Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коэффициенты аварийности участков улиц и автомобильных дорогСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Суммарный коэффициент сложности данных участков составит соответственно:
Из сравнения К, и Кд следует, что нарядам ДПС, работающим на участке № 1, следует увеличить зону обслуживания за счет сокращения границ участка № 2, сложность которого примерно в 3 раза выше. Результаты расчетов, проведенных в ходе процедуры «выравнивания» условий работы нарядов, корректируются после экспериментальной проверки и становятся основой для разработки плана расстановки сил и средств ДПС, который, в свою очередь, представляется в соответствующие МВД (УВД), ГОРОВД для включения в план комплексного использования сил и средств ОВД (Единую дислокацию постов и маршрутов ОВД)6. В этом документе, наряду с координатами размещения нарядов ДПС и других служб милиции, указанием их обязанностей и порядка работы, устанавливаются обязательные среднесуточные нормы выставления личного состава каждым подразделением, включенным в единую дислокацию. Утверждению этих норм должна предшествовать тщательная оценка оперативных возможностей того или иного подразделения, исходя из его штатной численности, поставленных перед ним задач и степени сложности их выполнения.
19.6. Особенности отбора кандидатов на службу
Само по себе укомплектование и техническое оснащение подразделений ДПС по действующим нормативам, а также оптимизация расстановки постов и маршрутов патрулирования недостаточны для успешного выполнения стоящих перед ними задач. Решающая роль принадлежит морально-этическим и профессиональным качествам сотрудников. Учитывая, что отбор и обучение личного состава ДПС производятся в соответствии с едиными для ОВД требованиями, установленными соответствующей Инструкцией [19.5], Наставлением по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации [19.2], другими нормативными актами МВД РФ [15], [19.3], [19.5], а также достаточно подробно изложенными в специальной литературе [19.22], [19.23],.[19.24], [19.19], мы рассмотрим только те стороны данного вопроса, которые обусловлены спецификой ДПС, и в частности особенностями работы ее наиболее многочисленных должностных категорий - инспекторов и старших инспекторов, осуществляющих контроль дорожного движения. Для прохождения службы в подразделениях ДПС, наряду с установленными для сотрудников милиции психофизиологическими и интеллектуальными качествами, кандидат должен обладать следующими способностями: а) противостоять повседневному и интенсивному воздействию правонарушителей, стремящихся приобрести его благосклонность путем дачи взятки, оказания всевозможных услуг и содействия в различных сферах жизни; б) уметь концентрировать внимание на монотонных процессах (транспортные и пешеходные потоки, сведения, поступающие на дисплеи АИПС, и т. п.);
6 Подробнее о порядке разработки плана комплексного использования сил и средств ОВД см.: [15]. в) запоминать характерные признаки (вид, тип, марку, государственные регистрационные знаки, провозимый груз и пассажиров) нескольких ТС одновременно; г) проявлять инициативную контактность с различными категориями граждан; д) грамотно и содержательно описывать свои наблюдения и мысли; е) управлять транспортными средствами на повышенной скорости при неблагоприятных погодных и дорожных условиях; ж) выдерживать продолжительные статические нагрузки, транспортные шумы, а также повышенную загазованность и запыленность атмосферного воздуха без существенной потери реакции, внимания, остроты слуха, зрения и общей работоспособности; з) работать в одиночку и на значительном удалении от места дислокации подразделения. Как показывает практика, обеспечение указанных способностей может быть не только следствием определенной «селекции» кандидатов на стадии их предварительного отбора. В значительной степени они могут быть развиты и укреплены в ходе первоначальной и текущей профессиональной подготовки сотрудников, а также организации соответствующего контроля их деятельности. Несмотря на неудовлетворительную демографическую ситуацию в России, в настоящее время сложились относительно неплохие условия для отбора кандидатов в сотрудники ДПС. Во-первых, потому, что данная профессия не является массовой, во-вторых, кадровые аппараты МВД (УВД) не испытывают недостатка в желающих поступить в данную службу, некомплект личного состава в которой повсеместно не превышает 1-3 %. Вместе с тем опыт отбора кандидатов и изучение их личности по специальным психологическим методикам, а также анализ последующей их работы в подразделениях ДПС показывают, что у многих из них выявляется корыстная мотивация, низкие интеллектуальные качества, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, замедленная реакция [19.23]. Нередко к поступлению на службу их побуждает ощущение комплекса неполноценности, стремление добиться повышения