Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограничения максимальной скорости движения ТС в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вместе с тем необоснованное ограничение скорости не только влечет существенные экономические потери, но и представляет определенную опасность с точки зрения формирования водительской психологии. Практика убедительно свидетельствует, что частота выполнения предписаний, ограничивающих скорость, обратно пропорциональна степени ее ограничения. Например, если установление максимальной скорости в 50 км/ч соблюдают более 70 % водителей, то ее снижение до 30 км/ч - всего лишь 10-15%, хотя они в достаточной степени осведомлены о негативных последствиях невыполнения установленных ограничений. Опрос водителей на автомобильных дорогах России приводит к выводу, что разрешение основного противоречия транспортного процесса (которое можно представить в виде своеобразного противопоставления скорости и безопасности) путем ограничения максимальной скорости движения ТС признается ими неприемлемым. Большинство из них считают высокую мобильность необходимым условием их нормального жизнеобеспечения, причем стремление к достижению такой мобильности не способны сдержать даже многочисленные жертвы и относительно высокая вероятность попадания в ДТП при движении с повышенной скоростью. С другой стороны, свыше 65 % водителей положительно воспринимают умеренные (от 50 км/ч) ограничения максимальной скорости движения транспортных средств в населенных пунктах. Наилучший вариант решения данной проблемы - внедрение многопозиционных дорожных знаков, с помощью которых скорость движения ТС ограничивается в зависимости от конкретных дорожных условий. Такой подход позволяет существенно повысить доверие к вводимым ограничениям. Однако устойчивый положительный эффект данной меры достигается только в случае, если за организационно-техническим этапом непременно следует правоохранительный- систематический контроль соблюдения установленных предписаний. Именно он позволяет Исключать до 70 % возможных ДТП по данной причине [5.15], [И.С.46], [И.К.45].
5.5.2. Портативные радиолокационные измерители скорости В качестве средств измерения скорости движения ТС могут использоваться только устройства, зарегистрированные в Государственном реестре Российской Федерации, прошедшие первичную проверку на заводе-изготовителе, имеющие специальный паспорт с отметкой государственного поверителя и периодически подвергаемые поверке в территориальных метрологических службах Госстандарта РФ [2], [13], [5.19]. Среди указанных приборов наибольшее распространение получили портативные радиолокационные измерители скорости (ПРИС) типа «Сокол», «Барьер-2», «Барьер-2М», «Питон», ТС-3, которые можно использовать в ручном, штативном (стационарном) и автомобильном вариантах. Например, ПРИС «Барьер-2» (см. рис. 9) позволяет измерять скорость движения в диапазоне от 20 до 199 км/ч на дистанции до 300 м при температуре воздуха от - 30° до + 50°; имеет относительно небольшой вес и может работать как автоном но, так и от бортовой сети автомобиля или мотоцикла. Для подготовки прибора к работе необходимо: 1) подключить его к источнику питания; 2) нажать кнопку «вкл.» на блоке (при этом на табло должен высвечиваться сегмент «запятая»); 3) прогреть прибор в течение одной минуты; 4) направить излучатель на звучащий камертон, удаленный на 25-30 см от рупора. При этом на табло высвечиваются цифры от 45 до 55, которые не должны исчезать после опускания кнопки измерительного блока; 5) установить переключатель «Порог скорости» индикаторного блока в положение «100», нажать кнопку «Сброс» и направить рупор на звучащий камертон. Показания индикаторного и измерительного блоков должны дублировать друг друга, и при уменьшении громкости звучания камертона цифры на табло обоих блоков должны одновременно гаснуть; 6) перевести переключатель «Порог скорости» в положение «ЗО», нажать кнопку «Сброс» и направить рупор на камертон: на табло индикаторного и измерительного блоков должны высвечиваться цифры от 45 до 55, сопровождающиеся звуковым сигналом в течение 3-10 с; 7) при появлении на табло индикаторного блока буквы «Р» следует произвести зарядку источника питания; 8) переключателем «Порог скорости» установить число, соответствующее допустимому значению скорости на контролируемом участке; 9) направить рупор измерительного блока на движущееся ТС и нажать кнопку его включения. При этом цифры, высвечивающиеся на табло индикаторного блока, соответствуют скорости движения ТС, а звучащий несколько секунд звуковой сигнал указывает, что контролируемый объект превысил установленный порог скорости.
