Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е) Музыка как средство выражения чувств киногерояСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Подчеркивание или зыражение чувств при помощи музыки было одной из ее наиболее ранних функций в кино. Музыкальное сопровождение выполняло эту зада- чу еще в немом кино, так же, как и во всех ранее сложившихся синтетических жанрах.' Музыка подчеркивает, дополняет чувства и в песне (где ее конкретизирует текст), и в не связанных с театром вокальных формах, таких, как кантата и оратория, а также в театральных формах, где она наслаивается на произносимый текст или звучит между отдельными сценами, подготовляя их настроение. Особенно сильно ее воздействие в опере и пантомиме, но еще сильнее в мелодраме. Даже в чисто инструментальных формах наиболее важной является функция выразительности. В кино функция выразительности музыки весьма дифференцирована; в зависимости от намерений режиссера и композитора музыка может функционировать здесь следующим образом: 1) она может комментировать чувства персонажей фильма для зрителя, то есть выступать за кадром неслышимо для изображаемых персонажей, хотя и непосредственно относиться к их чувствам; 2) музыка может быть внутрикадровой и вызывать чувства у изображаемых персонажей], при этом зрители слышат ее точно так же, как, по их предположению, слышат и герои фильма; 3) музыка может выражать чувства, относящиеся не к переживаниям оп-ределенного персонажа киномира в определенной ситу ации, а к переживаниям целой группы людей — тогда она служит эмоциональным комментарием этой ситуации, объединяет чувства отдельных людей, связывает их и даже порой дополняет; 4) наконец, музыка может быть эмоциональным комментарием к сценам, эпизодам и фрагментам фильма, где вообще не появляются люди и эмоциональная выразительность музыкальной иллюстрации преследует задачи более общего характера, а именно комментирует развитие целого фрагмента В настоящем разделе рассмотрим первые три формы использования музыки. Четвертая составляет содержание отдельной главы, поскольку она не касается раскрытия психологических переживаний персонажей фильма. Музыка может двояким способом сообщать зрителю о чувствах героев фильма: например, она может передавать внезапные короткие эмоциональные реакции на изображаемые ситуации, но может также выражать на- строения, постепенное нарастание или ослабление чувств. Когда больной Шопен (в «Юности Шопена») впервые узнает, что у него в мокроте появилась кровь, об этом нам говорит громкий аккорд, переходящий затем в мрачные мотивы марша из прелюдии f-moll; они сообщают нам об его предчувствии смерти. Когда в фильме «Дороги жизни» в нежной ткани музыкальной иллюстрации, сопровождающей разговор героя с незнакомой девушкой, с приближением полицейского вдруг появляется резкое напряжение и полные страха мотивы, вновь исчезающие с его уходом, или когда внезапный резко диссонирующий аккорд информирует нас о зародившейся у жены пастора ревности в фильме «Пасторальная симфония», то все это служит выражением чувств, обуревающих героя в данный момент. Сюда относится и пример из французского фильма «Мужчина в котелке», где внезапно прорвавшееся глиссандо передает страх маленькой девочки при виде повешенного. Постепенное нарастание чувства страха передается при. помощи музыки в очень многих фильмах. Например, в польском фильме «Запрещенные песенки» кадр показывает маленького еврейского мальчика, бегущего по улице прямо на целящегося в него и кричащего «стой!» нациста; при этом звучит единая восходящая секвенция, музыкально объединяющая кадры бегущего мальчика и ожидающего его убийцы. Секвенция завершается выстрелом, образующим кульминационную точку всего фрагмента; на кадр, изображающий падающего ребенка, наслаивается трагический вопль мотива валторны. Эта музыка очень метко передает растущий страх мальчика, бегущего прямо навстречу смерти. Иначе передано нарастание страха в музыке к японскому фильму «Расёмон». Здесь нарастание ужаса показано при помощи непрерывного остинато, сопровождающего кадры с идущим по лесу дровосеком. Этот мотив вначале можно принять за иллюстрацию к шагам дровосека; но благодаря его упорному повторению и повышению динамики он превращается в носителя нарастающего страха, ожидания чего-то ужасного, что действительно происходит. Дровосек находит женскую шляпу, потом сумку и другие предметы, что характеризуется более нежными мотивами, а затем и труп женщины; в этот момент остинато обрывается криком ужаса, испускаемым дровосеком. Здесь музыка