Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры организации дорожного движения

Поиск

Для выполнения ПДД участниками дорожного движения необходимо предварительно создать определенные условия. При этом важно не только обеспечить соответствующую подготовку водителей, пешеходов и долж­ностных лиц, обустроить дороги и добиться допуска к эксплуатации только технически исправных ТС, но и определенным образом организовать безопасное взаимодействие элементов системы дорожного движения. Под­разделения ДПС как совместно со специализированными службами ГИБДД. так и самостоятельно выполняют функцию оперативной организации дорож­ного движения путем его регулирования, координации работы светофорных объектов и многопозиционных дорожных знаков, введения реверсивного движения, ограничения проезда определенных видов ТС, установления вре­менных дорожных знаков, указателей, а также другими методами и способа­ми (см. подробнее: [1.8], [4.4], [4.8], [4.9], [4,10], [4.12], [4.14]).

 

2.2. Меры убеждения

К мерам убеждения относится комплекс приемов и способов побуждения граждан к соблюдению установленного порядка поведения на улицах и дорогах. Это могут быть: беседы, лекции, статьи в печати, радио- и телепе­редачи. посвященные разъяснению ПДД и других нормативов, действующих в сфере БДД, конкурсы профессионального мастерства водителей, викторины, мероприятия по распространению передового опыта, пропа­гандистская работа в учебных заведениях и детских дошкольных учреж­дениях, встречи с различными категориями населения, поощрение уча­стия граждан в работе по предупреждению ДТП, а также непосредствен­ные контакты сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. (Подробнее о принципах, организации, направлениях, методах и приемах пропагандистской работы подразделений ГИБДД см.: [I], [7], [1.9], [1.14], [20], [21], [16.6]).

Меры принуждения

Следуя принятой в административном праве классификации, все воздей­ствия принудительного характера, применяемые сотрудниками ДПС, можно подразделить на меры предупреждения, пресечения, обеспечения ад­министративного производства и административные взыскания. 2.3.1. Меры предупреждения

В целях предупреждения возможных правонарушений, преступлений и их вредных последствий сотрудникам ДПС предоставлено право применять следующие меры:

1)остановка ТС;

2) проверка технического состояния ТС;

3) проверка документов, предусмотренных ПДД;

4) освидетельствование лиц, имеющих признаки опьянения, болезненно­го или утомленного состояния;

5) временное запрещение или ограничение движения транспорта и пе­шеходов;

6) использование транспорта и средств связи, принадлежащих предпри­ятиям, организациям, общественным объединениям, фирмам и гражданам;

7) приглашение граждан для оказания содействия в выяснении обстоя­тельств ДТП и правонарушений.

Особенностью указанных мер является то, что они могут применяться ко всем участникам дорожного движения не только при нарушении ус­тановленных правил, но и при наступлении определенных последствий, предусмотренных соответствующими нормативными актами. В оп­ределенных обстоятельствах (при осложнении дорожных условий, стихий­ных бедствиях, проведении массовых мероприятий, возникновении ДТП, введении запрета на въезд в лесные массивы из-за повышенной пожарной опасности, блокировании преступников на местности и т. д.) это может быть необходимым для обеспечения общественной безопасности.

 

1. Конкретные условия, при которых применяются остановка ТС и проверка документов у их водителей, установлены ведомственными нор­мативными актами МВД РФ [13]. В частности, остановка ТС допускается только в следующих случаях:

- нарушение водителем и пассажирами ПДД;

- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пасса­жиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступ­ления;

- нахождение ТС в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

- необходимость опроса водителей и пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, оче­видцами которого они являются;

- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении дорожного движения;

- необходимость привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.

При этом превентивная проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на ТС и пере­возимый груз должна производится на стационарных постах ДПС. Ука­занные меры не допускаются только в отношении ТС специального назна­чения и оперативных служб, когда на них включены особые световые и звуковые сигналы, установлены государственные регистрационные знаки особого типа, а также отсутствует какая-либо информация об использова­нии их в преступных целях (см. подробнее: разделы 6, 8 и 14 пособия).

