Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цвета окраски, опознавательные знаки и надписи ТС оперативных служб

Поиск

 

№ п/п   Вид оператив­ной службы   Основной цвет ТС   Контрасти­рующий цвет   Знаки, надписи, эмблемы на ТС  
  Пожарная охрана   красный   белый   Номер части, город, буквенно-цифровое обозначение  
  Милиция   белый   синий   «Милиция», буквенно-цифровое обозначение, герб  
  ДПС   белый   синий   «Милиция», «ДПС», герб  
  Скорая медицинская помощь   лимонный (белый)   красный   «ОЗ», номер больницы, гара­жа, эмблема «Красный крест»  
  Аварийная служба   золотисто-желтый   красный   «Аварийная служба», номер части, гаража  
  ВАИ   светло­серый, защитный   голубой   «Военная автоинспекция», «ВАИ»  
  Инкассация   песочный, бежевый, кремовый   светло-зеленый   (не регламентируется)  

 

2. Кроме особой окраски и надписей ТС оперативных служб могут ос­нащаться одним или несколькими сигнальными проблесковыми маяка­ми синего цвета и мощными звуковыми сигналами с циклическим изменением частоты в пределах от 0,5 до 6 с. При этом проблесковые маяки должны давать световой луч на угол 360° в горизонтальной плоскости. Исключение составляют лишь ТС, выполненные на шасси грузовых авто­мобилей, а также транспортных средств ДПС и ВАИ, обеспечивающие сопровождение колонн транспортных средств, для которых допускается уменьшение светового луча маяка до 180°.

3. Транспортные средства оперативных служб ФСО могут оборудовать­ся условными опознавательными сигналами в виде одной или двух фар синего цвета, расположенных симметрично продольной оси автомобиля и работающих совместно с двумя стандартно установленными противотуманными фарами в режиме «две (одна) синие- две противотуманные». На мотоциклах почетного эскорта монтируются две дополнительные фары синего и красного цветов, работающие в режиме «синяя и красная - синяя и красная».

4. В целях создания условий по скорейшему оказанию медицинской помощи пострадавшим при ДТП на автомобилях, принадлежащих вра­чам, могут с их согласия устанавливаться опознавательные знаки «Врач» в виде квадрата синего цвета с вписанными в него белым кругом и крас­ным крестом [9]. При этом территориальные органы здравоохранения должны выдавать врачам-водителям соответствующие удостоверения и талоны на право бесплатного использования других ТС в случаях, угро­жающих жизни больного. Выдачу знаков «Врач» организуют подразделе­ния ГИБДД на основании списков, представляемых органами здраво­охранения.

5. На грузовые автомобили, осуществляющие международные перевоз­ки, могут быть нанесены надписи «Т1К» (международные перевозки). Над­писи выполняются заглавными латинскими буквами белого цвета на синих табличках размером 250 х 400 мм. Они свидетельствуют о том, что техни­ческое состояние ТС соответствует международным требованиям, и данно­му транспорту представляется преимущественное право при въезде на та­моженный контроль.

 

7.5. Конструкционные признаки ТС

 

Хорошее знание внешних особенностей ТС помогает идентифициро­вать их в случае поиска и преследования при неблагоприятных условиях для наблюдения (ограниченной видимости, дожде, снегопаде, высокой скорости движения проходящих ТС, значительной удаленности от на­блюдаемого ТС и т. п.), когда регистрационные знаки практически нераз­личимы либо намеренно загрязнены. В связи с этим личный состав под­разделений ДПС должен систематически изучать специальную литературу, иллюстрированные каталоги ТС и периодические издания по вопро­сам автомобильной техники с целью усвоения основных конструкцион­ных признаков ТС.

1. Легковые автомобили различают по пространственной композиции салона, моторного и багажного отсеков (одно-, двух и трехобъемные), а также по наличию на них крыши и ее конструктивным особенностям (см. приложение 5 к пособию и рис. 17а, 176).

2. Применительно к грузовым ТС к таким признакам относят:

а) конструкцию грузовой платформы (бортовые, фургоны, самосвалы, седельные тягачи, специализированные (автоцистерны, панелевозы и т. п. (см. рис. 17в));

б) эксплуатационные возможности (повышенной проходимости;

внедорожные);

в) тип кабины (капотная, безкапотная (см. рис. 17в));

г) эмблемы заводов (фирмы)- изготовителей и оригинальные детали декоративного оформления.

