Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одной из основных задач дпс является «участие в осуществлении контроля за соблюдением условий лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и иной деятельности, связанной с эксплуатации

Поиск

ей ТС» (см. п. 2.1.9 [14]). В связи с этим инспекторский состав ДПС как самостоятельно, так и во взаимодействии с сотрудниками РТИ осуществляет проверку наличия у водителей и владельцев ТС лицензионных карточек, прото­колов испытаний, товарно-транспортных накладных, разрешений на перевоз­ку крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов и других документов, совокупность которых принято называть путевыми документами.

1. Лицензионная карточка представляет собой бланк строгой отчетно­сти, имеющий учетную серию и номер, нанесенные типографским способом. Она выдается территориальными органами РТИ лицам, профессиональ­но занимающимся транспортным обслуживанием предприятий, органи­заций и населения. Принятые до настоящего времени нормативные акты не дают четкого определения субъектов, осуществляющих коммерческие пере­возки, и лиц, удовлетворяющих свои собственные транспортные потребности. Предполагается, что в первую из названных категорий входят предприятия и граждане, чьим источником дохода являются автомобильные перевозки.

Отдельные виды перевозок не подлежат лицензированию и, следова­тельно, водителям не выдаются лицензионные карточки. Это касается ТС органов здравоохранения, учебных заведений, предприятий связи, ОВД и ФСБ, налоговой полиции, налоговой инспекции, прокуратуры, Вооружен­ных Сил и некоторых других, при условии, что они не выполняют коммер­ческих перевозок [6.3].

Водители других ТС обязаны иметь при себе следующие лицензионные карточки:

а) красного цвета — при перевозках грузов и пассажиров на коммерче­ской основе в пределах России;

б) зеленого цвета - при перевозках грузов и пассажиров на коммерче­ской основе в международном автомобильном сообщении;

в) синего цвета - при перевозках собственных грузов данного предпри­ятия или пассажиров из числа работников предприятия для производствен­ных целей в пределах России;

г) белого цвета с красной диагональной полосой при перевозках опасных грузов на коммерческой основе в пределах России;

д) белого цвета с зеленой диагональной полосой- при перевозках опасных грузов на коммерческой основе в международном автомобильном сообщении;

е) белого цвета с синей диагональной полосой при перевозках собст­венных опасных грузов данного предприятия для производственных целей в пределах России [6.3], [6.4].

2. В соответствии с п. 2.1.1 ПДД, требованиями Минтранса РФ, предъ­являемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автотранс­порте [6.50], а также решениями администрации субъектов РФ владельцы лицензий обязаны иметь при себе путевые (маршрутные) листы и докумен­ты на перевозимые грузы.

В путевом листе отражаются: фамилия и инициалы водителя, марка и государственный регистрационный номер ТС, время выезда и возвращения ТС в гараж, наименования и адреса пунктов погрузки и разгрузки, отметки о техническом состоянии автомобиля, подписи механика, диспетчера, фельдшера и других должностных лиц, ответственных за выпуск и эксплуа­тацию ТС. Водителям автобусов, в том числе работающим на внутригород­ских маршрутах, выдаются маршрутные листы, в которых кроме сведе­ний, указанных в путевых листах, отражается график движения.

В современных грузовых автомобилях и автобусах устанавливаются специальные приборы- тахографы, в которых объединяется спидометр, одометр, таймер, датчики нагрузок, автоматический самописец и регистра­тор вскрытия прибора. По тахограмме, записанной прибором, легко уста­новить реальные параметры движения ТС, время, скорость, протяженность поездки, количество и продолжительность остановок в течение конкретных суток. Тахограмма вполне может выполнить роль юридического документа, отражающего содержание транспортной\работы2. Сравнение реквизитов путевого листа с водительским удостоверением, регистрационным доку­ментом, лицензионной карточкой и тахограммой дает возможность устано­вить правомерность режима эксплуатации ТС.

3. Водители испытательной автомобильной техники наряду со свиде­тельством о регистрации ТС и путевым листом должны иметь программу испытаний, протокол (журнал) испытаний и журнал-формуляр с ука­занием идентификационных номеров ТС. При этом в разделе «Особые от- • метки» свидетельства о регистрации должна быть запись «испытательная». Поскольку ТС, занятые на дорожных испытаниях, относятся к специаль­ным, их водителям лицензионные карточки не выдаются.

