Типы и классификация якорей, принцип их действия. Держ. сила якоря. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и классификация якорей, принцип их действия. Держ. сила якоря.



К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки и кошки.

По Правилам Регистра СССР становые якоря для судов подбирают­ся по характеристике снабжения:

где Δ — водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую

ватерлинию, т; В — ширина судна, м;

hy — условная высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы у борта самой высокой рубки, имею­щей ширину более чем 0,25В, м*; А — площадь парусности в пределах длины судна L, м2. (При определении этой величины учитывается площадь парус­ности только корпуса, надстроек и рубок шириной более 0,25 В.)

Суда неограниченного района плавания, имеющие характеристику снабжения Nc более 200, должны иметь не менее трех становых яко­рей, из которых один запасной. Масса станового якоря должна быть не менее, чем определяемая! по формуле Q = kNc,

где Q — масса якоря, кг;; k — коэффициент, равный: 3,00 — для судов неограниченного района плавания; 2,75 — ограниченного района плавания I; 2,50 — ограниченного района плавания II; 2,00 — огра­ниченного района плавания III; Nc характеристика снабжения.

В качестве становых якорей по Правилам Регистра СССР допускаются якоря Холла или Грузона и адмиралтейские. Допускается снабжение судов якорями повышенной держащей силы, но этот вопрос в каждом случае специально рассматривает. Регистр СССР.

На судах с характеристикой снабжения Nc, равной или менее 200, допускается наличие двух становых якорей и, кроме того, стоп-анкера. Масса его определяется по формуле Q = mNc,

где т — коэффициент, равный: 1,00 — для судов неограниченного района плавания; 0,90 — ограниченного района плавания I; 0,80—•: ограниченного района плавания II и 0,70—ограниченного района:" плавания III.

В качестве стоп-анкера могут применяться якоря одного из одоб­ренных типов.

Для выполнения основного назначения становой судовой якорь должен обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также повторно входить в грунт после срывов; сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной це­пи; при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в изготовлении и дешевым.

Держащей силой якоря называется наименьшее усилие, которое нужно приложить в направлении веретена, чтобы сорвать его с грунта. Это усилие обычно относят к его массе. Если говорится, что держащая сила якоря равна трем, то это означает, что фактически его способ­ность оказывать сопротивление силам, стремящимся сместить судно, будет равна его утроенной массе.

Предъявляемые к якорю требования привели к созданию большого числа якорей различных конструкций, которые в основном принято делить на два типа: якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой, и якоря со штоками и без штоков, входящие в грунт двумя лапами.

Главным достоинством адми­ралтейского якоря относящегося к первому типу, является простота конст­рукции, хорошая держащая сила, быстрота забирания в грунте и спо­собность сохранять держащую силу при перемене направления натя­жения цепи.

Недостатками этого якоря яв­ляются неудобство и трудоемкость процесса его отдачи и уборки по-походному.

Без штоков, входящие в грунт двумя лапами: Благодаря просто­те конструкции и удобству работы с ним якорь Холла быстро завоевал признание. Он яв­ляется первым типом якоря, у ко­торого вместо сложных кованых деталей отлита коробка как одно целое с лапами.\Внутри коробки сквозь четырехугольное отверстие проходит веретено. На нижнем его конце имеется проушина для ва­лика, вокруг которого коробка может поворачиваться на опреде­ленный угол, когда лапы входят в грунт. Два стопорных штыря, не ограничивая необходимого угла по­ворота лап, удерживают нижний утолщенный конец веретена внутри коробки якоря.

Когда якорь падает на дно и цепь получает натяжение, захваты (буртик) коробки упираются в грунт и заставляют зарываться лапы.

Якорь Холла удобен в эксплуатации. При уборке он втягивается в клюз, имеет большую держащую силу и малое число деталей.

