Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициенты аварийности участков улиц и автомобильных дорог

Поиск
№ п/п   Количество ДТП (включая нарушения ПДД, повлекшие причинение легких телесных повреждений и материального ущерба)   Коэффициент аварийности участка (Кдт)  
  от 1 до 5   0,2  
  от 6 до 10   0,4  
  от 11 до 20    
  от 21 до 30    
  более 31    

 

Суммарный коэффициент сложности данных участков составит соответ­ственно:

 

Из сравнения К, и Кд следует, что нарядам ДПС, работающим на участке № 1, следует увеличить зону обслуживания за счет сокращения границ уча­стка № 2, сложность которого примерно в 3 раза выше.

Результаты расчетов, проведенных в ходе процедуры «выравнивания» условий работы нарядов, корректируются после экспериментальной проверки и становятся основой для разработки плана расстановки сил и средств ДПС, который, в свою очередь, представляется в соответствующие МВД (УВД), ГОРОВД для включения в план комплексного использования сил и средств ОВД (Единую дислокацию постов и маршрутов ОВД)6. В этом документе, наряду с координатами размещения нарядов ДПС и других служб милиции, указанием их обязанностей и порядка работы, устанавлива­ются обязательные среднесуточные нормы выставления личного состава каждым подразделением, включенным в единую дислокацию. Утверждению этих норм должна предшествовать тщательная оценка оперативных возмож­ностей того или иного подразделения, исходя из его штатной численности, поставленных перед ним задач и степени сложности их выполнения.

 

19.6. Особенности отбора кандидатов на службу

 

Само по себе укомплектование и техническое оснащение подразделений ДПС по действующим нормативам, а также оптимизация расстановки по­стов и маршрутов патрулирования недостаточны для успешного выполне­ния стоящих перед ними задач. Решающая роль принадлежит морально-этическим и профессиональным качествам сотрудников. Учитывая, что отбор и обучение личного состава ДПС производятся в соответствии с еди­ными для ОВД требованиями, установленными соответствующей Инструк­цией [19.5], Наставлением по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации [19.2], другими нормативными актами МВД РФ [15], [19.3], [19.5], а также достаточно подробно изложенными в специальной литерату­ре [19.22], [19.23],.[19.24], [19.19], мы рассмотрим только те стороны дан­ного вопроса, которые обусловлены спецификой ДПС, и в частности осо­бенностями работы ее наиболее многочисленных должностных категорий - инспекторов и старших инспекторов, осуществляющих контроль до­рожного движения. Для прохождения службы в подразделениях ДПС, наряду с установленными для сотрудников милиции психофизиологиче­скими и интеллектуальными качествами, кандидат должен обладать сле­дующими способностями:

а) противостоять повседневному и интенсивному воздействию правона­рушителей, стремящихся приобрести его благосклонность путем дачи взятки, оказания всевозможных услуг и содействия в различных сферах жизни;

б) уметь концентрировать внимание на монотонных процессах (транс­портные и пешеходные потоки, сведения, поступающие на дисплеи АИПС, и т. п.);

 

6 Подробнее о порядке разработки плана комплексного использования сил и средств ОВД см.: [15].

в) запоминать характерные признаки (вид, тип, марку, государственные регистрационные знаки, провозимый груз и пассажиров) нескольких ТС одновременно;

г) проявлять инициативную контактность с различными категориями граждан;

д) грамотно и содержательно описывать свои наблюдения и мысли;

е) управлять транспортными средствами на повышенной скорости при неблагоприятных погодных и дорожных условиях;

ж) выдерживать продолжительные статические нагрузки, транспортные шумы, а также повышенную загазованность и запыленность атмосферного воздуха без существенной потери реакции, внимания, остроты слуха, зре­ния и общей работоспособности;

з) работать в одиночку и на значительном удалении от места дислокации подразделения.

Как показывает практика, обеспечение указанных способностей может быть не только следствием определенной «селекции» кандидатов на стадии их предварительного отбора. В значительной степени они могут быть раз­виты и укреплены в ходе первоначальной и текущей профессиональной подготовки сотрудников, а также организации соответствующего контро­ля их деятельности.

