Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правоприменитель как адресат нормы гражданского права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обычно вопрос о применении норм гражданского права органами власти рассматривается после обсуждения проблем их реализации субъектами гражданского права, ведь считается, что норма гражданского права создается в первую очередь для того, чтобы у субъектов гражданского права был образец правильного поведения в гражданском обороте. Верность этого соображения подтверждается тем, что норма гражданского права обращена в качестве адресата именно к субъектам гражданского права. Определение в качестве адресатов гражданско-правовых норм субъектов гражданского права имеет объективное основание: именно эти лица осуществляют гражданско-правовую деятельность, порядок которой и устанавливается в норме гражданского права. Однако в ГК РФ встречаются нормы, адресатом которых однозначно обозначен суд или правоприменительные органы. Например, согласно п. 1 ст. 27 ГК РФ объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. Другой пример: согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. В качестве таких лиц выступают, в основном суды, органы исполнительной власти (органы местного самоуправления, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации), а также регистрационные органы, нотариусы. Да и остальные нормы гражданского права, не имея точного адресата, могут быть применены ими. В науке этот всем известный факт не вызывает никаких споров, поскольку принято считать, что нормы гражданского права реализуются субъектами гражданского права и применяются публичными лицами[337]. Но для нас это обстоятельство имеет особый интерес, поскольку не укладывается в единое логическое объяснение адресности нормы гражданского права. Ведь, например, государственные органы не являются участниками той же самой гражданско-правовой деятельности, что и субъекты гражданского права. К этим органам нормы гражданского права адресованы на другом основании: они применяют нормы гражданского права, поскольку это является частью их должностных обязанностей. Но служебная деятельность не является гражданско-правовой, поэтому следует констатировать, что основанием для использования гражданско-правовой нормы является участие её адресатов не только в гражданско-правовой, но и служебной (исполнительной, судебной) деятельности. Может возникнуть вопрос: несмотря на то, что субъекты гражданского права и публичные лица – разные адресаты, какое это имеет значение для воплощения нормы права в жизнь? Адресность нормы влияет на принцип её использования. Органы власти обязаны применять нормы гражданского права в отличие от субъектов гражданского права, которые в основном имеют право на использование этого средства в своей гражданско-правовой деятельности. Правоприменительная адресность и, как следствие, обязательность применения накладывают отпечаток и на содержание нормы гражданского права. Она должна быть, прежде всего, точной. Ведь для органа, совершающего обязательные действия, необходимы конкретные указания на то, какие действия он может совершать, а какие нет. Но для всех ли органов власти необходим одинаковый уровень точности? Органы исполнительной власти, а также нотариусы, в большинстве своём обязаны исполнить требование нормы гражданского права, удостоверившись в точном соответствии фактического состава норме права. Суды же не просто обязаны поступить определенным образом, указанном в норме, они, прежде всего, должны оценить степень соответствия моментов действительности тем требованиям, которые изложены в норме и при необходимости собрать возможные доказательства соответствия их норме права. Таким образом, для судов норма права – это решение, которое они выносят, разбирая спор, а также основание этого решения, но не исчерпывающая «инструкция» для действия. Деятельность судов по применению норм гражданского права является наиболее сложной, требующей значительной детализации и систематизации. При этом именно судебное применение норм гражданского права раскрывает весь их целевой потенциал в полной мере. Норма гражданского права, несмотря на то, что адресована и соответственно используется и субъектами гражданского права, и различными правоприменительными органами, выступает, в основном, в качестве средства судебной деятельности. Доказательств правоприменительной и, более того, судебной адресности гражданско-правовых норм можно обнаружить достаточно, если проанализировать генезис нормы права. Л.О. Кофанов, исследовав начальный этап правовой истории, пришел к выводу о том, что в Древнем Риме в архаический период правила поведения, по которым выносилось решение судьями, в полном объёме были доступны только понтификам и практически скрыты от тех лиц, которые его испрашивали. Им приводятся выдержки из различных источников, подтверждающих это заключение. Так, по словам античного историка Дионисия Галикарнасского, писаные законы содержались лишь в священных книгах жрецов и были недоступны народу[338]. Также и Валерий Максим писал, что «цивильное право в течении многих веков было сокрыто среди жертвоприношений и церемоний бессмертным богам и было известно одним понтификам».[339] Объяснялось это тем, что в древнейшем Риме все цивильное право входило в область сакрального и, по словам Ливия, вплоть до конца IV в. до н.э. «хранилось в святилищах понтификов»[340]. Нельзя сказать, что народу вовсе не были известны законы, которые потом хранились у понтификов, поскольку он сам утверждал их вместе с сенатом. Однако понтифики и авгуры всегда могли интерпретировать божественную волю в выгодном для них или для власть имущих смысле. Кроме того, они предоставляли судебному магистру, истцу и ответчику соответствующие торжественные формулы, а также имели отношение ко всем юридически значимым ритуалам. Таким образом, конкретное лицо могло узнать о нужном тексте формулы или норме только в случае конкретной надобности, что, безусловно означало отсутствие презумпции знания законов. Значение же деятельности понтификов для создания римского права трудно переоценить. Очень точно по этому поводу высказался Д.