Практика показывает, что первостепенными объектами применения данных мер становятся ТС, характер движения которых вызывает сомнение в способности их водителей к безопасному управлению транспортом, когда ТС имеют признаки причастности к ДТП или технической неисправ­ности, а также когда на них неправильно размещены пассажиры и пере­возимые грузы. Применение остановки ТС возможно и тогда, когда необ­ходимо проинформировать об осложнении или изменении условий дорож­ного движения. При проверке документов, предусмотренных ПДД, сотруд­никам ДПС следует руководствоваться принципом целесообразности. На­пример, остановку маршрутного городского автобуса и разбирательство с его водителем желательно проводить на конечных остановочных пунктах, исключая задержки пассажиров и нарушения графика движения.

2. Перед получением водительского удостоверения водители ТС обяза­ны пройти медицинское освидетельствование, а в дальнейшем, по исте­чении установленных сроков, периодическое переосвидетельствование.

 

Так, лица в возрасте до 55 лет проходят освидетельствование один раз в три года, старше 55 лет - один раз в два года (женщины старше 50 лет - один раз в два года). Направление на освидетельствование и контроль сроков его прохождения осуществляются не только администрацией предприятий, орга­низаций, фирм и автотехнической инспекцией ГИБДД при проведении госу­дарственных технических осмотров, но и сотрудниками ДПС, которые следят за состоянием водителей непосредственно в процессе дорожного движения. При обнаружении у водителей психофизиологических недостатков и меди­цинских противопоказаний, препятствующих их допуску к управлению транспортом (в том числе признаков опьянения), они подлежат направлению ни освидетельствование в соответствующие медицинские учреждения.

3. Временное запрещение или ограничение движения ТС и пешехо­дов применяется только тогда, когда создается угроза безопасности движе­ния на участках улиц и дорог во время стихийных бедствий, при поврежде­нии дорожных сооружений, возникновении ДТП или других помех движе­нию, при следовании по участку автомобилей, подающих специальные звуковые и световые сигналы, а также в период проведения всевозможных массовых мероприятий и спортивных соревнований, связанных с использо­ванием проезжей части дорог. В данных случаях основанием для примене­ния административно-предупредительных мер являются не правонаруше­ния, а наступление особых, предусмотренных правовыми нормами усло­вий, не связанных с действиями участников дорожного движения. При этом сотрудники ДПС обязаны принять все меры к тому, чтобы в кратчай­ший срок восстановить движение.

4. Для выполнения служебных задач, связанных с выездом на места происшествий и стихийных бедствий, доставкой пострадавших в лечебные учреждения, сбором личного состава ОВД по тревоге, преследованием и доставкой лиц, совершивших преступления, а также транспортировкой ТС, поврежденных при ДТП, сотрудники ДПС могут использовать транс­портные средства и средства связи, принадлежащие любым юридиче­ским и физическим лицам, за исключением ТС дипломатических, консуль­ских и иных представительств иностранных государств, международных организаций и автомобилей специального назначения. В случаях, не терпя­щих отлагательства, Закон предоставляет право работникам милиции лично управлять указанными ТС. Разумеется, при этом они должны иметь води­тельские удостоверения соответствующей категории и опыт управ­ления данным видом транспорта, а также привлекать только те типы транспорта, которые в наибольшей степени соответствуют выполняе­мой задаче. Воспользовавшись транспортными средствами, работник мили­ции обязан произвести соответствующие записи в путевом листе или выдать справку водителю ТС с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения и точного наименования подразделения, в котором он проходит службу.

 

2.3.2. Меры пресечения

 

В целях пресечения противоправных действий участников дорожного движения сотрудникам ДПС предоставлено право применять следующие меры:

1) прекращение неправомерных действий граждан и должностных лиц;

2) принудительная остановка ТС путем применения специальных средств и огнестрельного оружия;

3) доставление нарушителя в ОВД или общественные объединения;

4) запрещение производства ремонтно-строительных работ на улицах и автомобильных дорогах.

