Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ж) Музыка, информирующая о волевых актахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реже музыка используется как средство выражения волевых актов киноперсонажей. В таких случаях большей частью передается процесс созревания какого-нибудь решения Так, в фильме «Темный ангел» музыкой сопровождается сцена, показывающая человека, в нерешимости раздумывающего над своим дальнейшем образом действий. Затем возникающий внезапно динамический акцент в музыке служит признаком принятого решения. Поэтому дальнейшее поведение героя, направленное на определенное действие, кажется кинозрителю естественным, ибо ему уже известно из музыки о принятии решения. Правда, музыка не в состоянии раскрыть сути решения. В польском фильме «Голубой крест» три одиночных удара в литавры символизируют окончательное решение партизан остаться на горном перевале для спасения товарищей Музыкальными средствами сообщается нам о коллективном решении в американском фильме «Происшествие на Окс-Боу». Когда участники тайного суда Ку-клукс-клана раскололись на две группы в споре, линчевать ли трех негров, заподозренных в преступлении, только музыка резким, отрывистым аккордом информирует нас о вынесенном приговоре подвергнуть этих негров линчеванию. Процесс созревания решения музыкально отображен в комической сцене из польского фильма «Чертово ущелье», где солдат-повар колеблется, выпустить ли ему на волю сидящего под замком друга, и характер музыкальных мотивов (сначала отрывистый, а затем вдруг громкий и настойчивый) говорит о постепенном переходе от колебаний к решению. То же самое происходит и в итальянском фильме «Похитители велосипедов». На фо- не криков, Сопровождающих футбольный матч на непоказанном стадионе, ширятся звуки музыки, что превосходно передает созревающее у героя решение украсть велосипед, стоящий у входа на стадион. Эта музыка растет, заглушая крики толпы, и достигает своей динамической кульминации в тот момент, когда герой окончательно решается на воровство. Лучший образец передачи музыкальными средствами процесса созревания решения мы находим в старом американском фильме «Анна Каренина». В последней сцене, перед тем как героиня бросается под поезд, в музыке слышится грохот постепенно набирающего скорость поезда; в то же время она передает решение героини покончить с собой. Выражение этой музыки трагическое, и когда вдруг в ней раздается резкий диссонирующий аккорд, одна лишь музыка заставляет нас предположить о совершенном поступке Анны. В предыдущих кадрах нам было только показано ее окаменевшее от боли лицо и неподвижная фигура; за нее «играет» музыка, которая завершает действие. Она выражает то, чего не может показать кадр, она говорит вместо актрисы, которая застывает в неподвижности. Музыка избавляет иногда актера от излишних жестов, делает более глубокой его игру. Музыка как проявление несгибаемой воли юных героев появляется в фильме «Молодая гвардия», когда Уля Громова и другие девушки, избитые немцами, запевают песню. Реакция гитлеровцев убедительно показывает, что они поняли эту песню именно как несломленную волю к борьбе. Приведем еще интересный пример музыкальной передачи коллективного стремления. В советском фильме «Жажда» аэросъемка показывает нам бегущую по улице толпу, устремившуюся к воде.] Толпа уплотняется, ее движение в глубине улицы ускоряется. Музыка при помощи долгого динамического нарастания одного звука отображает внутреннее напряжение этих людей, которыми владеет только одна мысль — наконец получить воду., В заключение~укажем еще на интересный пример, где музыка символизирует упрямство, но на сей раз не человека, а... башмака. В польском экспериментальном фильме «Башмак» оживший и «очеловеченный» ста- 222 рый башмак, словно незваный гость, вдруг появляется в комнате и прилипает к потолку; он попросту «не хочет» спуститься вниз. Живущий в этой комнате человек пытается сорвать башмак с потолка, но тот «не поддается». Этот момент подчеркивается в музыке долгим упорно нарастающим отдельным звуком, который превосходно передает «упрямство» этого «очеловеченного» башмака. Аналогия с описанным ранее примером показывает, что при помощи музыкальных средств можно очень верно передавать качество волевых актов. Музыка—основа вчувствования От рассмотренных в предыдущем разделе функций музыки отличаются те ее задачи по отношению к фильму, при выполнении