Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сила света внешних световых приборов транспортных средств (по гост 25478-91)

Поиск

 

№ п/п   Тип прибора   Режим работы   Сила света  
  Фары типа С, НС, СК, НСК   Ближний свет   Не более 750 кд в направлении 34° вверх от положения левой части свето­теневой границы и не менее 1600 кд в направлении 52° вниз от положения левой части светотеневой границы  
  Фары типа К,НК, СК, НСК   Дальний свет   Не менее 10 000 кд  
  Передние указатели поворота       Не менее 80 кд и не более 700 кд  

 

11.8. Стеклоочистители и стеклоомыватели

 

Если ДТП произошло в период выпадения атмосферных осадков, на загрязненной (покрытой снежно-водяной массой) проезжей части или при наличии в воздухе множества насекомых, то необходимо проверить нали­чие и работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей, преду­смотренных конструкцией данных ТС. Для этого следует:

1) оценить состояние очищаемых поверхностей (наличие на них трещин, пробоин, загрязнений, деталей, ограничивающих движение щеток);

2) контролировать наличие механизмов обогрева и обдува стекол;

3) фиксировать наличие жидкости в бачках смывателей и возможность ее подачи к очищаемым поверхностям в достаточном количестве;

4) завести двигатель ТС и включить фары дальнего света в целях имита­ции загрузки бортовой электросети (если ДТП произошло ночью или в условиях недостаточной видимости);

5) поливать водой очищаемые стекла;

6) измерять чистоту двойных ходов щеток стеклоочистителей за одну минуту при работе двигателя ТС на холостом ходу;

7) оценивать качество очистки стекла за 10 двойных ходов щеток стек­лоочистителей (для автобусов) и 5 двойных ходов (для других типов ТС), учитывая общую ширину неочищаемых полос.

Особого внимание требует фиксация размеров и расположения всех посторонних предметов, расположенных на стеклах автомобиля, которые могли бы ограничивать обзорность водителю (наклеек, подвесных фигурок, СО-КОМ дисков и т. п.). При наличии на автомобиле тонированных стекол с помощью приборов типа «Блик» проверяется их светопропускание. Для ветровых стекол данный параметр не должен быть менее 75 %, а для задних и боковых стекол - не менее 70 %.

 

11.9. Другие элементы конструкции ТС

Среди прочих элементов конструкции ТС первостепенное внимание уделяется оценке состояния и работоспособности:

1) дополнительных зеркал заднего вида4;

2) противосолнечных козырьков (в ясную погоду);

3) шторок, жалюзи и пленок на стеклах;

4) тягово-сцепного устройства;

5) заднего защитного устройства (бампера) грузовых автомобилей (при попутных столкновениях и наездах);

6) поручней и их креплений (в автобусах);

7) грязезащитных щитков и фартуков;

8) аварийных выходов, механизмов привода открытия дверей и сигнала требования остановки (в автобусах);

9) дуг безопасности и поперечных рукояток на сидении пассажира (у мотоциклов);

10) тормоза, руля, звонка, световозвращателей, фонаря (у велосипедов);

11) других элементов конструкции ТС, способных повлиять на исход ДТП с учетом его конкретных обстоятельств (например, при выпадении постра­давшего из кабины или салона устанавливается состояние ремней

 

4 На автопоездах проверяется наличие дополнительного зеркала с правой стороны кабины, которое должно обеспечивать видимость дороги в зоне колес наиболее удаленной оси прицепа при повороте автопоезда на угол 90° с наружным габаритным радиусом 12,5 м (ГОСТ 25478-91).

замков дверей и поручней; если водитель - участник ДТП указывает на безопасности, переутомление, плохое самочувствие— проверяется герметичность систем выпуска отработавших газов и вентиляции картера двигателя и т. п.).

Необходимо учитывать, что отсутствие того или иного устройства на ТС нередко объясняется его разрушением или отрывом в момент происшест­вия. Поэтому необходимо обращать внимание на аналогичные объекты, обнаруженные в зоне ДТП, описывать их состояние и фиксировать распо­ложение на схеме.

