ТОП 10:

Общая характеристика словесных методов обучения.



С помощью слова учитель сообщает знания, дает задания, руководит наб­людением детей при показе упражнений, организует действия учащихся, исправляет ошибки, оценивает качество выполне­ния упражнений, формирует отношение занимающихся к вы­полняемым заданиям т. е. решает как образовательные, так и воспитательные за­дачи.

Словесные методы обучения подразделяются на монологические и диалогические.К монологическим методамотносятсярассказ, описание, объяснение, задание, указание, разбор, распоряжение.К диалогическим методам относится беседа. Выделяются следующие функции этих методов:

мотивационная: создание психологической установки на ус­воение нового материала, побуждение познавательной деятельно­сти учеников при изучении определенной темы, создание проблем­ной ситуации;

~ информационная: раскрытие содержания фактического мате­риала, описание природной среды, определенного объекта, сообще­ние о событиях, явлениях, раскрытие причинно-следственных свя­зей между предметами и явлениями окружающего мира;

воспитательная: решение всевозможных воспитательных за­дач, возникающих при изучении учебного материала;

обобщающая: сведение знаний в определенную систему;

организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности;

контрольно-корректирующая: установление обратной связи, получение информации о том, как дети усваивают знания, исправ­ление ошибок.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во вре­мя подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяс­нения, усвоения, обобщения и применения.

Рассказ. Его характерной особенностью является по­вествовательная форма изложения. Включение интересных образов и занимательного сюжета повышает эмоциональность занятий, пробуждает у детей фантазию, способствует вырази­тельности движений. Применение рассказа требует тщате­льной подготовки учителя, но его эффективность в работе с младшими детьми вполне оправдывает затраченное время и усилия.

Описание— краткое изложение признаков изучаемого объекта.

Объяснение используется для формирования созна­тельного отношения детей к изучаемому материалу. При объяснении учитель излагает причины возникновения изучаемых явлений, тех или иных учебных требований и т.д. Объяснения чаще всего отвечают на вопрос «Почему?» требований к технике выполнения двигательных дей­ствий

Заданиепредставляет собой инструктаж занимающих­ся, включающий обычно сведения как о содержании учебных действий, которые необходимо выполнять, так и об особенностях их выполнения и организации.

Указание — лаконичное напоминание занимающимся, целью которого является уточнение двигательных заданий, предупреждение или исправление ошибок.

Разбор проводится после выполнения определенных за­даний. Он может быть односторонним, когда осуществляется только учителем, и двусторонним — с участием учеников. В разборе дается анализ результатов и оценка действии уча­щихся, указываются пути повышения эффективности в реше­нии учебных задач.

Распоряжение — краткое приказание в произвольной словесной форме, требующее немедленного исполнения

Команда— краткий устный приказ установленной формы, требующий одновременного для всех исполнения стро­го стандартным способом. Применяется в физическом воспитании.

Беседа. Для нее характерна вопросно-ответная форма. Целью беседы является выяснение знаний детей (например, правил игры), их представлений и интересов. Вопросы к де­тям активизируют мышление и речь, способствуют развитию наблюдательности и сознательного отношения к выполняемым упражнениям

 

Реализация принципов сознательности и активности при использовании словесных методов обучения.

Сознательность обученияпредполагает понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчётливое представление ими целей и значения своей учебной деятельности, владение приёмами этой деятельности, умений практически применять приобретённые знания в новых условиях.

Признакисознательного понимания учебного материала:

1. осознанность процесса учения (поставка задач и определение способов их реализации);

2. выражение знаний с помощью речив правильной словесной форме;

3. выработкаопределённого отношенияк изучаемому материалу;

4. умение практически использоватьполученные знания и умения.

Условияосуществления принципа сознательности:

5. опора на имеющийся опыт ученика;

6. активная работа ума школьника;

7. практическое использованиеимеющихся знаний.

Активность в обучении - дидактический принцип, требую­щий от учителя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию у учащихся инициативности и самостоя­тельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходи­мых умений и навыков, формированию и развитию у них способностей.