своего социального статуса, желание закрепиться в крупном населенном пункте и т. п. Иногда выбору профессии предшествует буквальное восприятие образов сотрудников милиции, созданных в литературе и кинофильмах, которые отражают, в основном, романтические и творческие стороны их деятельности, оставляя без внимания рутинные, однообразные и малоинтересные особенности службы. Наивысшую сложность в отборе кандидатов представляет определение их морально-нравственных качеств, интересов и уровня осознания общественной значимости предстоящей службы. Поэтому при изучении личности желающих работать в ДПС недопустимо ограничиваться только медицинскими заключениями, результатами тестирования, просмотром документов личного дела, и в частности характеристик, которые можно получить по месту жительства, учебы и работы. Необходимо знакомиться с лицами, составляющими их ближайшее окружение (родственниками, знакомыми, друзьями, коллегами) и интересоваться их мнением по данному вопросу7. В процессе личной встречи каждому кандидату следует разъяснить режим работы подразделения, указав на необходимость выхода на службу в воскресные и праздничные дни, ночную, вечернюю смены и т. д., а также возможно полнее рассказать о проблемах, возникающих у личного состава, занятого в данной службе. Полезно выяснить мнение кандидата о работе ГИБДД и ОВД, предложить ему решить несколько задач, связанных с морально-нравственными оценками действий участников типичных конфликтов, возникающих в процессе надзора за дорожным движением, а также попросить описать свои решения, учитывая, что письменное изложение значительно полнее раскрывает его личность. Наконец, необходимо тщательное наблюдение за кандидатом в ходе испытательного срока, продолжительность и условия которого принимаются достаточными для всестороннего изучения его деловых качеств. Причем решающая роль в их оценке должна принадлежать тому должностному лицу, в непосредственном подчинении которого находится кандидат.
19.7. Основные направления профессиональной подготовки инспекторов ДПС Выполнение обязанностей, возложенных на ДПС, требует от ее сотрудников разносторонней подготовки по вопросам права, устройства и эксплуатации ТС, применения специальной техники и оперативно-технических средств, умения управлять транспортными средствами в экстремальных условиях и других качеств, содержание которых раскрывалось в предыдущих разделах пособия. В отличие от других служб милиции общественной безопасности личному составу ДПС практически ежедневно приходится применять знания: 1) ПДД и других нормативов, регламентирующих порядок дорожного движения и обеспечения БДД; 2) правил содержания и обустройства улично-дорожной сети; 7 Исходя из особых требований к желающим работать в полиции, во многих странах Западной Европы министерства внутренних дел не устанавливают каких-либо ведомственных ограничений по сбору информации о кандидатах на должности полицейских, несмотря на то, что законодательство, определяющее статус профессиональных групп, запрещает это [17.5]. 3) порядка эксплуатации ТС различных категорий; 4) приемов оперативной организации движения транспортных потоков в городах; 5) особенностей обустройства элементов ДИ в зоне несения службы; 6) порядка оказания помощи пострадавшим при ДТП; 7) процедуры оформления и квалификации ДТП, сопровождающихся материальным ущербом и телесными повреждениями людей; 8) тактики преследования и задержания правонарушителей, передвигающихся на ТС. Из вышеизложенного следует, что сотрудник ДПС должен в определенной степени сочетать в себе качества работника ППС, дорожной и технической инспекций ГИБДД, РЭП, подразделений розыска ТС и некоторых других. К сожалению, опросы и тестирование рядового и начальствующего состава данной службы, проведенные в течение последних пяти лет, показывают, что значительная его часть из числа различных должностных категорий допускает серьезные ошибки при решении относительно простых задач, возникающих в процессе практической деятельности. Недостаточная специальная и психологическая подготовка работников нередко выступает в качестве основной причины жалоб, в которых граждане выражают негативную оценку деятельности ГИБДД. Этим же в большинстве случаев объясняется стремление сотрудников уйти от вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения. Их ответы на вопросы, поставленные в процессе тестирования, более чем в 60 % случаев не отражают целостных представлений о правовых основах, особенностях, принципах выполнения функций ДПС и их взаимосвязях в системе БДД. Часто сотрудники руководствуются лишь конформистскими соображениями удобства, простоты, доступности методов и приемов работы, ограничиваясь воздействиями на инциденты, разрешение которых гарантирует благоприятный для них исход. Например, по данным Минздрава РФ, работники ГИБДД оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим при ДТП лишь в 0,4 % случаев, что