которых она эмоционально охватывает целые комплексы сцен, эпизодов или фрагментов, служит их эмоциональным комментарием и помогает зрителю проникать чувствами в развитие целого. Музыка, о которой говорилось выше, должна была выражать чувства киноперсонажей, предполагаемые в них зрителем, дополнять их, информировать о них. Наоборот, вчувствование — это функция зрителя по отношению к кинокадру, и музыка может помочь зрителю правильно истолковать содержание каждой данной сцены. Зритель реагирует не только на воображаемые эмоции героев фильма, но одновременно он реагирует своим собственным чувством на то, что выражает эта музыка. В переживании кинозрителя воображаемые эмоции, которые он приписывает персонажам фильма, наслаиваются на его собственные, вызываемые музыкой. Таким образом, музыка умножает эмоции, усиливает их и именно благодаря этому помогает зрителю вчувствоваться в то, что выражает сцена из фильма Например, когда на экране показано трагическое лицо женщины, то возникающая в нас эмоция — это лишь воображаемая эмоция, которую мы приписываем данному персонажу в данной сцене фильма. Если же кадр сопровождается очень «грустной» музыкой, то она вызывает в нас реальную эмоциональную реакцию. Та-ким образом, музыка помогает зрителю понять переживания героев, вжиться в их образы. Так, например, в советском кинофильме «Овод» музыка непосредственно выражает трагические переживания женщины, которая читает письмо от только что расстрелянного любимого ею человека (предпоследний эпизод фильма). Мы уже указывали, что вызываемые кинокадром эмоции связаны с чем-либо конкретным, тогда как музыка определяет чувства лишь в самых общих чертах, не информируя о том, на чем они основаны. Музыка обогащает эмоциональные переживания многочисленными ассоциациями, связанными для кинозрителя с данным ее типом. В кино эмоциональную нагрузку несут не только люди, их лица и жесты, но и — по принципу «зрительной метафоры» — ландшафты, световые эффекты и т. д. Зрительная метафора играет в кино значительную роль Музыка расшифровывает метафоры, подчеркивает их смысловое содержание. Так, изображение мрачного ландшафта кажется вдвойне выразительным в соединении с соответствующей мрачной музыкой; ибо музыка непосредственно выражает то, что ландшафт как метафора может выразить лишь косвенно. Картины природы, внешне нейтральные по отношению к данному действию, объединенные с соответствующей музыкой, способны сильнее подчеркнуть выразительность сцен, что позволит зрителям глубже проникнуть в суть фабулы. Но музыка обладает способностью такого воздействия и без зримых символов. Так же, как картины природы, ландшафты, изображения цветов, туч, гор и т д. вызывают у зрителя периферические ассоциации, непосредственно не связанные с изображаемой зрительно сценой, но способствующие пониманию и восприятию нами этой сцены, так и музыка, не связанная непосредственно с переживаниями киноперсонажа, со своей стороны может создавать такую атмосферу благодаря присущей ей собственной выразительности. Она выходит за пределы содержания кадра, вносит в него новый смысл, углубляет его высказывание Эту функцию нельзя отождествлять ни с одной из описанных ранее ее функций. Те функции относились к музыке, непосредственно связанной с данным показанным зрительным кадром и выражавшей тип эмоций героя или группы персонажей фильма. Но музыка отнюдь не должна быть эпизодической принадлежностью той или другой отдельной фазы фильма. Она может широко охватывать различные его фазы и комментировать их в целом, может помогать зрителю в его эмоциональной установке по отношению к фабуле фильма. В этой функции музыка не столько служит средством драматургии фильма, сколько помогает правильному восприятию этой драматургии публикой; она обращается в первую очередь к кинозрителю, не теряя, однако, связи с фильмом. Но эта ее связь с кадром имеет иной характер музыка обобщает и комментирует ход кинематографического действия. В литературных произведениях мы тоже находим подобные фрагменты, служащие не столько для развития фабулы и для характеристики образов, сколько выражающие отношение автора к изображаемым ситуациям, образам и т. п. Здесь тоже высказывание такого рода обращено прямо к читателю и выполняет в произведении, как в целом, иные функции, нежели главы, содержащие описания, диалоги, характеристики и т п. В зрительной сфере фильма не может быть такого «текста», помимо