Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скорость движения, рекомендуемая при наличии скользкости дорожного покрытияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Величина интервала между ТС зависит от множества факторов, и прежде всего от скорости движения конкретных ТС. Относительно безопасный интервал (Lв) при встречном движении примерно можно определить по формуле: Интервал при попутном движении по параллельным полосам (Lп) где V1 и V2; соответственно скорости ТС в км/час. Пример: при движении ТС, движущихся соответственно 110 км/час и 100 км/час, безопасный интервал составит:
5. КОНТРОЛЬ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В дорожном движении, как относительно самостоятельной сложной динамической социальной системе взаимодействия людей, транспортных средств и дорожной инфраструктуры, важнейшая роль принадлежит поведению человека. При достигнутых на сегодня параметрах и уровне обеспечения транспортного процесса он вынужден компенсировать недостатки других элементов указанной системы и проявления неблагоприятных факторов внешней среды за счет использования своих личных качеств, квалификации, опыта и способности принять во внимание собственные эмоциональное и физическое состояния. Анализ причин и условий возникновения ДТП показывает, что именно неумение человека правильно оценить окружающую обстановку, незнание им соответствующих правил, отсутствие необходимых навыков действий в сложных ситуациях, а также его личная недисциплинированность являются главными прямыми причинами большинства ДТП. Способность к адекватной оценке обстановки на дороге, прежде всего, определяется наличием у него определенного условиями безопасности дорожного движения минимума психофизиологических свойств - достаточной остроты зрения, слуха, удовлетворительной координации и реакции, приемлемого порога утомляемости и др., поскольку вождение ТС представляет собой сложную психомоторную задачу. Казалось бы, по мере накопления опыта водитель приобретает необходимые навыки и вероятность ошибок с его стороны снижается. Но при отсутствии систематического контроля его работы положительного воздействия опыта не наблюдается. Например, за исключением молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет, составляющих относительно небольшую долю участников дорожного движения, пик аварийности у водителей отмечается обычно на 3-4 году работы. Эта же категория участников дорожного движения чаще всего задерживается за управление ТС в состоянии опьянения, превышение установленной скорости движения и другие опасные нарушения ПДД. В разделе 3.1 мы говорили о необходимости превентивного вмешательства ДПС в транспортный процесс как эффективного средства предупреждения дорожно-транспортных происшествий, краж ТС и других преступлений, связанных с использованием автотранспорта. По сути, такое вмешательство с целью выявления и пресечения нарушений нормативных актов, действующих в сфере обеспечения БДД, является важнейшей задачей данной службы [13].
5.1. Методы превентивного контроля
В зависимости от конкретных обстоятельств сотрудники ДПС могут действовать избирательно, ориентировочно или методом сплошного контроля транспортного потока, применяя утвержденный законодательством комплекс мер воздействия, который мы рассматривали во 2-м разделе пособия. Ориентировочный метод основан на предварительно полученной информации (сообщениях, ориентировках), оценке косвенной информации или признаков причастности ТС и их водителей к совершению правонарушений или преступлений, избирательный — на выборе объектов контроля непосредственно нарядами ДПС, сплошной - на последовательной проверке всех или определенной части ТС, движущихся по автомобильной дороге. Последний из названных методов традиционно подвергается критике как со стороны