Несмотря на неудовлетворительную демографическую ситуацию в Рос­сии, в настоящее время сложились относительно неплохие условия для отбора кандидатов в сотрудники ДПС. Во-первых, потому, что данная про­фессия не является массовой, во-вторых, кадровые аппараты МВД (УВД) не испытывают недостатка в желающих поступить в данную службу, не­комплект личного состава в которой повсеместно не превышает 1-3 %. Вместе с тем опыт отбора кандидатов и изучение их личности по специаль­ным психологическим методикам, а также анализ последующей их работы в подразделениях ДПС показывают, что у многих из них выявляется коры­стная мотивация, низкие интеллектуальные качества, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, замедленная реакция [19.23]. Нередко к поступлению на службу их побуждает ощущение комплекса неполноценно­сти, стремление добиться повышения своего социального статуса, желание закрепиться в крупном населенном пункте и т. п. Иногда выбору профессии предшествует буквальное восприятие образов сотрудников милиции, соз­данных в литературе и кинофильмах, которые отражают, в основном, ро­мантические и творческие стороны их деятельности, оставляя без внимания рутинные, однообразные и малоинтересные особенности службы.

Наивысшую сложность в отборе кандидатов представляет определение их морально-нравственных качеств, интересов и уровня осознания общест­венной значимости предстоящей службы. Поэтому при изучении личности

желающих работать в ДПС недопустимо ограничиваться только медицин­скими заключениями, результатами тестирования, просмотром документов личного дела, и в частности характеристик, которые можно получить по мес­ту жительства, учебы и работы. Необходимо знакомиться с лицами, состав­ляющими их ближайшее окружение (родственниками, знакомыми, друзьями, коллегами) и интересоваться их мнением по данному вопросу7.

В процессе личной встречи каждому кандидату следует разъяснить режим работы подразделения, указав на необходимость выхода на службу в воскресные и праздничные дни, ночную, вечернюю смены и т. д., а также возможно полнее рассказать о проблемах, возникающих у личного состава, занятого в данной службе. Полезно выяснить мнение кандидата о работе ГИБДД и ОВД, предложить ему решить несколько за­дач, связанных с морально-нравственными оценками действий участников типичных конфликтов, возникающих в процессе надзора за дорожным движением, а также попросить описать свои решения, учитывая, что пись­менное изложение значительно полнее раскрывает его личность.

Наконец, необходимо тщательное наблюдение за кандидатом в ходе испытательного срока, продолжительность и условия которого принима­ются достаточными для всестороннего изучения его деловых качеств. При­чем решающая роль в их оценке должна принадлежать тому должностному лицу, в непосредственном подчинении которого находится кандидат.

 

19.7. Основные направления профессиональной подготовки инспекторов ДПС

Выполнение обязанностей, возложенных на ДПС, требует от ее сотруд­ников разносторонней подготовки по вопросам права, устройства и эксплуатации ТС, применения специальной техники и оперативно-технических средств, умения управлять транспортными средствами в экстремальных условиях и других качеств, содержание которых раскры­валось в предыдущих разделах пособия. В отличие от других служб мили­ции общественной безопасности личному составу ДПС практически еже­дневно приходится применять знания:

1) ПДД и других нормативов, регламентирующих порядок дорожного движения и обеспечения БДД;

2) правил содержания и обустройства улично-дорожной сети;

7 Исходя из особых требований к желающим работать в полиции, во многих странах Западной Европы министерства внутренних дел не устанавливают каких-либо ведомственных ограни­чений по сбору информации о кандидатах на должности полицейских, несмотря на то, что законодательство, определяющее статус профессиональных групп, запрещает это [17.5].

3) порядка эксплуатации ТС различных категорий;

4) приемов оперативной организации движения транспортных потоков в городах;

5) особенностей обустройства элементов ДИ в зоне несения службы;

6) порядка оказания помощи пострадавшим при ДТП;

7) процедуры оформления и квалификации ДТП, сопровождающихся материальным ущербом и телесными повреждениями людей;

8) тактики преследования и задержания правонарушителей, передви­гающихся на ТС.

