск­ников.

Учебный план это сертификат учебного заведения, оп­ределяющий: 1) продолжительность учебного года, длитель­ность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каж­дому предмету за все время обучения и на изучение предме­та в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изуче­ние каждого предмета; 6) структуру и продолжительность практикумов и т.п.

На основе учебного плана составляются учебные програм­мы по всем предметам. Учебная программа содержит:1) объяснительную записку о целях изучения данного пред­мета, основных требованиях к знаниям и умениям учащих­ся, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) темати­ческое содержание изучаемого материала; 3) ориентировоч­ное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; 4) перечень основ­ных мировоззренческих вопросов; 5.) указания по реализа­ции межпредметных и межкурсовых связей; 6) перечень учеб­ного оборудования и наглядных пособий; 8) рекомендуемую литературу.

Характеристика учебных программ для начальной школы

В начальных классах важно сформировать у детей знания, которые помогают ори­ентироваться в окружающей среде или необходимы в дальнейшем для овладения фундаментальных основ изучаемых дисциплин.

В начальной школе особое значение придаётся формированию познавательных, общеинтеллектуальных и общетрудовых умений и навыков.

Познавательные умения - это умения учиться. Научить детей учиться - основная задача педагога в начальных классах. Умение учиться включает умение читать, грамотно писать, навыки устного счё­та, а также умение внимательно слушать, наблюдать, запоминать, составлять план, применять в учебной работе нужные правила и т.д.

Научить детей думать - не менее важная задача.

Общеинтеллектуальные умения - это умения преобразовывать имеющиеся знания для самостоятельного решения задач, которые не встречались ранее в опыте человека. Они необходимы, прежде всего, для успешного решения жизненных проблем, а также для продуктивного овладения и оперирования знаниями. К таким умениям относятся, в частности, умения сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обоб­щать, конкретизировать

К общетрудовым умениям относятся организационно-технологические, операционно-контрольные и конструктивно-технические умения. Уже с начальной шко­лы необходимо учить детей ставить трудовую задачу (что сделать), осмысливать технологию и планировать свои действия (из чего сделать, какие операции, дейст­вия, приёмы и в какой последовательности применить), проектировать конструк­цию и детали по схеме, конструировать предмет в соответствии с техническими требованиями, осуществлять контроль и оценивать качество выполненной работы.

 

 

Организация методической работы в школе. Работа методических объединений учителей. Аттестация учителей.

Содержание и методика работы педагогического совета.

В современной общеобразовательной школе сложились эффективные формы повышения квалификации учителей. Повышение квалификации начинается с организации деятельности Педагогического совета.

Деятельность Педагогического совета определяется "Положением о Педагогическом совете общеобразовательной школы". Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. В состав Педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, председатель родительского комитета и Совета школы.

Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов:

а) производственно-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися и

б) научно-педагогическую: обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передового опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе.

Можно выделить четыре этапа в подготовке и проведении педсоветов:

- планирование педсоветов на год;

- предварительная подготовка конкретного педсовета;

- непосредственное проведение педсовета;

Работа по выполнению решений педсоветов.

Как правило, в течение учебного года проводится пять педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года.

Первый педсовет проходит до начала учебного года, в конце августа и посвящен, как правило, утверждению годового плана работы школы. Последующие педсоветы разрабатывают основные проблемы обучения и воспитания с главной задачей внедрения в практику научно обоснованных рекомендаций.

Как правило, на каждый год педагогический коллектив школы берет для изучения научно-практическую проблему, и избранная тема в значительной степени определяет направленность педсоветов.

Работа методических предметных объединений и самообразование учителей также должны тематически быть связаны с проблемами, которые решаются на педсоветах.

Предметные методические объединения

Наиболее оптимальный состав объединения 4-5 преподавателей одного предмета. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или кустах, объединяющих учителей 2-3-х школ.

На заседаниях предметных объединений полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей -квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта.

Школы передового опыта.

К учителю-мастеру, руководителю такой школы, по желанию прикрепляются несколько (2-4) учителей данной специальности, нуждающихся в помощи. В процессе наблюдения уроков, бесед, они знакомятся с методами и приемами работы своего руководителя, совместно составляют тематические планы, изучают литературу по отдельным вопросам, взаимно посещают уроки и тщательно анализируютих, отбирая и закрепляя все то ценное, что способствует эффективности работы

Проблемные группы занимаются систематизацией, сообщением и распространением передового опыта, они совместно разрабатывают и внедряют в практику приемы и методы работы. Деятельность проблемных групп способствует созданию в коллективе творческой атмосферы, что, в свою очередь, привлекает в проблемные группы все новых и новых учителей.