Из-за ограниченности номенклатуры ТС, производимых в России, их распознавание не представляет серьезных трудностей. Что же касается транспорта зарубежного производства, то в подразделениях ГИБДД повсе­местно распространено мнение о том, что изучение типов, марок и конст­руктивных особенностей таких ТС не имеет смысла в силу резкого увели­чения импорта автомобилей. Вместе с тем при организации служебной подготовки личного состава ДПС следует исходить из того, что более 95 % ввозимых и временно прибывающих в Россию ТС представляют собой продукцию нескольких ведущих автомобилестроительных фирм европей­ских стран, Японии и США. К их числу относятся Меrsedes, Оре1, Volkswagen, ВМW (ФРГ), FIАТ (Италия), Тоуоtа, Nissan, Ноnda (Япония), Volvo (Швеция), Renault, Реugeot (Франция), Ford, General Моtоrs (США), Skoda (Чехия), Daewоо, КIА (Южная Корея), СЕАТ (Испания).

Как правило, они выпускают несколько типов ТС, каждый из которых имеет модификации. Из-за расширения экспортных поставок, развития кооперации и специализации в автомобильной промышленности современ­ные модели из различных стран имеют, на первый взгляд, много общего. Однако при внимательном и систематическом их изучении можно за отно­сительно непродолжительное время усвоить, что каждая крупная фирма стремится сохранить присущие ей элементы внешнего оформления и ком­поновки автомобилей. Например, легковые автомобили французской фир­мы «Реugeot» отличаются своеобразной формой фар, западногерманского концерна «Меrsedes» - «вертикальной» решеткой радиатора, шведской фирмы «Volvo» - наличием диагональной полосы на облицовке, итальян ской фирмы «Alfa-Romeo» — необычно большим знаком завода-изготови­теля и т. д.

Рис. 17а. Некоторые типы кузовов легковых автомобилей:

а) седан; б) купе; в) кабриолет; з) хэчбек; д) джип; е) универсал (модели 80-х гг.)

Рис. 176. Основные типы кузовов легковых автомобилей:

а) седан; б) купе; в) универсал: а) миниуниверсал; д) джип; е) микроавтобус; ж) пикап;

з) лимузин (модели конца 90-х гг.)

Рис. 17в. Основные типы грузовых автомобилей:

а) седельный тягач; б) седельный тягач капотной компоновки; в) самосвал;

а) бортовой повышенной проходимости; д) внедорожный тягач (модели конца 90-х гг.)

Несмотря на то, что технический прогресс в области автомобилестрое­ния идет быстро, вследствие практичности и высокого технического со­вершенства продукции, сложности и дороговизны перестройки производст­ва, а также наличия разнообразных законодательных, технологических, экологических и потребительских ограничений, налагаемых на конструк­цию ТС, замена базовых моделей на автомобильных заводах - явление сравнительно редкое. Не случайно даже сейчас, когда мировое производст­во автомобилей превысило 40 млн. в год, номенклатура базовых моделей остается сравнительно ограниченной, и поэтому появление новинок все­гда представляет заметное явление. Например, в 1996 г. в Италии производи­лось тридцать марок легковых автомобилей, во Франции- шестнадцать, в ФРГ- двадцать две, Японии, занимающей первое место в мире по объему производства легковых автомобилей (свыше 7 млн. штук в год), продукция автомобилестроительных фирм представлена лишь десятью марками4.

В значительной мере это обусловлено процессом укрупнения и слия­ния отдельных предприятий в промышленные объединения и концерны, такие как General Моtоrs (марки Бьюик, Воксхолл, Кадиллак, Олсмобил, Понтиак, Халден, Шевроле, Опель); Вritish Мо1оr (марки МГ, Дэймлерс, Моррис, Остин, Принсесс, Ровер, Триумф, Ягуар); F1АТ (марки Антобь-янки, Лянча, Мюрат, Сеат, Феррари, Фиат); РSА (марки Пежо, Матра, Ситроен, Тальбо). Автомобильная индустрия других стран, кроме Япо­нии, США, ФРГ, Франции, Италии, России, Южной Кореи, Великобрита­нии и Испании, представлена преимущественно филиалами ведущих аме­риканских и европейских фирм. Выпускаемые ими модели, как правило, не имеют существенных отличий от базовых.