участников дорожного движения, так и со стороны некоторых руководителей ОВД. Но говоря о целесообразности применения того или иного метода, следует учитывать ситуацию, сложившуюся в том или ином регионе, возможности обеспечения нарядов ДПС полной и достоверной информацией о правонарушениях и уровень профессиональной подготовки инспекторов ДПС. В связи с этим необходимо отметить, что дорожная полиция развитых стран также широко применяет массовые проверки ТС. Например, в Италии, Австрии, Португалии и в других странах группы полицейских численностью до взвода одновременно работают на одном участке автомобильной дороги с целью максимального охвата транспортного потока. Дорожная полиция США повсеместно проверяет ТС по принципу «каждого пятого, каждого десятого» и т. п. [И.К.31], [И.К.34]. Основу превентивного контроля составляют следующие административно-предупредительные меры: 1) контроль параметров движения ТС; 2) освидетельствование водителей; 3) проверка технического состояния ТС; 4) проверка документов, предусмотренных ЦДД; 5) проверка соответствия регистрационных знаков, идентификационных номеров отдельных узлов ТС и перевозимых грузов предъявляемым документам. 5.2. Внешние признаки, свидетельствующие о возможной причастности ТС к правонарушению Применение любого метода контроля ТС требует тщательного информационного, технического и методического обеспечения личного состава ДПС. Из-за невозможности универсального определения совокупности признаков, характеризующих причастность конкретных ТС и их водителей к совершению правонарушений или преступлений, указанные в разделе 5.1 методы контроля следует применять в сочетании. В то же время мировая и Отечественная практика свидетельствует о том, что предпочтение отдается избирательному контролю. Это объясняется огромной трудоемкостью, а в ряде случаев и невозможностью сплошного контроля транспортных потоков. Кроме того, избирательный контроль обладает относительно высокой эффективностью, поскольку он, как правило, строится не только на каких-то общих критериях соответствия объекта наблюдения заданной предварительно информации, но на опыте и интуиции проводящих его сотрудников. Наблюдение и анализ действий нарядов ДПС, инспекторов по розыску подразделений ГИБДЦ, сотрудников ОУР и ОМОН дают основания выделить следующие признаки, которые могут свидетельствовать о причастности ТС и лиц, управляющих ими, к категории разыскиваемых: 1) небрежное или неумелое вождение ТС, выраженное: - в резких ускорениях, маневрах, торможениях; - неоднократном пуске двигателя; - неуверенном трогании с места; -рывках ТС; - движении в светлое время суток с включенными фарами; -движении с незапертым багажником или капотом автомобиля; 2) неоднократные нарушения ПДД; 3) движение в темное время суток без включенных фар и габаритных огней; 4)буксировка ТС; 5) перевозка ТС путем полной или частичной погрузки на другое транспортное средство; 6) отсутствие бокового стекла или вентиляционной форточки на двери (дверях); 7) отсутствие государственных регистрационных знаков; 8) загрязнение регистрационных знаков; 9) затрудненное открывание и закрывание замков дверей водителем; 10) стоянка в малолюдных, неосвещенных местах (лесополосах, оврагах и т. п.); 11) поспешные действия по замене государственных регистрационных знаков, колес, деталей внешнего декоративного оформления кузова; 12) снижение скорости и остановка по требованию сотрудника милиции с последующим резким ускорением и попыткой скрыться. При осмотре внешнего вида ТС, движущихся на небольшой скорости или остановившихся, такими признаками могут быть: а) на кузовах и кабинах: 1) наличие внешних повреждений; 2) следы взлома замков и ручек дверей, капота, багажника; 3) свежая окраска кузова (в особенности у новых моделей); 4) наличие отверстия