Из вышеизложенного следует, что сотрудник ДПС должен в определенной степени сочетать в себе качества работника ППС, дорожной и технической инспекций ГИБДД, РЭП, подразделений розыска ТС и некоторых других. К сожалению, опросы и тестирование рядового и начальствующего состава данной службы, проведенные в течение последних пяти лет, показывают, что значительная его часть из числа различных должностных категорий допус­кает серьезные ошибки при решении относительно простых задач, возни­кающих в процессе практической деятельности. Недостаточная специальная и психологическая подготовка работников нередко выступает в качестве ос­новной причины жалоб, в которых граждане выражают негативную оценку деятельности ГИБДД. Этим же в большинстве случаев объясняется стремле­ние сотрудников уйти от вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения. Их ответы на вопросы, поставленные в процессе тестирования, более чем в 60 % случаев не отражают целостных представлений о правовых основах, особенностях, принципах выполнения функций ДПС и их взаимосвязях в системе БДД.

Часто сотрудники руководствуются лишь конформистскими соображе­ниями удобства, простоты, доступности методов и приемов работы, огра­ничиваясь воздействиями на инциденты, разрешение которых гарантирует благоприятный для них исход. Например, по данным Минздрава РФ, ра­ботники ГИБДД оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим при ДТП лишь в 0,4 % случаев, что в немалой степени обусловливает высо­кую смертность среди травмированных.

Более 80 % начальствующего состава подразделений ДПС, включая такие должностные категории, как инспектора по дознанию, администра­тивной практике и розыску, не имеют специального образования, более 70 % инспекторов ДПС окончили только общеобразовательные школы. Лишь два высших учебных заведения МВД России имеют частичную спе­циализацию по линии ГИБДД, хотя эффективное выполнение задач ДПС возможно только в том случае, если ее начальствующий состав осознает и хорошо представляет сложные организационно-правовые и техноло­гические проблемы контролируемой сферы, наличие объективных взаимосвязей, существующих между широким кругом органов, учреж­дений, фирм, общественных организаций, имеющих отношение к обес­печению транспортного процесса, и на этой основе способен к уста­новлению приоритетов в своей многоплановой деятельности.

К этому обязывают радикальные преобразования, проводимые в Рос­сии. Исходя из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека, равноправия всех форм собственности, провозглашения перехода к ры­ночной экономике и перестройки системы органов исполнительной вла­сти, они существенно изменяют условия осуществления правоохрани­тельной деятельности, требования к организации контроля государствен­ных органов и к его конечным результатам. Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» впервые создана законодательная основа сферы, опирающаяся на принципы «приоритета жизни и здоро­вья граждан, участвующих в дорожном движении, над результатами экономической деятельности» и «приоритета ответственности госу­дарства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответ­ственностью граждан» (см. ст. 3 [1]). В развитие этих принципов закре­плено право граждан на безопасные условия дорожного движения по дорогам и свободное получение информации о причинах установленных ограничений или запрещений для движения транспортных средств, гаран­тируемое и обеспечиваемое государством путем выполнения соответст­вующего законодательства.

Являясь отражением сущностных изменений в отношениях личности и государства, указанные законодательные определения обязывают формиро­вать ДПС не только как карающее, но, прежде всего, технологическое звено системы обеспечения БДЦ, которое наряду с традиционными контрольно-надзорными и правоохранительными функциями должно играть роль орга­на поддержки оптимальных параметров дорожного движения, исходя из принципа гармонизации интересов всех категорий населения в процессе перемещения источников повышенной опасности. В свою очередь данное обстоятельство требует перехода на качественно новый уровень взаимоот­ношений сотрудников ДПС с гражданами и должностными лицами, имею­щими отношение к обеспечению БДД и, прежде всего, учета того факта, что потенциал человека как оператора системы ВАДС в современном дорожном движении во многом используется на грани возможного.