 

7.6. Признаки подделки регистрационных знаков

 

Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера ку­зова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистраци­онного знака в целях эксплуатации и сбыта транспортного средства пре­следуются в уголовном порядке и влекут ответственность в соответствии со ст. 326 УК. Чаще всего при проверке автомототранспортных средств подделка регистрационных знаков (далее «знаков») выявляется по сле­дующим признакам:

1) буквы, цифры и окантовка выполнены в виде выпуклостей высотой более 2 мм;

 

4 Многие из них выпускаются ограниченными сериями, поэтому в России отдельные страны обычно представлены не более чем 3-5 базовыми моделями.

2) на оборотной стороне отсутствует нестирающийся знак предприятия-изготовителя;

3) выпуклости символов имеют в сечении не трапециевидную, а прямо­угольную форму;

4) для изготовления знака использован металл толщиной менее 0,8 мм;

5) толщина линий и букв не соответствуют ГОСТу [7.2];

6) в символах использованы буквы Б, Г, Д, И, И, Л, П, У, Ф, Ц, Ш, Щ, Э, Ю, Я, не соответствующие латинскому алфавиту;

7) размеры знака и расстояние между отверстиями для его крепежных болтов не соответствуют ГОСТу;

8) имеется покрытие из прозрачного материала значительной толщины;

9) форма цифр и букв знака не соответствует ГОСТу;

10) бланк знака «Транзит» выполнен от руки;

11) на знаках ТС, изготовленных после 1996г., отсутствует световозвращающее покрытие;

12) отсутствует специальная топографическая наклейка.

 

7.7. Признаки подделки идентификационных номеров

 

Номера кузовов, двигателей и шасси ТС традиционно являются наиболее распространенными объектами подделки. Сложность процедуры установ­ления их подлинности предопределяется не только отсутствием единых норм, устанавливающих способы и места нанесения маркировочных данных на ТС, но и тем, что заводы-изготовители до сих пор используют ручную операцию установки клейм, с помощью которых набиваются номера. Это неизбежно при­водит к отклонению отдельных цифр от горизонтали и вертикали. На практике нередко отмечаются случаи, когда нечеткая маркировка оказывается подлин­ной. Например, на блоках двигателей из алюминиевых сплавов относительно часто отдельные цифры номеров набиваются дополнительно, что сопровожда­ется возникновением сдвоенных очертаний и сдвигов отдельных символов. Тем не менее цифры, нанесенные в заводских условиях, выглядят значительно чет­че, ровнее и имеют характерный профиль канавок5. Номера, выполненные в кустарных условиях, можно определить по следующим признакам:

1) свежим следам обработки поверхности, на которую нанесены символы;

2) неравномерности расположения или нечеткости отдельных цифр и букв;

 

 

5 При определении подлинности идентификационных номеров можно воспользоваться срав­нением осматриваемого автомобиля с другим автомобилем сходной модификации. Вместе с тем следует иметь в виду, что в последнее время отмечались случаи хищения с автомобиль­ных заводов пуассонов для набивки номеров и их использования в преступных целях.

3) изменению цвета окраски панелей в местах маркировки;

4) несоответствию выпуклости от воздействия штампа символа на обо­ротной стороне кузовной детали вогнутости на ее лицевой стороне;

5) смещению цифр в сторону от того места, где они обычно должны быть;

6) неровности панели, на которой расположен номер;

7) наличию следов воздействия слесарного или абразивного инструмен­та на панели в зоне размещения номера;

8) следам краски, шпаклевки в зоне размещения номера;

9) отсутствию или значительному повреждению таблички завода-изгото­вителя;

10) несоответствию номеров, указанных на табличке, номерам, нанесен­ным непосредственно на двигателе, кузове, шасси;

11) креплению таблички завода-изготовителя на винтах либо на заклеп­ках с необычной формой головки;

12) отсутствию специального лакового покрытия блока двигателя в мес­те нанесения номера;

13) использованию символов «I», «О», «Q» в идентификационных номерах.