под замком двери; 5) отсутствие пластиковой прокладки, охватывающей корпус замка двери; 6) на государственных регистрационных знаках: 1) несоответствие вида крепежных болтов (новые болты на старых знаках или наоборот); 2) отсутствие затяжки гаек креплений знаков; 3) крепление знаков с помощью зажимов или кусков проволоки; 4) наличие на знаках отверстий, не предусмотренных ГОСТом; 5) следы рук, пятна ГСМ, свежие царапины и участки стертого пылевого налета на панелях кузова или кабины под знаками; в) внутри салонов и кабин: 1) отсутствие ключа в замке зажигания1; 2) отсутствие замка зажигания; 3) болтающиеся провода под панелью приборов; 4) отсутствие крышки горловины топливного бака; 5) наличие в кабине, салоне, багажнике или кузове деталей, агрегатов или узлов ТС, канистр с бензином, шлангов, слесарных инструментов, небрежно или нестандартно упакованных вещей; 6) отсутствие вещей в перчаточном ящике салона или кабины; 7) запах бензина или дизельного топлива из закрытого или опломбированного кузова грузового автомобиля; 8) неисправность звукового сигнала (возможно вследствие отключения системы охранной сигнализации ТС); г) в моторном отсеке и на агрегатах: 1) несоответствие года выпуска узлов и деталей, установленных на ТС, году выпуска кузова автомобиля2;
1 Следует иметь в виду, что для маскировки в замок зажигания может быть вставлен любой ключ. При этом запуск двигателя осуществляется соединением проводов. 2 Дата изготовления может указываться на деталях электрооборудования, тормозных и гидравлических шлангах, контрольных приборах, карбюраторах, ремнях, деталях ходовой части, рулевого управления, стеклах, радиоаппаратуре и т. д. Например, первые две цифры в 2) наличие признаков подделки идентификационных номеров двигателя, кузова, шасси; 3) несоответствие идентификационных номеров агрегатов ТС данным, указанным в регистрационных документах; 4) наличие капель краски или грунтовки на двигателе, механизмах рулевого управления, агрегатах, стеклах, ходовой части и деталях декоративной отделки; д) на ключах замка зажигания: 1) отсутствие у владельца ключей от замков дверей, багажника, горловины топливного бака3; 2) наличие следов слесарной обработки на зубцах ключей замка зажигания, дверей и багажника; 3) отсутствие или нечеткость силуэта фирменного знака или эмблемы завода-изготовителя на головке ключа замка зажигания. Кроме того, признаками причастности к правонарушению или преступлению могут служить: 1) отсутствие водительских или регистрационных документов; 2) ветхость или наличие признаков подделки водительских и регистрационных документов; 3) наличие у водителя нескольких водительских удостоверений, технических паспортов, справок-счетов, других регистрационных документов и соответствующих им бланков. 5.3. Оценка внешнего вида и особенностей поведения водителей и пассажиров ТС Оценка внешнего вида водителя и пассажиров ТС также может дать информацию об их преступных намерениях и причастности к преступлению. Практика показывает, что особое внимание необходимо обращать на лиц: 1) имеющих внешний вид, не соответствующий типу, виду и марке ТС (юный водитель в дорогом автомобиле или в многотоннажном грузовике; водитель в загрязненной одежде или с грязными руками в чистом автомобиле и т. п.); 2) одетых не по сезону; 3) управляющих автомобилем в перчатках при исправной системе отопления салона или кабины ТС;
маркировке шины - 124БЦ 3231936 указывают порядковый номер модели, а третья- последнюю цифру года выпуска. При покупке многих современных автомобилей владельцам выдаются несколько различных ключей. Например, для модели «Мерседес-600» их предусмотрено семь (2 - для замка зажигания, дверей и багажника, 2 - для левой двери, 1 - для дверей и замка зажигания и 2 - резервных для замка зажигания и левой двери).
