Скорость движения, рекомендуемая при наличии скользкости дорожного покрытия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скорость движения, рекомендуемая при наличии скользкости дорожного покрытия



 

-  
Состояние дорожного покрытия   Мокрый асфальтобе­тон (при на­личии специ­альной по­верхностной обработки)   Мокрое щебе­ночное покры­тие   Укатан­ный снег, посы­панный песком   Асфальто­бетон, по­крытый слоем сне­га толщи­ной в 5 см   Укатан­ный снег без ледя­ной корки   Стек-ло-вид-ный лед  
Коэффи­циент сцеп­ления     0,55     0,5     0,4     0,3     0,2     0,1  
Рекомен­дуемая мак­симальная скорость на автомобиль­ных доро­гах (км/ч)                                      
Рекомен­дуемая мак­симальная скорость в населенных пунктах (км/ч)                                      

 

Величина интервала между ТС зависит от множества факторов, и прежде всего от скорости движения конкретных ТС. Относительно безопасный интер­вал (Lв) при встречном движении примерно можно определить по формуле:

Интервал при попутном движении по параллельным полосам (Lп)

где V1 и V2; соответственно скорости ТС в км/час.

Пример: при движении ТС, движущихся соответственно 110 км/час и 100 км/час, безопасный интервал составит:

 

5. КОНТРОЛЬ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

В дорожном движении, как относительно самостоятельной сложной динамической социальной системе взаимодействия людей, транспортных средств и дорожной инфраструктуры, важнейшая роль принадлежит пове­дению человека. При достигнутых на сегодня параметрах и уровне обеспе­чения транспортного процесса он вынужден компенсировать недостатки других элементов указанной системы и проявления неблагоприятных фак­торов внешней среды за счет использования своих личных качеств, ква­лификации, опыта и способности принять во внимание собственные эмоциональное и физическое состояния. Анализ причин и условий воз­никновения ДТП показывает, что именно неумение человека правильно оценить окружающую обстановку, незнание им соответствующих правил, отсутствие необходимых навыков действий в сложных ситуациях, а также его личная недисциплинированность являются главными прямыми при­чинами большинства ДТП. Способность к адекватной оценке обстановки на дороге, прежде всего, определяется наличием у него определенного ус­ловиями безопасности дорожного движения минимума психофизиологиче­ских свойств - достаточной остроты зрения, слуха, удовлетворительной координации и реакции, приемлемого порога утомляемости и др., посколь­ку вождение ТС представляет собой сложную психомоторную задачу.

Казалось бы, по мере накопления опыта водитель приобретает необходи­мые навыки и вероятность ошибок с его стороны снижается. Но при отсут­ствии систематического контроля его работы положительного воздей­ствия опыта не наблюдается. Например, за исключением молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет, составляющих относительно небольшую долю участ­ников дорожного движения, пик аварийности у водителей отмечается обычно на 3-4 году работы. Эта же категория участников дорожного движения чаще всего задерживается за управление ТС в состоянии опьянения, превышение установленной скорости движения и другие опасные нарушения ПДД.

В разделе 3.1 мы говорили о необходимости превентивного вмешатель­ства ДПС в транспортный процесс как эффективного средства предупреждения дорожно-транспортных происшествий, краж ТС и других преступле­ний, связанных с использованием автотранспорта. По сути, такое вмеша­тельство с целью выявления и пресечения нарушений нормативных актов, действующих в сфере обеспечения БДД, является важнейшей задачей дан­ной службы [13].

 

 

5.1. Методы превентивного контроля

 

В зависимости от конкретных обстоятельств сотрудники ДПС могут действовать избирательно, ориентировочно или методом сплошного контроля транспортного потока, применяя утвержденный законодательст­вом комплекс мер воздействия, который мы рассматривали во 2-м разделе пособия.

Ориентировочный метод основан на предварительно полученной ин­формации (сообщениях, ориентировках), оценке косвенной информации или признаков причастности ТС и их водителей к совершению правонару­шений или преступлений, избирательный — на выборе объектов контроля непосредственно нарядами ДПС, сплошной - на последовательной провер­ке всех или определенной части ТС, движущихся по автомобильной дороге.

