Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыка как представление изображаемого времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Может ли музыка или вообще явления звуковой сферы представлять определенное изображаемое время? Эта проблематика уже освещена мною подробнее в другом месте [517], здесь же я рассматриваю ее только в связи с анализом разнообразных задач музыки в кино. Под «изображаемым временем» следует понимать то время, которое читатель литературного произведения, слушатель или зритель драматического или кинопроизведения представляет себе, когда он переживает происходящее в данном произведении: то есть историческое время I века, когда он читает «Quo vadis» Сенкевича, XVIII век, когда он читает «Гойю» Фейхтвангера, или время наполеоновских войн, описанное в «Войне и мире» Льва Толстого. То же самое, конечно, имеет место и в кино. Таким образом, «изображаемое время» — это нечто совсем иное, чем «психологическое время» переживания произведения, «психологическое время», которое представляет собой отрезок нашей современности XX века. Другими словами, изображаемое время в кино — это го время, когда разыгрываются события фабулы фильма. Автономное музыкальное произведение представляет только время его фактического исполнения и его фактического восприятия. Соната Бетховена представляет лишь временную расстановку ее фаз, заполненных звуковыми структурами, и при каждом исполнении сонаты течение этих фаз повторяется вновь. Она не представляет точного времени своего возникновения, хотя и может вызвать у слушателя ассоциации, связанные с тем временем (см. главу III, раздел 3). Наоборот, киномузыка, участвующая в синтетическом целом произведения, иногда может представлять свое собственное изображаемое время, то есть не то время, которое показано кинокадром. Ясно, что зрительная сфера фильма может изображать действие, относящееся к различным «историческим временам», причем на основе специфических условностей подачи зрительных явлений, изображаемых предметов и фабулы. Зритель на это настроен. Музыка не может так легко отказаться от существующих стилистических средств своего времени, но она в состоянии охарактеризовать изображаемую эпоху при помощи стилизации некоторых элементов музыкального языка. О музыке в исторических фильмах мы будем говорить отдельно (глава VI, раздел 6). Здесь для нас важно, что при различных ситуациях, связанных с фабулой фильма, музыка может представлять не то время, которое дано зрительной сферой. Приведенный в предыдущей главе пример из польского фильма «Пепел и алмаз» уже показал, как песня участников Варшавского восстания представляет для нас (и для героев фильма) другое время, чем в кадрах, а именно дни героического восстания. В этот момент кинозритель переносит свои собственные ассоциации на представления героя фильма. Таким образом, эта сцена направляет зрителя на два изображаемых времени: время первых послевоенных дней (показанное в кадрах время) н ассоциированное время Варшавского восстания, которое передано здесь только при помощи песни. Еще более явно это двойное время демонстрируется рассмотренной в предыдущей главе сценой из японского фильма «Злодей спит спокойно»: время показанных зрительно событий и время событий, записанных на магнитофонную ленту. Hie et mine1 воспроизводимая лента, когда в кадре показан едущий за похоронной процессией автомобиль, оживляла для пассажиров автомобиля и одновременно для зрителей фильма то время, когда проис- 1 Сейчас и здесь (лат.) ходили эти записанные на пленку разговоры и играла звучавшая в промежутках ресторанная музыка. Мы имеем здесь дело с прошедшим временем, прямо вторгающимся в показанное настоящее, в котором разыгрывается действие фильма. Определенное «изображаемое время» музыка представляет нам в польском фильме «Юность Шопена» и в советском фильме «Мусоргский». Сцены сочинения или исполнения произведений этих композиторов представляют для зрителя определенный год, месяц и даже день и час. Герои помещены в определенное историческое время, и некоторые изображенные в фильме факты из их жизни относятся к определенным датам. И хотя кинозритель вполне сознает, что исполнители музыкальных произведений, звучащих в данный момент с экрана,- это артисты, живущие ныне («за» Шопена произведения исполняются Галиной Черни-Стефаньской, а «за» Паганини — Вандой Вилкомирской), все