4) имеющих какие-либо травмы, забинтованные участки тела, следы удара о рулевое колесо или другие детали ТС, следы вдавливания в тело ремня безопасности и т. п.; 5) пытающихся спрятать или передать пассажирам имеющиеся в ТС вещи и документы. Существенное значение при этом имеет распознавание психологического состояния водителя и пассажиров ТС на основе так называемого «языка тела» (взглядов, жестикуляции и т. п.). Например, общеизвестно, что человек, уклоняющийся от зрительного контакта (отводящий в сторону взгляд, опускающий глаза), по крайней мере, чем-то озабочен, испытывает чувство дискомфорта или находится в сложной ситуации. Разумеется, нельзя всецело полагаться на проявления невербального общения как признак причастности к преступлению, поскольку в контактах с сотрудниками ДПС эти проявления в той или иной степени характерны для значительной части участников дорожного движения. Более того, они могут быть чисто рефлекторными и ситуационно оправданными при совершении каких-либо правонарушений как со стороны водителей, так и инспекторов. Это могут быть и полное замешательство, и простое непонимание сути предъявляемых требований или задаваемых вопросов. Поэтому инспектору нужны определенные навыки в распознавании невербальных знаков в контексте конкретных ситуаций, возникающих в процессе общения с участниками дорожного движения. Это позволяет правильно реагировать на действия лица, подлежащего проверке. Наряду с ярко выраженной нервозностью, неуверенностью, агрессивностью либо депрессией и подавленностью, признаками страха разоблачения у них могут быть: 1) покраснение или побледнение кожных покровов; 2) дрожание пальцев рук; 3) быстрый подход к инспектору с намерением исключить возможный осмотр транспортного средства и груза; 4) стремление задать опережающие вопросы на отвлеченную тему (о маршруте движения, состоянии дороги, наличии по пути АЗС, СТО и т. д.), обратиться с просьбами (прикурить, показать карту и т. д.), выяснить время и место работы кого-то из сотрудников ГИБДД; 5) непроизвольные движения мышц, выраженные в подрагивании рук; суетливость, постукивание пальцами, одергивание и разглаживание одежды, резкие движения, вызывающие падение из рук документов и вещей; 6) сужение зрачков глаз; 7) замешательство; 8) замедленный и нерешительный ответ; 9) попытка сослаться на болезнь, переутомление; 10) незнание содержимого багажника, перчаточного ящика, карманов на чехлах сидений; 11) незнание государственного регистрационного номера ТС, которым они управляли; 12) незнание пробега ТС; 13) незнание содержания либо вида документов, писем, названий газет или книг, имеющихся в салоне или кабине ТС; 14) попытка что-то спрятать, уничтожить или выбросить; 15) попытка бежать. Наконец, кроме интуиции и навыков определения признаков причастности ТС и водителя к преступлению или правонарушению, сотруднику ДПС необходимо уметь проявлять хладнокровие, самообладание и выдержку. Рассмотрим порядок действий сотрудников ДПС при выявлении некоторых наиболее распространенных и опасных видов нарушений ПДД4.
5.4. Порядок действий при обнаружении признаков опьянения у водителей ТС
5.4.1. Влияние опьянения на психофизиологические качества водителя Наряду с профессиональными и общими заболеваниями наиболее распространенным и опасным состоянием водителей ТС практически повсеместно является опьянение. Действующее законодательство не дает ему четкого определения. Принято считать, что это временное нарушение основных психофизиологических функций организма человека в результате употребления алкогольных напитков, наркотических веществ и некоторых лекарственных препаратов. Само по себе опьянение (за исключением смертельных отравлений спиртным и наркотиками) не может быть прямой причиной ДТП. Дело в том, что при употреблении спиртных напитков и наркотических веществ у большинства людей появляется склонность к агрессивной манере вождения ТС, игнорированию требований дорожных знаков и светофоров, совершению других неправомерных действий, обусловленных потерей реакции, торможением нервно-психических процессов, нарушением координации движений, падением остроты зрения и способности правильно оценивать расстояния.