 

19.8. Основные организационные формы профессиональной подготовки

 

Проблема профессиональной подготовки сотрудников ДПС решается преимущественно за счет функционирующей в рамках МВД (УВД) систе­мы форме первоначальной, служебной, боевой, физической подготовки и еже­дневного инструктажа.

Первоначальная подготовка проводится в три этапа:

а) ознакомление с работой подразделения под руководством наставника (до б месяцев);

б) обучение в учебных центрах МВД (УВД) (от 1 месяца до 1 года);

в) стажировка в занимаемой должности по месту службы под руково­дством наставника (начальника)8.

Особая роль в совершенствовании профессиональных качеств принад­лежит служебной, боевой и физической подготовке, еженедельно прово­димой руководством подразделений ДПС, ГОРОВД и аппаратов ГИБДД. Ее программа разрабатывается с учетом:

1) условий несения службы;

2) уровня теоретической подготовки и наличия практического опыта у обучаемых;

3) наличия технических средств контроля за дорожным движением и другой аппаратуры, используемой при выполнении задач ДПС;

4) возможностей учебных заведений МВД (УВД) и других ведомств, дислоцированных на территории, обслуживаемой подразделением.

Распространенная в деятельности подразделений ДПС ориентировка на жесткое усвоение множества ситуационно и хронологически разобщенных предписаний общего характера не способствует развитию у личного состава способности к анализу той или иной ситуации, блокирует инициативу, застав­ляет действовать по формально установленной упрощенной схеме без учета особенностей оперативной обстановки, обстоятельств и динамики конкретно­го инцидента, а также существенно повышает степень риска выполнения такти­ческих операций экстремального характера, которые вызывают повышенную стрессовую нагрузку сотрудников и порождают у них стремление любыми средствами избежать исполнения служебных обязанностей в подобных случаях.

Поэтому нельзя сводить служебную подготовку к систематическому зачитыванию на занятиях законодательных актов, приказов, инструкций, указаний МВД РФ и УВД, а также других ведомств, имеющих отношение к обеспечению безопасности дорожного движения. Буквальное изложение нормативных актов не позволяет обеспечить их приемлемое усвоение без предварительной проработки и представления личному составу в виде лек­ций; семинаров, уроков и других видов занятий. При этом распределение учебного времени должно осуществляться с учетом объема и сложности изучения отдельных вопросов без излишней дидактической направленности

8 О других видах подготовки кадров см. подробнее: [19.2].

занятий, но с ориентацией на усвоение содержания материала, необходимо­го для выполнения функциональных обязанностей теми или иными сотруд­никами. Наибольшей эффективностью в этом плане обладают практиче­ские занятия и ролевые игры, поскольку ориентация на буквальное усвое­ние того или иного предмета не развивает у обучаемых аналитических спо­собностей, препятствует гибкому реагированию на ту или иную ситуацию и заставляет действовать лишь по жестко заданной схеме, подвергая опасно­сти себя и окружающих людей.

Занятия с инспекторами проводятся в подразделениях ГИБДД, крупных ЛТП, на СТО, в лабораториях диагностики, на предприятиях городского электротранспорта и непосредственно на улицах и автомобильных до­рогах. Навыки управления служебными ТС на высоких скоростях, в ограни­ченном пространстве, режиме бокового скольжения, интенсивного разгона и торможения, при прохождении крутых поворотов, сопровождении других ТС, преследовании вооруженных преступников, скрывающихся на автомобилях и мотоциклах, отрабатываются на специально оборудованных автодромах.

Для достижения достаточного уровня квалификации личного состава необходима систематическая активизация его стремления повысить свое профессиональное мастерство. Наряду с известными нормами материаль­ного и морального поощрения, это достигается систематическим проведе­нием конкурсов на звание лучшего по профессии. В частности, для инспек­торов и старших инспекторов ДПС программа конкурса должна строиться так, чтобы имелась возможность оценить их знания и умения, как минимум, по следующим дисциплинам:

1) ПДД и другие нормативные акты, определяющие порядок дорожного движения, требования к его участникам, транспортным средствам и важ­нейшим элементам ДИ;

2) регулирование дорожного движения с помощью жезла и технических средств;

3) скоростное маневрирование на автомобиле (мотоцикле);

4) применение приемов преследования и задержания преступников;

5) стрельба из табельного оружия;

6) оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

7) оформление материалов по фактам ДТП;

8) квалификация правонарушений в сфере БДД и охраны общественного порядка.