Последний из названных методов традиционно подвергается критике как со стороны участников дорожного движения, так и со стороны некото­рых руководителей ОВД. Но говоря о целесообразности применения того или иного метода, следует учитывать ситуацию, сложившуюся в том или ином регионе, возможности обеспечения нарядов ДПС полной и достовер­ной информацией о правонарушениях и уровень профессиональной подго­товки инспекторов ДПС. В связи с этим необходимо отметить, что дорож­ная полиция развитых стран также широко применяет массовые проверки ТС. Например, в Италии, Австрии, Португалии и в других странах группы полицейских численностью до взвода одновременно работают на одном участке автомобильной дороги с целью максимального охвата транспорт­ного потока. Дорожная полиция США повсеместно проверяет ТС по прин­ципу «каждого пятого, каждого десятого» и т. п. [И.К.31], [И.К.34].

Основу превентивного контроля составляют следующие администра­тивно-предупредительные меры:

1) контроль параметров движения ТС;

2) освидетельствование водителей;

3) проверка технического состояния ТС;

4) проверка документов, предусмотренных ЦДД;

5) проверка соответствия регистрационных знаков, идентификаци­онных номеров отдельных узлов ТС и перевозимых грузов предъяв­ляемым документам.

5.2. Внешние признаки, свидетельствующие о возможной причастности ТС к правонарушению

Применение любого метода контроля ТС требует тщательного инфор­мационного, технического и методического обеспечения личного состава ДПС. Из-за невозможности универсального определения совокупности признаков, характеризующих причастность конкретных ТС и их водителей к совершению правонарушений или преступлений, указанные в разделе 5.1 методы контроля следует применять в сочетании. В то же время мировая и Отечественная практика свидетельствует о том, что предпочтение отдается избирательному контролю. Это объясняется огромной трудоемкостью, а в ряде случаев и невозможностью сплошного контроля транспортных пото­ков. Кроме того, избирательный контроль обладает относительно высо­кой эффективностью, поскольку он, как правило, строится не только на каких-то общих критериях соответствия объекта наблюдения заданной предварительно информации, но на опыте и интуиции проводящих его со­трудников. Наблюдение и анализ действий нарядов ДПС, инспекторов по розы­ску подразделений ГИБДЦ, сотрудников ОУР и ОМОН дают основания выде­лить следующие признаки, которые могут свидетельствовать о прича­стности ТС и лиц, управляющих ими, к категории разыскиваемых:

1) небрежное или неумелое вождение ТС, выраженное:

- в резких ускорениях, маневрах, торможениях;

- неоднократном пуске двигателя;

- неуверенном трогании с места;

-рывках ТС;

- движении в светлое время суток с включенными фарами;

-движении с незапертым багажником или капотом автомобиля;

2) неоднократные нарушения ПДД;

3) движение в темное время суток без включенных фар и габаритных огней;

4)буксировка ТС;

5) перевозка ТС путем полной или частичной погрузки на другое транс­портное средство;

6) отсутствие бокового стекла или вентиляционной форточки на двери (дверях);

7) отсутствие государственных регистрационных знаков;

8) загрязнение регистрационных знаков;

9) затрудненное открывание и закрывание замков дверей водителем;

10) стоянка в малолюдных, неосвещенных местах (лесополосах, оврагах и т. п.);

11) поспешные действия по замене государственных регистрационных знаков, колес, деталей внешнего декоративного оформления кузова;

12) снижение скорости и остановка по требованию сотрудника милиции с последующим резким ускорением и попыткой скрыться.