 

7.8. Способы выявления подделки идентификационных номеров

 

Подделка идентификационных номеров нередко осуществляется путем изменения (добавления) отдельных элементов в цифры и буквы, имеющие сходное начертание. Например, цифра 8 меняется на 6, 3 на 5, 1 на 7 или 4. Ставшие излишними элементы заполняются припоями, шпаклевкой, пла­стичными материалами и закрашиваются.

Достаточно часто встречается полное удаление заводских номеров, соответствующая обработка поверхности и набивка на нее новых символов. Учитывая, что определение ранее существовавших номеров агрегатов ТС представляет на практике сложную задачу не только с организационной6, но и технической точек зрения, имеет смысл кратко представить техноло­гию необходимых в данном случае металлографических исследований, к проведению которых можно и нужно привлекать специалистов в области материаловедения.

1. Штамповка (выдавливание) символов на поверхности металла при­водит к искажению его кристаллической решетки и изменению физико-химических свойств участков, подвергшихся деформации. Если осторожно

 

 

6 Имеется в виду сложившаяся практика передачи проверочных материалов и ТС в ОУР, из ОУР в ЭКО и т. д., что нередко является причиной отказа в возбуждении уголовного дела по факту кражи.

обработать поверхность металла напильником, наждачной бумагой и шлифовочным порошком, не затрагивая слои, лежащие ниже углублений, образую­щих буквы и цифры, а затем отполировать и обезжирить, то после нанесения на данную поверхность определенных растворов (например, смесикалия и серной кислоты) можно получить контуры символов, имевшихся на металле ранее. Дело в том, что участки, на которых произошли структурные изменения под действием давления штампа, обладают большей химической активностью.

Конечно, подобные экспертизы удаются не всегда. Например, они могут быть безрезультатными, если номер удален с картера двигателя путем срез­ки металла на глубину более 0,8 мм (для чугунных блоков) или оплавлен паяльной лампой (для блоков из алюминиевых сплавов). Вместе с тем су­ществуют простые приемы определения механического воздействия на места нанесения идентификационных номеров. Например, для двигателей автомобилей ВАЗ изменение маркировки путем удаления слоя металла можно установить наложением инструментальной линейки на поверхности фланцев крепления бензонасоса и масляного фильтра (без снятия двигателя с автомобиля) и измерения величины разности их уровней. На заводе-изготовителе все указанные поверхности обрабатываются одной и той же фрезой за один проход.

2. Нанесение на заводской номер слоя шпаклевки или пластиче­ских материалов, с последующей набивкой на нем других символов, мож­но обнаружить простукиванием. Звук от ударов по поверхности, обрабо­танной таким образом, будет несколько глуше, чем обычно. При наличии оснований полагать, что маркировка изменена, следует прочертить по про­филю цифр отверткой или другим острым предметом. Характер полученного следа позволяет судить о составе материала на поверхности узла. Например, его яркий блеск говорит о том, что поверхность подверглась лужению.

3. Утапливание части панели кузова с идентификационным номе­ром и наклейка на это место металлической пластины с другой ком­бинацией символов могут быть обнаружены путем осмотра или ощупыва­ния внутренних поверхностей панелей. Перед данной операцией следует приподнять теплоизоляционный или другой изоляционный материал, при­крывающий данную поверхность.

4. Повсеместно встречается подделка номеров путем вырезания части панели с маркировкой и последующим привариванием или припаиванием на ее место пластины с другим номером. При этом места соединения тща­тельно зачищаются, шпаклюются и окрашиваются. Проведение сварочных работ с тонким металлическим листом панелей кузова неизбежно приводит к некоторой деформации периметра ввариваемых фрагментов, утере глянцевитости, свойственной покрытиям, полученным в заводских условиях. Аналогичный эффект вызывает покраска вновь установленных

участков панелей, поскольку для этих целей используются, как правило, не меламиноалкидные, а синтетические нитроэмали, дающие наплывы, поте­ки, мелкие неровности. Таким образом, данный вид подделка можно обна­ружить по следующим признакам:

а) смещению маркировки относительно ее обычного расположения;

б) различию цвета и состояния поверхности панелей и участка нанесе­ния маркировки;

в) наличию сварочных швов, следов пайки или поддерживающих пла­стин на нижней части поверхности панели;

г) наличию дефектов однородности металлов, выявленных с помощью специальных контрольных приборов.