1. Требование прекратить неправомерное действие предъявляется к лицам, допустившим нарушения ПДД в форме как действия, так и бездей­ствия. Например, инспектор ДПС может потребовать от водителя автомо­биля устранить неисправность рулевого управления, прекратить движение со скоростью, превышающей установленную, запретить пешеходу переход улицы и т. д. Отметим, что пресечение правонарушения не всегда сопрово­ждается последующим наложением административного взыскания.

2. В случае, когда водитель не выполняет требование об остановке, ра­ботникам ДПС предоставляется право применять специальные средства (типа «Еж-Диана», «Гарпун» и др.) для принудительной остановки ТС. Если же действия водителя создают реальную опасность для жизни и здоровья людей и при этом он отказывается остановиться, несмотря на неоднократ­ные требования об этом, то для остановки ТС может применяться огне­стрельное оружие. (Подробнее см.: раздел 8 пособия).

3. Доставление граждан в дежурную часть подразделения ДПС, ОВД или в представительства общественных формирований по охране общест­венного порядка проводится, если эти граждане:

а) не имеют при себе документов, подтверждающих право управления, распоряжения данным ТС и перевозки находящихся на нем грузов;

б) управляют ТС, на которых имеются признаки причастности к ДТП или иным преступлениям;

в) управляют ТС с поддельными: регистрационными знаками, номерами узлов и агрегатов, водительскими и регистрационными документами;

г) совершают правонарушения, связанные со злостным неподчинением законному распоряжению или требованию работника милиции либо пред­ставителя общественного объединения;

д) не предоставляют документов, удостоверяющих личность, и сведе­ний, необходимых для составления протокола по факту совершенного ими правонарушения.

По факту доставления правонарушителей в дежурную часть составляет­ся рапорт в двух экземплярах, один из которых после регистрации у дежур­ного, возвращается сотруднику ДПС [23].

4. Производство ремонтно-строительных и других работ на улицах и автомобильных дорогах допускается только по письменному согласованию с органами ГИБДД. При этом устанавливаются способы ограждения места работ, расстановка дорожных знаков и другие условия обеспечения БДД [1.8], [4.16].

Ликвидацию аварий в инженерных сетях аварийно-технические и ком­мунальные службы могут вести без такого согласования, однако о характе­ре, времени и месте производимых работ они обязаны предварительно сообщить в территориальный орган ГИБДД. Если должностные лица, от­ветственные за производство работ, не выполняют установленных для них требований, то сотрудники ДПС, обнаружившие какие-либо недостатки, имеют право запретить или приостановить ведение работ, доложив об этом дежурному по подразделению ДПС или начальнику ГИБДД.

2.3.3. Меры обеспечения административного производства

 

Для установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, а также исполнения постановления по делам об административных правонарушениях сотрудникам ДПС предос­тавляется право применять следующие меры:

1) изъятие документов;

2) отстранение от управления транспортным средством;

3) задержание ТС;

4) административное задержание правонарушителя;

5) досмотр ТС и перевозимого в нем груза.

Согласно ст. 239 КоАП их принято относить к мерам обеспечения ад­министративного производства.

1. Изъятие водительского удостоверения производится в случаях, когда водитель совершает административные нарушения, за которые в со­ответствии с КоАП может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления ТС (кроме военнослужащих и лиц, на которых штраф налагается на месте [3]).

При сомнении в подлинности номеров узлов и агрегатов ТС, регистра­ционных документов ТС (свидетельств, технических паспортов, талонов технического паспорта, договоров залога ТС и водительских удостовере­ний) эти документы также могут подлежать изъятию, о чем делается соот­ветствующая запись в протоколе об административном правонарушении и во временном разрешении на право управления ТС, которое имеется у во­дителей или выдается им в установленном порядке (подробнее см.: разде­лы 6.2 и 15.6 пособия).