Бортовые системы контроля (БСК) современных автомобилей могут включать в себя портативную аппаратуру, подобную «черному ящику», применяемому в авиации. Она способна непрерывно регистрировать уско­рения, скорость, продолжительность остановок, маневры, углы продольно­го и поперечного наклонов ТС и вносить эти данные в оперативную память бортового компьютера на время до 10 мин. В случае возникновения ДТП с помощью БСК можно получить полное представление о кинематике ТС в начальной, кульминационной и конечной фазах происшествия.

Независимо от характера и тяжести последствий ДТП в необходимых случаях сотрудники ДПС могут привлекать к осмотру транспортных средств экспертов и специалистов для определения характера излома тех или иных конструкционных элементов ТС (усталостный, брак при произ­водстве, ударный, коррозия, наличие термических изменений и т. д.), уста­новления соответствия материалов, из которых изготовлены детали, утвер­жденным техническим нормам; оценки микроследов и микрочастиц, лако­красочных покрытий и эксплуатационных материалов.

По окончании осмотра при наличии разрешения следователя целесооб­разно, соблюдая меры предосторожности, провести непродолжительные ходовые испытания внешне исправных ТС на автодроме, специально обо­рудованной площадке или пустыре. Данная процедура иногда позволяет выявить скрытые дефекты в системах и устройствах, влияющих на безо­пасность движения (неправильная установка углов развала и схождения колес, неэффективная работа гидроусилителя рулевого управления и т. п.).

11.10. Освобождение проезжей части от опрокинувшихся и поврежденных ТС

Наиболее распространенными и травмоопасными операциями при вос­становлении дорожного движения после окончания осмотра мест ДТП являются подъем и транспортировка опрокинувшихся или поврежденных ТС для последующего детального осмотра. К их проведению могут привле­каться аварийно-спасательные службы, предприятия и фирмы, распола­гающие соответствующим оборудованием и специалистами, силы и средства юридических и физических лиц— владельцев поврежденных транс­портных средств. Однако чаще всего это по разным причинам невозможно или связано с большими затратами времени на ожидание прибытия указан­ных служб, что влечет быстрое образование транспортных заторов, возник­новение «вторичных» ДТП, потерю потребительских качеств грузов, пере­возимых в поврежденных автомобилях, и другие отрицательные последст­вия. Кроме того, представители владельцев ТС в большинстве случаев не компетентны в технологии производства данных работ. В этих условиях сотрудники ДПС должны иметь соответствующую квалификацию для са­мостоятельного принятия следующих мер:

1) освобождения проезда и восстановления дорожного движения с ис­пользованием оборудования и штатных аварийно-спасательных средств;

2) обеспечения сохранности следов, имеющихся на ТС (если их деталь­ный осмотр на месте происшествия не проводился);

3) исключения дополнительных повреждений ТС при их подъеме, вы­таскивании из кюветов, оврагов, откосов и при применении различных способов их буксировки;

4) обеспечения установленных требований техники безопасности при использовании подъемно-транспортного оборудования, такелажных и под­ручных средств.

Поскольку эти работы нередко занимают площадь, выходящую за гра­ницы ДТП, и требуют временного перекрытия движения для безопасного маневрирования привлекаемой техники, сотрудникам ДПС необходимо владеть приемами:

1) предварительного оповещения участников дорожного движения о производстве данных работ;

2) пресечения суеты, неоправданной спешки, установления рациональ­ной последовательности и согласованности действий сил, привлекаемых к работам;

3) подъема и извлечения автобусов и грузовых автомобилей и перевози­мых ими грузов из оврагов, откосов, глубоких кюветов, снежных заносов при помощи подручных средств и других ТС;

4) снижения тяговых усилий при подъеме ТС с высоким центром тяже­сти и при отсутствии тягачей с мощностными характеристиками, необхо­димыми для «прямого» подъема;

5) исключения деформации рам, кузовов и деталей ТС, а также их возго­рания при подъеме и вытягивании;

6) защиты применяемого такелажа от перетирания и разрыва;

7) предотвращения повреждений участников данной операции разле­тающимися концами буксирных тросов, цепей и канатов при их возможном разрыве;

8) смягчения ударов поднимаемых на колеса ТС после прохождения ими точки неустойчивого равновесия;

9) контроля соответствия конструкции применяемых буксирных уст­ройств и порядка буксировки поврежденных ТС.