4. Путевой лист является основным первичным документом учета работы автомобилей, однако при перевозке грузов товарного характера к нему могут прилагаться товарно-транспортные накладные, разрешения на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов либо другие документы.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) состоит из двух разделов товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузопо­лучателей, и транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотпра­вителей-заказчиков с грузоперевозчиками. ТТН заполняются на каждую поездку минимум в 4-х экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоот­правителя, второй передается грузополучателю, а третий и четвертый эк­земпляры, заверенные подписью и печатью (штампом) грузополучателя,

 

 

2 В настоящее время все грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусы, участвующие в международном автомобильном сообщении, согласно Евро­пейскому соглашению в обязательном порядке оборудуются тахографами.

передаются водителю или лицу, сопровождающему груз. В случаях, когда одним автомобилем перевозится несколько наименований грузов, к ТТН могут прилагаться специальные вкладыши, реквизиты, серия и номер которых должны соответствовать серии и номеру ТТН с добавлением к ним через дробь номера вкладыша, начиная с первого. Например, к ТТН серии ХГ 121343 прилагаются вкладыши ХГ 121343/1, ХГ 121343/2 и т. д.

В ТТН указываются наименования каждого грузополучателя, вид, вес, количество, род упаковки груза, время подачи ТС под погрузку и разгрузку. Автомобили и прицепы, контейнеры и цистерны, направляемые к одному грузополучателю, могут быть опломбированы, о чем в ТТН производится отметка и указываются контрольные знаки пломбы - сокращенное наиме­нование грузоотправителя, а также торговые знаки или номера пломбиро­вочных тисков. Пломбирование грузов могут производить и автотранс­портные предприятия. В этом случае в накладной указываются их кон­трольные знаки.

В необходимых случаях сотрудники ДПС контролируют:

1) правильность навески пломб на дверные накладки контейнеров и фургонов;

2) целостность пломбировочной проволоки;

3) соответствие оттисков пломб образцам, указанным в ТТН;

4) отсутствие следов повторного сжатия пломб;

5) целостность дверей и люков, кузова, а также плотность их закрытия;

6) исправность запорных шпингалетов и ушек дверных накладок авто­фургонов;

7) отсутствие повреждений в грузовых отсеках ТС, разрывов обвязочной ленты и проволоки на упаковке грузов.

Если пломбы не исключают доступа к грузам или снимаются без нару­шения их целостности, то сотрудники ДПС могут провести досмотр перево­зимых грузов, для чего приглашаются понятые и сотрудники ОБЭП соот­ветствующих территориальных ГОРОВД.

5. При осуществлении перевозок определенных видов грузов водители ТС или сопровождающие грузы лица должны иметь при себе дополни­тельные документы. Например, в соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии». Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов (утверждена Минсельхозпродом РФ 12 ап­реля 1999 г.) и приказом МВД РФ № 419 - 1999 г.[6.60], грузы, подкон­трольные Госветнадзору, подлежат перевозке только при наличии:

1) Ветеринарного свидетельства форм №1,2 или 3 (при транспорти­ровке по территории РФ),

2) Ветеринарной справки формы № 4 (при транспортировке в пределах района (города).

 

3) Ветеринарного сертификата формы № 5 (типы а, Ь, с, 6, е) для экспортных грузов (выдаются ветеринарными врачами пограничных кон­трольных ветеринарных пунктов взамен ветеринарного свидетельства, вы­данного Госветслужбой района (города).

В свою очередь на грузы, поступающие в Россию по импорту, погран-ветпункты выдают взамен ветеринарных сертификатов страны-экспортера ветеринарные свидетельства форм №1,2, 3.

Бланки ветеринарных свидетельств и ветеринарных справок являются бланками строгой отчетности, имеют 9 степеней защиты (водяные знаки, реактивные краски, микротексты, гильоширные рамки, ирисовую печать, фоновые сетки, свечение ветеринарного знака в ультрафиолетовых лучах, и голограмму горячего тиснения с эмблемой Госветнадзора РФ, снабженную микротекстами и срытыми микроизображениями конфиденциального поряд­ка). Кроме того, они нумеруются восьмизначным числом, в котором первые две цифры - порядковый номер субъекта РФ, две цифры после тире - поряд­ковый номер района (города), остальные четыре символа - номер документа.