содержащих некоторые намеки зрительных метафор, соответствующих показанным переживаниям героев: например, грозовое небо или светлые, солнечные ландшафты как обобщенное и объективированное указание на настроение героев Кроме того, в зрительной сфере для интерпретации кинематографического мира автором могут служить только подбор показываемых явлений, их подчеркивание посредством камеры, а также их монтаж В живописи субъективному освещению автором избранного десигната служат отклонения от натуралистического образа изображаемого предмета Но фотографическое воссоздание показываемого мира в кино допускает лишь в очень ограниченном объеме такие отклонения с целью придания выразительности, хотя и в этой области кино обладает большим богатством красок для высказывания (приближение, выявление деталей, перспективы и световые наплывы и т. п.). Тем большая задача возлагается на звуковую сферу и особенно на музыку. Музыке легче выполнить эти задачи, потому что именно к ее специфике относятся многозначность содержания и большие возможности воздействия на эмоции публики Затем, она выражает общий характер настроения, которое, подобно подспудно- 225 му течению действия, само не находит себе места в зрительной сфере. Действие поддерживается музыкой по принципу, названному Эйзенштейном принципом «обертонов» в кино. Поэтому музыка в состоянии связывать в одно целое сцены с различным содержанием, дополняя их теми эмоциями, которые она несет в себе сама. В этой роли музыка опять-таки может воздействовать различным образом: 1) она может обобщать настроение какого-нибудь отрезка фильма, протекая параллельно зрительному процессу; 2) она может находиться в резком контрасте со зрительным изображением, тогда контраст побуждает зрителя к активному комментарию (музыка, применяемая в такой роли комментария, всегда обращена к кинозрителю); 3) музыка может пробуждать симпатию или антипатию к персонажам или ситуациям, которые она сопровождает, и тем самым предвосхищать своим комментарием суждение о них (в зрительной сфере оно может быть вынесено только тогда, когда конфликт или его разрешение будут уже показаны). В этой роли музыка добавляет к ходу фильма нечто, лишь косвенно связанное с ним. Музыка, так сказать, «умножает» эмоции, дополняя их эмоциями типа субъективного авторского комментария. В этой функции киномузыка относится и к давно прошедшему, и к настоящему, и к будущему ходу действия. Во всех трех случаях она помогает драматургической интеграции зрительной сферы. В фильме Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (звуковой вариант)1 различные кадры объединяются однородной музыкой, связанной, однако, с центральным мотивом сцены — со смертью матроса. Тело убитого лежит в палатке на набережной в одесском порту, и вокруг него начинают собираться люди; бесконечной вереницей мимо идут они, охваченные одинаковым волнением. На экране показаны все новые и новые лица людей, принадлежащих к различным классам, и их различная реакция при виде убитого. Музыка своим единым выражением соединяет все фазы в одно целое и подчеркивает главное в этом длинном эпизоде:
1 Первый немой вариант этого фильма демонстрировался под специально написанную для него музыку Э. Майзеля; озвученный вариант идет под музыку Н. Крюкова. скорбь народа по человеку, павшему жертвой за народное дело. Марш нарастает, приобретает все большую подчеркнутость, выражение скорби превращается в выражение возмущения, протеста Музыкальное развитие протекает независимо от непрерывной смены кадров. Здесь музыка сама по себе имеет характер «остинато», а зрительные данности образуют подвижный «контрапункт». Эта музыка объединяет отдельные показанные в кадрах эпизоды по принципу обобщения их выражения. Таким же методом режиссер пользуется в знаменитой сцене на лестнице, но на сей раз применительно не к музыке, а к звуковым эффектам, причем это имеет еще более сильное художественное воздействие. Топот солдатских сапог по лестнице в порт превращает этот богатый разнообразными деталями эпизод фильма в звуковой: сначала видна пустая лестница, но слышно приближение равномерно отбивающих шаг солдат. Затем видны ноги, потом ряды солдат, наплывают фигуры бегущих, прячущиеся старики и дети, матери, теряющие своих детей, детская коляска одиноко катится вниз по лестнице, и все это сопровождается однообразным топотом роты солдат и их стрельбой. Несколько иначе полная глубокой