 

19.9. Ежедневный инструктаж

 

Одной из важнейших форм непрерывной профессиональной подготов­ки личного состава является инструктаж нарядов, который проводится для каждой смены перед заступлением ее на службу. В его проведении участвуют руководители отделов (отделений) ГИБДД и строевых подраз­делений ДПС, старшие инспектора-дежурные, а также представители других служб милиции, которые могут приглашаться для разъяснения порядка взаимодействия при выполнении отдельных правоохранительных функций.

Перед проведением инструктажа производится окончательная коррек­тировка плана расстановки сил и средств на предстоящую смену, уточня­ются ориентировки, позывные выдаваемых радиостанций, определяются служебные задания для конкретных исполнителей. Старший инспектор-дежурный обеспечивает личный состав оружием, специальными средст­вами и оперативной техникой. Командиры взводов (старшие инспектора) проверяют его внешний вид, соответствие установленной экипировки и формы одежды климатическому сезону и условиям предстоящей работы (см. рис. 91).

При этом обращается внимание на соблюдение следующих важнейших правил ношения форменной одежды.

1. Все головные уборы должны иметь эмблему с кокардой золотистого цвета.

2. Шапку-ушанку и фуражку носят без наклона. Козырек фуражки дол­жен находиться на уровне бровей.

3. При температуре воздуха ниже - 10°С разрешается ношение шапки-ушанки с опущенными наушниками и связанными под подбородком кон­цами тесьмы.

4. Фуражки синтетические и из искусственной кожи должны иметь ре­мешок черного цвета.

5. Синтетические и шерстяные брюки прямого покроя при ношении ботинок с высокими берцами или сапог (полусапог) заправляются в обувь с небольшим напуском так, чтобы штрипка брюк была в рабочем положении, или носятся навыпуск.

6. Синтетическую летнюю куртку носят застегнутой на все кнопки или с расстегнутой верхней кнопкой, с поясным ремнем и без ремня, а также заправленной в брюки. В жаркую погоду разрешается закатывать рукава куртки до нижнего края рукавных карманов.

7. Демисезонные плащи, пальто и куртки носят только с поясом, застег­нутым на пряжку.

*8. Клапаны карманов одежды должны быть выправлены наружу.

9. Носки должны быть черного или темно-серого цветов.

10. Сумку-планшет носят на ремне, надеваемом на правое плечо поверх предметов одежды.

 

11. Нагрудный знак «ДПС» должен располагаться:

а) на куртке меховой, крытой тканью, - на 120 мм левее застежки;

б) на нагольном пальто - на уровне верхнего края второй пуговицы и на 40 мм левее ее;

в) на зимнем пальто, демисезонной куртке и пальто, плаще и жакете - на уровне угла левого лацкана и на 50 мм вниз от него;

г) на куртке шерстяной, синтетической, из искусственной кожи, на ру­башке, блузке и платье - посередине левого кармана.

Конкретный вариант формы одежды и размещения нагрудного знака устанавливается руководством подразделений ДПС или ГИБДД в зави­симости от природно-климатических условий, вида форменной одежды и характера выполняемых служебных задач [19.12].

Дополнительно к перечню предметов, указанных в Уставе ППС ми­лиции общественной безопасности, у инспекторов ДПС контролируется наличие:

1) световозвращающего снаряжения;

2) нагрудного знака работника ДПС;

3) жезла с электроподсветкой или световозвращающего диска;

4)линейки;

5) карандаша;

6) рулетки (дорожного курвиметра);

7) мела;

8) водительского удостоверения;

9)ПДД;

10) выписки из КоАП (раздел «Административные правонарушения на транспорте»);

11) комплекта индикаторных трубок «Контроль трезвости»;

12) бланков:

а) схем ДТП;

б) протоколов осмотра мест ДТП и ТС;

в) справок по ДТП;

г) протоколов освидетельствования с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости»;

д) актов технического осмотра ТС;

е) протоколов задержания ТС;

ж) предупреждений;

з) квитанций об уплате штрафа за нарушение ПДД.