Бланки ветеринарных документов, выдаваемых на государственной границе, нумеруют типографским способом или автоматическим нумерато­ром тремя парами цифр: первая пара - 93, вторая пара - номер зонального управления Госветнадзора на госгранице, третья пара - номер погранично­го контрольно-ветеринарного пункта.

Ветеринарные свидетельства и справки действительны в течение 3 дней с момента выдачи и до начала транспортировки, а ветеринарные сертифи­каты на спортивных, цирковых и других животных - при возвращении в Россию в течение 90 дней с момента выдачи.

6. Весной многими дорожными органами вводятся ограничения осевой нагрузки ТС, движущихся по автомобильным дорогам. Сроки действия ограничений определяются в зависимости от природно-климатических ус­ловий того или иного региона. Проезд ТС со сверхнормативной нагрузкой в этот период осуществляется только по специальным пропускам, выдавае­мым федеральными и региональными дорожными органами. Форма данных пропусков устанавливается ФДС России. Движение без специальных про­пусков (кроме случаев, когда необходимо специальное разрешение на пере­возку крупногабаритного и тяжеловесного груза) возможно только при:

1) осуществлении международного автомобильного сообщения на осно­ве межправительственных соглашений;

2) перевозке пассажиров;

3) перевозке грузов, связанных с жизнеобеспечением соответствующих регионов, предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;

4) проезде ТС, имеющих нагрузку на любую из осей, не превышающую допустимой.

Пропуск должен быть полностью заполнен (маршрут движения, марка ТС, регистрационный номер, наименование организации- грузоперевозчика) и заверен печатью дорожных органов. Он выдается только на одну поездку и при повторном обращении грузоперевозчика должен оформляться заново [6.63].

 

6.7. Документы, предоставляющие право на отступление от требований ПДД

В целях обеспечения безопасности перевозок секретных и ценных изде­лий водители ТС или сопровождающие их лица из службы инкассации, фельдъегерской связи, МВД, ФСБ могут обеспечиваться специальными предписаниями (талонами), предоставляющими право проезда без провер­ки груза, путевой документации и регистрационных документов. Специаль­ные предписания выдаются только Главным управлением ГИБДД МВД РФ по заявкам заинтересованных учреждений.

Сотрудники ДПС обязаны оказывать возможное содействие предъяви­телям специального предписания в охране и доставке груза при возникно­вении ДТП, обеспечивать их беспрепятственный проезд в период проведе­ния массовых мероприятий, когда дорожное движение затруднено, а также предоставлять свой служебный транспорт сотрудникам фельдсвязи для скорейшей доставки корреспонденции высшим должностным лицам РФ при их нахождении в отдаленных районах, в которых нет подразделений фельдъегерской связи [6.7]. Однако в случае сомнения в подлинности спе­циального предписания либо использовании его не по назначению инспек­торам ДПС предоставляется право изъять его, выдав справку произвольной формы о причинах задержания предписания. О данном факте сообщается рапортом начальнику территориального органа ГИБДД, затем предписание вместе с рапортом направляется в ГУГИБДД МВД РФ.

 

6.8. Медицинские справки

 

Способность водителя к адекватной оценке обстановки на дороге, преж­де всего, зависит от психофизического состояния. Он должен иметь хоро­шее зрение, слух, координацию и реакцию. Поэтому лица, желающие полу­чить водительские удостоверения, обязаны пройти медицинское освиде­тельствование и в последующем повторять эту процедуру в зависимости от возраста, места работы и состояния здоровья [6.5], [6.44], [6.45]. Это необходимо в связи с широким распространением общей, приобретенной и наследственной заболеваемости. До 30 % водителей автобусов и грузовых автомобилей страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, расстройством центральной нервной системы и другими болезнями, что существен­но увеличивает вероятность их попадания в ДТП. В частности, наличие у водителей гипертонии повышает такую опасность на 10%, желудочно-кишечных заболеваний- на 16%, пояснично-крестцового радикулита, ишиа­са, люмбаго и некоторых других - на 30—40 %. Аналогичный эффект дает естественное старение. Водители с большим стажем работы, и особенно в возрасте более 60 лет, составляют малочисленную группу, но относительные показатели ДТА по их вине велики. К тому же под давлением объективных общественных потребностей в последние годы органы здравоохранения вы­нуждены несколько ограничить перечень противопоказаний, препятствую­щих управлению транспортом определенными категориями инвалидов, даль­тоников, людей с ограниченной остротой зрения, отсутствием слуха, что позволяет обеспечить активную жизнь значительной части населения3.