К последним относятся магнитопорошковые, рентгеновские, вихретоковые дефектоскопы и магнитные толщиномеры. Опытная эксплуатация ука­занных технических средств показала, что для нужд оперативного контроля подлинности идентификационных номеров ТС сотрудниками ДПС наибо­лее приемлемыми являются портативные вихретоковые дефектоскопы типа ВД-81Н, ВД-11ЛЦ, «Контраст М», МВД-2, «Инспектор 0-6». Эти прибо­ры позволяют обнаружить под слоем лакокрасочных покрытий сварные швы, трещины, пайку, стыки неоднородных материалов и другие де­фекты, связанные с подделкой маркировки ТС.

Наиболее распространенным дефектоскопом такого типа является при­бор «Контраст М». Для его подготовки к работе необходимо выполнить следующие действия:

подключить блок питания и преобразователь к электронному блоку прибора;

проверить величину напряжения при отжатых кнопках управления;

подключить индикатор к каналу ОМ;

установить преобразователь в зоне № 1 контрольного образца;

ручкой калибровки ОМ установить стрелку индикатора на минимум (при этом световой индикатор не должен включаться);

подключить индикатор к каналу ТЛП и установить стрелку индикатора на минимум (при этом световой индикатор также не должен срабатывать);

установить преобразователь в зоне № 2 контрольного образца (при этом должны включиться световой индикатор ТЛП и звуковая сигнализация);

подключить индикатор к каналу ОМ;

установить преобразователь в зоне № 3 контрольного образца (при этом показания индикатора должны увеличиться не менее чем на три деления шкалы по сравнению с показаниями прибора в зоне № 1;

разместить преобразователь в зоне № 3 контрольного образца (при этом должны включаться световой индикатор ОМ и звуковая сигнализация, а также возможно включение светового индикатора ТЛП);

установить преобразователь на исследуемую поверхность кузовной детали ТС рядом с идентификационным номером и подключить его к каналу ОМ;

ручкой калибровки ОМ установить стрелку индикатора на минимум (при этом световой индикатор не должен срабатывать);

подключить индикатор к каналу ТЛП и установить стрелку индикатора на минимум (при этом световой индикатор также не должен срабатывать);

произвести сканирование идентификационного номера преобразовате­лем, плотно прижимая его к контролируемой поверхности.

Если после заключительной операции происходит устойчивое включе­ние одного или обоих световых индикаторов и звукового сигнала, то это может указывать на то, что идентификационный номер подделан. Возмож­на ситуация, когда данные индикаторы действуют не только в зоне распо­ложения маркировки той или иной кузовной детали. В этом случае необхо­димо уменьшить чувствительность датчика нажатием кнопки «х 0,5»

5. Наилучший маскировочный эффект дает полная замена панелей с идентификационными номерами. Однако это требует квалифицирован­ного проведения сварочных работ с последующим изменением или имита­цией применения точечной сварки, С этой целью в свариваемых вторично, деталях высверливаются отверстия, в которые «закатываются» капли рас­плавленного металла, а фактические соединения проводятся ручной газовой или полуавтоматической сваркой в защитной среде. Например, на автомо­билях ВАЗ подделку можно определить по наличию сплошных или преры­вистых сварочных швов, скрепляющих брызговики переднего лонжерона с крыльями либо воздуховод с передним щитом моторного отсека. При этом сварные швы обычно подвергаются механической обработке и обильно закрашиваются.

 

7.9. Порядок действий при обнаружении признаков подделки идентификационных номеров и регистрационных документов

 

При обнаружении признаков подделки идентификационных номеров на узлах, табличке завода-изготовителя ТС, а также в регистрационных доку­ментах сотрудники ДПС обязаны:

а) задержать данное ТС;

б) изъять документы с признаками подделки;

в) пригласить понятых и составить акт о выявлении признаков подделки нумерации агрегатов (узлов) ТС или регистрационных документов7;

7 Форма акта определена приложением № 1 к Инструкции по розыску автомототранспортных средств [12.5].