в немалой степени обусловливает высокую смертность среди травмированных. Более 80 % начальствующего состава подразделений ДПС, включая такие должностные категории, как инспектора по дознанию, административной практике и розыску, не имеют специального образования, более 70 % инспекторов ДПС окончили только общеобразовательные школы. Лишь два высших учебных заведения МВД России имеют частичную специализацию по линии ГИБДД, хотя эффективное выполнение задач ДПС возможно только в том случае, если ее начальствующий состав осознает и хорошо представляет сложные организационно-правовые и технологические проблемы контролируемой сферы, наличие объективных взаимосвязей, существующих между широким кругом органов, учреждений, фирм, общественных организаций, имеющих отношение к обеспечению транспортного процесса, и на этой основе способен к установлению приоритетов в своей многоплановой деятельности. К этому обязывают радикальные преобразования, проводимые в России. Исходя из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека, равноправия всех форм собственности, провозглашения перехода к рыночной экономике и перестройки системы органов исполнительной власти, они существенно изменяют условия осуществления правоохранительной деятельности, требования к организации контроля государственных органов и к его конечным результатам. Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» впервые создана законодательная основа сферы, опирающаяся на принципы «приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над результатами экономической деятельности» и «приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан» (см. ст. 3 [1]). В развитие этих принципов закреплено право граждан на безопасные условия дорожного движения по дорогам и свободное получение информации о причинах установленных ограничений или запрещений для движения транспортных средств, гарантируемое и обеспечиваемое государством путем выполнения соответствующего законодательства. Являясь отражением сущностных изменений в отношениях личности и государства, указанные законодательные определения обязывают формировать ДПС не только как карающее, но, прежде всего, технологическое звено системы обеспечения БДЦ, которое наряду с традиционными контрольно-надзорными и правоохранительными функциями должно играть роль органа поддержки оптимальных параметров дорожного движения, исходя из принципа гармонизации интересов всех категорий населения в процессе перемещения источников повышенной опасности. В свою очередь данное обстоятельство требует перехода на качественно новый уровень взаимоотношений сотрудников ДПС с гражданами и должностными лицами, имеющими отношение к обеспечению БДД и, прежде всего, учета того факта, что потенциал человека как оператора системы ВАДС в современном дорожном движении во многом используется на грани возможного.
19.8. Основные организационные формы профессиональной подготовки
Проблема профессиональной подготовки сотрудников ДПС решается преимущественно за счет функционирующей в рамках МВД (УВД) системы форме первоначальной, служебной, боевой, физической подготовки и ежедневного инструктажа. Первоначальная подготовка проводится в три этапа: а) ознакомление с работой подразделения под руководством наставника (до б месяцев); б) обучение в учебных центрах МВД (УВД) (от 1 месяца до 1 года); в) стажировка в занимаемой должности по месту службы под руководством наставника (начальника)8. Особая роль в совершенствовании профессиональных качеств принадлежит служебной, боевой и физической подготовке, еженедельно проводимой руководством подразделений ДПС, ГОРОВД и аппаратов ГИБДД. Ее программа разрабатывается с учетом: 1) условий несения службы; 2) уровня теоретической подготовки и наличия практического опыта у обучаемых; 3) наличия технических средств контроля за дорожным движением и другой аппаратуры, используемой при выполнении задач ДПС; 4) возможностей учебных заведений МВД (УВД) и других ведомств, дислоцированных на территории, обслуживаемой подразделением. Распространенная в деятельности подразделений ДПС ориентировка на жесткое усвоение множества ситуационно и хронологически разобщенных предписаний общего характера не способствует развитию у личного состава способности к анализу той или иной ситуации, блокирует инициативу, заставляет действовать по формально установленной упрощенной схеме без учета особенностей оперативной обстановки, обстоятельств и динамики конкретного инцидента, а также существенно повышает степень риска выполнения тактических операций экстремального характера, которые вызывают повышенную стрессовую нагрузку сотрудников и порождают у них стремление любыми средствами избежать исполнения служебных обязанностей в подобных случаях. Поэтому нельзя сводить служебную подготовку к систематическому зачитыванию на занятиях законодательных актов, приказов, инструкций, указаний МВД РФ и УВД, а также других ведомств, имеющих отношение к обеспечению безопасности дорожного движения. Буквальное изложение нормативных актов не позволяет обеспечить их приемлемое усвоение без предварительной проработки и представления личному составу в виде лекций; семинаров, уроков и других видов занятий. При этом распределение учебного времени должно осуществляться с учетом объема и сложности изучения отдельных вопросов без излишней дидактической направленности