4 Например, в большинстве регионов России до 70 % ДТП происходит вследствие управления ТС в состоянии опьянения, превышения установленной скорости движения и нарушений ПДД пешеходами. Подробнее о порядке определения степени опасности и распространенности правонарушений в сфере БДД см.: раздел 17. За последние годы по вине нетрезвых водителей в России происходит свыше 25 % всех ДТП, которые, как правило, характеризуются тяжкими последствиями. Однако выявляемость этого вида правонарушений составляет не более 3 % от общего объема административной практики ГИБДД, что свидетельствует о недостаточной эффективности работы подразделений ДПС в данном направлении. Вместе с тем мировая практика показывает, что затраты на борьбу с управлением транспортом в состоянии опьянения окупаются многократно. Например, в Австралии увеличение частоты проверок на дорогах примерно на 30 % позволило в начале 90-х гг. снизить ДТА по вине нетрезвых водителей на 78 % [И.С.З]. Особенно велика опасность опьянения в ночное время, когда к неблагоприятному воздействию спиртного добавляются утомление, сонливость, а также ослепляющее воздействие фар встречных ТС. Продолжительность такого ослепления у нетрезвых водителей в 1,5—3 раза превышает обычные показатели. Наконец, у лиц, находящихся в состоянии опьянения, значительно ограничивается поле зрения, так как зрительное восприятие сосредоточивается лишь в узком конусе по направлению взгляда. Этот эффект опьянения, который иногда называют «туннельным зрением», проявляется уже при концентрации алкоголя в крови до 0,4 г/л5. К тому же его действие часто усугубляется наличием высокой скорости ТС, оказывающей аналогичное действие на способность зрительного восприятия окружающей обстановки даже абсолютно трезвыми лицами. Длительность нахождения алкоголя в организме в основном зависит от количества выпитого спиртного и приблизительно может быть определена исходя из того, что печень человека окисляет от 7 до 12 г алкоголя в час. В выдыхаемом воздухе, слюне и крови человека, выпившего 250 г водки, или 0,5 л портвейна, или 0,75 л сухого вина, либо 2 л пива, алкоголь обнаруживается в течение 9-14 ч с момента его употребления. В моче он может сохраняться еще более длительное время. При данной дозе спиртного «...водитель непригоден к управлению транспортом в течение первых суток и ограниченно пригоден в течение вторых. Причем ему не помогут никакие средства типа холодного душа, крепкого кофе и интенсивных физических упражнений»6. Учитывая отсутствие должной культуры употребления спиртных напитков среди широких слоев населения и высочайшую опасность даже незначительных
5 Концентрацию алкоголя в крови можно определить как отношение принятой человеком дозы алкоголя в граммах спирта к весу тела, выраженному в килограммах. Например, если водитель выпил 150 г водки (60 г спирта), а его вес равен 70 кг, то содержание алкоголя в крови составит: 60: 70 = 0,86 Уж. 6 За рулем. 1985. №10. С. 17. доз алкоголя и наркотиков при управлении транспортом, действующее в России законодательство предусматривает наиболее строгие административные санкции за данное правонарушение независимо от степени опьянения7. Выявление данного правонарушения требует организации работы нарядов в ночное время (с 20 до 2 ч) и ранним утром (с 5 до 7 ч), в зонах массового отдыха, в предпраздничные и праздничные дни, а также в местах, где отсутствует регулярный контроль дорожного движения со стороны ОВД (например, в небольших и отдаленных населенных пунктах). Для остановки и проверки ТС желательно выбирать места, где водители вынуждены уменьшать скорость движения, маневрировать, ускоряться. Это могут быть перекрестки, сужения проезжей части, зоны производства дорожно-ремонтных работ, въезды в гаражные кооперативы, крупные предприятия и т. д.
5.4.2. Признаки опьянения водителей
Вследствие затруднительного восприятия сигналов внешней среды водители, находящиеся в состоянии опьянения, склонны не замечать дорожных знаков, разметки и сигналов светофоров, а также игнорировать требования сотрудников ДПС. Практика показывает, что более чем в 30 % случаев они не останавливаются по требованию инспекторов ДПС, около 20 % ДТП нетрезвые водители совершают на регулируемых перекрестках. На проезжей части улиц и дорог ТС с нетрезвыми водителями можно выделить по следующим характерным особенностям движения транспортных средств: 1) создание помех движению транспорта, пользующегося преимущественным правом проезда; 2) медленное маневрирование при перестроении на проезжей части и при объезде препятствий; 3) превышение установленной максимальной скорости движения; 4) движение со скоростью, нехарактерной для данного участка дороги или типа используемого ТС; 5) необычная траектория движения ТС по проезжей части (виляние, рывки, резкие торможения и повороты); 6) резкое торможение у светофоров; 7) движение без включенных фар в темное время суток; 8) непереключение света фар с дальнего на ближний при наличии встречного транспорта; 9) отсутствие сигналов поворота при маневрировании.