Сохранность следов, имеющихся на ТС, можно обеспечить за счет предварительного снятия отдельных деталей облицовки, кузова, бортов грузовой платформы, наружных багажников и других дета­лей, демонтаж которых не представляет серьезных трудностей и может осуществляться сравнительно быстро, а также путем буксировки ТС с помощью жесткой сцепки на место, где имеются условия для проведе­ния качественного осмотра.

 

11.11. Подъем грузовых автомобилей и автобусов

 

Из подручных средств, которые применяются для подъема опрокинув­шихся грузовых автомобилей и автобусов, чаще всего используются метал­лические тросы, канаты, цепи, трубы, стволы деревьев и брусья большого сечения. В качестве тягачей для этой цели более всего подходят трехосные грузовики или трактора.

Рис. 64. Подъем автомобиля методом связки осей

 

Подъем автомобиля, опрокинувшегося набок, можно осуществить без приложения больших тяговых усилий, связав его оси у ступиц колес и сцепив эту связку в точке, примерно соответствующей центру тяжести ТС (см. рис. 64). Чем сильнее предварительное натяжение связи, тем мень­шее усилие потребуется для подъема. Этот прием особенно эффективен, когда тягачу приходится двигаться по влажной или скользкой поверхности либо когда не представляется возможности найти тягач с соответствующи­ми тяговыми характеристиками.

Если связка не обладает достаточной прочностью, то нагрузку на нее можно существенно снизить за счет уменьшения угла натяжения (см. рис. 65). Однако это потребует приложения больших тяговых усилий.

 

 

Рис. 65. Углы натяжения межосевой связки:

а1-при наличии прочного троса или цепи; а2- при недостаточной прочности троса или цепи

 

Некоторые модели грузовых автомобилей малой и средней грузоподъ­емности можно поставить на колеса захватом петлей за раму между порожним кузовом и кабиной.

При необходимости увеличить тяговое усилие при подъеме тяжелых ТС или ТС с высоким центром тяжести к раме автомобиля привязывают це­пями или проволочными скрутками рычаг из прочного стержня (см. рис. 66).

После прохождения поднимаемым автомобилем точки неустойчивого равновесия он свободно падает на колеса. Для того чтобы падение не было жестким, на места, куда встанут колеса ТС, кладутся автомобильные по­крышки, надувные мешки-подъемники либо насыпаются небольшие кучи грунта, песка, гравия или иных инертных материалов, которые могут ока­заться на месте ДТП.

 

Рис. 66. Использование рычага для подъема автомобиля

 

Значительные усилия, возникающие на связках при подъеме ТС, могут привести к деформации рам, кузовов и других деталей ТС. Этого можно избежать, подкладывая под цепи и тросы металлические пластины, обрез­ки досок или вбивая под них деревянные клинья со стороны, противопо­ложной приложению тяговой силы.

Автомобили, оказавшиеся за пределами проезжей части в глубоком снегу, песке или грязи, не всегда удается вытянуть вдоль их оси из-за не­достаточной ширины проезжей части и укрепленных обочин. Однако для достижения этой цели достаточно приложить тяговое усилие под углом 90° (см. рис. 67.).

 

 

 

Рис. 67. Вытягивание автомобиля, застрявшего в кювете

 

Для облегчения данной операции принимаются меры по предвари­тельной разгрузке ТС, устранению препятствий движению и использова­нию мощности его собственного двигателя в качестве вспомогательного средства.

При извлечении ТС из оврагов, откосов, глубоких кюветов предприни­мают меры по защите тросов, цепей и канатов от перетирания кам­нями, металлическими или железобетонными конструкциями. Иногда для этого достаточно расчистить участок скольжения такелажа, укрепить в точках изгиба тросов или канатов ствол дерева, металлический тобогган или другие приспособления.

При угрозе перетирания для этих целей нельзя использовать тросы из синтетических материалов, так как они быстро теряют прочность вслед­ствие нагрева от трения. Поднимая автомобильные цистерны, содержащие легковоспламеняемые вещества, необходимо применять двойную сцепку, исключать курение в местах производства работ и для вбивания распороч­ных клиньев под тросы и цепи использовать только деревянные или оби­тые медью молотки.

