Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛЖ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛЖ)



1. Легковоспламеняющимися жидкостями считаются жидкости, давле­ние паров которых при температуре +50° С составляет не более 300 кПа (3 бара), а температура вспышки - не более 100° С.

2. ЛЖ из числа перекисляющихся (эфиры и некоторые гетероцикличе­ские кислородные вещества) допускаются к перевозке в том случае, если содержание перекиси в них не превышает 0,3 %.

3. Аптекарские, москательные, парфюмерные товары и другие смеси, содержащие горючие вещества, относятся к опасным грузам в случае, если температура вспышки этих смесей ниже 100° С.

 

Легковоспламеняющиеся вещества

1. Вещества, выделяющие при соприкосновении с водой легковоспла­меняющиеся газы, должны перевозиться в герметичной таре на ТС с за­крытым кузовом. В товарно-транспортной накладной на перевозку легко­воспламеняющегося вещества обязательно делается пометка «Загорается от воды».

2. Легковоспламеняющиеся вещества в зависимости от вида упаковы­ваются:

а) натрий металлический и другие щелочные металлы - в герме­тично закупоренные железные банки, заполненные маловязким мине­ральным маслом или керосином, весом до 10 кг и в железные бочки ве­сом до 100 кг;

б) белый и желтый фосфор перевозится в воде в металлических запа­янных банках, которые упаковываются в деревянные ящики;

в) красный фосфор упаковывается герметически в металлические банки типа 1 или 3 ГОСТ 5044-79 «Барабаны стальные тонкостенные для химиче­ских продуктов. Технические условия». Вес банок не более 16 кг. Герме­тичность банок достигается применением прокладочных материалов. Сна­ружи банки покрывают антикоррозионным покрытием и упаковываются в деревянные ящики или фанерные барабаны. Общий вес одного грузового места допускается не более 95 кг;

г) кинолента, рентгеновская пленка и другие аналогичные грузы пе­ревозятся в металлических коробках, уложенных в металлические ящики, общий вес упаковки до 50 кг;

д) карбид кальция и другие аналогичные грузы упаковываются в желез­ные барабаны. Вес упаковки должен быть не более 100 кг;

е) аммониевый нитрат, нитриновая кислота, мочевина азотнокис­лая, тринитробензол, тринитробензойная кислота или тринитрото­луол, влажные с содержанием воды не менее 10 % или пикромат циркония, влажный с содержанием не менее 20 % воды, перевозятся в стеклянной таре. Вес груза в одной упаковке должен быть не более 1 кг. Для перевозки стеклянные емкости упаковываются в деревянные ящики.

3. Сера и нафталин в расплавленном состоянии могут перевозиться в автомобилях-цистернах. Они должны изготавливаться из листовой стали толщиной не менее 6 мм или алюминиевых сплавов, обладающих такой же механической прочностью, и иметь:

а) термоизоляцию для поддержания температуры внутри цистерны у стенок не менее 70° С;

б) клапан, открывающийся внутрь или наружу под давлением от 0,2 до 0,3 кг/кв. см. Клапаны на цистерне, используемые для перевозки расплав­ленной серы или нафталина, могут не быть, если цистерна рассчитана' на рабочее давление в 2 кг/кв. см.

 

Окисляющие вещества и органические перекиси

 

1. Окисляющие вещества и органические перекиси могут перевозиться в стандартной заводской упаковке.

2. При погрузке-разгрузке и перевозке окисляющих веществ и органиче­ских перекисей во избежание самовозгорания, пожара или взрыва необхо­димо избегать их засорения или смешивания с древесными опилками, соломой, углем, торфом, мучной пылью и другими органическими вещест­вами.

3. Автомобили - фургоны с изотермическим кузовом, используемые для перевозок органических перекисей, должны отвечать следующим требова­ниям:

а) обеспечивать установленный температурный режим независимо от температуры окружающей среды;

б) предохранять кабину водителя от проникновения в нее паров пере­возимых перекисей;

в) обеспечивать контроль за температурным состоянием перевозимых грузов из кабины водителя;

г) иметь соответствующую вентиляцию, не вызывающую нарушение заданного температурного режима;

д) применяемые охлаждающие вещества должны быть невоспламеняе­мыми.

4. При перевозках легко разлагающихся перекисей на короткие расстоя­ния разрешается применение специальных предохранительных упаковок с холодильными реагентами, обеспечивающими поддержание необходимого температурного режима в течение всего времени, затрачиваемого на пере­возку и выполнение погрузочно-разгрузочных операций.