7 См.: ст. 117, 120КоАП. Указанные признаки не являются исчерпывающими. Они могут быть обусловлены неопытностью водителей, технической неисправностью ТС, дефектами ДИ и другими причинами. Поэтому чрезвычайно важное значение для установления факта управления транспортом в состоянии опьянения имеет непосредственный контакт с водителями. Кроме характерного запаха алкоголя изо рта, покраснения кожных покровов и нарушения координации движения об их состоянии может свидетельствовать нежелание выйти из ТС, открыть дверь салона или кабины, односложные ответы типа «да», «нет» на поставленные перед ними вопросы, стремление побыстрее закурить или встать с подветренной от сотрудника стороны, жевать ароматизированную резинку. Иногда их отличает повышенная говорливость, порывистость и размашистость движений, раздражительность, агрессивность, неоднократный поиск документов в одном и том же кармане одежды и т. п. Как правило, не вызывает затруднений распознавание сильного опьянения, которое обычно сопровождается: 1) резкой потерей координации и ориентировки; 2) бессвязной речью; 3) затруднениями в выговаривании слов; 4) отсутствием внимания; 5) затруднениями в восприятии устных обращений; 6) расширением зрачков и слабой их реакцией на свет; 7) попытками прислониться к автомобилю, стене и другим предметам; 8) снижением болевой чувствительности. 5.4.3. Внешние признаки наркотического опьянения В сравнении с алкогольным наркотическое опьянение водителей ТС встречается значительно реже, однако имеет явно выраженную тенденцию к распространению [3.7], [5.27], [5.38]. Несмотря на общность некоторых симптомов данных видов опьянения, выявление лиц, употребивших наркотики, затруднено отсутствием у сотрудников ДПС соответствующей подготовки, опыта и приборов, позволяющих проводить оперативное тестирование подозреваемых. Главным симптомом наркотического опьянения является нарушение обычных связей личности с окружающим миром. Человек как бы погружается в себя, беспричинно улыбается, совершает бесцельные движения, сохраняя способность отвечать на заданные ему вопросы. При употреблении больших доз наркотиков он становится малоподвижным, расслабленным, его кожные покровы краснеют или бледнеют, походка становится неустойчивой, возможны дрожание пальцев рук, речевое и двигательное возбуждение, потливость, сужение или расширение зрачков. Часто у него появляется сухость слизистых оболочек рта, которая выражается в облизывании губ. На теле могут быть следы от инъекций - красные или коричневые точки в области локтевых сгибов, на кистях рук, под руками и в других местах. Существенное влияние на психофизиологические качества водителя (восприятие расстояний, скорости, цвета и т. п.) могут оказывать определенные медицинские препараты, в том числе транквилизаторы, которые получили распространение среди лиц, желающих поддержать свою работоспособность в ночное время, а также обычные болеутоляющие и возбуждающие лекарства (цитрамон, пенталгин, кодеин, аскофен и т. п.). При наличии у водителей признаков наркотического или медикаментозного воздействия их необходимо направлять на медицинское освидетельствование. Мировой опыт свидетельствует о возможности успешного привлечения полиции к оперативному выявлению признаков наркотического опьянения у участников дорожного движения. После соответствующей подготовки патрульные полицейские способны посредством достаточно простых тестов устанавливать наличие данного вида опьянения с точностью до 90 % и обосновывать правомерность своих действий в суде. Для этого они обучаются методике обнаружения признаков наркотического опьянения путем оценки темпа и характера речи, дыхания, поведения, внешнего вида, реакции, состояния органов зрения, осмотра шеи, рук, полости рта, носа, определения общефизического состояния замерами частоты пульса, температуры тела и кровяного давления у подозреваемых [И.