Рис. 9. Основные блоки ПРИС «Барьер-2» 1 - измерительный; 2 - индикаторный; 3 - обработки информации; 4 - камертон 5.5.3. Тактика применения ПРИС
Приступая к работе с ПРИС, необходимо внимательно изучить правила его эксплуатации. К основным из них относятся следующие: 1. Рупор работающего излучателя прибора нельзя направлять на человека, а также металлические предметы площадью более 100 х 100 мм, находящиеся на расстоянии менее одного метра. 2. Применение прибора допустимо только вне непосредственной близости от источников сильных электромагнитных излучений (радиопередающих центров, газосветных реклам, электросиловых устройств и т. д.). 3. Измерения производятся только после входа ТС в зону ограничения максимальной скорости движения на расстояние, необходимое для безопасного реагирования водителя на установленные дорожные знаки (от 100 до 300 м в зависимости от первоначальной скорости и условий движения). 4. Факт превышения установленной скорости движения должен признаваться только в случае, если ее предел превышен не менее чем на 10 км/ч (см. ст. 115КоАП). 5. В процессе работы прибор не должен находиться на расстоянии более 10 м от той полосы движения, на которой производится измерение скорости движения ТС. 6. Работа прибора в штативном варианте должна сопровождаться визуальным наблюдением с целью исключения необоснованного привлечения к ответственности водителей ТС, попавших в зону действия ПРИС одновременно с другими ТС, движущимися в попутном или противоположном направлениях. Контролируя скоростной режим, первостепенное внимание следует уделять очагам аварийности и участкам улиц и дорог с относительно высокими показателями тяжести последствий ДТП. Для этого, независимо от внешнего исполнения патрульного транспорта и наличия форменной одежды у сотрудника ДПС, целесообразно периодически перемещаться по опасным участкам маршрута патрулирования, поскольку водители движущихся ТС предупреждают друг друга о работе ПРИС включением (переключением) света фар и жестами, а также применяют специальные устройства, получившие название антирадары. В настоящее время антирадарами оборудовано более 35 % автопарка России. Они способны обнаруживать радары на расстоянии от одного до четырех километров, создавать активные помехи на частоте работы ПРИС, излучать мощные сигналы, соответствующие разрешенной скорости движения, и вызывать сбои в работе контролирующей аппаратуры, используемой сотрудниками ДПС. Для снижения эффективности действия антирадаров целесообразно применять имитаторы работающих ПРИС, которые следует периодически перемещать по автомобильным дорогам и улицам. Это необходимо для устранения эффекта «привыкания» участников дорожного движения, который обычно проявляется через 7-10 суток работы имитатора [5.30]. Эффективная работа наряда по выявлению превышения скорости требует распределения обязанностей среди входящих в него инспекторов следующим образом: один из них, используя гражданскую одежду, ведет наблюдение за транспортным потоком и показаниями прибора, а второй, одетый в форму сотрудника ДПС, производит остановку транспортных средств и разбирательство с их водителями примерно в 200-300 м от места установки ПРИС. Остановив ТС, водитель которого превысил установленную скорость движения, сотрудник ДПС обязан: 1) представиться и объяснить, что прибор зафиксировал превышение допустимого порога скорости; 2) назвать и показать высвечиваемое на табло значение скорости и показания таймера; 3) рассказать, при необходимости, о принципе работы прибора, продемонстрировать его действие на других ТС; 4) разъяснить, что данный прибор исправен и проверен метрологической службой Госстандарта, о чем свидетельствуют его паспорт и специальные пломбы на корпусах составляющих его блоков; 5) внести название, заводской номер прибора и номер свидетельства о его исправности в протокол о совершении административного правонарушения; 6) указать на признаки, по которым было установлено, что именно данное ТС двигалось с наибольшей скоростью. Вместе с тем следует исходить из того, что контроль скорости дорожного движения традиционными средствами в настоящее время связан с все возрастающими трудностями, а в крупных населенных пунктах и на автомобильных дорогах с высокой интенсивностью движения становится практически невозможным. Главная причина этого состоит в том, что используемые для этой цели ПРИС не обеспечивают гарантированного фиксирования параметров движения транспортных средств вследствие своего технического несовершенства. В частности, их трудно применять в плотных транспортных потоках, они не дают достоверной регистрации времени и места правонарушения, а также направления действия прибора. Работа нарядов ДПС, оснащенных ПРИС типа «Барьер-2», «Барьер-2 М», 8рееасошго1 и т. п., сопровождается прогрессирующим ростом жалоб со