При осмотре внешнего вида ТС, движущихся на небольшой скорости или остановившихся, такими признаками могут быть:

а) на кузовах и кабинах:

1) наличие внешних повреждений;

2) следы взлома замков и ручек дверей, капота, багажника;

3) свежая окраска кузова (в особенности у новых моделей);

4) наличие отверстия под замком двери;

5) отсутствие пластиковой прокладки, охватывающей корпус замка двери;

6) на государственных регистрационных знаках:

1) несоответствие вида крепежных болтов (новые болты на старых знаках или наоборот);

2) отсутствие затяжки гаек креплений знаков;

3) крепление знаков с помощью зажимов или кусков проволоки;

4) наличие на знаках отверстий, не предусмотренных ГОСТом;

5) следы рук, пятна ГСМ, свежие царапины и участки стертого пылевого налета на панелях кузова или кабины под знаками;

в) внутри салонов и кабин:

1) отсутствие ключа в замке зажигания1;

2) отсутствие замка зажигания;

3) болтающиеся провода под панелью приборов;

4) отсутствие крышки горловины топливного бака;

5) наличие в кабине, салоне, багажнике или кузове деталей, агрегатов или узлов ТС, канистр с бензином, шлангов, слесарных инструментов, не­брежно или нестандартно упакованных вещей;

6) отсутствие вещей в перчаточном ящике салона или кабины;

7) запах бензина или дизельного топлива из закрытого или опломбиро­ванного кузова грузового автомобиля;

8) неисправность звукового сигнала (возможно вследствие отключения системы охранной сигнализации ТС);

г) в моторном отсеке и на агрегатах:

1) несоответствие года выпуска узлов и деталей, установленных на ТС, году выпуска кузова автомобиля2;

 

 

1 Следует иметь в виду, что для маскировки в замок зажигания может быть вставлен любой ключ. При этом запуск двигателя осуществляется соединением проводов.

2 Дата изготовления может указываться на деталях электрооборудования, тормозных и гид­равлических шлангах, контрольных приборах, карбюраторах, ремнях, деталях ходовой части, рулевого управления, стеклах, радиоаппаратуре и т. д. Например, первые две цифры в

2) наличие признаков подделки идентификационных номеров двигателя, кузова, шасси;

3) несоответствие идентификационных номеров агрегатов ТС данным, указанным в регистрационных документах;

4) наличие капель краски или грунтовки на двигателе, механизмах рулевого управления, агрегатах, стеклах, ходовой части и деталях декоративной отделки;

д) на ключах замка зажигания:

1) отсутствие у владельца ключей от замков дверей, багажника, горло­вины топливного бака3;

2) наличие следов слесарной обработки на зубцах ключей замка зажига­ния, дверей и багажника;

3) отсутствие или нечеткость силуэта фирменного знака или эмблемы завода-изготовителя на головке ключа замка зажигания.

Кроме того, признаками причастности к правонарушению или преступ­лению могут служить:

1) отсутствие водительских или регистрационных документов;

2) ветхость или наличие признаков подделки водительских и регистра­ционных документов;

3) наличие у водителя нескольких водительских удостоверений, техни­ческих паспортов, справок-счетов, других регистрационных документов и соответствующих им бланков.

5.3. Оценка внешнего вида и особенностей поведения водителей и пассажиров ТС

Оценка внешнего вида водителя и пассажиров ТС также может дать ин­формацию об их преступных намерениях и причастности к преступлению. Практика показывает, что особое внимание необходимо обращать на лиц:

1) имеющих внешний вид, не соответствующий типу, виду и марке ТС (юный водитель в дорогом автомобиле или в многотоннажном грузовике;

водитель в загрязненной одежде или с грязными руками в чистом автомо­биле и т. п.);

2) одетых не по сезону;

3) управляющих автомобилем в перчатках при исправной системе ото­пления салона или кабины ТС;

 

маркировке шины - 124БЦ 3231936 указывают порядковый номер модели, а третья- последнюю цифру года выпуска.

При покупке многих современных автомобилей владельцам выдаются несколько различных ключей. Например, для модели «Мерседес-600» их предусмотрено семь (2 - для замка зажи­гания, дверей и багажника, 2 - для левой двери, 1 - для дверей и замка зажигания и 2 - ре­зервных для замка зажигания и левой двери).

 

4) имеющих какие-либо травмы, забинтованные участки тела, следы удара о рулевое колесо или другие детали ТС, следы вдавливания в тело ремня безопасности и т. п.;

5) пытающихся спрятать или передать пассажирам имеющиеся в ТС вещи и документы.