С.2], а также приемам использования специального портативного и стационарного оборудования, серийный выпуск которого уже налажен во многих странах. Следует отметить, что номенклатура и диапазон цен данного оборудования от 6 долл. (индивидуальный индикатор одноразового действия) до 20 тыс. долл. (стационарный тестер высокой разрешающей способности) позволяют органам внутренних дел России использовать их в своей практике, по крайней мере, для целей предварительного контроля непосредственно в процессе дорожного движения. 5.4.4. Освидетельствование участников дорожного движения, имеющих признаки опьянения Действующее законодательство [2], [7] и соответствующие (ему ведомственные нормативные акты МВД, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения РФ [13], [5.4], [5.5], [5.13] предоставляют работникам ГИБДД право проводить освидетельствование участников дорожного движения на предмет выявления у них состояния опьянения при помощи прибора «Контроль трезвости», портативных и стационарных алкотестеров, а также направлять их на медицинское освидетельствование в соответствующие лечебные учреждения. Прибор «Контроль трезвости» представляет собой комплект запаянных стеклянных трубок с наполнителем (далее «трубки»), который может изменять цвет под воздействием паров алкоголя. В сравнении с медицинским освидетельствованием в лечебных учреждениях, применение «Контроля трезвости» дает многократный выигрыш во времени8. Однако, в соответствии с указанными выше правовыми нормами, его применение производится только в следующих случаях: 1) у водителя имеются признаки опьянения; 2) не истек срок годности трубок; 3) наполнитель трубок не пересыпается и не имеет вкраплений зеленого цвета; 4) водитель согласен на освидетельствование с помощью данных трубок и не требует доставления в медицинское учреждение; 5) имеется не менее двух лиц, способных выступить в качестве свидетелей применения данного прибора. Сотрудник, производящий освидетельствование, вскрывает трубку с обоих концов и надевает на ее конец, расположенный ближе к реагенту, мундштук респираторного баллона. Затем предлагает обследуемому взять из упаковки пластмассовый мундштук однократного пользования и продуть через него трубку до полного наполнения баллона. Если обследуемый употребил спиртное, через 1-2 мин окраска наполнителя в трубке изменится с желтой на зеленую. Когда высота столбика наполнителя, изменившего окраску, достигает красной риски, имеющейся на трубке, или превышает ее, то проба на наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе считается положительной и примерно соответствует содержанию алкоголя в крови в объеме 0,4 %о. При этом погрешность измерений составляет до 10 %, что является неплохим показателем 1 для приборов индикаторного типа. Следует иметь в виду, что положительный | результат пробы может быть получен и под влиянием небольших количеств алкоголя, адсорбировавшегося на слизистых оболочках рта при употреблении -, спирта- или эфиросодержащих лекарств (настойки валерианы, пустырника, элеутерококка и т. п.). Они могут выделяться с выдыхаемым воздухом в значительных концентрациях в течение 20-30 мин. Аналогичная реакция может быть получена из-за наличия в окружающем воздухе паров ацетона, эфира, сероводорода, метилового спирта, выхлопных газов двигателей ТС и других летучих веществ, которые могут вдыхать обследуемые9.