В соответствии с нормативными актами Министерства здравоохранения и МВД РФ все водители ТС должны подвергаться периодическому медицинско­му освидетельствованию и иметь соответствующие справки [6.5]. Для лиц, страдающих какими-либо психофизиологическими недостатками, способными оказать влияние на их водительские качества, могут вводиться сокращенные сроки медицинского осмотра, а в их водительских удостоверениях возможно внесение штампа «медицинская справка обязательна». Например, запись в справке «разрешено управление при протезе голени» обязывает водителя иметь исправный протез. В противном случае водительское удостоверение считается недействительным [6.5], [6.44].

Таблица 9в

Периодичность медицинского переосвидетельствования водителей ТС [6.44]

№ п/п   Категория водителей   Периодичность  
  1 1рофесеиональные перевозчики   1 раз в 3 1 ода  
  Стажированные профессиональные перевозчики   1 раз в год  
  Профессиональные перевозчики - инвалиды   1 раз в год  
  Лица, достигшие возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины)   1 раз в 2 года  
  Инвалиды   1 раз в 2 года  

3 По данным Минздрава РФ, в 1997 г. в России насчитывалось свыше 12,6 млн. инвалидов.

Сотрудники ДПС должны принимать меры к тому, чтобы водители транс­портных средств пользовались очками или контактными линзами, если на снимке в водительском удостоверении они сфотографированы в очках.

В случае сомнения в состоянии здоровья водителей работникам ДПС дается право направлять их на медицинское освидетельствование ранее уста­новленных сроков. Если водитель уклоняется от этого или признается меди­цинской комиссией негодным к управлению ТС, его удостоверение подлежит изъятию по решению начальника соответствующего органа ГИБДД.

 

6.9. Документы водителей и владельцев ТС из числа иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Действующие в России ПДД, Положение о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи граж­данам водительских удостоверений, Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Правила проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств, а также важнейшие государственные стандарты по вопросам БДД полностью отвечают между­народным нормам. В свою очередь, к передвижению по автомобильным дорогам России допускаются только те иностранные ТС, техническое состояние, регистрационные документы, а также подготовка водите­лей которых соответствуют требованиям Конвенции о дорожном движении или двусторонним международным соглашениям.

Выполняя задачу контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пре­бывания в РФ и транзитного проезда на автомобильном транспорте по терри­тории РФ, личный состав подразделений ДПС обязан осуществлять проверку наличия у них водительских, регистрационных и путевых документов.

6.9. 1. Документы, удостоверяющие личность

Кроме типового набора документов, который должен находиться у гра­ждан России - водителей ТС, иностранные граждане, передвигающиеся по территории РФ на автомобилях, должны иметь при себе документы, удо­стоверяющие личность. К ним относятся:

1) дипломатические паспорта;

2) дипломатические карточки;

3) служебные карточки;

4) удостоверения личности;

5) национальные паспорта;

6) виды на жительство;

7) удостоверения беженца.

В районах с регламентированным пребыванием иностранных граждан они должны иметь:

- свидетельство о приглашении;

- въездную визу;

- разрешение ОВД РФ;

- разрешение на осуществление международных перевозок.

1. Дипломатические паспорта или дипломатические карточки предъ­являются главами дипломатических представительств, посланниками, совет­никами посольств, торговых представительств, секретарями посольств, гла­вами консульских представительств и другими сотрудниками консульств, а также работниками ряда международных организаций. Данным категориям иностранных граждан предоставляются следующие привилегии и иммуните­ты: личная неприкосновенность и неприкосновенность используемых ими ТС, устранение от уголовной, гражданской и административной юрисдикции РФ, право на поднятие на ТС национального флага и др.4

Привилегии и иммунитеты, предусмотренные для дипломатического персонала, распространяются на членов парламентских и правительствен­ных делегаций зарубежных стран, дипломатических курьеров, а также на членов семей дипломатического и консульского персонала, если они не являются гражданами России и проживают совместно с указанными лица­ми. В отличие от дипломатического персонала в систему привилегий и иммунитетов сотрудников консульских представительств некоторых стран могут вводиться определенные ограничения. В частности, должностные лица консульств пользуются иммунитетами от юрисдикции РФ только в тех вопросах, которые касаются их служебной деятельности. Они не могут отказываться от дачи свидетельских показаний (кроме показаний по вопро­сам выполнения своих должностных обязанностей), возмещают причинен­ный ими материальный ущерб (например, в результате ДТП) и т. д.