Практикумы. Одной из форм самообразования являются практикумы. Учителя-предметники получают в начале учебного года план работы практикумов и рекомендательный список литературы по каждой из намеченных тем. Заседание секции практикума проходит раз в месяц. Обычно методист или преподаватель- мастер читает небольшую лекцию, затем решаются 1-2 сложные задачи, обсуждаются тематические планы и методика работы

Научно-теоретические конференции и педагогические чтения. Один раз в течение года во многих школах успешно проводят итоговые научно- теоретические конференции и педагогические чтения как своеобразный отчет учителей, подготовивших рефераты, доклады, сообщения об итогах своих поисков по той или иной проблеме. Учителя знакомятся с передовым опытом, обмениваются мнениями, заранее готовятся к конференциям и чтениям, проводят поисковую творческую работу, что обогащает педагогический процесс.

Самообразование учителей Коллективные формы работы (на курсах институтов повышения квалификации, в методических объединениях, лекториях и т.д.) по повышению квалификации и теоретического уровня учителей необходимо сочетать с самообразованием. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения деловой квалификации каждого учителя. Серьезное внимание следует уделить вопросам теории и практики гуманистического воспитания.

Аттестация учителей. Целью аттестации является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда. Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Аттестация проводится по желанию учителей. Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряды по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.

Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для получения квалификационной категории "Учитель второй категории" ("Старший учитель") — в школьную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории "Учитель Первой категории" — в районную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории "Учитель высшей квалификации" — в областную аттестационную комиссию.

Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документ об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

Общие требования к оценке труда учителя.

а) Критерии результата.

Одним из решающих показателей в работе учителя является результат его педагогической деятельности - качество знаний, учащихся по предмету, их воспитанность:

- запас фактических знаний по предмету;

- умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);

- понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;

- степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;

- уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, механизмами, с сельским хозяйством, практическая подготовка учащихся; экономические знания (с учетом возраста и программы);

- их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

б) Критерии процесса.

При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо этим ограничить показатели труда учителя.

Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастерства учителя.

С этой целью изучаются: - работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК);

- качество уроков, внеурочной учебной деятельности и| воспитательных мероприятий;

- умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

- работа с родителями и помощь семье в воспитании детей. Дифференцированные показатели для оценки работы учителя.

" Учитель второй категории" - имеет один- два года стажа работы, дает на основе экспертной оценки высокого качества уроки, ведет предметный кружок или факультатив. Класс, в котором он классный руководитель, отличается хорошей дисциплиной и полезными делами.

Работает над повышением своей квалификации, систематически выступает на методических объединениях. Хорошо работает с родителями, пользуется их уважением. Подтверждается это отзывом родительского комитета.

Решение принимает педагогический совет на основе рекомендаций школьной аттестационной комиссии.

Учитель первой категории. Присваивается за серьезные успехи в деле обучения и воспитания детей. Имеет звание "Учитель II категории", имеет высшее образование. Успешно закончил курсы при ИПК (сдал зачеты, написал выпускную работу). Выпустил один - два начальных, девятых или одиннадцатых классов. Учащиеся обнаруживают высокий уровень знаний. Оценки в основном подтверждает экспертная комиссия. Неуспевающие крайне редки и по веским причинам. Ведет предметный кружок или факультатив, ученики этого учителя успешно участвуют в олимпиадах (если она есть). Много работает как классный руководитель. Класс занимает одно из лучших мест по школе по основным направлениям воспитательной работы, ученики класса отличаются высоким уровнем воспитанности. При этом учитывается мнение родительского комитета и детских ученических организаций. Звание присваивает Районная аттестационная комиссия.

Учитель высшей категории. Присваивается звание за выдающиеся успехи в обучении и воспитании, имеет звание "Учитель первой категории". Имеет высшее образование. Успешно закончил курсы ИПК и прошел там собеседование. Выпустил не менее двух начальных, девятых или одиннадцатых классов. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, успешно поступают в высшие учебные заведения и техникумы или успешно учатся в старших классах (с учетом) способностей учеников). Оказывают большую помощь молодым из неопытным учителям (по отзывам учителей). Учитель-новатор, разработавший и предложивший какие-то приемы и методы работы или усовершенствование их. Выступает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.

Присваивает звание Областная аттестационная комиссия. Звание "Старший учитель", "Учитель первой категории", "Учитель высшей категории" присваивается исключительно за непосредственную работу с детьми

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.024 с.)