В. Дождев: «Распространяя значение слов на другие явления, создавая новые институты на основе старых ритуальных форм, облекая типичные волеизъявления в строгие формулы заявлений при сделках, влияя на решения суда, они создали римское гражданское право – ius civile в его первичном виде как правовую систему civitas»[341]. Трудно отрицать правоприменительную адресность и современных европейских и российских гражданско-правовых норм с учётом того, что континентальное гражданское право, как показывают результаты сравнительно-правовых исследований, является наиболее консервативной отраслью права, унаследовавшей подавляющее большинство норм вместе с их конструкциями и системой именно из римского права. Поэтому представляется принципиально верным высказывание Я. Шаппа о специфике гражданского права: «Гражданско-правовой закон, в первую очередь, представляет собой систему санкций (Sanktionsordnung), которая лишь сопровождает поведение сторон при оформлении их правоотношений на основе принципа частной автономии. Напротив, публично-правовой закон берет на себя также задачу регулировать правоотношения между гражданином и государством. Эти различные функции закона объясняются тем, что гражданское право за более чем 2000-летнюю традицию оформилось как право судейское, в то время как публичное право отражает опыт становления современного государства, которое для регулирования правоотношений предпочитает использовать законодательство»[342]. Правоприменительная и, более того, судебная адресность норм гражданского права снова возвращает нас к вопросу о мотивах создания норм гражданского права. В связи с тем, что они имеют различных адресатов, нельзя утверждать, что они создаются только ради того, чтобы быть правилами поведения субъектов гражданского права. Какое ещё назначение имеют нормы гражданского права? Возвращаясь к генезису норм гражданского права можно ответить однозначно на вопрос об их значении – это были явно судебные средства. Они и не могли быть другими: ведь «образцы»[343] решений конфликтных ситуаций «добывались» именно из одних судебных прецедентов для создания других. Первоначально в неразвитом древнеримском государстве (общине) нормы права не формулировались, а решение спорных случаев испрашивалось у богов. Но с течением времени, с накоплением судебных прецедентов, появилась потребность в выделении «образцов». Классические и постклассические римские юристы (Ι – V вв.) уже осмысливали необходимость в категории норма права. Как отмечает Г.Дж. Берман, «…в первой половине II в. римские юристы начали определенно говорить о нормах (regulae)… Нормы, хотя они и выводились из прецедентов, можно было рассматривать отдельно»[344]. Иногда их собирали в книгах норм, которые особенно нужны были мелким чиновникам Римской империи, а также учащимся юридических школ. Исключением из правила стали 211 regulae, помещённые в титуле 50.17 «О различных нормах древнего права» Дигест Юстиниана[345]. Это извлечения из тех прецедентов, которые были обобщены и приобрели форму отточенного эпиграмматического изложения фундаментальных правовых принципов. Однако, как показали зарубежные историки права, эти «правовые максимы», как стали называть их в XII в., взятые в качестве отвлеченных принципов, имеют совершенно иное значение, чем то, какое они имели в контексте тех типов дел, в которых впервые были произнесены, и часто описываемых в первых частях Дигест. «Этим собранием из 211 голых утверждений, представляющих собой отвлеченные нормы древнего закона, Юстиниан отнюдь не собирался никого обмануть, создав ложное впечатление, что эти нормы имеют значение, независимое от тех конкретных ситуаций, в которых они были когда-то применены»[346]. Это ясно из самой первой нормы, в которой цитируются слова юриста Павла: «Норма – это нечто, кратко излагающее суть дела... Посредством норм передается краткое содержание дела... и если оно неточно, то теряет свою полезность». Другими словами, нормы не следует рассматривать вне контекста содержания дел, которые они суммируют. Это ясно и из того факта, что каждая норма предваряется отсылкой к ее первоначальному контексту. Более того, за исключением первой, нормы организованы не систематически, а некоторые из них противоречат другим. Юстиниан, по крайней мере отчасти, добавил нормы к своёму великому сборнику как украшение. Также вероятно, что их намечалось использовать в споре, возможно, в качестве презумпций, способных передвинуть бремя доказывания. Наконец, нормы служили дидактической цели: с их помощью легче было запомнить обширный текст. Несомненно, что ни один римский юрист не относился к ним как к отвлеченным принципам. Более того, взятый целиком титул 50.17 Дигест должен был показать юристам эпохи Юстиниана справедливость знаменитого правила Яволина, тоже приведенного в титуле 50.17, которое гласило: «Все нормы (definitiones) в гражданском праве опасны, ибо они почти всегда могут быть искажены» (вполне вероятно, что и это тоже было извлечением из какого-то конкретного определения). Итак, римские нормы были не правилами поведения лиц, а средствами классификации судебных прецедентов, своего рода «типовыми решениями», которые выносили римские суды. Дореволюционный русский цивилист Д.Д. Гримм приходил к тому же мнению относительного всего современного ему права. Он считал, что объективное право – это «ни более, ни менее как совокупность особо квалифицированных норм или правил общежития, именуемых юридическими. Раз это так, то тем самым падает представление об объективном праве как о некой самостоятельной реальной силе, порождающей или создающей какие бы то ни было юридические последствия… Настоящее значение юридических норм состоит лишь в том, что они указывают нам внешние критерии (выделено мной – Р.О.), на основании которых мы судим о том, какие из тех жизненных отношений, среди которых приходится вращаться членам данного общества, при каких условиях, в каких пределах и в каком смысле признаются нуждающимися в юридической регламентации»[347]. Комментируя позицию учёного, В.А. Белов подчеркивает, что тот отвергал концепцию правового регулирования как воздействия права на общественные отношения, оставляя ему более скромную – оценочную роль[348]. Думается, в этой идее содержится рациональное зерно. Однако полностью поддерживать её было бы неверно, поскольку современное право, даже частное, содержит в себе элементы как оценки, так и воздействия. Кроме того, оценка может быть признана частью опосредованного воздействия. Поэтому представляется, что в современном гражданском праве нормы имеют более широкое значение. Однако и сегодня их правоприменительная, в том числе и судебная, направленность проявляется достаточно ярко. Это становится возможным за счет специфики правоприменительной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.009 с.) |