2. Служебные карточки и удостоверения личности выдаются админи­стративно-техническому и обслуживающему персоналу посольств, кон­сульств, средств массовой информации и международных организаций. В слу­жебных карточках данных лиц также могут быть записи о предоставлении им привилегий и иммунитетов, предусмотренных для дипломатического корпуса.

Личности иностранных граждан, прибывших в Россию по служебным, общественным или торговым делам, совершающих туристические поездки, а также водителей грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные перевозки, удостоверяются национальными паспортами

 

 

4 См.: Венская конвенция о дипломатических сношениях от 13 апреля 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 3. Ст. 121.

или заменяющими их документами, зарегистрированными в органах внут­ренних дел или в гостиницах.

3. Виды на жительство выдаются иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, прибывшим на работу по договорам, приехавшим по частным делам на срок более шести месяцев. Срок действия вида на жительство ограничен двумя годами.

4. Удостоверения беженцев выдаются Федеральной иммиграционной службой сроком на три года лицам, прибывшим на территорию России в поисках убежища.

6.9.2. Документы на право управления ТС

Право водителей иностранных ТС на управление автомобилями и мото­циклами подтверждается национальным или международным водитель­ским удостоверением при наличии заверенного перевода либо водитель­ским удостоверением российского образца, выданным ГИБДД МВД РФ.

1. Форма, объем, сроки действия, цвет и вид исполнения национальных водительских удостоверений весьма разнообразны. В некоторых странах они могут выполняться в виде книжек объемом до 25 стр., карточек, лист­ков, сложенных вдвое и втрое. В них может содержаться информация о группе крови, цвете глаз водителя, сведения об его ближних родственниках и т. п. Однако к использованию на территории России допускаются только те национальные водительские удостоверения, в которых обозначается название «Permis de condure» на французском языке, сопровождаемое над­писью «Водительское удостоверение» на национальном или ином языках;

указываются категории ТС, которыми разрешено управлять предъявителю, и другие данные, предусмотренные Конвенцией о дорожном движении или двусторонними межгосударственными соглашениями.

2. Международное водительское удостоверение выполняется в виде книжки, на обложке которой указывается название государства, в котором оно выдано, и помещаются надписи «Международное автомобильное дви­жение» и «Международное водительское удостоверение» на языке страны выезда либо на русском, английском, французском или испанском языках. Текст удостоверения дублируется буквами латинского алфавита. Иностран­ные водительские удостоверения такого типа действительны на территории нашей страны только при управлении перевозочными средствами, участ­вующими в международном дорожном движении (туристические поездки, служебные командировки, перевозки грузов, транзит и т. д.). Сотрудники дипломатических и консульских представительств, корреспонденты, ак­кредитованные в Российской Федерации, студенты, специалисты и другие иностранные граждане, пребывающие на территории России более 6 ме­сяцев, обязаны иметь водительские удостоверения российского образца.

6.9.3. Регистрационные документы на ТС

 

Иностранные граждане подтверждают правомерность управления авто­мобилем или мотоциклом соответствующими регистрационными докумен­тами. Ими могут быть:

1) свидетельство о регистрации (выданное ГИБДД);

2) международное регистрационное свидетельство;

3) технический паспорт.

В каждом из названных документов указываются идентификационные номера, дата регистрации, марка, модель ТС; фамилия, имя, место житель­ства владельца, разрешенная максимальная масса ТС и срок действия доку­мента. Регистрационные документы заполняются латинскими буквами и выдаются отдельно на автомобили, прицепы и полуприцепы. Это требова­ние распространяется и на седельные тягачи тех стран, на территории кото­рых автомобиль и прицеп к нему регистрируются единым документом.

При отсутствии у иностранного водителя регистрационных документов право владения и распоряжения ТС может быть подтверждено актом о передаче транспортного средства Управлением по обслуживанию ди­пломатического корпуса (УПДК), заявлением УПДК о перерегистрации ТС с одного владельца на другого, а также другими документами, перечис­ленными в разделе 6.2 пособия.