Существенное значение при этом имеет распознавание психологического состояния водителя и пассажиров ТС на основе так называемого «языка тела» (взглядов, жестикуляции и т. п.). Например, общеизвестно, что человек, уклоняющийся от зрительного контакта (отводящий в сторону взгляд, опус­кающий глаза), по крайней мере, чем-то озабочен, испытывает чувство дис­комфорта или находится в сложной ситуации. Разумеется, нельзя всецело полагаться на проявления невербального общения как признак причастности к преступлению, поскольку в контактах с сотрудниками ДПС эти проявления в той или иной степени характерны для значительной части участников до­рожного движения. Более того, они могут быть чисто рефлекторными и ситуационно оправданными при совершении каких-либо правонарушений как со стороны водителей, так и инспекторов. Это могут быть и полное заме­шательство, и простое непонимание сути предъявляемых требований или задаваемых вопросов. Поэтому инспектору нужны определенные навыки в распознавании невербальных знаков в контексте конкретных ситуаций, воз­никающих в процессе общения с участниками дорожного движения. Это позволяет правильно реагировать на действия лица, подлежащего проверке.

Наряду с ярко выраженной нервозностью, неуверенностью, агрессивно­стью либо депрессией и подавленностью, признаками страха разоблачения у них могут быть:

1) покраснение или побледнение кожных покровов;

2) дрожание пальцев рук;

3) быстрый подход к инспектору с намерением исключить возможный осмотр транспортного средства и груза;

4) стремление задать опережающие вопросы на отвлеченную тему (о маршруте движения, состоянии дороги, наличии по пути АЗС, СТО и т. д.), обратиться с просьбами (прикурить, показать карту и т. д.), выяснить время и место работы кого-то из сотрудников ГИБДД;

5) непроизвольные движения мышц, выраженные в подрагивании рук;

суетливость, постукивание пальцами, одергивание и разглаживание одеж­ды, резкие движения, вызывающие падение из рук документов и вещей;

6) сужение зрачков глаз;

7) замешательство;

8) замедленный и нерешительный ответ;

9) попытка сослаться на болезнь, переутомление;

10) незнание содержимого багажника, перчаточного ящика, карманов на чехлах сидений;

11) незнание государственного регистрационного номера ТС, которым они управляли;

12) незнание пробега ТС;

13) незнание содержания либо вида документов, писем, названий газет или книг, имеющихся в салоне или кабине ТС;

14) попытка что-то спрятать, уничтожить или выбросить;

15) попытка бежать.

Наконец, кроме интуиции и навыков определения признаков причастно­сти ТС и водителя к преступлению или правонарушению, сотруднику ДПС необходимо уметь проявлять хладнокровие, самообладание и выдержку.

Рассмотрим порядок действий сотрудников ДПС при выявлении неко­торых наиболее распространенных и опасных видов нарушений ПДД4.

 

5.4. Порядок действий при обнаружении признаков опьянения у водителей ТС

 

5.4.1. Влияние опьянения на психофизиологические качества водителя

Наряду с профессиональными и общими заболеваниями наиболее рас­пространенным и опасным состоянием водителей ТС практически повсеме­стно является опьянение. Действующее законодательство не дает ему чет­кого определения. Принято считать, что это временное нарушение основ­ных психофизиологических функций организма человека в результате употребления алкогольных напитков, наркотических веществ и неко­торых лекарственных препаратов. Само по себе опьянение (за исключе­нием смертельных отравлений спиртным и наркотиками) не может быть прямой причиной ДТП. Дело в том, что при употреблении спиртных напит­ков и наркотических веществ у большинства людей появляется склонность к агрессивной манере вождения ТС, игнорированию требований дорожных знаков и светофоров, совершению других неправомерных действий, обу­словленных потерей реакции, торможением нервно-психических процессов, нарушением координации движений, падением остроты зрения и способно­сти правильно оценивать расстояния.

 

4 Например, в большинстве регионов России до 70 % ДТП происходит вследствие управления ТС в состоянии опьянения, превышения установленной скорости движения и нарушений ПДД пешеходами. Подробнее о порядке определения степени опасности и распространенности правонарушений в сфере БДД см.: раздел 17.