стороны участников дорожного движения и значительным повышением напряженности труда личного состава. Кроме того, работа устройств, основанных на принципе радиолокации, легко обнаруживается водителями ТС при помощи антирадаров. В связи с этим возникает необходимость применения лазерных устройств. Их действие невозможно установить из движущегося автомобиля, они позволяют стабильно «удерживать» отдельные объекты наблюдения и обладают повышенной точностью измерений. Наиболее удачными, с точки зрения эксплуатации в условиях России, являются приборы LR-90-235Р, ВЕЕ 36А, NАWК, МР 80/8, способные работать как от бортовой сети патрульных автомобилей, так и в автономном режиме, а также автоматизированные системы типа ПКС, ПОСТ-1, Виконт-Видеопикет, Multanova, Gatso и другие, рассчитанные на производство фото- и видеосъемки нарушений ПДД. 5.5.4. Пост контроля скорости Рассмотрим принцип работы и порядок применения автоматизированных устройств контроля движения ТС на примере системы отечественного производства «Пост контроля скорости» (ПКС). ПКС и его модификации ПКС-02, ПКС-03 обеспечивают автоматическую фиксацию фактов превышения установленной скорости движения и несоблюдения безопасной дистанции между транспортными средствами. Данные приборы могут работать в автономном режиме и устанавливаться на путепроводах, мостах, арках, стойках дорожных знаков, опорах освещения автомобильных дорог, на специальных штативах и непосредственно на патрульных ТС. При размещении на высоте 3-5 м от поверхности проезжей части приборы типа ПКС позволяют фиксировать нарушения ПДД на многополосных дорогах независимо от удаленности ТС от бровки земляного полотна дороги (см. рис. 10).
Рис. 10. Установка прибора ПКС на путепроводе Возможен вариант работы ПКС под непосредственным наблюдением сотрудников ДПС, которые, оценивая его показания, могут оперативно пресекать неправомерные действия водителей транспортных средств. При превышении установленного скоростного предела хотя бы одним автомобилем, попавшим в зону действия локатора ПКС, производится его двукратное фотографирование с интервалом в 0,6 с. Одновременно на каждый из кадров проецируются номерные знаки ТС, их внешний вид, дата, время совершения нарушения, номер кадра, установленная на данном участке скорость движения и величина ее превышения. Факт нарушения скоростного режима конкретными ТС устанавливается, исходя из взаиморасположения транспортных средств на первом и втором снимках. В условиях интенсивного движения фотокассета прибора ПКС позволяет зафиксировать до 400 нарушений ПДД в течение 12-15 ч непрерывной работы. Приступая к эксплуатации ПКС, следует предварительно оповестить население через средства массовой информации о порядке и принципе их работы, что само по себе дает ощутимый профилактический эффект и значительно уменьшает число возможных конфликтов между сотрудниками ДПС и участниками дорожного движения. Однако распространение этой информации должно непременно сопровождаться тактически грамотными действиями по реализации возможностей данных приборов. В частности, приборы должны: 1) устанавливаться в тщательно подобранных для этого местах; 2) регулярно перемещаться на другие участки дорог; 3) комбинироваться со своими фальшмоделями (в пропорции 1: 5, 1: 10); 4) защищаться от неблагоприятных климатических воздействий и намеренных разрушений. Наконец, фиксирование данными приборами правонарушений должно непременно сопровождаться мерами воздействия, предусмотренными действующим законодательством. Выполнение последнего условия представляет собой непростую задачу, поскольку требует вызова правонарушителей для составления протоколов. Поэтому все группы административной практики подразделений, на территории обслуживания которых эксплуатируются ПКС, должны быть обеспечены соответствующей проекционной аппаратурой для просмотра фото-, видеопленки и отбора кадров, качество которых гарантирует распознавание идентификационных признаков ТС. При необходимости с указанных кадров могут быть отпечатаны фотографии, служащие доказательством факта правонарушения. В случае неявки водителей, совершивших нарушения, по письменному извещению в органы ГИБДД им направляется повторный вызов, сведения о них включаются в специальную картотеку лиц, подлежащих розыску. О них информируются соответствующие территориальные отделения ГИБДД, которые производят технический осмотр данных ТС, а также принимаются другие меры, предусмотренные в отношении лиц, уклоняющихся от административной ответственности. Последние модели приборов типа ПКС и ТФН, «Сова» способны вести видеозапись нарушений ПДД и, при соединении с соответствующими АИПС, позволяют производить автоматическую распечатку протоколов о совершении административных правонарушений, что существенно упрощает процедуру производства по данной категории дел.