5. Перед загрузкой окисляющих веществ и органических перекисей кузова ТС должны быть тщательно очищены от пыли и остатков ранее перевозимых в них грузов.

 

Ядовитые и инфекционные вещества

 

1. Ядовитые вещества допускаются к перевозке на автомобилях в заво­дской упаковке.

2. Перевозка особо опасных ядовитых и инфекционных веществ произ­водится с вооруженной охраной. Наличие невооруженной охраны допус­кается только при внутригородских перевозках.

3. Перевозка синильной кислоты в летнее время (апрель- октябрь) производится с соблюдением мер защиты грузовых мест от воздействия солнечных лучей. При покрытии грузовых мест брезентом он должен рас­полагаться на высоте не менее чем 20 см над перевозимым грузом.

4. Перевозка инфекционных веществ, перечисленных, производится с соблюдением следующих требований:

а) наличие вентиляции закрытых кузовов,

 

б) предварительная обработка кузова ТС дезинфицирующими раство­рами и дезодорантами, уничтожающими неприятные запахи.

Перевозка инфекционных веществ в открытых кузовах допускается только в зимнее время.

 

Радиоактивные вещества

1. Перевозка радиоактивных веществ осуществляется в соответствии с требованиями Правил [13.3], а также специальных правил ОПБЗ-83 (ОПБЗ-94) и ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94), а в случае международных перево­зок - Правил МАГАТЭ.

2. Номенклатура радиоактивных веществ устанавливается Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94).

В соответствии с действующим законодательством разрешение на пе­ревозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается только органами Госатомнадзора России.

 

Едкие и коррозионные вещества

 

1. При перевозках свинцового шлака, содержащего серную кислоту,

кузов ТС изнутри должен покрываться слоем картона, пропитанного пара­фином или дегтем, а при перевозке указанного груза под брезентом не до­пускается его непосредственное соприкосновение с грузом.

2. ТС, предназначенные для перевозки едких и коррозионных ве­ществ, должны быть очищены от горючих остатков (солома, сено, бума­га и т. п.).

3. При производстве работ с кислотами для защиты людей применяются следующие средства:

а) противокислотный фартук;

б) суконный костюм;

в)резиновые перчатки;

г) очки или маска.

Работать с кислотами в одежде из хлопчатобумажной ткани без ее кислостойкой пропитки запрещается. При производстве работ со щелочами используются те же защитные средства, что и при работе с кислотами.

Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании

К веществам с относительно низкой опасностью при транспортировании относятся:

а) горючие вещества и материалы (эфиры, нефтепродукты, сера кол­лоидная, динитроортокрезолат аммония, жмых, рыбная мука, смолы, стружка древесная, хлопок);

б) вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определен­ных условиях (окислители, известь негашеная, сульфиды натрия и калия, соли аммония);

в) слабоядовитые вещества (пестициды, изоцианиты, красители, масла технические, соединения меди, карбоната аммония, семена и плоды ядови­тые, анодная масса);

г)аэрозоли.

Вещества, перечисленные в данном пункте, перевозятся в соответствии с общими требованиями Правил [13.3] без применения системы инфор­мации об опасности.

 

Таблица 31

Манипуляционные знаки

(по ГОСТ 14192-77)

 

13.2.6. Особенности перевозки оружия

 

1. Граждане РФ, имеющие при себе или перевозящие оружие, должны предъявлять лицензию на приобретение конкретного вида оружия, по­лученную в ОВД по месту жительства. Данный документ одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия. Срок действия ли­цензии (5 лет) может быть продлен, но не более чем на пять единиц ору­жия у одного владельца.

1. Спортивное и охотничье огнестрельное оружие имеют право приоб­ретать граждане РФ, имеющие охотничьи билеты или членские охотничьи билеты.

3. Охотничье клинковое оружие продается только гражданам РФ, имеющим разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. Оно регистрируются торговым предприятием при продаже в до­кументе, удостоверяющем право на охоту. Это касается газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного про­изводства, сигнального и холодного клинкового оружия, в том числе пред назначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой.

 

 

 

Рис. 75а. Виды и назначение оружия

1. Огнестрельное оружие предназначено для механического пораже­ния цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

2. Холодное оружие предназначено для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.

3. Метательное оружие для поражения цели на расстоянии снаря­дом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства.

4. Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, пред­назначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание [13.18].

 

4. Транспортировка оружия владельцами допускается только при нали­чии разрешения на его хранение и ношение. При этом оно должно быть зачехлено в разряженном состоянии, за исключением случаев, когда пере­возка производится в пределах города или района.