6.9.4. Разрешения на передвижение по автомобильным дорогам

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного передвижения по территории России, за исключением некоторых районов, где их пребывание регламентируется. При этом лица, предъявляющие ди­пломатические, служебные карточки и удостоверения с отметками о пре­доставлении привилегий и иммунитетов, могут передвигаться по автомо­бильным дорогам без специального разрешения. Другие категории ино­странных граждан предъявляют:

1) свидетельство о приглашении, если они прибыли из стран, с ко­торыми имеются соглашения о безвизовых поездках (Польша, Словакия

и др.);

2) визу, выданную дипломатическими или консульскими представитель­ствами России в зарубежных странах;

3) разрешение соответствующих территориальных ОВД России, выпол­ненное в виде записи (штампа) в визе, виде на жительство или вкладыше к документу, удостоверяющему личность;

4) разрешение на перевозку груза, выданное на пограничных контроль­но-пропускных пунктах органами Минтранса Российской Федерации.

В исключительных случаях свидетельство о приглашении может быть заменено международной телеграммой, заверенной соответствующими органами здравоохранения и внутренних дел. Такая телеграмма дает право-пребывания в России в течение 15 дней.

Разрешение на перевозку груза должно отражать маршрут движения, число поездок, наименование и адрес фирмы или предприятия, перевозяще­го фуз, срок действия разрешения, заверенные печатью Минтранса РФ.

Иностранные граждане, осуществляющие туристические или транзит­ные проезды по территории России, должны иметь оформленное таможен­ными органами документ, подтверждающий обязательство об обратном вывозе принадлежащего им ТС или соответствующую таможенную декла­рацию. Если же ТС ввозится в качестве товара, то на него оформляется удостоверение на ввозимое транспортное средство.

В соответствии с условиями международных перевозок водители гру­зовых автомобилей могут обеспечиваться грузовыми таможенными декларациями, свидетельствами о пригодности ТС по условиям кон­венции Т1К, заказными листами на оказание технической помощи, карантинными, ветеринарными сертификатами или ТТН на перево­зимые грузы и др. Их проверка и использование входят в компетенцию грузоотправителей, грузополучателей, пограничных, таможенных и других органов, обеспечивающих международные перевозки. Однако в ряде случаев (при возникновении ДТП, совершении преступлений или противоправных действий иностранцами либо в отношении их) проверка ТТН и других доку­ментов позволяет установить вид, принадлежность и объем находящегося на них груза с целью обеспечения его сохранности, розыска, оповещения о случившемся заинтересованных ведомств и т. д.

Согласно действующим правилам пребывания в России иностранные автотуристы, грузоперевозчики, лица, прибывшие по частным делам, и т.д., после пересечения границы должны следовать только кратчайшим путем по разрешенному маршруту в пункт, указанный в визе, свидетель­стве (телеграмме) о приглашении или в туре, а также в течение 3 суток представлять документы на регистрацию в ОВД, гостиницы, принимаю­щие организации (т. 4, с. 17 [17]).

Как правило, водители, осуществляющие международные перевозки, не обладают дипломатическими иммунитетами и привилегиями (за исключе­нием лиц, одновременно являющихся дипломатическими курьерами). При наличии достаточных оснований работникам ДПС предоставлены полно­мочия применять к ним все административно-правовые меры, предусмот­ренные нормами международного права и действующим законодательством РФ, вплоть до полного досмотра ТС и грузов [З].

6.10. Признаки подделки регистрационных, водительских и других документов, подтверждающих право владения транспортным средством и право его использования

Подделка водительских, регистрационных и путевых документов явля­ется весьма распространенным преступлением. Поэтому сотрудники ДПС обязаны контролировать не только их содержание, но и подлинность.