5.6. Контроль движения пешеходов К пешеходам относятся лица, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящие на ней работу, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, лица, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску [8]. Для отнесения указанных лиц к категории пешеходов не имеет значения их возраст, физическое состояние и положение на проезжей части. Ими могут быть дети, играющие на улице, человек, сидящий на дороге, и др. Пешеходы- наиболее многочисленная и трудно поддающаяся внешнему управлению категория участников дорожного движения. По их вине происходит около 30 % ДТП, зарегистрированных в России. Причем чем крупнее населенный пункт, тем значительнее в нем доля происшествий данного вида10. Этому способствует несовершенство соответствующих элементов ДИ (отсутствие или недостаточная ширина тротуаров, подземных пешеходных переходов, ограждений игровых площадок, бестранспортных зон, проезжих частей улиц и дорог). Например, в условиях, когда на одного пешехода приходятся менее 1,5 кв. м площади тротуара, движение становится стесненным, резко возрастает число выходов пешеходов на проезжую часть и при этом они редко замечают опасное сближение с движущимися ТС. В отличие от водителей пешеходы обычно слабо знакомы с нормами, регулирующими порядок дорожного движения, и требованиями к его участникам, не подвержены каким-либо ограничениям в возрасте и состоянии здоровья. Находясь в скоплении людей, они в большей степени склонны к проявлениям конформации (например, следуют за другими при переходе улицы на запрещающий сигнал светофора). Разумеется, причины ДТП с участием пешеходов обусловлены не только дефектами ДИ и недостаточной приспособленностью людей к условиям современного дорожного движения.
10 Например, в центральной части Москвы нарушения ПДД пешеходами являются причиной около 70 % ДТП. Во многих областных и краевых центрах аналогичный показатель превышает 35-50%. Немаловажную роль здесь играют беспечность, самонадеянность, пренебрежение общественным долгом и прочие следствия недостаточной общей культуры, а также трудности установления личности пешеходов-правонарушителей11. Наибольшее количество ДТП связано со следующими нарушениями ПДД пешеходами: 1) переход проезжей части перед близко идущим ТС; 2) переход проезжей части в неустановленном для этого месте; 3) неожиданный выход на проезжую часть из-за остановившегося или движущегося ТС, какого-либо сооружения или из неосвещенной зоны; 4) ходьба по проезжей части при наличии тротуаров и обочин; 5) игры на проезжей части. В значительной части ДТП данной категории обусловлены тем, что пешеходы бежали через дорогу. Это не позволяло им быстро остановиться или сориентироваться в дорожной обстановке. Почти четверть из них находилась в состоянии опьянения. Множество инцидентов с пешеходами происходит в зонах остановок общественного транспорта. В частности, при значительном скоплении или при отсутствии приподнятой посадочной площадки люди склонны ожидать автобусы и трамваи, выходя на проезжую часть, приближаться к остановочным пунктам не по линии тротуаров и т. п. Пересекая дорогу, пешеходы должны идти в пределах ширины пешеходного перехода. Исключением из этого правила является возможность пересечь проезжую часть, направляясь к стоящему на остановке маршрутному ТС или от него в направлении тротуара в месте, не оборудованном наземным пешеходным переходом. Если пешеход переходит проезжую часть вне пешеходного перехода, то его действия должны быть такими, чтобы не создавать помех движущимся ТС и не вызывать их резкого торможения или маневрирования для предотвращения наезда. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не пользуется преимуществом перед ТС, кроме случая, когда ТС выезжают с перекрестка, завершая левый или правый поворот. Большинство пешеходов переоценивают свою видимость на дороге и уверены в том, они видны водителям ТС, исходя из того, что сами хорошо видят фары приближающихся ТС. Однако достаточная видимость пешеходов обеспечивается только при наличии на их одежде специальных световозвращающих приспособлений, которые увеличивают видимость 11 Как правило, у пешеходов нет документов, удостоверяющих их личность, место жительства и работы, что обязывает сотрудников ДПС применять их административное задержание с целью идентификации личности.