грусти музыка обрамляет картины природы в польском фильме «Дом на пустыре»: пустынные песчаные холмы под Варшавой, туманный осенний ландшафт. Музыка передает здесь настроение людей, показанное в предыдущих сценах, и одновременно связывает его с настроением, создаваемым пустынным ландшафтом, который теперь воздействует как подчеркнутая музыкой кинометафора. В еще большей степени, почти на протяжении в с е г о фильма выполняет эту функцию эмоционального объединения разнузданная танцевальная музыка в фильме «Черный Орфей». Она подчеркивает магическую роль танца и ритма для черных жителей Рио-де-Жанейро, служит символом настроения во время трехдневного праздника, когда танцевальное безумие охватывает все негритянское население города. Лишь в очень немногих сценах молчат обладающие магической силой ударные На протяжении более или менее длинных отрезков этого фильма можно найти множество примеров такого использования музыки. «Черный Ор- 227 фей» — это, конечно, крайность, здесь и фабула и, главным образом, среда, где развивается действие, благоприятствуют такой функции музыки. Во всех описанных ранее случаях музыка (внутри кадровая или обращенная только к зрителю) помогала зрителю вживаться в настроение фильма или отдельных его сцен, комментировала эмоциональное содержание показанного на экране. Следует добавить, что весьма часто режиссер поручает музыке не только выражение определенных эмоций, но и передачу изменения в настроении героя. Таким образом, движение чувств и эмоций легче выявляется в музыке, нежели при помощи визуальных средств. Необычно сильное художественное воздействие достигается тогда, когда музыка находится в резком контрасте с выражением кадров и связана с кадром именно при помощи этого контраста. Такой метод требует от зрителя некоторой духовной активности, чтобы он мог понять взаимодействие обеих основных сфер фильма. Здесь мы сталкиваемся с самостоятельным в высшей степени звуко-зрительным контрапунктом; возникающее в зрителе новое, третье, качество (так же, как при музыкальном контрапункте) представляет собою результат понимания указан-ного контрапункта. Контраст вскрывает соотношение обеих сфер. Так, музыка теряет свое первоначальное содержание, когда в одной из сцен «Великого диктатора» Чаплин в роли диктатора играет земным шаром, как воздушным шариком, и при этом мы слышим вступление к «Лоэнгрину» с мотивами Грааля. В таком сочетании музыка полностью лишается своего мистического и просветленного выражения и приобретает как раз обратный смысл: она кажется гротескной и иронической; точно так же «Аллилуйя» Генделя из «Мессии» вызывает в нас ужас в сцене с пьянствующими старыми нищими из фильма «Виридиана». Как мы видим, в кино музыка может терять или менять определенный характер своего выражения, своего эмоционального высказывания в зависимости от того, с какой кинематографической ситуацией она связана. Здесь антитетический контраст между изображением и музыкой придает обоим новое каче- ство. Тот факт, что и в том и в другом случае музыка представляет собой цитату из автономных музыкальных произведений, еще более подчеркивает контраст между ее собственной первоначальной эмоциональной выразительностью и той, которую она приобретает в соединении с данными киносценами. Но сама киномузыка может быть использована таким же приемом в ином «эмоциональном толковании». Мы уже говорили о трагическом контрасте между изображением, показывающим толпу выходящих из вагонов евреев, и веселым маршем, который исполняет в знак «приветствия» духовой оркестр в «Судьбе человека». Вряд ли мыслим больший контраст между изображением и музыкой, более выразительного эмоциональною комментария вообще невозможно себе представить. Драматургический контрапункт состоит здесь в,том, что музыка своим собственным выразительным и смысловым содержанием противоречит зрительному изображению. Музыка интересно используется там, где она должна порождать у зрителей определенные эмоциональные установки, то есть пробуждать симпатии или антипатии к показанному на экране содержанию. Например, в фильме «Палачи тоже умирают» при появлении в кадре портрета Гитлера резко диссонирующий звук, вдруг раздающийся в музыке, действует как шок с совершенно определенной негативной эмоциональной нагрузкой. Музыка пытается собственными средствами направить в определенную сторону отношение зрителя к показанному предмету. В фильме «Происшествие на