г) информировать соответствующий территориальный ГОРОВД о факте задержания ТС и документов.

Начальник данного ГОРОВД назначает проведение проверки и решает вопрос о задержании ТС либо его постановке на временный учет на период проведения проверки. При необходимости последующего хранения ТС в ГОЮВД (подразделениях ГИБДД, на охраняемых стоянках) составляется про­токол задержания с подробным описанием состояния и комплектности ТС8.

Проверка фактов подделки нумерации узлов ТС или расхождения их номеров с записями в паспортах или справках-счетах, выданных торговыми организациями, производится инспекторами по розыску подразделений ГИБДД или ОУР по месту постоянного учета ТС, а регистрационных доку­ментов — по месту обнаружения подделки. В ходе проверки устанавливают­ся: место, время, обстоятельства приобретения ТС, его отдельных узлов и агрегатов, их прежние владельцы, а также лица, принимавшие участие в ремонте или переоборудовании ТС. Для выявления первона­чальных идентификационных номеров и проверки подлинности документов назначаются необходимые экспертизы, после проведения которых готовят­ся запросы в ИЦ УВД (МВД) и ГИЦ МВД РФ.

По результатам проверки, проводимой в срок до одного месяца, инспек­тора по розыску или сотрудники ОУР выносят заключение о правомерно­сти приобретения, установки, переоборудования узлов и агрегатов ТС и возможности их официальной регистрации. Копия заключения передается в соответствующий РЭП и хранится там наряду с другими документами, являющимися основанием для регистрации ТС. Кроме того, в целях исклю­чения возможных недоразумений и повторных проверок сотрудники РЭП могут вклеить в учетные карточки ТС небольшие фотографии (50 х 15 мм) идентификационных номеров с имеющимися на них дефектами. Данные фотографии должны заверяться подписью начальника РЭП.

Когда наряды ДПС обнаруживают разыскиваемое ТС, то его водитель, пассажиры, само транспортное средство и регистрационные документы на него задерживаются. О данном факте немедленно сообщается начальнику территориального ГОРОВД для принятия решения в отношении владельца данного ТС и организации необходимых проверок. Если ТС оказалось ос­тавленным без присмотра, инспектора должны принять меры к сохранению следов на месте его обнаружения и обеспечить непрерывное наблюдение за ним до прибытия следственно-оперативной группы.

Подробнее функции и тактика действий ОВД и подразделений ДПС в связи с розыском и задержанием ТС рассматриваются в разделе 12 пособия.

 

 

8См.: приложение № 13 к Инструкции [15.1].

 

8. ТАКТИКА ОСТАНОВКИ, ПРОВЕРКИ И ЗАДЕРЖАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Работа в окружении источников повышенной опасности, каковыми яв­ляются все ТС, рискованна сама по себе. Если к тому же, лица, управляю­щие ТС, имеют преступные замыслы и вооружены, то степень риска для сотрудников, занимающихся контролем дорожного движения, может быть признана максимальной. Ежегодно на дорогах России десятки из них поги­бают и получают увечья. Среди причин этого явления на первое место можно по праву поставить беспечность.

 

8.1. Факторы, определяющие степень риска при контроле дорожного движения

 

К основным факторам, определяющим сложившуюся ситуацию, можно отнести следующие.

1. В отличие, например, от сотрудников ОУР, которые обычно знают, куда, для чего и к кому они направляются, какие последствия может по­влечь та или иная операция, инспектора ДПС работают преимущественно при отсутствии, недостаточности или чрезмерно большом объеме инфор­мации об объектах контроля. Типичный набор функций и обстоятельства их реализации объективно не позволяют нарядам ДПС сконцентрировать вни­мание на потенциально опасных объектах. Исключение составляют лишь случаи введения в действие планов поисково-заградительных мероприятий, а также работа по конкретным ориентировкам и поручениям.

2. «Усыпляющее» действие оказывает среда общения работников ДПС, состоящая преимущественно из законопослушных граждан, а также не­гативное, в плане соблюдения мер предосторожности, поведение достаточ­но опытных инспекторов ДПС, которые выступают в роли наставников. Безразличие к личной безопасности может проявляться и как реакция па продолжительную работу в условиях физических и эмоциональных перегрузок (в плотных транспортных потоках, при ликвидации последствий ДТП, в районах с высоким уровнем социальной напряженности, в зонах стихийных бедствий и т. п.).

