ТОП 10:

Профессия педагога и её перспективы. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Профессиограмма педагога.



Учитель начальной школы осуществляет множе­ство видов деятельности. На профессиональном языке они имену­ются педагогическими функциями. Главной педагогической функ­цией является управление учебно-воспитательным процессом. На подготовительном этапе управление включает: постановку цели, ди­агностирование, прогнозирование, проектирование и планирование. На этапе реализации плана учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции, на завершающем этапе — аналитическую функцию.

Требования к учителю

Требования к учителю — это система профес­сиональных качеств, определяющих успешность педагогической дея­тельности». Первое требование к учителю — наличие педагогических способностей. Педагогическая наука выделяет следующие группы способностей:

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

. Дидактические. Подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убеди­тельно и последовательно изложить учебный материал, стимули­ровать развитие познавательных интересов и духовных потребно­стей, повышать учебно-познавательную активность.

3. Рецептивные. Выражаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное со­стояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные. Проявляются в умении учителя устанавли­вать педагогически целесообразные отношения с учениками, их роди­телями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные. Заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

6. Исследовательские. Воплощаются в умении познать и объек­тивно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные. Сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики.

Отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано (уравнове­шено) развитием других важных профессиональных качеств — тру­долюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) сле­дует считать важной предпосылкой успешного овладения педаго­гической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематичес­кое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда..

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он высту­пает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с разви­той волей, где личной активности отводится решающее место. Пе­дагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельно­му разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подража­ния, побуждающий детей следовать за ним.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справед­ливость. По роду своей деятельности педагог вынужден система­тически оценивать знания, умения, поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню раз­вития школьников. Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее ус­ловие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педа­гогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Неда­ром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанника­ми. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в обще­нии с учениками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогичес­кого такта выступает уважение к личности воспитанника. Понима­ние детей предостерегает учителя от бестактных поступков, подска­зывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Профессиональные качества связаны с полу­чением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, мето­дикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерст­во, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества. Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориен­тироваться в современном мире, должен много знать.

Гуманный учитель отвергает дидактогению — черст­вое, бездушное отношение к детям.

Мастерство учителя

Мастерство учителя - это постоянно со­вершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мас­терства — сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мас­терством, надо многое знать и уметь. Педагогическое мастерство выражается в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нуж­ного уровня воспитанности, развития и знаний. Учитель-мастер в совершенстве владеет современными методами пре­подавания, в состоянии пользоваться современными приемами работы.

Важным показателем мастерства учителя является умение активизиро­вать учеников, развивать их способности, самостоятельность, заставлять детей думать на уроке.

Умение эффективно проводить воспитательную работу в про­цессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность — еще один элемент педагогического мастерства.

Важный элемент педагогического мастерства — высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогичес­кого сотрудничества.

Большую группу умений и навыков педагогической техники со­ставляют приемы выразительного показа воспитателем своего субъ­ективного отношения к тем или иным действиям учеников или про­явлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодуш­ным. Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим. Его переживания всегда воспринимаются деть­ми как самая реальная оценка их действий. В этом смысле мастер­ство педагога в какой-то мере сродни мастерству актера. Обраще­ние педагога может быть и просьбой, и осуждением, одобрением и приказом..

Педагошческое общение — установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педа­гога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правиль­ное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестом. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15—20 оттенками.

Труд учителя оценивается в связи собъемоми качеством знаний, практических умений и навыков; системой знаний, умений; умением применять теорию на практике; способами мышления и деятельности школьников.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.183.113 (0.004 с.)