С течением времени фирмы многих стран несколько изменяли якоря втяжного типа: форму коробки и лап, расстояние между лапа­ми и веретеном, детали соединения веретена с коробкой и пр. Так, в разных странах появились различные конструкции якоря этого типа: в Англии — Байерса, в США — Болдта; в Германии фирма Грузона приняла на изготовление якорь инженера Хейна, одобренный Германским Ллойдом и другими класси­фикационными обществами, в том числе и Регистром. Этот якорь не имеет захватов, подобно якорю Холла, но скосы на коробке служат направляющими для лап упавшего на грунт якоря. Лапы близко рас­положены к веретену. Якорь Грузона — Хейна обладает большой

держащей силой. При испытании на некото­рых грунтах его держащая сила оказалась в четыре раза больше, чем якоря Холла. :К якорям втяжного типа относятся якоря повышенной держащей силы. В их числе якорь американского инженера Денфорта, советских — инженера Матросова и ка­терный инженера Шелдинга.

Для этих якорей характерно следую­щее: их лапы имеют большую площадь и расположены ближе к веретену, кроме того, в нижней части тренда, в плоскости лап, имеется шток, предохраняющий якорь от опрокидывания, но не препятствующий втягиванию его в клюз. Недостатком является то, что шток делает их очень громоздкими и по этой причине ограничивает их массу. Якоря Матросова изготов­ляются массой: литой—от 25 до 1500 кг,

Стоп-анкеры служат для удержания судна в определенном направлении, а также для снятия его с мели; для этих целей их заво­зят на катерах или шлюпках.

Верпы — малые судовые якоря, применяемые для различных работ. На транспортных судах в качестве стоп-анкеров и верпов обыч­но применяют адмиралтейские якоря.

Дреки — небольшие шлюпочные якоря.

Кошки — малые якоря массой в несколько килограммов, имею­щие три или четыре лапы. Они служат для отыскания затонувших или вылавливания плавающих предметов.

Держащая сила якоря передается судну через якорный канат, один конец которого прикреплен к якорю, а другой крепится на суд­не В настоящее время на судах в качестве якорных канатов применя­ют цепи

На судах особого назначения, которым по роду занятии прихо­дится становиться на якорь на больших глубинах, якорные цепи не­применимы, так как они рвутся под действием собственной массы. В этих случаях используют или особой выделки стальные тросы, или тросы из синтетического волокна.

Суммарная длина обеих цепей для становых якорей должна быть не менее, чем определяемая по формуле:

гле, l - суммарная длина цепей, м;

г - коэффициент, равный для судов: 1,00 - неограниченного района плавания; 0,88 - ограниченного района плавания 1, 0,76 — ограниченного района плавания II; 0,64 — огра­ниченного района плавания III;

N — характеристика снабжения.

По Правилам Регистра СССР суда могут снабжаться цепями обык­новенными, повышенной и особой прочности с уменьшением калибра.

Толщину якорных цепей измеряют по диаметру сечения звена в месте его соприкосновения с другим звеном. Диаметр d указанного сечения называется калибром цепи и определяется по формуле:

где S - коэффициент, равный для судов: 1,00 — неограниченного райоца плавания; 0,94 — ограниченного района плавания 1; 0,88 — ограниченного района плавания II; 0,82 — ограни­ченного района плавания III;

t — коэффициент, равный 1,75 для обыкновенных цепей; 1,55 —для цепей повышенной прочности и 1,35 — для цепей особой прочности.

Якорные цепи изготовляют из стали контактной сваркой, отлив­кой, штамповкой и комплектуют из отдельных смычек, которые в за­висимости от их расположения в цепи разделяются на якорную, про­межуточные и коренную, крепящуюся к набору корпуса при помощи особого устройства (машинки). Якорная смычка должна иметь верт­люг, предотвращающий закручивание цепи, и концевую скобу, сое­диняемую со скобой якоря. При этом в якорную скобу закладывается штырь концевой скобы. Коренная смычка должна иметь концевое зве­но увеличенных размеров и вертлюг.

Промежуточные смычки должны иметь длину 25 — 27,5 м и состо­ять из нечетного числа звеньев.;

Общая длина двух цепей, вычисляемая по формуле (25), представляет собой суммарную длину только промежуточных смычек. Якорная и коренная смычки в расчет не принимаются. Полученная по формуле длина округляет­ся (в любую сторону) до целого числа смычек, и если их общее чис­ло оказывается нечетным, то цепь правого якоря должна быть на одну смычку больше, чем левого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.009 с.)