Партия оружия (пять и более единиц) и боеприпасов (четыреста и более единиц) при перевозке автомобильным транспортом должны сопровож­даться вооруженной охраной численностью не менее 2 человек.

 

 

5. При проверке ТС, перевозящих оружие, необходимо учитывать, что запрещается оборот (транспортировка):

1) огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства вы­стрела;

2) огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;

3) огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патро­ны к огнестрельном у оружию с нарезным стволом;

4) кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других, специально приспособленных для использования в качестве оружия, предметов удар­но-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов;

5) патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;

6) оружия или иных средств и предметов, поражающее действие кото­рых основано на использовании радиоактивного излучения и биологиче­ских факторов;

7) газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляю­щими, а также другими веществами, не разрешенными к применению Мин­здравом РФ; газового оружия, способного причинить средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более одного метра;

8) огнестрельного бесствольного оружия самообороны, электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, пре­вышающие величины, установленные Государственными стандартами и соответствующими нормами Минздрава РФ, а также указанных видов ору­жия, произведенного за пределами РФ;

9) холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо извлекаются из рукояти за счет силы тяже­сти или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм;

10) спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом либо спортивного пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибром более 4,5 мм, а также спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением луков и арбалетов, используемых для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъекцированием объектов жи­вотного мира;

11) гражданского и служебного оружия с приспособлениями для бес­шумной стрельбы и с прицелами ночного видения, за исключением прице­лов для охоты, порядок использования которых определяется Правительст­вом РФ.

6. Оружие подлежит изъятию, если:

1) нет разрешения на его ношение и хранение;

2) нарушены правила его перевозки и хранения;

3) выявлено самодельное или переделанное владельцем оружие и патро­ны к нему с изменением баллистических и других технических характери­стик [13.18].

Сотрудникам ДПС следует принимать во внимание, что механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточи­выми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и ис­кровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж калибра до 4,5 мм включительно, сиг­нальные пистолеты и револьверы калибра не более 6 мм и патроны к ним регистрации не подлежат. Граждане РФ могут пользоваться ими без по­лучения лицензии.

13.2.7. Контроль перевозок опасных грузов

 

Наряды ДПС обязаны внимательно следить за тем, чтобы водители ТС, перевозящих опасные грузы, следовали строго по утвержденным для них маршрутам, соблюдали установленную скорость движения, произво­дили заправку ТС только с передвижных АЗС или путем переноски топ­лива от АЗС в канистрах и останавливались только в местах, указанных в путевых документах. При возникновении тумана, дождя, снегопада, пыльных бурь и других неблагоприятных условий, ограничивающих ви­димость до 300 м, инспектора могут приостановить или запретить данные перевозки. В период грозы транспортные средства с опасными грузами должны отводиться на расстояние не менее 200 м от жилых строений или леса и не менее 50 м от других ТС. При этом персонал, обслуживающий перевозки (кроме охраны), удаляется на расстояние не менее 200 м.

В процессе контроля за дорожным движением особое внимание следует

обращать:

1) на соответствие оборудования автомобилей правилам и техническим условиям перевозки конкретных опасных грузов;

2) соблюдение установленного маршрута движения;

3) наличие документов, разрешающих перевозку опасных грузов8;

4) соответствие перевозимых грузов их установленным минимально безопасным объемам;

5) состояние тары для перевозки опасного груза (качество ее очист­ки, наличие в товарно-транспортной накладной отметки «Тара очищена и безопасна». В противном случае она должна перевозиться как опас­ный груз);

6) соблюдение дистанции между автомобилями при транспортировке опасного груза в колонне (на горизонтальных участках дорог- не менее 50 м, в горной местности - не менее 300 м);

7) наличие автомобиля сопровождения с включенным ближним светом фар и проблесковыми маяками при перевозке опасных грузов в колонне, численностью 5 и более автомобилей;

8) наличие в колонне численностью в 5 и более автомобилей, резервного ТС, приспособленного для транспортировки особо опасных грузов;

9) соблюдение правил пожарной безопасности и обустройства места работы водителями передвижных АЗС [13.7];

10) выполнение правил остановки и стоянки, указанных в условиях безопасности перевозки данного вида груза;

11) включение на автомобилях ближнего света фар.