8 О других видах подготовки кадров см. подробнее: [19.2]. занятий, но с ориентацией на усвоение содержания материала, необходимого для выполнения функциональных обязанностей теми или иными сотрудниками. Наибольшей эффективностью в этом плане обладают практические занятия и ролевые игры, поскольку ориентация на буквальное усвоение того или иного предмета не развивает у обучаемых аналитических способностей, препятствует гибкому реагированию на ту или иную ситуацию и заставляет действовать лишь по жестко заданной схеме, подвергая опасности себя и окружающих людей. Занятия с инспекторами проводятся в подразделениях ГИБДД, крупных ЛТП, на СТО, в лабораториях диагностики, на предприятиях городского электротранспорта и непосредственно на улицах и автомобильных дорогах. Навыки управления служебными ТС на высоких скоростях, в ограниченном пространстве, режиме бокового скольжения, интенсивного разгона и торможения, при прохождении крутых поворотов, сопровождении других ТС, преследовании вооруженных преступников, скрывающихся на автомобилях и мотоциклах, отрабатываются на специально оборудованных автодромах. Для достижения достаточного уровня квалификации личного состава необходима систематическая активизация его стремления повысить свое профессиональное мастерство. Наряду с известными нормами материального и морального поощрения, это достигается систематическим проведением конкурсов на звание лучшего по профессии. В частности, для инспекторов и старших инспекторов ДПС программа конкурса должна строиться так, чтобы имелась возможность оценить их знания и умения, как минимум, по следующим дисциплинам: 1) ПДД и другие нормативные акты, определяющие порядок дорожного движения, требования к его участникам, транспортным средствам и важнейшим элементам ДИ; 2) регулирование дорожного движения с помощью жезла и технических средств; 3) скоростное маневрирование на автомобиле (мотоцикле); 4) применение приемов преследования и задержания преступников; 5) стрельба из табельного оружия; 6) оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП; 7) оформление материалов по фактам ДТП; 8) квалификация правонарушений в сфере БДД и охраны общественного порядка.
19.9. Ежедневный инструктаж
Одной из важнейших форм непрерывной профессиональной подготовки личного состава является инструктаж нарядов, который проводится для каждой смены перед заступлением ее на службу. В его проведении участвуют руководители отделов (отделений) ГИБДД и строевых подразделений ДПС, старшие инспектора-дежурные, а также представители других служб милиции, которые могут приглашаться для разъяснения порядка взаимодействия при выполнении отдельных правоохранительных функций. Перед проведением инструктажа производится окончательная корректировка плана расстановки сил и средств на предстоящую смену, уточняются ориентировки, позывные выдаваемых радиостанций, определяются служебные задания для конкретных исполнителей. Старший инспектор-дежурный обеспечивает личный состав оружием, специальными средствами и оперативной техникой. Командиры взводов (старшие инспектора) проверяют его внешний вид, соответствие установленной экипировки и формы одежды климатическому сезону и условиям предстоящей работы (см. рис. 91). При этом обращается внимание на соблюдение следующих важнейших правил ношения форменной одежды. 1. Все головные уборы должны иметь эмблему с кокардой золотистого цвета. 2. Шапку-ушанку и фуражку носят без наклона. Козырек фуражки должен находиться на уровне бровей. 3. При температуре воздуха ниже - 10°С разрешается ношение шапки-ушанки с опущенными наушниками и связанными под подбородком концами тесьмы. 4. Фуражки синтетические и из искусственной кожи должны иметь ремешок черного цвета. 5. Синтетические и шерстяные брюки прямого покроя при ношении ботинок с высокими берцами или сапог (полусапог) заправляются в обувь с небольшим напуском так, чтобы штрипка брюк была в рабочем положении, или носятся навыпуск. 6. Синтетическую летнюю куртку носят застегнутой на все кнопки или с расстегнутой верхней кнопкой, с поясным ремнем и без ремня, а также заправленной в брюки. В жаркую погоду разрешается закатывать рукава куртки до нижнего края рукавных карманов. 7. Демисезонные плащи, пальто и куртки носят только с поясом, застегнутым на пряжку. *8. Клапаны карманов одежды должны быть выправлены наружу. 9. Носки должны быть черного или темно-серого цветов. 10. Сумку-планшет носят на ремне, надеваемом на правое плечо поверх предметов одежды.