Из всех операций, связанных с устранением последствий ДТП, наи­большее число инцидентов вызывает буксировка поврежденных ТС. Большей частью они происходят вследствие грубых нарушений правил, установленных соответствующим разделом ПДД, и несоблюдением техно­логии изготовления сцепных устройств. В связи с этим каждый сотрудник ДПС обязан знать конструкции и технические требования, предъявляемые к данным устройствам (см.: ГОСТ 25907-89, ГОСТ 25906-83 и т. п.)5, а так­же давать необходимые рекомендации водителям и должностным лицам, участвующим в ликвидации последствий ДТП.

 

5 Например, на буксирном устройстве типа «штанга» должны быть указаны: максимально допустимая масса буксируемого ТС, год и месяц выпуска устройства, а также клеймо службы контроля. Сцепные петли должны крепиться к штанге неподвижно и устанавливаться в одной плоскости (см.: ГОСТ 25907-89).

 

12. РОЗЫСК ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Оценивая организационные формы, структуру и методы работы ДПС, легко прийти к выводу, что, осуществляя широкомасштабный контроль дорожного движения, эта служба милиции имеет возможности использо­вать свой значительный потенциал в профилактике и раскрытии преступле­ний, связанных с использованием автомототранспортных средств. Не слу­чайно данное направление борьбы с преступностью признается важ­нейшим как для ГИБДД в целом, так и для подразделений ДПС в ча­стности [7], [13], [12.5].

 

12.1. Категории ТС, подлежащих розыску

 

Привлечение подразделений ДПС к организации и ведению розыска транспортных средств наряду с криминальной милицией объективно обу­словлено тем, что в иерархии материальных ценностей большинства людей автомототранспортные средства прочно занимают второе место после жи­лья. Естественно, что столь явно выраженная «движимость» становится предметом посягательств с частотой, пропорциональной ее социально-экономическому значению. В общей структуре преступности кражи ТС и из ТС составляют около 10 %. Характерно существенное расширение номен­клатуры похищаемых ТС. Наряду с кражами легковых автомобилей и мо­тоциклов, все чаще совершаются хищения грузовиков, автобусов, тракто­ров, самоходной сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники.

Следует отметить, что неблагоприятные тенденции в динамике преступ­ных посягательств на ТС свойственны не только России, но и большинству экономически развитых стран. Например, в Италии похищается 11 автомо­билей из каждой тысячи, в США- 8, в Чехии- 15, в Великобритании 27'. В относительно небольшой и благополучной Швеции ежегодно крадется больше ТС, чем в России, причем свыше 40 % краж сопровождается актами вандализма по отношению к автомобилям.

 

 

1 В 1997 г. в Италии было похищено около 400 тыс. ТС, Англии- 500 тыс., во Франции 300 тыс., ФРГ- 160 тыс.

ТС как предмет посягательства характеризуют следующие качества:

1) высокая стоимость;

2) относительная легкость овладения;

3) высокая скорость и автономность передвижения;

4) сложность.

Последнее свойство позволяет преступникам обезличивать ТС путем разборки на детали и получать доход от их реализации, нередко пре­вышающий доход от продажи новых ТС. Опыт стран с высоким уровнем автомобилизации показывает, что даже полное отсутствие дефицита в сфе­ре автомобильного и мотоциклетного сервиса не решает проблемы ликви­дации краж ТС из-за относительно высокой стоимости деталей и автомо­бильной радиоаппаратуры.

С ростом преступности, в том числе и организованной, наблюдается тенденция к усиленной автомобилизации противоправных групп, зани­мающихся нападениями на водителей ТС и другими корыстно-насильст­венными преступлениями. Причем значительная часть транспортных средств добывается ими преступными путями. При этом страдают владель­цы практически всех категорий ТС, начиная от легковых автомобилей и заканчивая грузовиками большой грузоподъемности.

Объектом посягательства рассматриваемого вида преступлений может быть не только право государственной или личной собственности, но и безо­пасность дорожного движения, поскольку значительную долю краж ТС со­вершают лица, не имеющие навыков вождения транспорта, не знающие пра­вил дорожного движения, находящиеся в состоянии опьянения и т. п., что нередко приводит к ДТП. Общественная опасность подобных преступлений усугубляется тем, что, помимо причиненного материального ущерба, они часто служат подготовительным этапом для совершения более тяжких деяний.