Инструктирующие доводят до сведения личного состава результаты работы предыдущей смены, информируют о проведении массовых меро­приятий, сопровождений АСН, автомобильных колонн, крупногабаритных, опасных и тяжеловесных грузов, целевых рейдов и операций ОВД; знакомят инспекторов с прогнозом погоды на текущие сутки, передают им сведения о разыскиваемых ТС, имуществе, преступниках, правонару­шителях и других лицах, а также контролируют знание инспекторами своих служебных обязанностей, особенностей обслуживаемой террито­рии, нормативных актов, регламентирующих деятельность ГИБДД, и правил применения оружия. Для этой цели используются вводные задачи, тематика которых разрабатывается заранее, а содержание отражает наи­более актуальные вопросы деятельности ДПС применительно к сложив­шейся оперативной обстановке.

 

 

 

Рис. 92. Специальное снаряжение патрульного автомобиля ДПС

Затем объявляются составы нарядов, посты и маршруты патрулирова­ния, повторяются их радиопозывные и назначаются старшие нарядов. При этом инструктирующие и командиры низовых подразделений (взводов, групп) должны следить за тем, чтобы лица, проходящие первоначальную подготовку и стажировку, не допускались к самостоятельной работе, по­скольку их неквалифицированные действия вызывают недоверие со стороны граждан, подрывают авторитет ОВД и, кроме того, опасны как для самого сотрудника, так и для участников дорожного движе­ния. Инструктаж завершается разводом и отдачей приказа о заступлении на службу в порядке, установленном Уставом ППС милиции общественной безопасности.

Инспектора ДПС, работающие на большом удалении от мест дислока­ции строевых подразделений ДПС и соответствующих отделений ГИБДД ГОРОВД, могут прибывать на инструктаж 1-2 раза в неделю. Однако в данном случае они должны ежедневно получать необходимую для несения службы информацию от дежурного и докладывать ему о результатах рабо­ты по телефону или с помощью других видов связи.

После развода личный состав, работающий в пешем порядке, доставля­ется на посты и маршруты патрульными автомобилями ДПС либо специ­ально оборудованным для этой цели транспортом, что позволяет строго выдерживать регламент работы нарядов, исключает непроизводительные потери служебного времени и способствует укреплению служебной дисци­плины.

 

20. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАБОТЫ ЛИЧНОГО СОСТАВА

 

 

В разделах 16 и 17 мы говорили о том, что учет ДТП и административ­но-правовой деятельности составляют основу для ведения аналитической работы в строевых подразделениях ДПС. Сопоставление показателей ава­рийности и результатов надзора за дорожным движением позволяет устра­нить их взаимные несоответствия и избрать рациональные варианты рас­становки сил, используемых в обеспечении БДД. В настоящее время обра­ботка и анализ данных о ДТП ведутся, в основном, по единой методике. Однако в организации учета административно-правовой деятельности еди­ного подхода нет, причем в большинстве случаев не оцениваются данные, характеризующие направленность и эффективность контроля за дорожным движением. Вместе с тем многолетний опыт функционирования подразде­лений ДПС показывает, что их эффективная работа обеспечивается только тогда, когда деятельность личного состава оценивается объек­тивно, по количественно определенным и понятным для него крите­риям. Активизация так называемого «человеческого фактора» является важнейшим компонентом интенсификации и улучшения качества правоох­ранительной деятельности службы, которая, в основном, сама определяет себе объем и направленность работы.