6.10.1. Частичная подделка

Подделка документов может быть частичной или полной. Частичная подделка неламинированных документов осуществляется, в основном, пу­тем подчистки отдельных букв и цифр, оттисков печатей и штампов обыч­ным ластиком, мелкой наждачной бумагой, лезвием бритвы, ножом, иглой или смыванием записей и допиской новых. Определить подчистку можно по следующим признакам:

1) взъерошенность волокон бумаги и потеря глянца ее поверхностного слоя вследствие нарушения структуры;

2) повреждение защитной сетки и отдельных элементов текста;

3) нарушение радиальности в расположении букв на печатях и наличие следов предварительной подготовки к их рисованию (следы карандаша, наличие прокола от ножки циркуля и т. п.);

4) расплывы штрихов в написанном тексте;

5) остатки штрихов первоначального текста;

6) различие размера или оттенка букв текста;

7) следы повторной обводки букв и тупые окончания их штрихов;

8) неравномерность расстояний между буквами и словами;

9) различие в высоте и ширине букв;

10) наличие лишних штрихов в буквах;

11) признаки производства искусственного старения документа путем механического воздействия на бумагу, нанесения на нее пятен красящих веществ и загрязнений.

Распространенный прием частичной подделки ранее выдававшихся водительских документов - замена фотографии. Основаниями установле­ния данного факта могут служить:

1) отсутствие защитной сетки на поверхности бумаги, прилегающей к фотографии;

2) несовпадение оттисков печати на водительском удостоверении и фо­тографии;

3) отсутствие промежутка между текстом оттиска печати на фотографии и на бланке удостоверения;

4) различие цвета красителя оттиска печати на фотографии и на води­тельском удостоверении;

5) различие содержания текста в оттиске печати на фотографии и на водительском удостоверении;

6) превышение размеров фотографии контуров рамки для нее;

7) наличие разреза на фотографии по диаметру оттиска печати.

Чтобы дописки подчищенных букв и цифр не были заметны, подделы­ватели стараются выполнить их с подражанием почерку исполнителя теми же пишущими принадлежностями, какими были сделаны первона­чальные записи.

При сравнении почерка прежде всего следует обращать внимание на закономерности, проявляющиеся при написании одинаковых букв, их на­клон, расстояния между ними, признаки нажима.

Взъерошенность волокна бумаги и следы давления пишущего прибора, ис­пользованного при выполнении удаленных подчисткой записей, хорошо опре­деляются при осмотре документа в косопадающем свете. При этом сорванные при подчистке волокна образуют матовое пятно на фоне глянца бумаги.

Книжки технических паспортов часто подделываются при помощи за­мены листов, которую можно обнаружить по следующим признакам:

1) несовпадение защитной сетки на листах;

2) наличие лишних проколов для скобок;

3) различие оттенков окраски защитной сетки на месте склеивания листов;

4) несовпадение размеров листов.

В последние годы участились подделки ламинированных документов. Их можно определить по нестандартной толщине защитной пленки, нали­чию на пленке складок, трещин, пузырьков, матовых пятен; посторонним включениям и расплывам красителя под пленкой.

 

6.10.2. Полная подделка

При полной подделке документов используется печатание бланков с помощью типографских шрифтов, клише, ксерокопирования, электрофото­графии и т. п. Подделыватели стремятся копировать материалы, идущие на изготовление документов, и цветовую гамму подлинных бланков вплоть до имитации защитной сетки. Для выявления полной подделки необходимо сравнивать элементы защиты и содержание реквизитов осматриваемого документа с образцом, что позволяет выявить дефекты и упрощения в ри­сунке защитной сетки, оценить яркость примененных для изготовления документа красителей, установить вид бумаги (которая в подлинных доку­ментах не должна светиться под действием ультрафиолетовых лучей).

На практике полная подделка документов, чаще всего определяется по следующим признакам:

1) неравномерность окрашивания и зернистость штрихов букв;

2) неравномерность интервалов между буквами, словами и строками;

3) отсутствие отдельных элементов символов вследствие некачествен­ной печати;

4) неровность строк, отклонение осей букв от вертикали;

5) грамматические ошибки в тексте реквизитов;

6) наличие на поверхности бумаги загрязнений от типографской краски;

7) разрывы в линиях графления реквизитов;

8) нестандартная толщина документа;

9) окрашивание бланка в тон защитной сетки подлинного документа;

10) отсутствие плавного изменения цвета линий фоновой защитной сет­ки и резкого изменения цвета в зоне перехода линий розеток и других узоров;

11) отсутствие признаков вдавленности (поверхностное нанесение) сим­волов на обложке документа;

12) дата выдачи документа приходится на нерабочий день;

13) смещения и разрывы линий защитной фоновой сетки относительно друг друга;

14) отсутствие установленных люминесцирующих меток (см. табл. 10).

Таблица 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.012 с.)