11. Нагрудный знак «ДПС» должен располагаться: а) на куртке меховой, крытой тканью, - на 120 мм левее застежки; б) на нагольном пальто - на уровне верхнего края второй пуговицы и на 40 мм левее ее; в) на зимнем пальто, демисезонной куртке и пальто, плаще и жакете - на уровне угла левого лацкана и на 50 мм вниз от него; г) на куртке шерстяной, синтетической, из искусственной кожи, на рубашке, блузке и платье - посередине левого кармана. Конкретный вариант формы одежды и размещения нагрудного знака устанавливается руководством подразделений ДПС или ГИБДД в зависимости от природно-климатических условий, вида форменной одежды и характера выполняемых служебных задач [19.12]. Дополнительно к перечню предметов, указанных в Уставе ППС милиции общественной безопасности, у инспекторов ДПС контролируется наличие: 1) световозвращающего снаряжения; 2) нагрудного знака работника ДПС; 3) жезла с электроподсветкой или световозвращающего диска; 4)линейки; 5) карандаша; 6) рулетки (дорожного курвиметра); 7) мела; 8) водительского удостоверения; 9)ПДД; 10) выписки из КоАП (раздел «Административные правонарушения на транспорте»); 11) комплекта индикаторных трубок «Контроль трезвости»; 12) бланков: а) схем ДТП; б) протоколов осмотра мест ДТП и ТС; в) справок по ДТП; г) протоколов освидетельствования с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости»; д) актов технического осмотра ТС; е) протоколов задержания ТС; ж) предупреждений; з) квитанций об уплате штрафа за нарушение ПДД. Инструктирующие доводят до сведения личного состава результаты работы предыдущей смены, информируют о проведении массовых мероприятий, сопровождений АСН, автомобильных колонн, крупногабаритных, опасных и тяжеловесных грузов, целевых рейдов и операций ОВД; знакомят инспекторов с прогнозом погоды на текущие сутки, передают им сведения о разыскиваемых ТС, имуществе, преступниках, правонарушителях и других лицах, а также контролируют знание инспекторами своих служебных обязанностей, особенностей обслуживаемой территории, нормативных актов, регламентирующих деятельность ГИБДД, и правил применения оружия. Для этой цели используются вводные задачи, тематика которых разрабатывается заранее, а содержание отражает наиболее актуальные вопросы деятельности ДПС применительно к сложившейся оперативной обстановке.
Рис. 92. Специальное снаряжение патрульного автомобиля ДПС Затем объявляются составы нарядов, посты и маршруты патрулирования, повторяются их радиопозывные и назначаются старшие нарядов. При этом инструктирующие и командиры низовых подразделений (взводов, групп) должны следить за тем, чтобы лица, проходящие первоначальную подготовку и стажировку, не допускались к самостоятельной работе, поскольку их неквалифицированные действия вызывают недоверие со стороны граждан, подрывают авторитет ОВД и, кроме того, опасны как для самого сотрудника, так и для участников дорожного движения. Инструктаж завершается разводом и отдачей приказа о заступлении на службу в порядке, установленном Уставом ППС милиции общественной безопасности. Инспектора ДПС, работающие на большом удалении от мест дислокации строевых подразделений ДПС и соответствующих отделений ГИБДД ГОРОВД, могут прибывать на инструктаж 1-2 раза в неделю. Однако в данном случае они должны ежедневно получать необходимую для несения службы информацию от дежурного и докладывать ему о результатах работы по телефону или с помощью других видов связи. После развода личный состав, работающий в пешем порядке, доставляется на посты и маршруты патрульными автомобилями ДПС либо специально оборудованным для этой цели транспортом, что позволяет строго выдерживать регламент работы нарядов, исключает непроизводительные потери служебного времени и способствует укреплению служебной дисциплины.
20. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАБОТЫ ЛИЧНОГО СОСТАВА
В разделах 16 и 17 мы говорили о том, что учет ДТП и административно-правовой деятельности составляют основу для ведения аналитической работы в строевых подразделениях ДПС. Сопоставление показателей аварийности и результатов надзора за дорожным движением позволяет устранить их взаимные несоответствия и избрать рациональные варианты расстановки сил, используемых в обеспечении БДД. В настоящее время обработка и анализ данных о ДТП ведутся, в основном, по единой методике. Однако в организации учета административно-правовой деятельности единого подхода нет, причем в большинстве случаев не оцениваются данные, характеризующие направленность и эффективность контроля за дорожным движением. Вместе с тем многолетний опыт функционирования подразделений ДПС показывает, что их эффективная работа обеспечивается только тогда, когда деятельность личного состава оценивается объективно, по количественно определенным и понятным для него критериям. Активизация так называемого «человеческого фактора» является важнейшим компонентом интенсификации и улучшения качества правоохранительной деятельности службы, которая, в основном, сама определяет себе объем и направленность работы.
20.1. Порядок сбора и обработки информации о работе по контролю за дорожным движением
1. В качестве основного первичного носителя информации о правонарушениях, выявленных сотрудниками ДПС, выступает протокол, форма которого утверждена Инструкцией [15.1]. В то же время регистрация протоколов не обеспечивает учета всей совокупности правонарушений, по которым принимаются меры, поскольку по многим из них возможно ведение упрощенного производства (см. раздел 15.4 пособия). Это приводит к тому, что, действуя по официально установленному порядку, подразделения ДПС имеют в своем распоряжении усеченный массив данных об административной практике (если не принимать во внимание чисто количественные показатели реализации административных санкций- число штрафов на месте, предупреждений и т. п.). В связи с этим следует остановиться на преимуществах системы учета, основанной на регистрации и введении в компьютерную базу данных всей совокупности выявленных правонарушений, что позволяет а) производить выборки сведений, необходимых для анализа результатов работы личного состава и принятия решений по организации и контролю дорожного движения; б) систематизировать данные о выявленных нарушениях ПДД по отдельным административно-территориальным единицам, ведомствам, предприятиям, фирмам, а также объективно оценивать уровень и направленность работы по обеспечению БДД в них на основе относительных показателей транспортной дисциплины; в) проверять факты нарушений ПДД, совершенных водителями и пешеходами независимо от места их проживания; г) использовать такую эффективную форму контроля достоверности данных, как сверка материалов административной практики сотрудниками ведомственных служб, занимающихся организацией транспортного процесса и вопросами безопасности дорожного движения. 2. Концентрация сведений о всех нарушениях ПДД у командования подразделений или в группах административной практики обеспечивает высокую точность статистических и ведомственных отчетов, а также позволяет руководству подразделений проводить качественную проверку данных, представляемых командирами взводов и старшими инспекторами ДПС. Опыт подразделений ДПС ряда городов России показал, что учет всей совокупности выявленных правонарушений позволяет при помощи ПЭВМ быстро получать информацию о результатах работы каждого сотрудника, составлять необходимые отчеты по любой позиции административной практики. Отметим, что при этом важно добиваться того, чтобы автоматизированные банки данных административной практики функционировали, по меньшей мере, в пределах области (края, республики). В небольших подразделениях (малочисленных отделениях ГИБДД сельских РОВД) массивы данных вполне могут быть представлены в виде простейших картотек ручного обращения, операбельность которых вполне удовлетворительна при общей численности административных материалов до 3 тыс. в год. Формальный подход к учету правонарушений, обусловленный чаще всего только лишь потребностями обеспечения производства по делам об административных нарушениях ПДД, оставляет подразделения без мощного канала обратной связи со средой функционирования. Фиксация полного объема выявленных деликтов (а в ряде случаев и реализованных мер пресечения) позволяет получать информацию о направленности и эффективности административно-правовой деятельности подразделений, дает возможность определить и проанализировать пути уклонения водителей от ответственности за нарушения ПДД, а также установить каналы завышения показателей работы по контролю за дорожным движением недобросовестными работниками ДПС. Конечно, это вызывает дополнительную нагрузку сотрудников административной практики. Но при условии, что они будут заниматься только сортировкой, подсчетом и выборочной проверкой данной информации, а ежедневное подведение итогов работы отдельных сотрудников останется функцией командиров взводов и старших инспекторов ДПС, нагрузка не будет значительной1. 