 

2. Отстранение от управления транспортным средством применяет­ся к лицам, которые имеют признаки опьянения, болезни или утомления; не обладают правом управления данным видом ТС либо лишены такого права;

не имеют при себе документов, предусмотренных ПДД; управляют транс­портом, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления и тягово-сцепного устройства (для автопоездов), управляют зарегистриро­ванными ТС, но не имеющими государственных регистрационных знаков на прицепах грузовых автомобилей либо с подложными знаками (ст. 114, ст. 245 [3]).

Под отстранением от управления ТС понимается не формально выне­сенное запрещение лицу управлять им, а реальные действия работников ДПС, не позволяющие этому лицу привести ТС в движение. Предпола­гается изъятие ключей от замка зажигания и предложение водителю поки­нуть транспортное средство, вплоть до применения к нему физической силы или специальных средств. Что касается неисправностей ТС, при кото­рых допустимо отстранение водителя от управления транспортом, то они могут быть определены как по внешним признакам, так и при помощи кон­трольно-диагностических приборов.

3. Задержание ТС (запрещение эксплуатации) производится в случа­ях, когда его водитель:

- не имеет при себе документов, предусмотренных ПДД;

- управляет транспортом, не зарегистрированным в установленном поряд­ке (включая отсутствие или подложность регистрационных знаков на ТС);

- своевременно не представил ТС на государственный технический осмотр либо использует ТС, имеющее неисправности, при наличии которых его эксплуатация запрещена Основными положениями по допуску транс­портных средств к эксплуатации ([9], ст. 245 [3]).

Запрещение эксплуатации троллейбусов и трамваев осуществляется при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами их технической эксплуатации (п. 12 [7]).

Задержание ТС может сопровождаться помещением его на специальную охраняемую стоянку, определенную местными органами исполнительной власти, о чем составляется особой формы протокол в двух экземплярах, один из которых выдается водителю, а второй приобщается к протоколу о нарушении ПДД. При отсутствии охраняемой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть соответст­вующего ОВД, подразделения ДПС, на стационарный пост и в другие мес­та, определенные для этой цели.

По устранении причин задержания ТС (вытрезвление водителя, предос­тавление документов, наличие лица, имеющего право на управление дан­ным ТС, устранение неисправностей и т. д.) оно немедленно возвращается водителю или владельцу.

Задержанное ТС может передаваться по акту в таможенный орган, если установлены следующие данные:

а) оно незаконно оставлено на территории РФ после выезда за границу его владельца;

б) у водителя отсутствует документ о регистрации ТС в стране выезда и документ, оформленный таможенными органами РФ;

в) истек срок действия документа, оформленного таможенным органом;

г) у водителя отсутствует регистрационный документ ТС, ввезенного на территорию РФ;

д) истек срок действия документов, выданных в подразделении ГИБДД[13].

4. Административное задержание правонарушителя на срок до 3 ч применяется только для выяснения личности нарушителя, обстоятельств допущенного им нарушения и в целях пресечения неправомерных дейст­вии, когда другие меры не оказывают должного эффекта. Срок администра­тивного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя в подразделение ДПС, ОВД или иное учреждение, где возможно установ­ление его личности и составление протокола. При этом в срок админи­стративного задержания включается только время фактического нахожде­ния в данном органе с момента доставления до момента освобождения. Если задержанный находится в нетрезвом состоянии, то срок задержания исчисляется со времени вытрезвления, но не должен превышать 24 ч. Лица, оказавшие злостное неповиновение сотрудникам ДПС, могут быть задер­жаны до рассмотрения дела судьей.

Как- правило, административное задержание используется при наличии обстоятельств, препятствующих составлению протокола на месте наруше­ния, например, при отказе нарушителя предъявить документы, удостове­ряющие его личность, уплатить штраф на месте, необходимости оформле­ния материалов по факту совершенного нарушения или ДТП, а также по­дозрении в причастности задержанного к совершению какого-либо право­нарушения.