же их исполнение направляет внимание кинозрителя на определенное историческое «изображаемое» время. Раздвоение чувства времени составляет здесь специфический элемент переживания. Еще точнее изображаемое время представляет фильм «Варшавская премьера», рассказывающий о премьере оперы Монюшко «Галька» в Варшавском Национальном театре В некоторых фрагментах показаны сцены из первого спектакля, состоявшегося, как известно, 1 января 1858 года Здесь представлено время определенного исполнения этой оперы, дата которого — исторический факт. Иначе обстоит дело в фильме «Мусоргский»; здесь режиссер представил отдельные сцены из «Бориса Годунова» не на оперной сцене тогдашнего Петербургского императорского театра, а в их реальной обстановке Разумеется, этим он много выиграл в смысле богатства и красочности кадров, но одновременно перенес эти сцены из XIX века, когда создавалась и ставилась опера, в то историческое время, когда жил Борис Годунов. Таким образом он нарушил концепцию «изображаемого времени» в фильме, что вызывает в зрителе чувство временной «антиномии», так как он не уверен, на ка-кое время ему настроиться: на время жизни Мусоргского и первой постановки «Бориса» или на историче- ское время, когда разыгрались события, послужившие сюжетом оперы. Другой тип раздвоения времени в кино наблюдается в тех случаях, когда подлинная музыка какого-либо исторического периода непосредственно представляет нам этот период, тогда как кинокадр только «изображает» нам этот период, то есть показывает его современными средствами. Подобное вызванное музыкой раздвоение чувства времени в исторических фильмах превратилось в такую же кинематографическую условность, как и раздвоение чувства пространства, о котором мы уже говорили. Раздвоение чувства времени наблюдается в фильме «Иван Грозный» в замечательной сцене венчания на царство: хоры исполняют подлинные православные церковные песнопения «того времени». В некоторых фильмах режиссер сознательно «играет» на раздвоении чувства времени. В фильме «О'кей, Нерон» резкие скачки изображаемого времени из XX века в I век и обратно служат главным источником комических эффектов. Джазовая музыка, исполняемая на античных римских амфорах, кувшинах и т. п., создает связь звуковых и зрительных условностей эпох, которые отделяются одна от другой двадцатью веками. При этом наше время представлено звуком, а древность — изображением. В «Гамлете» мы переживаем это раздвоение времени иначе. В сцене выступления бродячей труппы при королевском дворе, разоблачающей короля как убийцу брата, музыкальная иллюстрация пользуется двумя ансамблями. Один играет па старинных инструментах стилизованную в духе XVI века музыку; второй — современный полнозвучный оркестр — передает современными музыкальными средствами готовое вырваться наружу нарастающее напряжение приближающегося разоблачения убийцы. Таким образом, двуслойности «театра в фильме» соответствует двуслойность музыки: первый слой — это внутрикадровая музыка, обращенная к героям фильма, второй — закадровая музыка, предназначенная для зрителя и подготавливающая его к дальнейшему развитию кинодействия Оба вида музыки не только переплетаются друг с другом, не только сменяют друг друга, но порой и прямо наслаиваются одна на другую. Первый вид музыки связан со временем, представленным действием труппы, второй — действием фильма. Многочисленные примеры того, как кадр и звук представляют различное изображаемое время, мы находим в польском короткометражном фильме «Жизнь прекрасна». Из них мы укажем только на пример того, как шумовые эффекты представляют свое собственное время. Кадр показывает заупокойное богослужение в день десятилетней годовщины бомбардировки Хиросимы, множество склоненных человеческих фигур, молящихся о тысячах погибших В звуковой сфере к нему, однако, дается гигантски усиленный гул самолетов, вызывающий у нас представление о той минуте, когда над Хиросимой взорвалась атомная бомба. Представление прошедшего времени, сочетающееся с фактическим временем действия в фильме, могут совместно давать музыка и шумы Это происходит при «кинематографической ретроспективности», когда звуки могут превосходно заменять зрительную ретроспективиость. Например, во французском фильме «Летний свет» влюбленные вспоминают о том, как они вместе ходили в кино. Их воспоминания передаются исключительно при помощи