3. Организация дорожно-патрульной службы в отдельных регионах нередко не отвечает принципу концентрации сил при проведении массового контроля ТС1. Работа инспекторов в одиночку или в составе парного наряда не обеспечивает надежную страховку при выполнении ими контрольно-проверочных и регулировочно-распорядительных действий. К тому же наряды ДПС часто выходят на службу, не отработав на тренировках воз­можные варианты взаимной страховки при остановке, проверке, пре­следовании, задержании ТС и отражении вооруженного нападения.

4. Нормативы, регламентирующие порядок реализации мер воздействия к правонарушителям и лицам, подозреваемым в совершении преступлений, традиционно воспринимаются многими сотрудниками ДПС как «набор невыполнимых, оторванных от практики наивностей», «пут на руках и но­гах милиции», хотя на самом деле это мощное и проверенное средство снижения риска.

5. Немалая часть инспекторского состава предпочитает работать изби­рательно, подвергая проверке те категории ТС и тех водителей, контакты с которыми заведомо не повлекут существенных физических и психи­ческих усилий. Подобный подход к несению службы становится одной из важнейших причин формирования групп участников дорожного движения, которые систематически и безнаказанно нарушают установленные требова­ния сотрудников милиции. Столкнувшись с необычной для них принципи­альной оценкой своих действий кем-либо из работников ДПС, они склонны к провоцированию инцидентов, способных повлечь применение физиче­ской силы и оружия.

6. Значительная часть инспекторов не имеет устойчивых знаний по­рядка и оснований применения оружия, а также психологической под­готовки к его своевременному использованию.

Учитывая данные обстоятельства, мы будем рассматривать тактику ДПС не только с точки зрения достижения ее эффективности, но обеспече­ния безопасности сотрудников и граждан. Естественно, указанные ниже тактические приемы не претендуют на универсальность, но в любом случае способствуют сохранению жизни и здоровья работников милиции и окру­жающих их людей.

 

8.2. Меры безопасности при наблюдении за транспортным потоком,

 

1. Демонстративное наблюдение за дорожным движением и выполнение всевозможных распорядительно-регулировочных действий сотрудниками

 

 

' См.: раздел 19.5 пособия.

ДПС неизбежно влечет выполнение водителями транспортных средств дополнительных маневров, торможений, перестроений, остановок на поло­се движения, а также действий и реакций, обусловленных желанием уйти от контактов с милицией. В определенных условиях они могут стать по­тенциально опасными. Поэтому любые действия инспектора на проезжей части должны быть своевременными, тактически грамотными и понятными не только участникам дорожного движения, но и коллегам. Инспектор, действующий независимо и неосторожно, представляет серьезнейшую угрозу жизни и здоровью окружающих! Внедряясь в транспортный по­ток, он обязан предупредить о своих намерениях напарника, старшего наряда, начальника или дежурного и действовать по предварительно отработанной с коллегами схеме. Именно пренебрежение этим простым по сути, но непростым в плане практической реализации правилом было причиной гибели большинства сотрудников ГИБДД.

В наряде, численностью два и более инспектора, должен быть назначен старший, который обязан:

1) руководить деятельностью наряда на период несения службы;

2) докладывать командиру, дежурному по подразделению о необходи­мости внесения изменений в расстановку инспекторов и порядок несения ими службы в зависимости от сложившихся обстоятельств;

3) контролировать работу личного состава наряда и оказывать ему прак­тическую помощь при выполнении служебных задач;

4) проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов по ДТП и административным правонарушениям, принимать меры по устранению выявленных недостатков;

5) контролировать правильность использования оперативно-техничес­ких и специальных средств;

6) докладывать дежурному о своем местонахождении и обстановке на участке несения службы не реже одного раза в час.