За последние годы по вине нетрезвых водителей в России происходит свыше 25 % всех ДТП, которые, как правило, характеризуются тяжкими последствиями. Однако выявляемость этого вида правонарушений состав­ляет не более 3 % от общего объема административной практики ГИБДД, что свидетельствует о недостаточной эффективности работы подразделений ДПС в данном направлении. Вместе с тем мировая практика показывает, что затраты на борьбу с управлением транспортом в состоянии опьянения окупаются многократно. Например, в Австралии увеличение частоты про­верок на дорогах примерно на 30 % позволило в начале 90-х гг. снизить ДТА по вине нетрезвых водителей на 78 % [И.С.З].

Особенно велика опасность опьянения в ночное время, когда к неблаго­приятному воздействию спиртного добавляются утомление, сонливость, а также ослепляющее воздействие фар встречных ТС. Продолжительность такого ослепления у нетрезвых водителей в 1,5—3 раза превышает обычные показатели. Наконец, у лиц, находящихся в состоянии опьянения, значи­тельно ограничивается поле зрения, так как зрительное восприятие сосре­доточивается лишь в узком конусе по направлению взгляда. Этот эффект опьянения, который иногда называют «туннельным зрением», проявляется уже при концентрации алкоголя в крови до 0,4 г/л5. К тому же его действие часто усугубляется наличием высокой скорости ТС, оказывающей анало­гичное действие на способность зрительного восприятия окружающей об­становки даже абсолютно трезвыми лицами.

Длительность нахождения алкоголя в организме в основном зависит от количества выпитого спиртного и приблизительно может быть определена исходя из того, что печень человека окисляет от 7 до 12 г алкоголя в час. В выдыхаемом воздухе, слюне и крови человека, выпившего 250 г водки, или 0,5 л портвейна, или 0,75 л сухого вина, либо 2 л пива, алкоголь обнаружива­ется в течение 9-14 ч с момента его употребления. В моче он может сохра­няться еще более длительное время. При данной дозе спиртного «...водитель непригоден к управлению транспортом в течение первых суток и ограничен­но пригоден в течение вторых. Причем ему не помогут никакие средства типа холодного душа, крепкого кофе и интенсивных физических упражнений»6. Учитывая отсутствие должной культуры употребления спиртных напитков среди широких слоев населения и высочайшую опасность даже незначительных

 

 

5 Концентрацию алкоголя в крови можно определить как отношение принятой человеком дозы алкоголя в граммах спирта к весу тела, выраженному в килограммах. Например, если водитель выпил 150 г водки (60 г спирта), а его вес равен 70 кг, то содержание алкоголя в крови составит: 60: 70 = 0,86 Уж.

6 За рулем. 1985. №10. С. 17.

доз алкоголя и наркотиков при управлении транспортом, действующее в России законодательство предусматривает наиболее строгие администра­тивные санкции за данное правонарушение независимо от степени опья­нения7.

Выявление данного правонарушения требует организации работы наря­дов в ночное время (с 20 до 2 ч) и ранним утром (с 5 до 7 ч), в зонах массо­вого отдыха, в предпраздничные и праздничные дни, а также в местах, где отсутствует регулярный контроль дорожного движения со стороны ОВД (например, в небольших и отдаленных населенных пунктах). Для остановки и проверки ТС желательно выбирать места, где водители вынуждены уменьшать скорость движения, маневрировать, ускоряться. Это могут быть перекрестки, сужения проезжей части, зоны производства дорожно-ремонтных работ, въезды в гаражные кооперативы, крупные предприятия и т. д.

 

5.4.2. Признаки опьянения водителей

 

Вследствие затруднительного восприятия сигналов внешней среды во­дители, находящиеся в состоянии опьянения, склонны не замечать до­рожных знаков, разметки и сигналов светофоров, а также игнориро­вать требования сотрудников ДПС. Практика показывает, что более чем в 30 % случаев они не останавливаются по требованию инспекторов ДПС, около 20 % ДТП нетрезвые водители совершают на регулируемых перекре­стках. На проезжей части улиц и дорог ТС с нетрезвыми водителями можно выделить по следующим характерным особенностям движения транспорт­ных средств:

1) создание помех движению транспорта, пользующегося преимущест­венным правом проезда;

2) медленное маневрирование при перестроении на проезжей части и при объезде препятствий;

3) превышение установленной максимальной скорости движения;

4) движение со скоростью, нехарактерной для данного участка дороги или типа используемого ТС;

5) необычная траектория движения ТС по проезжей части (виляние, рывки, резкие торможения и повороты);

6) резкое торможение у светофоров;

7) движение без включенных фар в темное время суток;

8) непереключение света фар с дальнего на ближний при наличии встречного транспорта;

9) отсутствие сигналов поворота при маневрировании.