Не меньшую опасность представляют лица, правомерно использующие ТС, но скрывающиеся с мест совершенных ими ДТП. В последние годы доля таких водителей приближается к 20 % от общего числа лиц, совер­шивших ДТП. Характерно, что до 70 % подобных происшествий имеют место в городах, где органы внутренних дел располагают относительно благоприятными возможностями для задержания скрывающихся ТС.

Серьезную проблему представляет резкое падение транспортной дисци­плины участников дорожного движения, и в частности стремление злост­ных нарушителей ПДД игнорировать требования сотрудников милиции об остановке. Только лишь 10-15 % данных лиц удается задержать путем про­стой подачи сигнала жезлом или обращения к ним через устройство усиле­ния речи. Большинство нарушителей ПДД приходится в последствии разы­скивать. Таким образом, мы получаем весьма многочисленные группы ТС, подлежащих розыску. Уголовно- и административно-правовая квалификация деяний, совершаемых водителями данной совокупности ТС, позволяет условно подразделить их на шесть основных категорий:

1) кражи (хищения) (ст. 158 У К);

2) неправомерное завладение ТС без цели хищения (угон) (ст. 166 УК);

3) насильственное завладение (грабеж, разбой) (ст. 161, 162 УК);

4) завладение ТС путем мошенничества (ст. 159 УК);

5) оставление места ДТП (ст. 265 УК);

6) невыполнение требований сотрудников милиции об остановке лица­ми, подозреваемыми в совершении преступлений или злостно нарушающи­ми ПДД (ст. 165КоАП).

На практике возникают значительные трудности при квалификации данных преступлений и правонарушений. Например, тайное похищение автомобиля по всем объективным признакам совпадает с его угоном. По­этому, пока не установлено виновное лицо и не обнаружено ТС, сделать правильный вывод об отнесении того или иного деяния к указанным выше группам чрезвычайно сложно. В дальнейшем для краткости мы будем име­новать данные события термином «происшествие)), если требуется их обобщенное упоминание, а для обозначения занятых в них транспортных средств применять термин «.разыскиваемые ТС)). Последние допущения вполне приемлемы не только из-за сложности оперативного установления объективных обстоятельств, позволяющих разграничить указанные деяния и дать их правильную квалификацию, но и потому, что на этапах розыска, связанных с участием ДПС, действительные мотивы данных преступ­лений и правонарушений не имеют существенного значения.

 

12.2. Криминологическая характеристика

преступных посягательств на ТС и оставлений мест ДТП

 

12.2.1. Места совершения краж и номенклатура краденых ТС

В наибольшей степени кражам подвержены легковые автомобили и мотоциклы, поскольку их относительно легко украсть, разобрать на запчасти и реализовать. Посягательства на мотоциклы носят, большей частью, локаль­ный характер, т. е. кража и последующая за ней реализация или незаконное присвоение могут иметь место в одном и том же административно-террито­риальном районе или населенном пункте. Значительная часть мотоциклов похищается из гаражей, сараев и с территории частных домовладений. Не­редко преступник и потерпевший знают друг друга, имеют общие связи.

Большинство автомобилей крадутся из дворов жилых домов, гаражных кооперативов, улиц и дорог. Легковые автомобили преимущественно пере­гоняются в другие области, края и республики ближнего зарубежья. Среди моделей отечественного производства чаще всего крадутся автомобили ВАЗа, что объясняется их распространенностью и относительно высоким качеством. Оценка же удельных показателей краж легковые автомобилей позволяет сделать вывод о наибольшей «популярности» престижных мо­делей иностранного производства. Они крадутся, как правило, «по зака­зу» после тщательной подготовки соответствующих документов и отработ­ки каналов сбыта. Не случайно раскрываемость таких краж не превышает 10-15 %, что свидетельствует о высочайшем профессионализме похитите­лей. Это подтверждается данными федерального консультационного центра безопасности дорожного движения ФРГ, согласно которым удается обна­ружить не более 8-12 % автомобилей, похищенных в Германии и вывезен­ных в Россию. О серьезности проблемы свидетельствует тот факт, что чис­ло обращений в НЦБ Интерпола при МВД России в связи с расследованием краж ТС достигает 40 % от общего числа запросов по транснациональным преступлениям. Несмотря на то, что РЭП ГИБДД и органами ГТК РФ про­водится проверка всех ввозимых автомобилей по федеральной базе данных похищенного транспорта, совмещенной с соответствующей базой Интерпо­ла, проблема их идентификации до конца не решена по ряду причин, к важ­нейшим из которых относятся следующие:

1) неполнота и несвоевременность представления в Россию розыскной информации;

2) отсутствие единого международного банка данных о разыскиваемых ТС;

3) некачественное проведение государственного технического осмотра ТС подразделениями технической инспекции (в ходе которого выявляется не более 2-5 % разыскиваемого транспорта);

4) слабая работа подразделений уголовного розыска и предварительного следствия по этим видам преступлений.

Вторую, устойчивую по «популярности» группу, составляют новейшие модели ВАЗа. Однако в последние годы объектом посягательства ста­новятся практически все типы подвижного состава автомобильного транспорта, включая крупнотоннажные грузовые автомобили и автобусы. В частности, в сельской местности кражи грузовиков составляют до 30 % от общего числа похищенных ТС. Здесь же отмечается вполне объяснимый в современных условиях рост краж сельскохозяйственной техники.

12.2.2. Распределение краж ТС по времени их совершения

Наибольшее число краж ТС совершается в темное время суток. Более 60 % из них происходят с 23.00 ч. до 4.00 ч. В ночное время наблюдается наибольшая активность как преступных групп, так и преступников-одиночек. Наименьшая частота краж отмечается с 7 до 17ч. Распределение краж по времени суток объясняется малочисленностью или полным отсутствием нарядов милиции в ночное время, малой вероятностью нахождения у ТС их владельцев или других граждан. Вместе с тем на время и вероят­ность кражи могут влиять тип и марка транспортного средства. Так, в горо­дах до 50 % грузовых автомобилей утоняются с 19 до 24 ч, причем значи­тельная часть (до 17 %) - в обеденный перерыв, когда водители оставляют их на улицах и во дворах без надлежащего присмотра. В дневное время крадется до 20 % мотоциклов. В транспортных узлах (у вокзалов, железнодорожных станций), в жилых микрорайонах и дачных поселках отмечается увеличение числа краж в момент окончания работы общественного транспорта.

Большинство краж совершается в выходные и предпраздничные дни, поскольку многие владельцы ТС выезжают из гаражей, оставляют автомо­били и мотоциклы без присмотра во дворах, на улицах, у магазинов и рес­торанов. На территориях предприятий, организаций и фирм в эти дни обычно остаются лишь сторож или дежурный. Причем в указанный период характерна общая активизация преступных элементов, сопровождающаяся их относительно частыми перемещениями. Среди климатических сезонов лидерами по числу краж являются лето, поздняя весна и ранняя осень.

12.2.3. Способы краж ТС

Способы кражи и последующего сокрытия похищенного ТС определя­ются условиями его хранения, габаритами, весом, конструктивными осо­бенностями, качеством установленных на нем противоугонных систем, оснащением и квалификацией похитителя, а также внешними обстоятельст­вами (наличием охраны, посторонних лиц и т. п.).

Приемы и способы хищений постоянно меняются вслед за совершенст­вованием конструкции ТС и средств их охраны. Знание совокупности характерных действий преступников, применяемых ими инструмен­тов и приспособлений позволяет производить идентификацию похи­щенного имущества и похитителей, а также вести соответствующую профилактическую работу.

Процесс хищения ТС можно представить в виде следующих этапов:

1) разведка (наблюдение);

2) доступ к ТС;

3) доступ в ТС;

4) запуск двигателя и обеспечение движения ТС;

5) сокрытие (маскировка) ТС;

6) реализация (использование) ТС.

1. Продолжительность и тщательность разведывательного этапа ме­няются в большом диапазоне в зависимости от способа хранения и конст­рукции транспортного средства. В частности, периодическое наблюдение за ТС и его владельцем может осуществляться до нескольких месяцев. В процессе наблюдения могут быть совершены кража или копирование ключей от гаража и автомобиля.