 

20.1. Порядок сбора и обработки информации о работе по контролю за дорожным движением

 

1. В качестве основного первичного носителя информации о правона­рушениях, выявленных сотрудниками ДПС, выступает протокол, форма которого утверждена Инструкцией [15.1]. В то же время регистрация про­токолов не обеспечивает учета всей совокупности правонарушений, по которым принимаются меры, поскольку по многим из них возможно веде­ние упрощенного производства (см. раздел 15.4 пособия). Это приводит к тому, что, действуя по официально установленному порядку, подразделения ДПС имеют в своем распоряжении усеченный массив данных об админист­ративной практике (если не принимать во внимание чисто количественные показатели реализации административных санкций- число штрафов на месте, предупреждений и т. п.). В связи с этим следует остановиться на преимуществах системы учета, основанной на регистрации и введении в компьютерную базу данных всей совокупности выявленных правонаруше­ний, что позволяет

а) производить выборки сведений, необходимых для анализа результа­тов работы личного состава и принятия решений по организации и контро­лю дорожного движения;

б) систематизировать данные о выявленных нарушениях ПДД по от­дельным административно-территориальным единицам, ведомствам, пред­приятиям, фирмам, а также объективно оценивать уровень и направлен­ность работы по обеспечению БДД в них на основе относительных показа­телей транспортной дисциплины;

в) проверять факты нарушений ПДД, совершенных водителями и пеше­ходами независимо от места их проживания;

г) использовать такую эффективную форму контроля достоверности данных, как сверка материалов административной практики сотрудниками ведомственных служб, занимающихся организацией транспортного процес­са и вопросами безопасности дорожного движения.

2. Концентрация сведений о всех нарушениях ПДД у командования под­разделений или в группах административной практики обеспечивает высокую точность статистических и ведомственных отчетов, а также позволяет руко­водству подразделений проводить качественную проверку данных, представ­ляемых командирами взводов и старшими инспекторами ДПС. Опыт подраз­делений ДПС ряда городов России показал, что учет всей совокупности вы­явленных правонарушений позволяет при помощи ПЭВМ быстро получать информацию о результатах работы каждого сотрудника, составлять необхо­димые отчеты по любой позиции административной практики. Отметим, что при этом важно добиваться того, чтобы автоматизированные банки дан­ных административной практики функционировали, по меньшей мере, в пределах области (края, республики). В небольших подразделениях (малочисленных отделениях ГИБДД сельских РОВД) массивы данных вполне могут быть представлены в виде простейших картотек ручного обращения, операбельность которых вполне удовлетворительна при общей численности административных материалов до 3 тыс. в год.

Формальный подход к учету правонарушений, обусловленный чаще всего только лишь потребностями обеспечения производства по делам об административных нарушениях ПДД, оставляет подразделения без мощно­го канала обратной связи со средой функционирования. Фиксация полно­го объема выявленных деликтов (а в ряде случаев и реализованных мер пресечения) позволяет получать информацию о направленности и эффективности административно-правовой деятельности подразделений, дает возможность определить и проанализировать пути уклонения водителей от ответственности за нарушения ПДД, а также установить каналы завышения показателей работы по контролю за дорожным движением недобросовест­ными работниками ДПС. Конечно, это вызывает дополнительную нагрузку сотрудников административной практики. Но при условии, что они будут заниматься только сортировкой, подсчетом и выборочной проверкой дан­ной информации, а ежедневное подведение итогов работы отдельных со­трудников останется функцией командиров взводов и старших инспекторов ДПС, нагрузка не будет значительной1.

3. Нарушения ПДД выявляются не только сотрудниками ДПС и должно­стными лицами ГИБДД, но и представителями других служб милиции, общественных формирований и внештатными сотрудниками, работа кото­рых также должна учитываться в установленном порядке. В случае обнару­жения правонарушения они, как правило, информируют соответствующее подразделение ГИБДД либо самостоятельно доставляют нарушителя в де­журную часть ДПС или ГОРОВД и составляют рапорт. Сотрудники дежур­ной части или взвода ДПС, которым передается сообщение по факту нару­шения ПДД, а затем и сам нарушитель, обязаны составить административ­ный протокол (заполнить учетную карточку) без указания в нем кода со­трудника и подразделения. Нередко работники ДПС зачисляют эту работу на свой счет на основании того, что ими выполняется наиболее трудоемкая ее часть - оформление материалов по факту нарушения. Подобная практика не способствует реальной оценке вклада отдельных подразделений мили­ции и общественных объединений в обеспечение БДД, а также приводит к повторному включению в отчетность одних и тех же данных.