 

 

7 См.: ст. 117, 120КоАП.

Указанные признаки не являются исчерпывающими. Они могут быть обусловлены неопытностью водителей, технической неисправностью ТС, дефектами ДИ и другими причинами. Поэтому чрезвычайно важное значе­ние для установления факта управления транспортом в состоянии опьяне­ния имеет непосредственный контакт с водителями. Кроме характерно­го запаха алкоголя изо рта, покраснения кожных покровов и нарушения координации движения об их состоянии может свидетельствовать нежелание выйти из ТС, открыть дверь салона или кабины, односложные ответы типа «да», «нет» на поставленные перед ними вопросы, стремление побыстрее закурить или встать с подветренной от сотрудника стороны, жевать аромати­зированную резинку. Иногда их отличает повышенная говорливость, порыви­стость и размашистость движений, раздражительность, агрессивность, неод­нократный поиск документов в одном и том же кармане одежды и т. п.

Как правило, не вызывает затруднений распознавание сильного опьяне­ния, которое обычно сопровождается:

1) резкой потерей координации и ориентировки;

2) бессвязной речью;

3) затруднениями в выговаривании слов;

4) отсутствием внимания;

5) затруднениями в восприятии устных обращений;

6) расширением зрачков и слабой их реакцией на свет;

7) попытками прислониться к автомобилю, стене и другим предметам;

8) снижением болевой чувствительности.

5.4.3. Внешние признаки наркотического опьянения

В сравнении с алкогольным наркотическое опьянение водителей ТС встречается значительно реже, однако имеет явно выраженную тенденцию к распространению [3.7], [5.27], [5.38]. Несмотря на общность некоторых симптомов данных видов опьянения, выявление лиц, употребивших нарко­тики, затруднено отсутствием у сотрудников ДПС соответствующей подго­товки, опыта и приборов, позволяющих проводить оперативное тестирова­ние подозреваемых.

Главным симптомом наркотического опьянения является нарушение обычных связей личности с окружающим миром. Человек как бы погружа­ется в себя, беспричинно улыбается, совершает бесцельные движения, со­храняя способность отвечать на заданные ему вопросы. При употреблении больших доз наркотиков он становится малоподвижным, расслабленным, его кожные покровы краснеют или бледнеют, походка становится неустой­чивой, возможны дрожание пальцев рук, речевое и двигательное возбужде­ние, потливость, сужение или расширение зрачков. Часто у него появляется сухость слизистых оболочек рта, которая выражается в облизывании губ.

На теле могут быть следы от инъекций - красные или коричневые точки в области локтевых сгибов, на кистях рук, под руками и в других местах.

Существенное влияние на психофизиологические качества водителя (восприятие расстояний, скорости, цвета и т. п.) могут оказывать определен­ные медицинские препараты, в том числе транквилизаторы, которые полу­чили распространение среди лиц, желающих поддержать свою работоспособ­ность в ночное время, а также обычные болеутоляющие и возбуждающие лекарства (цитрамон, пенталгин, кодеин, аскофен и т. п.). При наличии у водителей признаков наркотического или медикаментозного воздействия их необходимо направлять на медицинское освидетельствование.