3. Нарушения ПДД выявляются не только сотрудниками ДПС и должностными лицами ГИБДД, но и представителями других служб милиции, общественных формирований и внештатными сотрудниками, работа которых также должна учитываться в установленном порядке. В случае обнаружения правонарушения они, как правило, информируют соответствующее подразделение ГИБДД либо самостоятельно доставляют нарушителя в дежурную часть ДПС или ГОРОВД и составляют рапорт. Сотрудники дежурной части или взвода ДПС, которым передается сообщение по факту нарушения ПДД, а затем и сам нарушитель, обязаны составить административный протокол (заполнить учетную карточку) без указания в нем кода сотрудника и подразделения. Нередко работники ДПС зачисляют эту работу на свой счет на основании того, что ими выполняется наиболее трудоемкая ее часть - оформление материалов по факту нарушения. Подобная практика не способствует реальной оценке вклада отдельных подразделений милиции и общественных объединений в обеспечение БДД, а также приводит к повторному включению в отчетность одних и тех же данных. 4. Ведение полного учета правонарушений, который предусматривает обязательное указание сведений о лицах, выявивших то или иное нарушения ПДД, позволяет проводить соответствующие сверки между службами ОВД, чем обеспечивается достоверность отчетной информации. Следует отметить, что неверно требовать от сотрудников других служб милиции самостоятельного составления материалов по факту нарушения ПДД и доставки задержанных на медицинское освидетельствование, так как это далеко не во всех случаях входит в их функциональные обязанности и соответствует профессиональной подготовке. Несомненно, на достоверность данных оказывает влияние разделение компетенции ГИБДД и других служб
1 Для подразделений ДПС численностью до 80 чел. суммарная трудоемкость сортировки и обработки сведений о всех правонарушениях, выявленных за одни сутки, составляет не более 2-5,5 чел./ч. милиции, которое исключает какую-либо существенную конкуренцию между ними. Поэтому сведения об участии той или иной службы в обеспечении БДД (впрочем, как и участие подразделений ДПС в охране общественного порядка) традиционно подвержены значительным искажениям. В связи с этим в подразделениях ДПС получила распространение практика ведения специальных карточек. Причем для исключения двойного учета в случае выявления правонарушений по линии охраны общественного порядка и борьбы с преступностью такие карточки заверяются в дежурных частях соответствующих ГОРОВД.
20.2. Особенности оперативного учета работы инспекторов ДПС
Для ежедневного учета работы личного состава ДПС, осуществляющего контроль дорожного движения, командиры взводов и старшие инспектора ДПС обычно ведут специальные журналы (в том числе электронные) или ведомости, формы которых весьма разнообразны и в настоящее время не устанавливаются централизованно. Как правило, в них фиксируются только виды правонарушений, принятые по ним меры административного воздействия и фамилии сотрудников, выявивших эти правонарушения. Данное обстоятельство существенно затрудняет проверку фактов наложения взысканий на участников движения и не исключает возможности приписок при составлении отчетности. Например, в значительной части подразделений ДПС зарегистрировано относительно высокое число нарушений ПДД иногородними водителями при относительно невысокой транзитной составляющей в общем потоке транспорта. Нередко встречаются значительные расхождения между данными о количестве и видах выявленных нарушений ПДД, представленными в отчетах командиров взводов, отделений, групп ДПС, и сведениями, полученными при регистрации материалов, фактически поступивших в административную практику. В большей степени это характерно для тех подразделений, где лица, ответственные за работу инспекторов ДПС, не имеют возможности ежедневной проверки этой документации, а для сопоставления отчетов пользуются только лишь количественными показателями, указанными в индивидуальных постовых ведомостях сотрудников или журналах учета работы по надзору за движением. Вместе с тем персональную постовую ведомость можно успешно использовать при несении службы на участках *с относительно невысокой интенсивностью движения (например, в сельской местности). Однако она должна быть только вспомогательной, а не основной формой учета. В этой роли ведомость может быть значительно упрощена, ее ведение параллельно с заполнением протоколов не займет много времени, а ограниченность вносимых в нее данных не будет иметь существенного значения, поскольку общий объем административной практики в данном случае относительно невелик. Для крупных подразделений индивидуальная постовая ведомость (как правило, сброшюрованная наподобие постовой книжки, чтобы инспектор мог записывать выявленные им нарушения в течение месяца) не годится. Ее проверка, а также использование для анализа административно-правовой деятельности требуют больших затрат времени на выборку и систематизацию данных, т. е. практически исключаются. Что же касается журналов учета работы личного состава ДПС, которые традиционно ведут командиры взводов, то целесообразно нескол
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.019 с.) |