Административное задержание необходимо отличать от задержания подозреваемого в совершении преступления. Задержания граждан в административном и уголовно-процессуальном порядке представляют собой самостоятельные правовые институты, разграничение которых явля­ется обязательным условием строгого соблюдения законности и гарантий обеспечения неприкосновенности личности в соответствии с Конституци­ей РФ. Уголовно-процессуальное задержание применяется исключитель­но к лицам, подозреваемым в совершении преступления, которое наказы­вается лишением свободы, и только при наличии оснований, указанных в ст. 122 УПК.

Существенно различаются и сроки рассматриваемых видов задержания. Например, при уголовно-процессуальном задержании 24 ч отводится для сообщения прокурору, 48 ч для принятия решения прокурором о заключе­нии задержанного под стражу. Таким образом, общий срок уголовно-процессуального задержания не должен превышать 72 ч.

Об административном задержании в обязательном порядке составля­ется отдельный протокол, а задержанным разъясняется, за совершение какого правонарушения они задержаны, какие в связи с этим они имеют права и обязанности (в том числе право требовать проверки прокурором правомерности задержания). Об этом требовании немедленно сообщается прокурору.

5. Досмотр ТС производится в следующих случаях:

1) при подозрении, что водитель или пассажиры используют его в про­тивоправных целях;

2) при наличии основания полагать, что на нем находится незаконно перевозимый груз;

3) когда водитель или пассажиры застигнуты в момент совершения ад­министративного правонарушения или непосредственно после его совер­шения;

4) при наличии признаков правонарушения в виде следов на их одежде или вещах;

5) когда очевидцы прямо укажут на водителя и пассажиров как на со­вершивших правонарушение;

6) когда имеются показания соответствующих технических средств контроля;

7) когда досмотр прямо предусмотрен законодательством (например, ст. 23 Закона РФ «О чрезвычайном положении» и п. 23 ст. 11 Закона РФ «О милиции» предписывают производить личный досмотр граждан, дос­мотр их вещей, жилищ и ТС, если имеются данные о наличии у них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, для ношения и хранения которых нет законных оснований).

О проведении досмотра ТС и досмотра груза в обязательном порядки составляется протокол либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении. При обнаружении правонарушений, предусмотренных ст. 173 и 174 КоАП, сотрудники ДПС вправе изъять огнестрельное оружие, а также боевые припасы до рассмотрения дела. Об этом производится запись в протоколе с указанием марки, модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия, количества и вида боевых припасов (ст. 244 [З], пп. 2, 5, 23 ст. 11 [2]).

Досмотр транспорта, перевозящего опломбированный груз, и вскрытие пломбы осуществляются, как правило, на стационарных постах ДПС в при­сутствии водителя или лица, сопровождающего груз, и двух свидетелей и, при необходимости, представителей таможенных органов. По окончании досмотра проводится повторное опломбирование груза. Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, доставляются в дежурную часть соответствую­щего территориального ОВД.

 

2.3.4. Соотношение мер пресечения и обеспечения административного производства

 

Сравнивая меры пресечения и обеспечения административного произ­водства, можно легко прийти к выводу о единстве их целей. Например, такая мера, как доставление граждан в ОВД, в этом смысле, близка к адми­нистративному задержанию, досмотру или изъятию документов. С ее по­мощью возможно установление личности задержанного и составление про­токола, поскольку не все лица, совершившие правонарушения и доставлен­ные в ОВД, подлежат административному задержанию.

Обе рассматриваемые группы мер объединяет и то, что они применя­ются в отношении лиц, совершивших правонарушения, направлены на предотвращение возможных вредных последствий этих правонаруше­ний, но при этом не носят характера административно-правовой ре­прессии. С учетом вышеизложенного для обобщенного именования пере­численных мер воздействия в дальнейшем будет использоваться термин «меры пресечения».