человека на дороге с 25-40 м до 150 м при использовании ближнего света фар и до 400 м - при включении дальнего. Сотрудникам ДПС необходимо активно вмешиваться в неправомерные действия пешеходов, стараясь на время разбирательства совершенных ими правонарушений изолировать данных лиц от толпы либо отзывать в сторону от дороги или тротуара. Желательно, чтобы рядом с инспекторами находились представители общественных формирований или коллеги, поскольку среди пешеходов - нарушителей ПДД часто встречаются лица, старающиеся привлечь внимание прохожих к якобы неправомерным действиям сотрудников милиции. По этой причине в зонах интенсивного пешеходного движения организуется работа нарядов, оснащенных патрульными автомобилями или имеющих в своем распоряжении передвижной пост ДПС, оборудованный на базе автомобильного прицепа-фургона. К несению службы в составе данных нарядов в обязательном порядке должны привлекаться наиболее опытные и квалифицированные инспектора ДПС. Особое внимание следует уделять безопасности передвижения групп детей и людских колонн. Движение детей по проезжей части допустимо лишь в исключительных случаях только в дневное время и при сопровождении взрослых. Колонны людей на улицах и дорогах должны быть организованы, т. е. иметь в своем составе руководителя, строиться в \-Л ряда в зависимости от ширины проезжей части, обеспечивать беспрепятственный проезд ТС, обозначаться спереди и сзади флажками красного цвета, а в темное время суток фонарями, впереди - белого и сзади - красного цвета [8]. Если же эти условия не могут быть выполнены, сотрудники ДПС прекращают движение колонны до согласования времени, маршрута и порядка ее дальнейшего движения с территориальными органами ГИБДД. При контроле за движением пешеходов следует исходить из того, что любые политические, культурные и спортивные акции, проводимые с участием людей на улицах и дорогах, не должны создавать реальную угрозу нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций или работе общественного транспорта, а также не вызывать нарушений общественного порядка. Их проведение возможно только после предварительного уведомления властей в соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» (Ведомости РФ. 1992. № 22. Ст. 1246). Не должны оставаться без внимания нарядов ДПС и пассажиры ТС, которые нередко становятся виновниками ДТП из-за попыток открыть дверь движущегося автобуса, троллейбуса или трамвая, совершить посадку в ТС со стороны проезжей части, проехать, сидя на борту грузового автомобиля и т. п. 5.7. Контроль технического состояния ТС
Конструкции современных ТС постоянно совершенствуются. Улучшаются их скоростные и динамические характеристики, компьютеризируются процессы управления и контроля работы узлов и агрегатов. ТС снабжаются антиблокировочными и антипробуксовочными устройствами, автоматически запираемыми замками дверей и люков, лазерными дальномерами и блокираторами предельной дистанции в зависимости от состояния проезжей части и скорости движения, ремнями безопасности в комбинации с надувными подушками, «следящими» приборами освещения, регуляторами скорости, детекторами автоматической остановки при красном свете светофора, датчиками критической скорости поворота, приборами автоматического отключения зажигания при появлении у водителей признаков сонливости, алкогольного опьянения и т. д. Непрерывно повышается комфортабельность ТС, что немаловажно для поддержания у водителей необходимых психофизиологических качеств (например, за счет снижения утомляемости от воздействия шума, сотрясений, вибрации, загрязненности воздуха). Вместе с тем основу парка транспортных средств России составляют автомобили, конструкция которых по многим параметрам не отвечает современным требованиям. За последние 16 лет количество автомобилей, выпускаемых в России, стабильно сокращалось, несмотря на то, что отечественная автомобильная промышленность многократно уступала и уступает большинству развитых стран мира в объеме и качестве их производства. В сравнении с 1983г. выпуск легковых автомобилей снизился на 25%, автобусов - на 51 %, грузовых автомобилей - на 82 %. Около 35 % ТС эксплуатируются более 8 лет, 13 % - свыше 15 лет. Сотни тысяч из них подлежат списанию по износу. Положение усугубляется тем, что потребности населения в автомобилях удовлетворяются за счет импорта бывших в эксплуатации ТС, поддержание необходимого технического состояния которых представляет серьезную проблему. По мнению большинства зарубежных и российских экспертов, Россия вступила в стадию так называемого «взрывного роста» автомобильного транспорта индивидуального пользования, которая будет продолжаться до достижения уровня насыщенности примерно в 40СМ50 ТС на тысячу человек населения, что в 4-6 раз превышает параметр, достигнутый в настоящее время. Многолетние официальные данные о ДТП по причине неисправностей и несовершенства конструкций ТС не дают оснований для беспокойства12. Однако следует иметь в виду, что они не соответствуют действительности