2. Каждое третье ТС похищается способом свободного к нему доступа, причем в 25 % случаев на момент кражи были открыты двери или в замках зажигания находились ключи. Среди других способов проникновения к транспортным средствам наиболее распространенными являются:

а) при безгаражном хранении:

- подбор или копирование ключей от ворот ограждений мест стоянки;

- разрушение ограждений;

- откатывание ТС от места стоянки без включения двигателя;

- буксировка (в том числе с применением вызванного по заказу автомо­биля технической помощи);

- погрузка на грузовой автомобиль или перевозка методом частичной погрузки.

б) при гаражном хранении2:

- открывание замков гаража путем подбора (копирования) ключей;

- выламывание замков;

- срезание (вырезание) замков и петель ворот;

- подъем или разрушение потолочных перекрытий;

- разборка (пролом) стен;

- подъем металлического гаража;

- подкоп под металлический гараж.

3. Наряду со свободным доступом преступники проникают в ТС путем:

- открывания замков дверей ТС металлическими линейками или лента­ми, кусками проволоки, крючками и т. п.;

- подбора (копирования) ключей;

- открывания (отжатия, разрушения) вентиляционных форточек и боко­вых стекол дверей3;

- разрезания резиновых уплотнений стекол;

- вырывания лобового или заднего стекла с помощью двух-трех сантех­нических вандусов;

- отжатия двери;

- выключения стопора дверного замка путем пробоя двери;

- вырывания замка двери с помощью винтовой тяги;

- прыжка на крышу автомобиля (сопровождающегося выдавливанием лобового стекла вследствие деформации ветровой рамы кузова);

 

2 Включая сараи и другие приспособленные помещения, количество краж из которых дости­гает 50 % от числа краж, совершенных из гаражей.

3 Для этих целей используются отвертки, молотки, камни. Защелки вентиляционных форточек открывают путем их нагрева пламенем от зажигалок, спичек и т. п.

- отключения электронных и открывания механических противоугон­ных систем;

- захвата ТС с применением силы, угрозы применения силы или оружия;

- завладения ТС путем мошенничества.

4. Запуск двигателя и обеспечение движения ТС осуществляется:

- подбором или копированием ключей;

- соединением напрямую проводов замка зажигания;

- использованием фольги, спичек, тонких металлических лент и слесар­ных инструментов для включения зажигания;

- установкой на ТС недостающих деталей (бегунка прерывателя-распределителя, предохранителей, свечей, проводов высокого напряжения и т. п.);

- открыванием или взломом механических замков, фиксирующих руле­вое управление и педали;

- отключением электронных систем блокировки стартера и двигателя.

5. Сокрытие и маскировка ТС, а также факта кражи может осуществ­ляться следующими способами:

- замена государственных регистрационных знаков4;

- подделка государственных регистрационных знаков;

- обработка (обтирка) горюче-смазочными материалами панелей прибо­ров, дверей и других деталей, на которых могут остаться следы;

- замена грузов, тента, багажника;

- перегон ТС в заранее подготовленные гаражи, сараи, подвалы, на тер­риторию предприятий и охраняемых стоянок, установка во дворах, под тентом5;

- подделка или замена водительских и регистрационных документов (переклейка фотографий, подчистка, травление и дописка текста, полная подделка);

- перекраска ТС;

- переоборудование (изменение) внешнего вида ТС за счет установки других деталей облицовки, декоративного оформления и т. д.;

- набивка новых идентификационных номеров двигателя и кузова6;

4 Обычно используются номерные знаки от официально зарегистрированных ТС (личные автомобили и мотоциклы похитителей либо ТС по месту их работы, ТС родственников, зна­комых).

5 Вместо стоящего под тентом нового автомобиля устанавливается предварительно угнанный старый.

6 Нередко преступники за бесценок покупают поврежденные в ДТП автомобили и угоняют новые такой же марки, перенося на них идентификационные номера и другие отличительные признаки поврежденных ТС, а затем регистрируютих как восстановленные.

- подделка табличек завода-изготовителя или наклепка других табличек;

- отправка ТС в другой регион в контейнере;

- разборка на запчасти;

- утапливание в водоемах;

- сожжение.