Мировой опыт свидетельствует о возможности успешного привлечения полиции к оперативному выявлению признаков наркотического опьянения у участников дорожного движения. После соответствующей подготовки пат­рульные полицейские способны посредством достаточно простых тестов устанавливать наличие данного вида опьянения с точностью до 90 % и обос­новывать правомерность своих действий в суде. Для этого они обучаются методике обнаружения признаков наркотического опьянения путем оценки темпа и характера речи, дыхания, поведения, внешнего вида, реакции, со­стояния органов зрения, осмотра шеи, рук, полости рта, носа, определения общефизического состояния замерами частоты пульса, температуры тела и кровяного давления у подозреваемых [И.С.2], а также приемам использова­ния специального портативного и стационарного оборудования, серийный выпуск которого уже налажен во многих странах. Следует отметить, что но­менклатура и диапазон цен данного оборудования от 6 долл. (индивидуаль­ный индикатор одноразового действия) до 20 тыс. долл. (стационарный тес­тер высокой разрешающей способности) позволяют органам внутренних дел России использовать их в своей практике, по крайней мере, для целей пред­варительного контроля непосредственно в процессе дорожного движения.

5.4.4. Освидетельствование участников дорожного движения, имеющих признаки опьянения

Действующее законодательство [2], [7] и соответствующие (ему ведом­ственные нормативные акты МВД, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения РФ [13], [5.4], [5.5], [5.13] предоставляют работникам ГИБДД право проводить освидетельствование участников дорожного дви­жения на предмет выявления у них состояния опьянения при помощи при­бора «Контроль трезвости», портативных и стационарных алкотестеров, а также направлять их на медицинское освидетельствование в соответствую­щие лечебные учреждения.

Прибор «Контроль трезвости» представляет собой комплект запаян­ных стеклянных трубок с наполнителем (далее «трубки»), который может изменять цвет под воздействием паров алкоголя. В сравнении с медицин­ским освидетельствованием в лечебных учреждениях, применение «Конт­роля трезвости» дает многократный выигрыш во времени8. Однако, в соот­ветствии с указанными выше правовыми нормами, его применение произ­водится только в следующих случаях:

1) у водителя имеются признаки опьянения;

2) не истек срок годности трубок;

3) наполнитель трубок не пересыпается и не имеет вкраплений зеленого цвета;

4) водитель согласен на освидетельствование с помощью данных трубок и не требует доставления в медицинское учреждение;

5) имеется не менее двух лиц, способных выступить в качестве свидете­лей применения данного прибора.

Сотрудник, производящий освидетельствование, вскрывает трубку с обоих концов и надевает на ее конец, расположенный ближе к реагенту, мундштук респираторного баллона. Затем предлагает обследуемому взять из упаковки пластмассовый мундштук однократного пользования и про­дуть через него трубку до полного наполнения баллона. Если обследуемый употребил спиртное, через 1-2 мин окраска наполнителя в трубке изменится с желтой на зеленую.

Когда высота столбика наполнителя, изменившего окраску, достигает красной риски, имеющейся на трубке, или превышает ее, то проба на наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе считается положительной и примерно соответствует содержанию алкоголя в крови в объеме 0,4 %о. При этом по­грешность измерений составляет до 10 %, что является неплохим показателем 1 для приборов индикаторного типа. Следует иметь в виду, что положительный | результат пробы может быть получен и под влиянием небольших количеств алкоголя, адсорбировавшегося на слизистых оболочках рта при употреблении -, спирта- или эфиросодержащих лекарств (настойки валерианы, пустырника, элеутерококка и т. п.). Они могут выделяться с выдыхаемым воздухом в зна­чительных концентрациях в течение 20-30 мин. Аналогичная реакция может быть получена из-за наличия в окружающем воздухе паров ацетона, эфира, сероводорода, метилового спирта, выхлопных газов двигателей ТС и дру­гих летучих веществ, которые могут вдыхать обследуемые9.

 

 

8 Затраты рабочего времени инспекторов ДПС на медицинское освидетельствование водите­лей в 40 % случаев занимают до двух часов, в 10 % случаев - более трех часов.

Например, водитель, перекачивающий бензин из какой-либо емкости в бензобак без исполь­зования насосной груши, неизбежно наполняет полость рта парами топлива, выдыхание которых через индикаторную трубку дает темно-коричневую окраску реагента.