Меры административного предупреждения и пресечения могут приме­няться как независимо, так и в сочетании друг с другом. Например, инспек­тор ДПС, остановивший автомобиль за превышение установленной скоро­сти движения, устанавливает, что тормозная система не обеспечивает рав­номерного торможения колес и вызывает занос автомобиля. В ходе беседы с водителем выясняется, что он имеет признаки алкогольного опьянения и отказывается предъявить регистрационный документ на ТС. В этом случае инспектор вправе применять несколько мер пресечения: изъять водитель­ское удостоверение, запретить эксплуатацию транспорта, отстранить води­теля от управления ТС и произвести его административное задержание для установления принадлежности автомобиля.

2.3.5. Административные взыскания

 

В соответствии с КоАП на лиц, совершивших нарушения ПДД и других нормативов, действующих в сфере БДД, могут налагаться следующие ад­министративные взыскания:

а) предупреждение;

б) штраф;

в) лишение права управления ТС;

г) административный арест.

В отличие от мер предупреждения и пресечения меры взыскания носят репрессивный характер и их основные функции заключаются в наказании виновных, предупреждении последующих правонарушений и правовой защите общественных отношений, складывающихся в сфере БДД.

1. Предупреждение в качестве меры взыскания может налагаться за правонарушения, предусмотренные чч. 2 и 3 ст. 114; чч. 1 и 8 ст. 115; ч. 1 ст. 122 КоАП. Оно всегда выполняется в письменном виде, и его не следует путать с устным замечанием участнику дорожного движения или должно­стному лицу. Замечание не влечет для правонарушителя никаких правовых последствий, хотя имеет важное профилактическое значение.

2. Штраф в размере от 0,1 до 20 минимальных размеров оплаты труда может налагаться при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 114-124, 126', 131, 134, 134' КоАП.

3. Лишение права управления ТС на срок от 3 месяцев до 3-х лет применяется к водителям, управлявшим транспортом в состоянии опьяне­ния, передавшим управление ТС лицу, находящемуся в состоянии опьяне­ния (ст. 117), причинившим в результате нарушений ПДД легкие телесные повреждения (ст. 118), а также злостно не повиновавшимся законному тре­бованию или распоряжению работника милиции, самовольно оставившим место ДТП или уклонявшимся от прохождения освидетельствования (ст. 165 КоАП).

Указанные взыскания могут налагаться командирами и заместителями командиров подразделений ДПС (ст. 114-124, 126', 131, 134, 134'), госав­тоинспекторами дорожного надзора (ст. 131, 134, ч. 1 ст. 134'), другими сотрудниками ДПС, имеющими специальное звание (чч. 2, 3, 4 и 6 ст. 114;

чч. 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 ст. 115; ст. 122), а также судьями (ст. 165 КоАП). По­рядок ведения административного производства по делам о нарушениях нормативов, действующих в сфере БДД, подробно рассматривается в раз­деле 15 пособия.

4 Исправительные работы или административный арест могут применяться за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, а также воен­нослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного по­рядка невыполнение законного требования работника милиции об останов­ке ТС оставление водителями в нарушение Правил дорожного движения места ДТП или уклонение от прохождения освидетельствования на состоя­ние опьянения (ст. 165 [3]).

 

 

 

3. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфе­ре БДД, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах и дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов (способов) несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств. Исходя из принципиального единства содержания данной службы как тако­вой, вне зависимости от внешних обстоятельств (за исключением чрезвы­чайных ситуаций и особых условий), рассмотрим ее основные методы и формы организации.

3.1. Способы ДПС

К важнейшим способам дорожно-патрульной службы принято относить следующие:

1. Наблюдение за дорожным движением.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистра­ционных и путевых документов.

4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при ослож­нении условий движения.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движе­ния и должностных лиц.

I. Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оце­нивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов ДИ на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение но участку патрулирования и т. д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

 

Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т. д.). Информа­ция, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управлен­ческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговре­менного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахож­дения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечива­ется специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, ок­рашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотрен­ными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии ин­спектор может предостеречь участников движения путем включения соот­ветствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством СГУ к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах води­теля, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т. п.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участни­ков дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их непра­вомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъяв­ляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка

видов нарушений ПДД.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль

может быть открытым, скрытым и смешанным.