Окс-Боу» печальная народная мелодия негритянской лесенки всегда выступает как символ и характеристика негров, особенно в тех сценах, где показываются негры, безвинно приговоренные Ку-клукс-кланом к смерти и где один из них пишет прощальное письмо, а также в сцене, где это письмо прочитывается его родным после того, как он сам был подвергнут линчеванию. Этот проникновенно-грустный мотив, наряду с задачей, Дать этническую характеристику героя, должен также пробудить к нему сочувствие кинозрителя. Музыка как основа вчувствования не обязательно должна относиться к сфере переживания людей. В совместном польско-немецком фильме «Молчаливая звезда» зловещая иллюстрация к ландшафту на мертвой планете Венера достигается средствами электронной музыки, которая вдруг совершает скачок, превращаясь в обычную легкую музыку, когда астронавты возвращаются в ракету. Теперь музыка воплощает знакомую, почти уютную «земную» обстановку, точно так же, как только что она характеризовала зловещий ландшафт «чужой» планеты. Подобное музыкальное обобщение сцены, эпизода или даже целого фильма встречается очень часто. Нередко также музыка продолжается дольше, чем самый фильм. (Я считаю весьма целесообразным средством давать при помощи музыки эмоциональную развязку фильма.) Интересны случаи, когда музыка как эмоциональный комментарий опережает представленное на экране действие. В фильме «Генерал делла Ровере" в сцене, происходящей в тюрьме, немцы вызывают арестованных по фамилиям. Музыка своим эмоциональным выражением (глухая барабанная дробь, ритм марша, мрачный тембр звука) заставляет зрителя предчувствовать предстоящее: казнь заключенных. Несколько иначе, хотя тоже по принципу поли-функциональности, происходит эмоциональная подготовка будущего в польском фильме «Дороги жизни». Герой фильма, затравленный людьми, не смогший найти своего места в обществе, бродя по городу в качестве страхового агента, посмотрел с лестницы в окно и вдруг увидел на улице рабочую демонстрацию, которую разгоняет полиция. Толпа редеет, люди разбегаются, но сопровождающая эту сцену музыка нисколько не ослабевает. Наоборот, она нарастает, становится громче, превращается в гигантскую. Она уже играет в самом герое, относится к его переживаниям, вопреки тающей на улице толпе. Музыка говорит нам, что герой понял смысл своей жизни и что в нем растет осознание его собственного будущего пути Эта музыка (последней сцены первой части фильма) оповещает зрителя о дальнейшем пути героя и до некоторой степени о направлении, в котором будет развертываться действие во второй части фильма («Под фригийской звездой»).
В советском фильме «Мать» музыка и изображение тоже выступают в двоякой временной перспективе: в кинематографическом настоящем и как возвещающие о непоказаниом кинематографически будущем рабочего движения. Кроме того, изображение и музыка представляют две противоположные линии развития: зрительная сфера — разгром рабочей демонстрации; музыка, наоборот, возвещает о будущей борьбе рабочего класса. Здесь «эмоциональная информация» не только выходит за пределы этой сцены, но и за пределы всего действия; она сообщает о его продолжении, вообще не показанном в фильме. Она открывает перспективы и на будущее, чего не делает изображение. Для выполнения функции такой эмоциональной подготовки, хотя и на коротком отрезке, музыка пользуется интересным приемом в английском документальном фильме «Победа в пустыне». Перед наступлением на армию Роммеля в центре экрана видны часы,, которые держит в руке английский офицер. Солдаты готовы к атаке, но на экране полная неподвижность. Однако неподвижность пронизана повторяющимся единственным пронзительным звуком, который постепенно повышается, тон за тоном, октава за октавой до того момента, когда и в изображаемых кадрах и в музыке разражается буря. Здесь звуковые средства служат главным динамизирующим началом, которое одновременно усиливает напряжение и возвещает о следующей сцене. Звуковые средства позволяют зрителю яснее почувствовать внутреннюю напряженность статического изображения, лучше вжиться в его значение. В последние годы встречается еще и другая форма использования музыки как основы для вчувствования зрителя, а именно повторение определенного музыкального фрагмента, более или менее длинной музыкальной фразы на протяжении всего фильма, сопровождающее совершенно различные по содержанию сцены. Это повторение образует как