Применение «Контроля трезвости» оформляется особой формы прото­колом [15.1], в котором подробно фиксируются результаты освидетельст­вования с использованием индикаторной трубки. Если проба положитель­ная, то указывается, что реактив полностью изменил свою окраску с желтой на зеленую до уровня красной риски. Если проба отрицательная, то отме­чается, что окраска реагента не изменилась, изменилась не полностью или не достигла уровня красной риски. Кроме того, в протоколе отража­ется согласие или несогласие проверяемого с результатами пробы. В по­следнем случае он вправе потребовать направления на медицинское осви­детельствование. «Контроль трезвости» не применяется в отношении лиц, у которых имеются признаки какого-либо заболевания либо травмы. При этом их освидетельствование производится только после оказания им необ­ходимой медицинской помощи.

Для оперативного определения состояния водителей сотрудники ДПС могут использовать портативные и стационарные алкотестеры, допу­щенные к применению в установленном порядке. Если алкотестер указыва­ет на наличие алкоголя в организме водителя, то последний направляется на медицинское освидетельствование. Лица, не отказывающиеся от освиде­тельствования, но не согласные с результатами пробы с применением инди­каторных трубок, а также участники ДТП, повлекших причинение телесных повреждений людям или их гибель, должны подвергаться медицинскому освидетельствованию на предмет выявления у них состояния опьянения. Оно проводится врачами психиатрами, психиатрами-наркологами, невро­патологами или другими специально подготовленными врачами. В сель­ской местности, удаленной от лечебных учреждений, имеющих в своем штате врачей, по решению территориальных органов здравоохранения проведение освидетельствования может быть возложено на фельдшерский персонал, прошедший соответствующее обучение [5.13].

Исходя из того, что не только сотрудники ГИБДД, но и многие медицин­ские работники недостаточно осведомлены о нормативном регулировании данного вопроса, что приводит к появлению необоснованных заключений по фактам освидетельствования водителей ТС, рассмотрим важнейшие положе­ния порядка освидетельствования водителей в медицинских учреждениях.

1. Обследуемый должен доставляться на освидетельствование не позд­нее двух часов с момента его задержания или совершения ДТП. Если же он получил телесные повреждения, то заключение о наличии у него опьянения указывается врачами в диагнозе наряду с характером и тяжестью получен­ных повреждений.

2. Как и при составлении протокола о нарушении ПДД, перед проведе­нием освидетельствования необходимо установить личность доставленн ого. Если этого сделать не удалось, то в акте медицинского освидетельст­вования указываются его характерные приметы, и впоследствии он может быть доставлен в дежурную часть подразделения ДПС или ГОРОВД для установления личности.

3. Основой освидетельствования является всесторонний медицинский осмотр доставленного и обязательные лабораторные исследования проб выдыхаемого им воздуха, а также биологических жидкостей его организма. В сомнительных случаях врачи должны прибегать к анализу не менее двух реакций биологических сред (пробы Раппопорта, Мохова-Шинкаренко, использование тестеров ППС-1 и др.)

4. Согласно инструкциям Минздрава РФ [5.13] в акте освидетельствова­ния врач может зафиксировать одно из следующих состояний:

1) трезв, признаков употребления алкоголя нет;

2) установлен факт употребления алкоголя, признаков алкогольного опьянения не выявлено;

3) алкогольное опьянение;

4) алкогольная кома;

5) состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;

6) трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Однако в любом случае, когда освидетельствование производится в связи с управлением ТС, заключение врача должно констатировать нали­чие или отсутствие у водителя алкогольного опьянения. Заключение отра­жается в особой формы протоколе, который составляется в двух экземпля­рах, заверяется подписью врача и печатью медицинского учреждения. Один из протоколов передается сотруднику ДПС.

5. Если водитель ТС отказывается от прохождения освидетельствования либо скрывается с места задержания, он может быть привлечен к админист­ративной ответственности на основании ст. 165 КоАП. По данному факту в присутствии двух свидетелей составляется протокол, в котором указывается существо совершенного водителем правонарушения и описываются обнару­женные у него признаки опьянения. Форма уклонения задержанного от осви­детельствования (отказ следовать в медицинское учреждение, продуть инди­каторную трубку «Контроль трезвости», попытка бросить ТС, скрыться и т. п.) в данном случае не имеет значения для квалификации его действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.096 с.)