информирует нас о его находке до кадра, а остинато в своем все более драматическом крешендо указывает на возрастающее волнение дровосека. Иногда музыка, выражающая в фильме чувства толпы, служит одновременно иллюстрацией событий, вызвавших эти чувства, как, например, в фильме «Совет богов», где в сцене взрыва на фабрике нарастающая мощь музыки иллюстрирует два процесса: и реальные сцены паники, и вызванные ею переживания. Вообще нарастание страха в толпе людей часто передается посредством музыки. Во французском фильме «Хиросима — моя любовь» в кадре показана только уличная паника, бегущие и кричащие люди, а наслаивающийся на оркестровое сопровождение хор их голосов передает нарастание страха. Музыка выражает здесь коллективные переживания толпы. Подобную же функцию музыка выполняет в сценах катастроф в шахтах, как, например, в польских фильмах «Звезды должны сиять» и «Шахта». Здесь сначала растущий страх засыпанных обвалом рабочих при виде прибывающей в штольни воды иллюстрируется только посредством тремоло смычковых инструментов. Затем на тремоло накладываются все новые и новые звуковые слои с резко диссонирующими аккордами. Композитор иллюстрирует кадр, когда рушится потолок штольни, сгустком чудовищно усиленных звуков рояля, который передает высшую степень страха гибнущих горняков. Очень часто подобное нарастание в музыке информирует нас о напряженности ситуации, не указывая, к чему эта напряженность относится. При этом музыка выполняет двоякие функции — она передает и растущее эмоциональное напряжение человека и характер его движения в кадре. В советском фильме «Судьба человека» такая растущая в своем напряжении музыка передает весь комплекс чувств бегущего из лагеря героя и одновременно его движение, а именно зигзагообразную линию, по которой он бежит через лес. Так музыка переплетается с показанным в кадре движением и содержанием переживаний героя. Интересно, что такая музыкальная иллюстрация встречается значительно реже как выражение чувства радости. Помимо разобранного уже примера из фильма «SOS — Айсберг», можно привести еще сцену из советского фильма «Непокоренные», где музыка выражает сначала испуг, а затем радость летчицы, которой в воздухе удалось справиться с поврежденным самолетом. Здесь музыка может опираться на показанную в кадре мимику героини, тогда как в предыдущих примерах она заменяла изображение и самостоятельно выражала чувства персонажей фильма. Интересным примером выражения чувств толпы посредством музыки служит сцена из старого советского фильма «Великое зарево» — о первой мировой войне. Когда к концу войны русские и немецкие солдаты братаются при вести о революции, офицеры на обеих сторонах сами стреляют из пулеметов по собственным солдатам. Музыка звучит в этой сцене как протест на фоне криков солдат, треска пулеметов и стона раненых. Она обобщает эмоции солдат по обе стороны траншей. Такова же сцена на поле сражения в «Александре Невском», где звучит траурное женское пение; тут музыке, выступающей в своей собственной роли, поручена задача выразить чувства женщин, скорбящих над телами павших. Передаваемые нам музыкой эмоции героев фильма должны всегда базироваться на их ощущениях, воспоминаниях, мыслях: страх — это страх чего-либо, радость и печаль — это радость и печаль по поводу чего-либо, ненависть —это ненависть к чему-либо. Все чувства имеют свою «психологическую основу», то есть комплекс представлений, на которых они строятся. Когда кинозритель слышит во время показа фильма музыку и интерпретирует ее как выражение, знак, отображение чувств, то он предполагает, что они возникают в результате определенных восприятий, представлений, воспоминаний, переживаемых данным персонажем. Он исходит из предпосылки о наличии у изображаемых лиц сложной психологической жизни и поэтому понимает их образ действий. Музыка, раскрывающая эти переживания, связывает эпизоды, отрезки, фрагменты действия в одно непрерывное целое и выполняет таким образом важные драматургические функции. Следует отметить, что в некоторых фильмах, особенно в развлекательных, герои, следуя условностям оперы и оперетты, просто выражают свои чувства в песне или в арии; тогда ход действия, развитие сюжета задерживается. Такой метод применялся во многих советских фильмах сороковых годов. Назовем в виде примера фильм «Разные судьбы», в котором пожилой композитор в песне признается девушке в своей любви. Однако такой музыкальный прием, как средство выражения чувств, очень устарел.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.77 (0.008 с.) |