Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Поиск

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитанников. Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

Самоконтроль связан с усвоением и принятием учащимися выработанных норм поведения, преобразованием этих норм во внутренние механизмы саморегуляции. Самоконтроль является одним из центральных механизмов социализации. Самооценка характеризуется эмоционально насыщенной оценкой самого себя как личности, своих возможностей и способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка является важнейшим регулятором поведения школьника. Доброжелательность к ребенку со стороны учителя и родителей, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и демократизм в отношениях взрослых и детей – необходимые условия развития адекватной самооценки учащихся.

Нравственное воспитание младших школьников. Содержание и методика проведения этических бесед.

Любой поступок человека, если он влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма.

Понятия морали, имеют всеобщий характер, охватывают не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым. Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Гуманитарная профессиональная культура учителя состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина - одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А. С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи - это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни - рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье.

Этическая беседа рассматривается как метод привлечения учащихся к обсуждению поступков, выработки нравственных оценок. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать твёрдую нравственную позицию,

помочь осознать личный опыт нравственного поведения.

В процессе проведения этических бесед необходимо, чтобы учащиеся активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, самостоятельно подходили к определённым выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни школьников, примеров из художественной литературы, периодической печати.

Особенностью этической беседы является привлечение учеников к выработке правильных суждений и оценок. В школьной практике сложились классные, групповые и индивидуальные этические беседы. Учитель планирует определённую систему этических бесед (программные этические беседы), в которых последовательно знакомит учащихся с нравственными нормами. В начальных классах учителя планируют систему бесед о культуре поведения. Кроме программных этических бесед, проводятся эпизодические беседы, связанные с конкретной ситуацией. Часто учителю приходится проводить этическую беседу экспромтом, когда есть необходимость сразу же дать оценку поведению учащихся, ликвидировать возникающий конфликт.

Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов, на основе которых учитель подводит учащихся к моральным выводам и формулировке нравственных понятий. Этическую беседу можно строить и дедуктивным путём, т.е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и выводам. Особенностью проведения этических бесед в начальных классах состоит в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, даёт практические рекомендации детям..

7. Трудовое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы. Задачи, средства и организационные формы физического воспитания младших школьников.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

• формирование у школьников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и сегодня. В тех школах, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

• подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам;

• сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника, дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

• доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя;

. разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся.

• сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Физическое воспитание вносит большой вклад в организацию санитарно-гигиенического режима учения, быта и отдыха учащихся. Выполняя своё назначение в системе разностороннего развития личности, физическое воспитание направлено на решение следующих задач:

- укрепление здоровья, закаливание организма;

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

- развитие двигательных качеств;

- сообщение сведений о сущности и социальной роли физической культуры и спорта.

К основным средствам физического воспитания школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются осознанные движения, специально подобранные для решения задач физического воспитания.

Физические упражнения реализуются в гимнастике, играх, спорте и туризме.

Природные факторы (солнечные лучи, воздух, вода) могут сопутствовать физическим упражнениям, а также использоваться как специальные процедуры. К гигиеническим факторам относятся: режим дня, сон, труд, отдых. Основными формами физического воспитания младших школьников являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминутки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа, физическое воспитание в семье..

8.Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми младше го школьного возраста

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ включают различные виды самостоятельной учебной деятель­ности школьников. Часть внеурочных. учебных занятий непос­редственно связана с уроками — выпол­нение текущих домашних заданий, под­готовка докладов, рефератов для выступ­ления в классе, написание сочинений. Другая часть внеурочных. учебных занятий связана с уроками опос­редованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, признанные удовлетворять разнообразные интере­сы учащихся и их стремление к само­стоятельной образовательной деятельности по свое­му выбору. Удельный вес этой части внеурочных. учебных занятий в ходе обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности смыкается с внеурочной воспитательной работой.

Участие школьников в общественно по­лезной деятельности с использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценност­ные отношения к образованию.

. В современной дидактике виды внеурочных. учебных занятий трактуются как внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для общественных целей, должно указываться в учебных программах. Органи­зация их и первоначальная помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого рода внеклассная рабо­та является естественным продолжением пре­подавания.

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА, составная часть системы образования и воспита­ния детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способно­стей личности, удовлетворения её пот­ребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и ук­реплении здоровья. Внешкольная работа способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой.

Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным про­цессом в школе, с воспитательной рабо­той по месту жительства и осуществ­ляется преимущественно внешкольными учреждениями. В конце 19 — начале 20 вв. в России значительный опыт внешкольной работы был накоплен детскими клубами, спортивными площадками, летними оздоровительными колониями. Идеи объедине­ния детей в товарищество с целью разви­тия у них чувства солидарности и ответст­венности были реализованы в практике детского клуба «Сетлемент» (создан в 1906 С. Т. Шацким и А. У. Зеленко), общества «Детский труд и отдых» (1909) и колонии «Бодрая жизнь» (1911), организованных Шацким.

