Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и структура подразделений

Поиск

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимуще­ственно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрирован­ных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также нали­чия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:

1)группа;

2) отдельный взвод;

3) моторизованный взвод (группа);

4) отдельная рота;

5) отдельный батальон;

6) полк.

 

 

1 Подробнее см.: Положение [7].

2 Например, если работники автотехнической и дорожной инспекций занимаются контро­лем технических параметров ТС и ДИ, как правило, в рамках заранее запланированных целевых мероприятий (технических осмотров, сезонных обследований и т. п.), то сотруд­ники ДПС делают это путем повседневного оперативного контроля на постах и маршрутах патрулирования.

 

Наименование «отдельный» указывает на то, что подразделение не вхо­дит в состав более крупного формирования.

В соответствие с типовыми штатами строевых подразделений ДПС ГИБДД [14] группы, отдельные и моторизованные взводы численностью до 50 человек обычно создаются при районных и городских ОВД. Более круп­ные подразделения - отдельные роты, батальоны и полки ДПС - формируются в республиках, краях, областях и крупных городах. Как правило, они подчиня­ются по вертикали- вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям ГИБДД УВД МВД субъектов Российской Федерации) и по горизонтали - тер­риториальным органам внутренних дел (УВД ГОРОВД) (см. рис. 2).

Рис. 2. Схема подчиненности строевых подразделений ДПС

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную слож­ность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация спо­собствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, по­вышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрес­сивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

б) штаб;

 

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа административной практики;

е) группа дознания и розыска;

ж) группа пропаганды;

з) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба обеспечения и обслуживания;

л) группа службы;

м) роты (взводы).

1. В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязан­ности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязан­ностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методиче­скую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной рабо­ты личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразде­лений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

2. В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планирова­нию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводи­тель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

- составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

- расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных опе­раций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

- организация работы дежурной части подразделения;

- анализ дорожно-транспортной аварийности и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

- проведение мероприятий по профилактике ДТП с привлечением средств массовой информации и заинтересованных ведомств.

3. Дежурная часть предназначается:

- для непрерывного управления силами и средствами, занятыми обеспе­чением контроля дорожного движения, розыском транспорта и выполнени­ем других задач ДПС;

- сбора, обработки и регистрации информации об оперативной обста­новке и результатах несения службы личным составом;

- организации выезда на места ДТП;

- обеспечения личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией;

 

- установления личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора-дежур­ного (далее — дежурный), инспекторов-дежурных, помощника дежурного и инспекторов ДПС. В состав дежурной части входят инженер-электроник и фотолаборант.

4. Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выяв­ления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные дейст­вия по фактам ДТП, устанавливают причастных к ним лиц, а также прово­дят работу по профилактике ДТА на основе материалов дознания.

5. Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, кото­рые занимаются розыском ТС и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию.

6. Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников ДПС, представляет све­дения о результатах работы по предупреждению дорожно-транспортной аварийности и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

7. В группу кадров входят старший инспектор, инспектора по кад­рам и психолог, которые занимаются комплектованием, обучением и вос­питанием личного состава подразделения, оформляют личные дела сотруд­ников, готовят материалы на присвоение им первичных и очередных специ­альных званий, аттестование и представление к наградам, принимают уча­стие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений слу­жебной дисциплины.

8. Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической части (он же помощник командира по МТО), инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонту и обслуживанию ТС.

9. Роты (взводы) ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и

 

производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы ком­плектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделе­ний (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Согласно типовым штатам строевых подразделений соотношение численности стар­ших инспекторов и инспекторов ДПС устанавливается в пропорции 1: 8. Минимальная численность личного состава взвода, входящего в роту или батальон, составляет 25 человек.

Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводить инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составляемой ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспектора ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отноше­нию к подчиненному им личному составу выполняют обязанности, анало­гичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет один из старших инспекторов ДПС.

Инспектора ДПС:

1) контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами;

2) предотвращают и пресекают административные правонарушения в зоне патрулирования;

3) оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, пра­вонарушений и несчастных случаев;

4) ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

5) регулируют дорожное движение;

6) производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

охраняют имущество, оставшееся без присмотра;

7) оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей спе­циального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах;

8) выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск;

9) контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных ПДД, и проверяют техническое состояние ТС, имеющих признаки неисправ­ности;

10) контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов ДИ и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучше­нию организации движения и повышению его безопасности3.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных со­трудников (см.: рис. 3).

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД мо­гут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС. Они выполняют следующие задачи:

обеспечивают БДД и охраняют общественный порядок в районах введе­ния чрезвычайного положения, крупных общественно-политических и мас­совых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной об­становкой;

сопровождают автомобили специального назначения и объекты госу­дарственной охраны;

обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контро­лю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться4.

К надзору за дорожным движением могут привлекаться работники дру­гих служб ГИБДД, участковые инспектора милиции в сельской местности, которым предоставлены соответствующие административно-юрисдикционные полномочия (см. ст. 203 КоАП), а в особых случаях штатные и вне­штатные работники милиции, представители ВАИ и общественных объеди­нений. Со своей стороны, ДПС, как наиболее мобильная и многочисленная служба ОВД, повсеместно участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Указанные обстоятельства дают основания

3 Подробнее о структуре других подразделений ДПС см.: примечания № 4-8 к приказу МВД РФ №860 от 1998 г.

4 Например, данные подразделения могут комплектоваться преимущественно начальствую­щим составом, а их материально-техническое обеспечение производится за счет средств федерального бюджета [14.6], [14.9], [14.10].

 

говорить о дорожно-патрульной службе не только как об организаци­онно оформленном структурном подразделении ГИБДД, но и как об обобщенном выражении одной из важнейших функций правоохрани­тельных органов в сфере дорожного движения.

 

 

Рис. 3. Структура отдельного взвода ДПС

 

2. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Учитывая сложность системы правового регулирования воздействия ДПС на процесс дорожного движения, рассмотрим административно-правовой инструментарий, предоставляемый для данной службы дейст­вующим законодательством. В зависимости от целей, оснований, характера правовых ограничений, порядка применения и последствий совокупность разрешенных воздействий ДПС можно подразделить на меры организа­ции дорожного движения, убеждения и принуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.118 (0.009 с.)