Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика словесных методов обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С помощью слова учитель сообщает знания, дает задания, руководит наблюдением детей при показе упражнений, организует действия учащихся, исправляет ошибки, оценивает качество выполнения упражнений, формирует отношение занимающихся к выполняемым заданиям т. е. решает как образовательные, так и воспитательные задачи. Словесные методы обучения подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим методамотносятся рассказ, описание, объяснение, задание, указание, разбор, распоряжение. К диалогическим методам относится беседа. Выделяются следующие функции этих методов: — мотивационная: создание психологической установки на усвоение нового материала, побуждение познавательной деятельности учеников при изучении определенной темы, создание проблемной ситуации; ~ информационная: раскрытие содержания фактического материала, описание природной среды, определенного объекта, сообщение о событиях, явлениях, раскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира; — воспитательная: решение всевозможных воспитательных задач, возникающих при изучении учебного материала; — обобщающая: сведение знаний в определенную систему; — организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности; — контрольно-корректирующая: установление обратной связи, получение информации о том, как дети усваивают знания, исправление ошибок. Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения. Рассказ. Его характерной особенностью является повествовательная форма изложения. Включение интересных образов и занимательного сюжета повышает эмоциональность занятий, пробуждает у детей фантазию, способствует выразительности движений. Применение рассказа требует тщательной подготовки учителя, но его эффективность в работе с младшими детьми вполне оправдывает затраченное время и усилия. Описание — краткое изложение признаков изучаемого объекта. Объяснение используется для формирования сознательного отношения детей к изучаемому материалу. При объяснении учитель излагает причины возникновения изучаемых явлений, тех или иных учебных требований и т.д. Объяснения чаще всего отвечают на вопрос «Почему?» требований к технике выполнения двигательных действий Задание представляет собой инструктаж занимающихся, включающий обычно сведения как о содержании учебных действий, которые необходимо выполнять, так и об особенностях их выполнения и организации. Указание — лаконичное напоминание занимающимся, целью которого является уточнение двигательных заданий, предупреждение или исправление ошибок. Разбор проводится после выполнения определенных заданий. Он может быть односторонним, когда осуществляется только учителем, и двусторонним — с участием учеников. В разборе дается анализ результатов и оценка действии учащихся, указываются пути повышения эффективности в решении учебных задач. Распоряжение — краткое приказание в произвольной словесной форме, требующее немедленного исполнения Команда — краткий устный приказ установленной формы, требующий одновременного для всех исполнения строго стандартным способом. Применяется в физическом воспитании. Беседа. Для нее характерна вопросно-ответная форма. Целью беседы является выяснение знаний детей (например, правил игры), их представлений и интересов. Вопросы к детям активизируют мышление и речь, способствуют развитию наблюдательности и сознательного отношения к выполняемым упражнениям
Реализация принципов сознательности и активности при использовании словесных методов обучения. Сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчётливое представление ими целей и значения своей учебной деятельности, владение приёмами этой деятельности, умений практически применять приобретённые знания в новых условиях. Признаки сознательного понимания учебного материала: 1. осознанность процесса учения (поставка задач и определение способов их реализации); 2. выражение знаний с помощью речи в правильной словесной форме; 3. выработка определённого отношения к изучаемому материалу; 4. умение практически использовать полученные знания и умения. Условия осуществления принципа сознательности: 5. опора на имеющийся опыт ученика; 6. активная работа ума школьника; 7. практическое использование имеющихся знаний. Активность в обучении - дидактический принцип, требующий от учителя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, формированию и развитию у них способностей. Этот принцип вытекает из закономерности единства преподавания и учения. Собственная познавательная активность ученика является важнейшим фактором, обусловливающим эффективность обучения. В связи с этим известный древнегреческий философ Солон говорил: «Можно осла подвести к воде, но нельзя заставить пить». Пути повышения активности школьников в учебной деятельности: · чёткая постановка учебных задач; · умелая организация умственных действий учеников; · формирование ценностных ориентаций по отношению к изучаемому материалу и к усваиваемым учебным действиям; · создание ситуаций успеха; · обучение с использованием дифференцированных заданий (с учётом подготовленности ученика) оптимального уровня трудности; · использование активных методов о бучения, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, метод создания ситуаций познавательного спора, метод создания эмоционально-нравственных ситуаций, метод аналогий, метод создания на уроках ситуаций занимательности, метод анализа на уроках жизненных ситуаций и др. · использование поисковых вопросов; · новизна и разнообразие изучаемого материала; · использование дидактических игр и занимательного материала. Формы организации обучения. Типология и структура уроков. Формы организации обучения. Форма организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям. По количеству охваченных учеников выделяется индивидуальное, групповое, фронтальное обучение. По месту учебы различают школьные, внешкольные формы и экстернат. К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружковые занятия и т. д., к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т. д. А экстернат — это особая форма, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании. По длительности обучения различают формы, регламентируемые педагогами, родителями, самими учениками. Среди форм, регулируемых школой и педагогами, — классический урок (45 мин), укороченное занятие (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности. История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуальной (в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени ученики проводили в больших группах (100—150 человек), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу. Для учителей начальной школы интерес представляет так называемый Дальтон-план — форма индивидуализированного обучения, предложенная в начале XX века учительницей начальных классов Э. Паркхерст (1887—1973) в американском городе Дальтоне. Особенности Дальтон-плана следующие: детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередования изучаемых предметов, использования собственного рабочего времени. В начале года каждый ученик составлял с учителем контракт на самостоятельное изучение определенного материала. Ученики работали в отдельных кабинетах-лабораториях, поэтому Дальтон-план имеет и другое название — лабораторный план. В 20-х годах эта форма под названием бригадно-лабораторной охватила и наши школы. Она включала: 1) общую работу со всем классом; 2) коллективную работу бригады (группы учеников); 3) индивидуальную работу каждого ученика. Со временем от этой формы обучения отказались и школа возвратилась к испытанной классно-урочной форме. Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили голландский педагог Д. Сил, немецкий профессор И. Штурм, оттачивал систему орден иезуитов во главе с И. Лойолой, а теоретические основания подвел Я. А. Коменский. Классно-урочную форму отличают следующие особенности: — постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); — работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (планирование обучения); — учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); — каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); — постоянное чередование уроков (расписание); — руководящая роль учителя (педагогическое управление); — различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; она экономна, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школьников. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых — опора (ориентация) на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы. Классно-урочная форма является главной (основной). Кроме нее, в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному — вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, кружковые занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учеников и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, походы по родному краю, физкультурные соревнования и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.008 с.) |