4. Ведение полного учета правонарушений, который предусматривает обязательное указание сведений о лицах, выявивших то или иное наруше­ния ПДД, позволяет проводить соответствующие сверки между службами ОВД, чем обеспечивается достоверность отчетной информации. Следу­ет отметить, что неверно требовать от сотрудников других служб милиции самостоятельного составления материалов по факту нарушения ПДД и доставки задержанных на медицинское освидетельствование, так как это далеко не во всех случаях входит в их функциональные обязанности и соот­ветствует профессиональной подготовке. Несомненно, на достоверность данных оказывает влияние разделение компетенции ГИБДД и других служб

 

 

1 Для подразделений ДПС численностью до 80 чел. суммарная трудоемкость сортировки и обработки сведений о всех правонарушениях, выявленных за одни сутки, составляет не более 2-5,5 чел./ч.

милиции, которое исключает какую-либо существенную конкуренцию ме­жду ними. Поэтому сведения об участии той или иной службы в обеспече­нии БДД (впрочем, как и участие подразделений ДПС в охране обществен­ного порядка) традиционно подвержены значительным искажениям. В свя­зи с этим в подразделениях ДПС получила распространение практика веде­ния специальных карточек. Причем для исключения двойного учета в слу­чае выявления правонарушений по линии охраны общественного порядка и борьбы с преступностью такие карточки заверяются в дежурных частях соответствующих ГОРОВД.

 

20.2. Особенности оперативного учета работы инспекторов ДПС

 

Для ежедневного учета работы личного состава ДПС, осуществляющего контроль дорожного движения, командиры взводов и старшие инспектора ДПС обычно ведут специальные журналы (в том числе электронные) или ведомости, формы которых весьма разнообразны и в настоящее время не устанавливаются централизованно. Как правило, в них фиксируются только виды правонарушений, принятые по ним меры административного воздействия и фамилии сотрудников, выявивших эти правонарушения. Данное обстоятельство существенно затрудняет проверку фактов наложе­ния взысканий на участников движения и не исключает возможности при­писок при составлении отчетности. Например, в значительной части под­разделений ДПС зарегистрировано относительно высокое число нарушений ПДД иногородними водителями при относительно невысокой транзитной составляющей в общем потоке транспорта.

Нередко встречаются значительные расхождения между данными о количестве и видах выявленных нарушений ПДД, представленными в отче­тах командиров взводов, отделений, групп ДПС, и сведениями, полученны­ми при регистрации материалов, фактически поступивших в администра­тивную практику. В большей степени это характерно для тех подразделе­ний, где лица, ответственные за работу инспекторов ДПС, не имеют воз­можности ежедневной проверки этой документации, а для сопоставления отчетов пользуются только лишь количественными показателями, указан­ными в индивидуальных постовых ведомостях сотрудников или журна­лах учета работы по надзору за движением. Вместе с тем персональную постовую ведомость можно успешно использовать при несении службы на участках относительно невысокой интенсивностью движения (например, в сельской местности). Однако она должна быть только вспомогательной, а не основной формой учета. В этой роли ведомость может быть значительно упрощена, ее ведение параллельно с заполнением протоколов не займет много времени, а ограниченность вносимых в нее данных не будет иметь существенного значения, поскольку общий объем административной прак­тики в данном случае относительно невелик.

Для крупных подразделений индивидуальная постовая ведомость (как правило, сброшюрованная наподобие постовой книжки, чтобы инспектор мог записывать выявленные им нарушения в течение месяца) не годится. Ее про­верка, а также использование для анализа административно-правовой дея­тельности требуют больших затрат времени на выборку и систематизацию данных, т. е. практически исключаются. Что же касается журналов учета ра­боты личного состава ДПС, которые традиционно ведут командиры взводов, то целесообразно нескол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.019 с.)