12 По официальным данным за 1988-1998 гг., число ДТП по этой причине в подавляющем большинстве регионов России не превышало 1-3 %. из-за нередких проявлений формальной оценки технического состояния подвижного состава сотрудниками ГИБДД и другими контролирующими работу транспорта органами. В частности, повреждение ТС при ДТП зачастую необоснованно выдвигается в качестве причины, исключающей проверку работоспособности их узлов и агрегатов. Негативно сказываются на решении этой проблемы некомпетентность части личного состава ДПС и следственных подразделений при составлении первичных материалов по фактам ДТП, а также пренебрежение возможностями автотехнической экспертизы. Нередко для установления причин ДТП достаточно (после процессуально оформленного осмотра) обеспечить подвижность ТС (например, немного отогнуть деформированное оперение для свободного вращения колес) и проверить работоспособность тормозной системы либо снять какой-либо узел, сфотографировать его, оценить целостность деталей и передать на исследование специалистам13. По результатам государственного технического осмотра свыше 30 % автомобилей и мотоциклов признаются не соответствующими ГОСТам, правилам технической эксплуатации, инструкциям заводов-изготовителей и другим нормативам. Среди ТС, находящихся в эксплуатации, этот показатель еще выше и в отдельных регионах достигает 40-65 %. Выборочные проверки технического состояния ТС показывают, что до 70 % автомобилей имеют 1-2 неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена, свыше 10 % имеют по 5-8 таких неисправностей. Разумеется, они различны по характеру, т. е. могут быть конструкционными, производственными, эксплуатационными и возникшими вследствие, износа и естественного старения. Первые два из названных видов дефектов, по официальной статистике, составляют соответственно 0,9 % и 2,9 %, что, конечно же, далеко от действительности. Для объективного заключения по этому вопросу требуется проведение дорогостоящих сравнительных испытаний путем имитации ДТП на основе международных норм и тщательные экспертные исследования на предмет выявления скрытых дефектов. Например, ослепление водителей, вызванное неправильно отрегулированными фарами встречных автомобилей либо перегрузкой багажников, практически всегда остается «в тени». С другой стороны, множество ТС имеют фары с потускневшими отражателями, трещинами в рассеивателях, защитными решетками, резко (до 30 %) снижающими световой поток и исключающими применение фароочистителей. Естественно, что освещенность проезжей части, требуемая по условиям безопасности, при этом не обеспечивается. В настоящее время плановые государственные технические осмотры ТС проводятся преимущественно без применения современных средств
13 Подробнее см. раздел 11 пособия. инструментального контроля. ГИБДД России имеет всего 22 диагностических станции (не считая относительно простых пунктов технического контроля), полностью оснащенных необходимым комплексом контрольно-измерительной аппаратуры. Детальному диагностированию систем, влияющих на безопасность движения, в ходе техосмотра подвергается не более 2-3 % ТС. По этой причине множество неисправностей, в том числе и конструкционного плана, остаются не выявленными, хотя в процессе эксплуатации автомобилей их наличие приводит к тяжелым последствиям. Например, за последние три года в несколько раз возросло количество ДТП, совершенных водителями частных автобусов в результате самовольного их переоборудования для перевозок промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также из-за применения на них сцепных устройств и эксплуатации прицепов. Многие технические дефекты автотранспортных средств не фиксируются только потому, что они не имеют внешних проявлений. Например, практически никогда не проверяется качество тормозной жидкости гидропривода дисковых тормозов, которая при нарушении установленных сроков эксплуатации теряет термостойкость. При движении ТС по затяжному спуску и при пользовании тормозами она испаряется, образуя паровые пробки и исключая действие тормозов. Если по данной причине происходит ДТП, то без производства экспертизы тормозной жидкости никаких доказательств неисправности ТС обнаружить невозможно. Аналогичный эффект временной потери тормозных качеств наблюдается из-за теплового расширения тормозных барабанов при неправильно отрегулированных