3.1. Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в фор­менной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотрен­ное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны уча­стникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений. При определенных условиях, например, в зонах вынуж­денной концентрации транспортных потоков (мосты, переправы, горные перевалы и т. п.) открытый контроль бывает весьма эффективным для вы­явления и профилактики правонарушений, не связанных с движением ТС (например, отсутствие водительских, регистрационных и путевых докумен­тов у владельцев и водителей ТС, технические неисправности ТС, с которыми их эксплуатация запрещена, нарушение правил перевозки людей и грузов, обнаружение которых возможно при осмотре остановившегося ТС).

3.2. Скрытый контроль ведется сотрудниками ДПС в гражданской одежде и на автотранспортных средствах обычного исполнения, оборудо­ванных радиостанцией и оперативно-техническими средствами. В боль­шинстве стран мира он признается главным и чрезвычайно эффективным способом пресечения и профилактики так называемой динамической груп­пы нарушений в сфере БДД (превышение установленной скорости движе­ния, неправильный обгон, несоблюдение дистанции и т. п.), которые явля­ются причинами более 80 % ДТП с тяжкими последствиями. Скрытый контроль не только благоприятно сказывается на состоянии транспортной дисциплины участников дорожного движения, но и позволяет меньшими силами достигать относительно высоких результатов в предупрежде­нии динамических нарушений ПДД. Как показывает практика, системати­ческое скрытое патрулирование отдельных участков автомобильных дорог и улиц позволяет за сравнительно короткий период (от 3 до 7 месяцев) до­биваться существенного снижения числа и тяжести ДТП. Однако в данном случае следует иметь в виду, что значительная доля участников дорожного движения достаточно быстро начинает распознавать автомобили скрытого контроля. Поэтому для повышения эффективности их работы необходимо принимать меры по маскировке установленных на них излучателей радар­ных установок, антенн, видео- и фотокамер и т. п., а также производить регулярную смену номерных знаков, легко различимых декоративных дета­лей и дополнительного оборудования (например, багажника на крыше).

Применение скрытого контроля «в чистом виде» целесообразно ограни­чивать светлым временем суток, поскольку в ночных условиях участники дорожного движения не всегда могут правильно оценить намерения со­трудников ДПС. Следует отметить, что приемы скрытого контроля тради­ционно подвергаются критике со стороны общественности, средств массо­вой информации и даже в некоторых научных публикациях, посвященных деятельности ГИБДД. В связи с этим их реализация должна сопровождать­ся соответствующей разъяснительной работой среди водителей ТС и других слоев населения.

 

Личный состав, привлекаемый к работе в гражданской одежде, обязан иметь нагрудные знаки работников ДПС, жезлы и световозвращающие диски для подачи сигнала остановки ТС, а имеющиеся в его распоряжении автомобили должны обеспечиваться проблесковыми маяками с маг­нитными креплениями, позволяющими установить их на крыше ТС в тече­ние 2-3 с.

Устранению возможных недоразумений и инцидентов, связанных с при­менением скрытого контроля, а также расширению его временных рамок способствует использование смешанного контроля, сочетающего в себе достоинства названных выше методов.

3.3. Смешанный контроль ведется инспекторами в форменной и граж­данской одежде, соответственно использующими ТС специального и обыч­ного исполнения. Сотрудники, несущие службу в гражданской одежде, занимаются выявлением и фиксацией правонарушений, а также передают информацию о них обычным нарядам ДПС, которые производят остановку ТС и принимают к нарушителям предусмотренные меры воздействия. В необходимых случаях к разбирательству привлекаются инспектора, обна­ружившие то или иное правонарушение.

4. Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспорт­ных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их рас­пределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, за­прещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения. К проведению мероприятий по восстанов­лению движения привлекаются. соответствующие должностные лица, а также участники дорожного движения.

Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению про­езжей части от технически неисправных ТС, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опас­ных участков улиц и дорог, осуществляется ре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.016 с.)