2. На проезжей части инспектор должен находиться в форменной оде­жде, предусмотренной для данного климатического сезона года. Она должна обеспечивать хорошую тепло- и влагозащиту, обладать необ­ходимой вентиляционной способностью, не стеснять движения при управлении любыми видами автомототранспортных средств и при выполнении других служебных задач, а также легко очищаться, по­скольку работа нарядов ДПС осуществляется, как правило, в зонах повы­шенной запыленности и загазованности воздуха, а также при наличии гря­зевых инверсий, образующихся от проходящего транспорта при дожде и снегопаде (подробнее см. раздел 19.9). Кроме того, сотрудник ДПС должен иметь соответствующее световозвращающее снаряжение (околыш фуражки, ремни, краги, накидку, белые перчатки, светящийся жезл) или световозвращающие элементы, непосредственно встроенные в форменную одежду. Наличие такого снаряжения, выполненного в соответствии с уста­новленными техническими нормами, обеспечивает видимость инспектора при освещении ближним и дальним светом фар автомобилей на расстояниях соответственно 130-150 м и 350—450 м. К сожалению, это условие безопасно­сти также часто нарушается, в значительной степени провоцируя преследова­ние ТС, «не остановившихся по требованию сотрудников милиции»2.

3. Работа по фильтрации транспортного потока на предмет выявления разыскиваемых ТС или по их задержанию должна осуществляться при на­личии у инспекторского состава бронежилетов, автоматического ору­жия и достаточно мощного электрического фонаря. Естественно, для сотрудников, осуществляющих проверку ТС в таком снаряжении, необхо­димо предусматривать соответствующий режим работы (периодическая смена функций «проверка-страховка», кратковременный отдых после каж­дого часа работы и т. п.).

4. Исключительное значение при проверке ТС имеет поддержание ус­тойчивой речевой, визуальной, радио- и телефонной связи между от­дельными инспекторами наряда, а также между постами, патрульны­ми автомобилями и дежурной частью. Каждый наряд должен не менее одного раза в час докладывать дежурному о своем местонахождении и об­становке на участке несения службы. Кроме того, инспектор, проверяющий транспортные средства, должен иметь при себе носимую радиостанцию независимо от наличия радиостанций в патрульном автомобиле, на СП или у страхующего его действия напарника. Это дает возможность скрыт­но предупредить личный состав наряда об обнаружении разыскиваемых ТС или преступников путем передачи предварительно установленного сочета­ния сигналов тон-вызова или цифрового кода. Открытая передача этих данных может затруднить либо исключить задержание не только уже оста­новленного ТС, но и тех, которые приближаются к посту ДПС, поскольку преступники могут располагать приемниками, принимающими информа­цию, передаваемую по милицейским каналам связи.

5. При отсутствии специально оборудованного СП экстренную оста­новку ТС следует проводить там, где:

а) имеется обзор участка дороги, достаточного для заблаговременной остановки ТС, идущего на максимально возможной скорости;

б) данное действие не будет противоречить ПДД;

в) наблюдается относительная малолюдность;

 

2 Например, инспектор, не имеющий специального снаряжения и находящийся на обочине дороги, практически не виден водителю, который движется в ночное время по влажному асфальтовому покрытию при наличии встречного транспорта.

г) отсутствуют жилые дома и остановки общественного транспорта;

д) нет радиотени (обеспечивается устойчивая радиосвязь с дежурной частью или соседними нарядами)3;

е) проезжая часть и обочины имеют удовлетворительное освещение (включая освещение фарами автомобилей, привлеченных для этой цели и расставленных в полосе отвода дороги либо на тротуаре);

ж) наряд оснащен патрульным автомобилем, оборудованным световой и звуковой сигнализацией, готовым начать преследование.

6. При высокой плотности транспортного потока подачу сигнала оста­новки ТС, движущемуся в левых рядах многополосных дорог, необходимо производить с разделительной полосы или островка безопасности. В условиях недостаточной видимости и повышенной скользкости дорожно­го покрытия это действие производится из-за патрульного автомобиля, который предварительно устанавливается на разделительной полосе (ост­ровке безопасности) с включенным световым и звуковым сигналом.

7. В случаях, не терпящих отлагательства (например, при наличии у водителя разыскиваемого ТС возможностей скрыться), ТС могут подвер­гаться остановке с отступлением от ПДД. Однако при этом должны предприниматься меры предосторожности. В частности, в условиях не­достаточной видимости сигнал остановки под



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.015 с.)