зазорах между тормозными колодками и барабанами. По тем же причинам свыше 97 % материалов по фактам ДТП не отражали те неисправности ТС, которые не могут проявляться непосредственно. Однако такие довольно распространенные дефекты, как остановка двигателя на холостом ходу, разрядка аккумулятора, неисправность фиксатора рычага переключения передач, отказ гидроусилителя руля на малых оборотах двигателя, течь в системе охлаждения, трещины в зеркале заднего вида и т. п., традиционно относимые к категории несущественных, постоянно беспокоят водителей, повышают их нервное напряжение, отвлекают от управления транспортным средством, заставляют менять установившийся режим движения. Весомое влияние могут оказать и вполне безобидные, на первый взгляд, конструктивные недостатки транспортного средства, такие как шум ветровых форточек, способных генерировать ультразвуковые колебания, ухудшающие зрение, реакцию и общее самочувствие водителей. Далеко не полные оценка и учет неисправностей ТС, участвовавших в ДТП, существенно искажают соответствующие статистические данные, создавая иллюзию относительной слабости проявления фактора технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта в общей картине ДТА. Показательно, что в странах, имеющих несравнимо более высокий уровень качества ТС и автомобильного сервиса (ФРГ, Франция, Япония и США), аналогичный параметр достигает величины соответственно в 15, 20, 22 и 25 %, причем более 96 % выявленных дефектов носят чисто эксплуатационный характер. По мнению большинства зарубежных специалистов, немалая часть автомобилей подвергается необходимому техобслуживанию и ремонту только непосредственно перед официальным техническим осмотром, проводимом в плановом порядке. Поэтому в развитых странах мира подразделения полиции, технической инспекции, специальные комиссии муниципалитетов, министерства транспорта и другие контролирующие данную сферу органы постоянно проводят широкую по масштабам выборочную проверку работоспособности систем ТС, находящихся в процессе дорожного движения, а также реализуют комплекс мероприятий, направленных на исключение допуска к эксплуатации автомототранспортных средств с неудовлетворительными техническими характеристиками. О степени детальности этой работы говорит, например, такой факт, что в 1996 г. Конгресс США обязал Национальную администрацию по обеспечению безопасности дорожного движения ввести учет всех ТС, побывавших в ДТП и затем подвергавшихся восстановлению, поскольку их надежность резко снижается. Для этих целей созданы специальные комиссии, задача которых состоит в проверке качеств восстановленных автомобилей и контроле фиксации сведений об их восстановлении в регистрационных документах. Повторное исследование технического состояния ТС, участвовавших в ДТП, дает основание полагать, что те или иные их дефекты могли иметь прямую или косвенную связь с наступившими вредными последствиями более чем в 35 % случаев. Иллюстрацией истинного положения с обеспечением технической исправности подвижного состава могут служить результаты комплексных технических экспертиз, в обязательном порядке назначаемых по фактам ДТП с особо тяжкими последствиями. Обычно такие происшествия происходят при участии автобусов, т. е. ТС, подлежащих наиболее тщательному техническому осмотру от 2 до 4 раз в год. Тем не менее в 1998 г. более 20 % из них имели дефекты, оказавшие прямое влияние на возникшие ДТП. В настоящее время можно констатировать, что большинство автотранспортных предприятий, организаций и фирм не выполняют требований нормативных актов, направленных на предупреждение ДТА. В условиях, когда степень эксплуатации большинства ТС высока, плановый государственный технический осмотр подвижного состава автомобильного транспорта не гарантирует его текущей готовности. Данная задача может быть эффективно решена только за счет выборочного контроля параметров безопасности ТС непосредственно в процессе дорожного движения. Поэтому в процессе несения дорожно-патрульной службы следует обращать внимание на любые проявления неисправности систем, влияющих на безопасность движения. Порядок оценки технического состояния ТС рассматривается в разделе 11 пособия.
5.8. Контроль экологических параметров ТС 5.8. 1. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду В первом разделе пособия мы отмечали, что одним из важнейших отрицательных последствий применения автомобильного транспорта является мощное загрязнение окружающей среды. Совокупность вредных воздействий ТС можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 11).
Рис. 11. Основные факторы отрицательного воздействия автомобильного
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.013 с.) |