8 Затраты рабочего времени инспекторов ДПС на медицинское освидетельствование водителей в 40 % случаев занимают до двух часов, в 10 % случаев - более трех часов. Например, водитель, перекачивающий бензин из какой-либо емкости в бензобак без использования насосной груши, неизбежно наполняет полость рта парами топлива, выдыхание которых через индикаторную трубку дает темно-коричневую окраску реагента. Применение «Контроля трезвости» оформляется особой формы протоколом [15.1], в котором подробно фиксируются результаты освидетельствования с использованием индикаторной трубки. Если проба положительная, то указывается, что реактив полностью изменил свою окраску с желтой на зеленую до уровня красной риски. Если проба отрицательная, то отмечается, что окраска реагента не изменилась, изменилась не полностью или не достигла уровня красной риски. Кроме того, в протоколе отражается согласие или несогласие проверяемого с результатами пробы. В последнем случае он вправе потребовать направления на медицинское освидетельствование. «Контроль трезвости» не применяется в отношении лиц, у которых имеются признаки какого-либо заболевания либо травмы. При этом их освидетельствование производится только после оказания им необходимой медицинской помощи. Для оперативного определения состояния водителей сотрудники ДПС могут использовать портативные и стационарные алкотестеры, допущенные к применению в установленном порядке. Если алкотестер указывает на наличие алкоголя в организме водителя, то последний направляется на медицинское освидетельствование. Лица, не отказывающиеся от освидетельствования, но не согласные с результатами пробы с применением индикаторных трубок, а также участники ДТП, повлекших причинение телесных повреждений людям или их гибель, должны подвергаться медицинскому освидетельствованию на предмет выявления у них состояния опьянения. Оно проводится врачами психиатрами, психиатрами-наркологами, невропатологами или другими специально подготовленными врачами. В сельской местности, удаленной от лечебных учреждений, имеющих в своем штате врачей, по решению территориальных органов здравоохранения проведение освидетельствования может быть возложено на фельдшерский персонал, прошедший соответствующее обучение [5.13]. Исходя из того, что не только сотрудники ГИБДД, но и многие медицинские работники недостаточно осведомлены о нормативном регулировании данного вопроса, что приводит к появлению необоснованных заключений по фактам освидетельствования водителей ТС, рассмотрим важнейшие положения порядка освидетельствования водителей в медицинских учреждениях. 1. Обследуемый должен доставляться на освидетельствование не позднее двух часов с момента его задержания или совершения ДТП. Если же он получил телесные повреждения, то заключение о наличии у него опьянения указывается врачами в диагнозе наряду с характером и тяжестью полученных повреждений. 2. Как и при составлении протокола о нарушении ПДД, перед проведением освидетельствования необходимо установить личность доставленн ого. Если этого сделать не удалось, то в акте медицинского освидетельствования указываются его характерные приметы, и впоследствии он может быть доставлен в дежурную часть подразделения ДПС или ГОРОВД для установления личности. 3. Основой освидетельствования является всесторонний медицинский осмотр доставленного и обязательные лабораторные исследования проб выдыхаемого им воздуха, а также биологических жидкостей его организма. В сомнительных случаях врачи должны прибегать к анализу не менее двух реакций биологических сред (пробы Раппопорта, Мохова-Шинкаренко, использование тестеров ППС-1 и др.) 4. Согласно инструкциям Минздрава РФ [5.13] в акте освидетельствования врач может зафиксировать одно из следующих состояний: 1) трезв, признаков употребления алкоголя нет; 2) установлен факт употребления алкоголя, признаков алкогольного опьянения не выявлено; 3) алкогольное опьянение; 4) алкогольная кома; 5) состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами; 6) трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья. Однако в любом случае, когда освидетельствование производится в связи с управлением ТС, заключение врача должно констатировать наличие или отсутствие у водителя алкогольного опьянения. Заключение отражается в особой формы протоколе, который составляется в двух экземплярах, заверяется подписью врача и печатью медицинского учреждения. Один из протоколов передается сотруднику ДПС. 5. Если водитель ТС отказывается от прохождения освидетельствования либо скрывается с места задержания, он может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 165 КоАП. По данному факту в присутствии двух свидетелей составляется протокол, в котором указывается существо совершенного водителем правонарушения и описываются обнаруженные у него признаки опьянения. Форма уклонения задержанного от освидетельствования (отказ следовать в медицинское учреждение, продуть индикаторную трубку «Контроль трезвости», попытка бросить ТС, скрыться и т. п.) в данном случае не имеет значения для квалификации его действий. Участники ДТП, сопровождаемых лишь материальным ущербом и нанесением людям легких телесных повреждений, могут подверг
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.017 с.) |