Этот принцип вытекает из закономерности единства преподавания и учения. Собственная познавательная активность ученика является важнейшим фактором, обусловливающим эффективность обучения. В связи с этим известный древнегреческий философ Солон говорил: «Можно осла подвести к воде, но нельзя заставить пить».

Пути повышения активности школьников в учебной деятельности:

· чёткая постановка учебных задач;

· умелаяорганизация умственных действий учеников;

· формирование ценностных ориентаций по отношению к изучаемому материалу и к усваиваемым учебным действиям;

· создание ситуаций успеха;

· обучение с использованием дифференцированных заданий (с учётом подготовленности ученика) оптимального уровня трудности;

· использование активных методов обучения, при ис­пользовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эврис­тическая и проблемно-поисковая беседа, метод создания ситуаций познавательного спора, метод создания эмо­ционально-нравственных ситуаций, метод аналогий, метод создания на уроках ситуаций занимательности, метод анализа на уроках жизненных ситуаций и др.

· использование поисковых вопросов;

· новизна и разнообразиеизучаемого материала;

· использованиедидактических игр и занимательного материала.

Формы организации обучения. Типология и структура уроков.

Формы организации обучения.

Форма организации обучения это внешнее выражение согласо­ванной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержа­ния обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с разви­тием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям. По количеству ох­ваченных учеников выделяется индивидуальное, групповое, фрон­тальное обучение. По месту учебы различают школьные, внешко­льные формы и экстернат. К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружко­вые занятия и т. д., к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т. д. А экстернат — это осо­бая форма, предполагающая самостоятельное обучение с последую­щей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании. По длительности обучения различают формы, регламентируемые педагогами, родителями, самими учениками. Среди форм, регули­руемых школой и педагогами, — классический урок(45 мин), уко­роченное занятие (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произ­вольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам органи­зации: индивидуальной(в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), амери­канский «план Трампа», согласно которому 40% времени ученики проводили в больших группах (100—150 человек), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу. Для учителей начальной школы интерес представляет так называемый Дальтон-план — форма индивидуализированного обучения, предложенная в начале XX века учительницей началь­ных классов Э. Паркхерст(1887—1973) в американском городе Дальтоне. Особенности Дальтон-плана следующие: детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередования изучае­мых предметов, использования собственного рабочего времени. В начале года каждый ученик составлял с учителем контракт на самостоятельное изучение определенного материала. Ученики работали в отдельных кабинетах-лабораториях, поэтому Дальтон-план имеет и другое название — лабораторный план. В 20-х годах эта фор­ма под названием бригадно-лабораторной охватила и наши школы. Она включала: 1) общую работу со всем классом; 2) коллективную работу бригады (группы учеников); 3) индивидуальную работу ка­ждого ученика. Со временем от этой формы обучения отказались и школа возвратилась к испытанной классно-урочной форме.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трех столетий.

Ее контуры очертили гол­ландский педагог Д. Сил, немецкий профессор И. Штурм, оттачивал систему орден иезуитов во главе с И. Лойолой, а теоретические осно­вания подвел Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму отличают следующие особенности:

— постоянный состав учеников примерно одного возраста и уров­ня подготовленности (класс);

— работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (пла­нирование обучения);

— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимо­связанных, следующих одна за другой частей (уроков);

— каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

— постоянное чередование уроков (расписание);

— руководящая роль учителя (педагогическое управление);

— различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается бо­лее строгой организационной структурой; она экономна, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллектив­ной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школь­ников. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижаю­щих ее эффективность, главный среди которых — опора (ориентация) на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности осу­ществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Классно-урочная форма является главной(основной). Кроме нее, в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному — вспомогательными, внеклассными, внеурочными, до­машними, самостоятельнымии т. д. Вспомогательные формы допол­няют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, кружковые занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учеников и др. Иногда к внеклассным фор­мам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, походы по род­ному краю, физкультурные соревнования и т. д.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.008 с.)