 

12.2.4. Лица, совершающие кражи ТС

Кражи ТС осуществляются в целях:

1) кратковременного или периодического использования для удовлетво­рения личных транспортных потребностей (покататься, доехать до нужного места, перевезти вещи, грузы и т. п.);

2) последующего хищения отдельных деталей, узлов или радиоаппаратуры;

3) разборки на запасные части;

4) перепродажи;

5) использования в качестве средства вымогательства;

6) периодического или постоянного использования в личных целях. Обычно первые две цели преследуются подростками в возрасте от 13 до 17 лет и лицами, находящимися в состоянии опьянения, желающими куда-либо подъехать. Они предпочитают красть с улиц и дворов ТС с неза­пертыми дверьми, ключами, оставленными в замке зажигания, а также устаревшие модели с несовершенными или неисправными замками и про­тивоугонными устройствами (прежде всего, без запирающих приспособле­ний на рулевой колонке). При этом тип ТС для них не имеет существенного значения, так как критериями выбора предмета кражи являются относи­тельная безопасность и простота запуска двигателя. Поэтому чаще всего они обращаются к мотоциклам, предварительно откатывая или оттас­кивая их в безопасное место.

Во многих регионах России среди похитителей мотоциклов подростки составляют не более 40 %, что противоречит распространенному мнению о преимущественной причастности к данным преступлениям несовершенно­летних. Высокие цены на мотоциклы в настоящее время все больше при­влекают к совершению краж нигде не работающих и неоднократно суди­мых в возрасте свыше 20 лет. До 70 % краж мотоциклов совершается в группе. Наиболее вероятные их исполнители - так называемые «рокеры» и «байкеры». Они, как правило, хорошо информированы о местах хранения и состоянии мотоциклов в данной местности. Неплохая, в целом, техническая подготовка позволяет им практически беспрерывно заниматься переделкой и усовершенствованием, обменом и перепродажей мотоциклов без со­ответствующей регистрации в ГИБДД. Этими обстоятельствами во многих случаях предопределяется повышенная сложность установления конкретного лица, совершившего кражу.

Примерно половина краденых мотоциклов после перекраски, переобо­рудования, установки или демонтажа декоративных деталей эксплуатирует­ся в пределах тех же административно-территориальных единиц, около 35-45 % - разбираются на части, бросаются или уничтожаются и лишь не бо­лее 10 % продаются в том виде, в котором были украдены.

Поскольку подросткам и другим лицам, желающим покататься, трудно открыть современные модели автомобилей с утапливаемыми замками две­рей, электронными дистанционными ключами и т. д., они проникают в них путем разрушения или выдавливания боковых стекол, вырезания резино­вых уплотнений задних и ветровых стекол, прыжка на крышу легково­го автомобиля и т. д.

В последнее время все большее распространение получает временная самовольная эксплуатация ТС. Автомобиль угоняется, используется в лич­ных целях, а затем возвращается на место стоянки. Таким образом могут совершаться единовременные и систематические поездки. Обычно этим занимаются лица в возрасте от 17 до 25 лет, имеющие опыт краж ТС, спо­собные действовать предусмотрительно после предварительной разведки порядка хранения ТС, изучения режима жизни его владельцев, усвоения порядка постановки автомобиля на хранение и т. п. Для них характерно осторожное обращение с автомобилем, стремление не причинить ему како­го-либо ущерба, сохранить имеющиеся в нем вещи и их расположение. При этом похитители предпочитают брать автомобили из гаражей, где вероятность обнаружения кражи минимальна^ Гаражи и автомобили открывают преимущественно способом подбора ключей. Для того чтобы владельцы ТС не обнаружили пропажу, не подняли тревогу и не сменили замки, похитители осуществляют мойку, чистку и заправку автомобиля в объеме, предшествовавшем краже. После длительных поездок они подго­няют показания спидометра, а также устанавливают на дверях гаражей фиксаторы в виде нитей, кусочков дерева, камешков и т. п., что позволяет определить, побывал ли кто-либо в гараже после использования ими транс­портного средства.

Подростки, лица желающие покататься или куда-либо подъехать, а так­же занимающиеся «временной эксплуатацией», совершают в совокупности до 80 % угонов ТС, значительную часть которых впоследствии удается обнаружить. Наибольшую опасность из всех видов преступных посяга­тельств на ТС имеют кражи, совершаемые профессиональными пре­ступными группами. Указанные группы отличаются исключительной мобильностью, имеют обширные межрегиональные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.015 с.)