После установления советской власти внешкольная работа велась в основном клубами. В неболь­ших клубах-примитивах под руковод­ством общественников работали кружки, читальни, площадки для игр. Детские клубы (основной тип внешкольных учреждений) были цент­рами общественно-политического воспитания школь­ников. На базе клубов создавались внешкольные союзы (в т. ч. «майские», «зеленые* и др.), братства и т. п. Внешкольную работу вели также коопе­ративы, сельские просветительские общества через кружки и их территориальные союзы.

В 1919 1-й Всероссийский съезд по внешкольному об­разованию признал важнейшей задачей внешкольных учреждений подъём культурно-политического уровня трудящихся в интересах укрепления советской власти. Внешкольные учрежде­ния были сориентированы на просвети­тельскую и идейно-политическую пропаганду. Нар. домам и клубам отводилась роль центров обществ, жизни, социалистич. культуры. Работу внешкольных учреждений рекомендовалось строить на самодеятель­ных трудовых началах, принципах наг­лядности и доступности с учётом местных условий. Н. К. Крупская предлагала по­ложить в основу дет. клубов принцип коллективной игры.

К середине 30-х гг. сложилась сеть профиль­ных внешкольных учреждений (станции юных натуралистов и опытников с. х-ва, тех­ников, туристов; дет. спорт, школы и др.), стремившихся удовлетворить ин­тересы школьников в одной из отраслей знания.

Среди внешкольных учреждений выделились комплексные центры — дома пионеров и школьников, возникшие как детские по­литические клубы и обобщившие опыт идеологического воспитания учащихся. К конце 30-х гг. в содержании деятельности домов пионе­ров и школьников определились 3 само­стоятельных направления: учебно-кружковая, ме­тодическая и массовая работа, которые в дальней­шем утвердились как основные функции всех детских внешкольных учреждений.

Во 2-й половине 80-х гг. с развитием концеп­ции непрерывного образования воспи­татательно-образовательная деятельность заняла при­оритетное положение в системе работы цнешкольных учреждений. Центральное место во внешкольной работе принадлежит развивающейся лич­ности, проблемам её нравственного и профессионального самоопределения. Преодолению форма­лизма и администрирования в большой степени способствует освобождение внешкольной работы от жёсткой регламентации. Внешкольным уч­реждениям возвращаются их права: са­мостоятельная разработка программ своей дея­тельности, определение структуры, чис­ленности детских коллективов и педагогических штатов.

К началу 90-х гг выявилась основная тенден­ция развития внешкольной работы: организация широко­доступных, многофункциональных цент­ров творчества детей. Внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами. В связи с этим определились и современные типы внешкольных учреждений:: центры (комплексы) внешкольной работы, детского творчества (в т. ч. технического), подростковые и др.; эко­логии, и оздоровительной экологии, центры; летние парки; станции и клубы юных техни­ков, натуралистов, туристов и т. п.; про­филированные школы (не дающие обще-образовательной подготовки); центры эстетического воспитания и студии по видам искусств. библиотеки, картинные галереи; детско-юношеские спортивные школы. К внешкольным учреждениям относились также пионерские лагеря, в т. ч. профильные.

Наиболее, распространёнными являются исторически сложившиеся типы внешкольных учреждений. После принятия Закона об образовании (1992) начался процесс пре­образования домов творчества и других внешкольных профильных учреждений в цент­ры дополнительного образования, Наметилась тен­денция к соединению общего, специального дополнительного. образования в этих учреждениях, в них стали организовываться лицеи, гимна­зии, ремесленные школы и др.

9.Содержание образования и его отражение в нормативных государственных документах Характеристика учебных программ для начальной школы.

Чему учить? Это одна из основных проблем дидактики. В истории дидактики можно выделить две крайних концепции содержания образования. Сторонники материального образования считают, что школа должна давать учащимся такие знания, которые были бы полезны им в будущей деятельности. В этой идее привле­кает гуманный подход к учащимся.

Однако такой утилитарный подход имеет и некоторые слабые стороны. Так, определить будущую профессию под­ростка, и тем более, младшего школьника, мягко говоря: непросто. Кроме того, наука и техника так быстро развиваются, что некоторые знания быстро устаревают.

Поэтому возникло другое крайнее направление сторонников так называемого формального образования, которые считают, что главные усилия школы должно быть направлены на развитие способностей учащихся, в частности, на развитие мышления, памяти, воображения и т.д.

Представляется более перспективным синтетический подход, соединяющий положительные стороны выше названных крайних направлений в отборе содержания образования.

Главная социальная функция образования - передача социально значимого опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. Этот опыт воплощается в материальной и духовной культуре общества.

Анализ культуры человеческого общества позволяет выделить четыре её главных элемента:

а) добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;

б) опыт осуществления известных способов деятельности, который во­площается в интеллектуальных и практических умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

в) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых, возни­кающих перед обществом проблем;

г) нормы отношения к миру, друг к другу- к себе, т.е. система норм воспи­танности.

В соответствии с таким структурным подходом обычно рассматривается и структура содержания образования.

Первое направление в содержании образования - формирование знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.018 с.)