бы эмоциональный общий знаменатель всего произведения, создает его центральный «тон». Выполнять эту роль музыке помогает многозначность ее выражения. (Однако такая условность стала теперь чересчур избитой.) Она действует как вполне свободный контрапункт зрительной и звуковой сферы, а также как довольно свободно размещенное в фильме музыкальное «остинато». Кроме того, воспринимаемое зрителем повторение такого характерного мотива служит еще одной задаче: каждое новое повторение этой фразы наслаивается на ассоциации со всеми теми сценами, с которыми она уже была связана в данном фильме. Свою функцию — объединить эмоциональную атмосферу всего фильма— она лучше выполняет с каждым новым повторением. Приведем несколько примеров. В польском фильме «Последний день лета» один и тот же мотив, звучащий издалека на окраине, многократно повторяется на протяжении всего фильма между обрывками весьма лаконичного диалога, и когда оба героя молчат, и во время их разговора, причем мотив каждый раз функционирует иначе: то это символ далекой жизни, не похожей на жизнь оступившихся в ней юноши и девушки, которые встретились на пустынном берегу осеннего моря в последние мгновения своей жизни; то он выполняет функцию заднего плана, как эмоциональная окраска рассказа о бессмысленности жизни этих людей. Мотив повторяется еще и как признак пустынности берега и необъятности моря. Он звучит издали как одинокий зов жизни, когда юноша бросается в воду и девушка остается одна. Неизменный в своей музыкальной структуре, но выполняющий различные функции,, этот мотив неотъемлем от фильма в целом. Мы ждем его возвращения, он является связующим звеном различных по содержанию, но одинаковых по настроению сцен. В такой же роли, только при более дифференцированных средствах исполнения, выступает одна и та же мелодия в польском фильме «Поезд». Тягучая, полная горечи, она сопровождает различные сцены, всегда показывая их «подтекст»—человеческое одиночество. Она звучит, сопровождая титры, когда люди спешат на поезд, затем, при первом появлении героини, сопровождает кадры, в которых мимо идущего поезда мелькают безлюдные поля; эта мелодия возвращается вновь в сцене сближения обоих пассажиров и когда на конечной станции они расходятся в разные стороны, каждый навстречу своей одинокой судьбе.
Это меланхолический, лишенный всякой надежды мотив, но он активен, и активность его касается чего-то другого, только не конкретно показанных сцен, образов, ситуаций. Он служит эмоциональным символом атмосферы целого. Такое воздействие музыки часто ускользает от сознания зрителя. Вызывая у него единую эмоцию, оно позволяет ему субъективно сопоставить разрозненные, ко в то же время связанные между собой фабулой отрезки зрительного ряда. Музыка в функции символа В основе киномузыки в функции символа лежат совсем другие факторы, чем в основе тех ее функций, о которых говорилось выше. Роль символа музыка выполняет тогда, когда своими звуковыми структурами или некоторыми чертами этих структур она указывает на нечто совершенно иное, чем она сама, на нечто такое, чего не может показать и киноизображение. Чтобы было понятнее, попробуем сформулировать условия, при которых какое-нибудь явление может превратиться в «символ», в отличие от таких понятий, как «знак», «представление», «выражение». Символом может быть предмет, имеющий двоякое содержание: собственное, к которому принадлежит весь комплекс его свойств, и другое, на которое мы ориентируемся благодаря этим его характерным особенностям. Другими словами: предмет А может символизировать предмет В, если мы, воспринимая А, направляем свое внимание через посредство А на В. Например, скипетр — это символ власти, лев — символ силы, кольцо — символ супружеской верности. Между кольцом и верностью нет никакой общности свойств, но существует определенная связь клятву в верности при заключении брака сопровождает обмен кольцами; государь держит в руке скипетр; лев — чрезвычайно сильное животное. Звуковые явления тоже выполняют функцию символов: колокольный звон служит не только признаком того, что начинается церковная служба, но и представляет собой символ целого комплекса обстоятельств, связанных с религией; фанфары не только означают, что прибыл государь, но и служат символом власти и т. п. Между предметом; служащим символом, и тем, что он символизирует, должны существовать определенные связи, пусть даже только