звуков: воспоминания женщины — в форме лирической мелодии, на которую наслаиваются воспоминания об этом фильме мужчины, воплотившиеся в сочетание стрельбы, шума погони и звуков человеческих голосов. Кинозритель получает таким путем представление о прошедшем времени. Здесь важна полифония обеих различных звуковых линий, по которым идут воспоминания влюбленных. Превосходный пример дает фильм «Возвращение», где в довольно длительном эпизоде в кадрах даются только ноги двух солдат, бредущих после войны домой по бесконечным дорогам. Кадры показывают только идущие ноги, все более изнашивающиеся сапоги, потом ноги в опорках и, наконец, босые, покрытые ранами грязные ноги путников. Музыка дает к этому однообразный аккомпанемент в ритме мрачного марша, все более медленном и тяжелом. Она охватывает значительно большее время, чем время киносеанса. Сюда относится пример из фильма ГДР «Ротация» Однообразный марш и топот ног сопровождает кадры, изображающие войну, а затем даны лишь бесконечные списки немцев, павших в сражении на Волге. Но при показе наплывающих списков с именами убитых все время звучит один и тот же марш. Он метафорически характеризует смысл этого отрезка времени и заодно сжимает это время в выразительный визуально-слуховой фрагмент. В еще большей степени, уже при явно выраженном метафорическом характере, этот эффект эллипса времени музыкальными средствами наблюдается в польском фильме «Дело, которое надо уладить» — сатире на бюрократов. Молодая пара хочет купить пианино, по должна преодолеть для этого тысячи формальностей. Приходится бегать вверх и вниз по лестницам в разных учреждениях, и все эти подъемы и спуски иллюстрируются восходящей и нисходящей хроматической гаммой Чем чаще их посылают от Понтия к Пилату, тем быстрее становятся хроматические пассажи; затем кадр показывает уже не их самих, а их ноги, а потом пролетающие лестницы, сопровождаемые глиссандо вниз и вверх Здесь сокращение во времени взаимодействует с иллюстративностью. Последняя становится исходной точкой специфического музыкально-кинематографического комизма. Реже встречается в кино художественный прием, при котором звуковая и зрительная сферы представляют разное время Во французском фильме «Минута признания» мы обнаруживаем это в сцене, где слышны голоса мужа и жены, продолжающих супружескую ссору, которая ведется на протяжении всего фильма, в то время как в зрительной сфере па их голоса наслаиваются кадры, изображающие любовную историю жены. Раздвоение представленного времени особенно заметно в сцене в автомобиле, где оба героя молчат, примиренные, тогда как их голоса, полные боли, возмущения и гнева, говорят вне показанной в кадре сцены. Здесь применена особая «двойная временная перспектива», которая в качестве кинематографического средства так же эффектна, как двойная пространственная или живописная перспектива, которую мы иногда наблюдаем на картинах. Существуют также художественные приемы, при которых музыкальный элемент представляет своего рода надвременной фактор, противопоставляемый изображаемому в кадре времени. В польском короткометражном фильме «Под одним небом» на экране показана каменная пустыня варшавского гетто, безлюдные, заросшие травой и бурьяном развалины. Но звуковой ряд дает к этим кадрам гигантски усиленный человеческий голос, звучащий «откуда-то» с высоты; он поет еврейскую заупокойную молитву. Здесь нет никакой реалистической условности: голос представляет «над-пространственный» и «надвременной» фактор, символ, говорящий о людях, уничтоженных здесь, в этом реально показанном месте. Представление о будущем времени киномузыка может давать только в исключительных случаях. В советском фильме «До свидания, мальчики» делается такая попытка: в действие включается несколько вставок, предвещающих будущую судьбу трех мальчиков, которые поступают в военное училище, — картины марширующих гитлеровцев, сцены военных сражений, возвращение с фронта. Во многих этих вставных фрагментах мы слышим те же музыкальные мотивы, которые появляются в разных сценах, где показаны эпизоды из их юношеских лет. И только эта музыка информирует зрителя о том, что вставки изображают будущую судьбу мальчиков. Она связывает показанное настоящее с показанным будущим. В противном случае смысл вставок о будущем остался бы неясным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.013 с.) |