ассоциативные. Иначе обстоит дело в случае изображения. Один предмет изображает другой (например, фотография — артиста театра), когда между обоими существует какое-либо сходство, общность свойств, которые позволяют нам узнать в изображаемом предмете изображенный предмет, то есть его десигнат. Например, картина изображает фигуру человека, или дерево, или цветок, хотя сама она не человек, не дерево и н е цветок. Опять-таки иначе обстоит дело со знаком. В основе того, что один предмет служит знаком другого, лежит условность. Что касается языковых знаков, то обозначением предмета в языке попросту служит его название. Между названием предмета и им самим нет никаких общих черт (за исключением случаев ономатопеи). Знаком может быть, конечно, и сигнальный гудок, то есть звуковое явление, и дорожный указатель, то есть зрительное явление. Ни тот ни другой не представляют собой речевых знаков (названий), но тоже служат определенными знаками. Первый сообщает о приближении автомобиля и связанной с ним опасности, второй указывает на близость поворота, железнодорожного переезда и т. п. Наконец, о выразительности мы говорили тогда, когда отдельные обороты речи или целые художественные произведения и т. п. вызывают у нас представления, эмоции, мысли, которые мы приписываем их авторам. Мы говорим, что человек выражает свою мысль, что художник выражает в художественном произведении свои чувства, свое настроение, свое мировоззрение и т. п. Музыка тоже может выполнять эти задачи, правда иначе, чем литература или другие виды искусства. Музыка может изображать (только в самых общих чертах, например иллюстративная музыка), может выражать эмоции, может символизировать. Она только не может обозначать, так как не имеет собственного семантического слоя1. Все это относится и к киномузыке. Киномузыка может пользоваться собственными музыкальными символами и при этом символизировать либо только определенные свойства изображаемых предметов, либо целые комплексы предметов, либо связи между ними. Музыка осуществляет эту функцию символа либо благодаря определенным звуковым свойствам, либо при помощи целых музыкальных структур и даже длинных фрагментов музыкальной ткани. Порою, хотя и реже, символическую роль могут играть звуковые эффекты. Лучше все это поясняют примеры. В приводившейся выше сцене из английского фильма «Частная жизнь Генриха VIII» палач точит свой меч перед казнью Анны Болейн и при этом насвистывает мелодию в последовательно повышающихся резких тонах. Это насвистывание служит здесь не только признаком безразличия, с которым палач готовится к умерщвлению человека, но и символом остроты меча, то есть чисто осязаемого свойства показанного предмета, свойства, которого не может показать сам по себе кадр. Музыкальная символика достигается здесь перенесением свойств клинка — «остроты», «тонкости» — на насвистываемые звуки. Таким образом, здесь посредством звукового качества музыкального элемента внимание зрителя сосредоточивают на осязательном качестве показанного в кадре предмета, и он лучше понимает смысл этой сцены. Благодаря этому символу в художественном высказывании возникает эллипс, и оно тем самым усиливается. Композитор рассчитывает здесь на соответствующие ассоциации зрителя, позволяющие ему понять эту символику. Но символика музыкальными средствами можег касаться гораздо более сложных вещей. Музыка как символ целого комплекса идей, мыслей, чувств появляется в фильме «Молодая гвардия» в сцене, когда обреченная на смерть группа молодых борцов поет в тюрьме песню «Дивлюсь я на небо», а гестаповцы тщетно пытаются заставить их замолчать. Здесь песня является символом конфликта двух сил и величия духа
1 Более подробно об этом см.: 497; 481. молодых героев. Другим примером этого служит польский фильм «Непокоренный город». В одной из покинутых обитателями квартир в разрушенной нацистами Варшаве прячется «варшавский Робинзон». В квартиру вдруг входят нацистские солдаты, и один из них заводит граммофон, но игла кружится все время по одной и той же бороздке треснувшей пластинки, мотив каждый раз обрывается и упорно возвращается к началу. Музыка «остановилась», как и жизнь в вымершем городе. Эта музыка действует на зрителя как явный звуковой символ всего положения. Сюда относится также та сцена из чешского довоенного фильма «Ревизор», где показаны головы женщин, рассказывающих о приезде ревизора. При этом звучит быстро сменяющийся музыкальный мотив, секвентно повторяющийся во все более высоких регистрах, в бурном и скором темпе. Это символ сплетни, стилизация голосов судачащих кумушек. Характерное качество сплетни (то есть того, как одну и ту же новость торопятся передать каждый раз новые лица, круг которых беспрестанно расширяется) находит превосходное отображение в этой секвенции одного мотива. Убедительность этого символа очень велика, кроме того, он вносит в сцену некоторый комический смысл. В фильме «SOS — Айсберг» одинокая, мрачная, медленно развивающаяся, тягучая мелодическая линия кларнета служит символом одиночества горстки исследователей, затерянных в неизмеримой ледяной пустыне Антарктики. Благодаря аэросъемке видно, насколько одинока и покинута эта кучка людей, исчезающая среди айсбергов. Здесь музыка (единственная мелодическая линия) символизирует своими средствами положение этих людей в бескрайней глуши, тишине и безмолвии ледяной пустыни. В проанализированных примерах характер символизирующих звуковых структур определялся тем или иным содержанием кадра. Носителями музыкальной символики были либо некоторые свойства звукового материала, либо способ использования этого материала. Очень часто символическое значение имеют также стиль используемой музыки, специфические музыкальные жанры или деформации известного музыкального стиля. Шостакович очень часто символизирует общественную среду, в которой разыгрываются определенные сцены фильма, посредством определенного стиля музыки. В таких фильмах, как «Златые горы» или «Новый Вавилон», цитаты из «Прекрасной Елены» и «Орфея в аду» Оффенбаха символизируют буржуазную среду; образ старого помещика-дворянина символизируется мотивом прежнего царского марша «Гром победы», образ помещицы — сентиментальной французской пасторальной песенкой. В «Новом Вавилоне» композитор контрапунктически противопоставляет даже мотивы из «Орфея в аду» и из... «Марсельезы», что символизирует социальные противоречия изображаемой в фильме среды. Так же поступает Шеффер в фильме «Леонардо да Винчи», где сферы интересов гениального художника связываются с музыкой разных стилей: мир его видений живописца символизирует музыка, очень нежная по тембру, выражению и инструментовке, музыка, стилистически неотъемлемая от его времени; мир его идей как строителя, конструктора боевых машин («Косы, разящей людей»), напротив, — «конкретная» музыка, полная диссонансов на фоне взрывов, стрельбы, шума битвы; эскизы собора св. Петра в Риме символизируются при помощи органной музыки и т. п. Подобную символику содержит также польский фильм «Запрещенные песенки». Музыка представляет здесь два разных мира, два круга интересов внутри польского общества в годы оккупации. Мазурка Шопена, которую играют на тайном концерте в частном доме, наслаивается прямо на грубые звуки джазового оркестра, раздающиеся из танцевального зала, а распеваемая уличным певцом патриотическая песня — на отрывистый марш нацистского отряда. Здесь одновременно происходит борьба двух звуковых стилей, символизирующая противоречия двух миров. Этот вид символики в более крупном масштабе превращается в ось упомянутых выше французских фильмов «Ночные красавицы» и «Мой дядя»; здесь осью Драматургии служит борьба двух звуковых миров — музыки и шумов. Символизация какой-либо среды при помощи музыки, соответствующей этой среде, уже стала излюблен- ным художественным приемом кинокомпозиторов. Здесь речь идет просто о характеристике этой среды посредством связанной с нею музыки, которая выполняет задачу косвенного, обобщенного отображения и может стать символом очень многих ситуаций. В фильме «Александр Невский» в сцене боя посредством музыки дается такая символическая характеристика обеих борющихся сторон; в фильме «Изменчивое счастье» банальные шлягеры характеризуют польскую офицерскую среду периода между двумя войнами; и когда вдруг в другом кадре звучит отрывок из «Ромео и Джульетты» Прокофьева, то он приобретает смысл символа любви. Интересный музыкальный символ мы обнаруживаем в американском фильме «Мой друг Шейн». Наслоение двух лейтмотивов, которые относятся к двум персонажам фильма (к главному герою и жене фермера), символизируют чувства этих людей друг к другу; само же изображение ничего об этом не говорит до самого конца фильма, и символом зарождающейся между ними любви является толь<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.178.166 (0.014 с.) |