Наряды ДПС обязаны следить, чтобы маршруты перевозки не прохо­дили вблизи зон отдыха, архитектурных и природных заповедников, зре­лищных, культурно-просветительных и лечебных учреждений, крупных предприятий, учреждений и т. п., а также не допускать остановки данной категории ТС в населенных пунктах. В отличие от инцидентов, возни­кающих при перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов, ос­тановка ТС, перевозящих опасные грузы, всегда представляет боль­шую опасность. За нарушения правил перевозки опасных, крупногабарит­ных и тяжеловесных грузов водители, а также должностные лица, на кото­рых возложена организация и обеспечение данных перевозок, могут под­вергаться штрафу в размерах соответственно от 1 до 3 и от 10 до 20 МРОТ (ст. 126' КоАП).

 

 

8 В практике отмечались случаи, когда ТС оборудовались информационными таблицами опасных грузов для того, чтобы уменьшить вероятность их остановки сотрудниками ДПС. Например, в Оренбургской области был угнан автомобиль КАМАЗ-5320, на котором пре­ступник установил регистрационные знаки воинского образца и таблички «Радиоак­тивность», что позволило ему открыто эксплуатировать ТС более 2 лет, пока он не совер­шил ДТП.

Когда остановка таких ТС носит вынужденный характер (ДТП, техниче­ская неисправность и др.), сотрудники ДПС должны выяснить и доложить дежурному следующие данные:

а) место и причины остановки;

б) наименование и свойства груза;

в) код экстренных мер;

г) размеры и координаты очага поражения.

Затем на место происшествия вызываются скорая медицинская помощь, аварийно-спасательные службы и подразделения гражданской обороны, ближайшие наряды ДПС или патрульно-постовой службы.

Кроме обычного набора неотложных действий, выполняемых на местах ДТП, сотрудники ДПС обязаны:

а) проверить правильность обозначения водителем места происшествия дорожными знаками;

б) доложить о сложившейся обстановке дежурному (прежде всего, пред­ставить данные о виде опасного вещества и коде экстренных мер);

в) организовать эвакуацию ТС в безопасную зону;

г) в необходимых случаях направить движение в объезд места вынуж­денной остановки автомобиля с опасным грузом;

д) оказать возможную помощь в устранении причин вынужденной оста­новки водителю и сопровождающим груз лицам;

е) принять меры по ограничению очага поражения;

ж) доложить дежурному о возможности дальнейшего движения транс­порта с опасным грузом и транспорта, задержанного в связи с возникшим дорожным инцидентом;

з) предупредить прибывающих на место происшествия работников ско­рой помощи, спасательных служб, заинтересованных организаций и граж­дан о виде опасности, способах ее устранения и защиты от поражающего воздействия.

Для обозначения зоны происшествия или вынужденной остановки при­меняются дорожные знаки «Въезд запрещен», выставляемые на расстоя­нии 100 м спереди и сзади ТС, перевозящего опасные грузы. В случае, ко­гда водитель и сопровождающие груз лица получили ранения в результате ДТП и не могут дать информацию о виде груза, а информационные табли­цы и документы повреждены или уничтожены, наименование и опасность перевозимых веществ можно определить по ярлыкам, прикрепляемым к наружной таре опасных грузов. На ярлыки в обязательном порядке нано­сятся знаки опасности, аналогичные тем, которые размещаются на инфор­мационных таблицах, а также надписи, характеризующие опасность. В слу­чаях, когда указанные ярлыки и информационные таблицы сгорают при возникновении пожара, автомобиль можно идентифицировать по сохра­нившимся выштамповкам символов государственного регистрационного знака. После этого необходимо срочно связаться с его владельцами или пользователями и установить необходимые данные об объеме и степени опасности перевозимого груза.

После ликвидации последствий подобных ДТП дальнейшая перегрузка или перевозка опасных грузов может согласовываться с территориальными органами ГИВДД по телефону или посредством других видов связи.

Отдельные виды перевозок опасных грузов осуществляются по специальным правилам. Это касается международных перевозок по территории РФ, которые производятся по нормам, установленным между­народными конвенциями и межправительственными соглашениями, пере­возок отдельных видов грузов автотранспортом, принадлежащим воо­руженным силам, органам государственной безопасности и МВД, а также перевозок грузов внутри предприятий, организаций и учреждений, на которых осуществляется их производство, переработка и хранение.

 

 

14. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО И БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ПРОЕЗДА ТРАНСПОРТНЫХ КОЛОНН И АВТОМОБИЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

 

В соответствии с действующим законодательством [2], [7], [14.1], рас­поряжениями Президента и Правительства РФ [14.2], [14.5] и нормативны­ми актами МВД РФ [13], [14], [14.6], [14.7], [14.8] на специализированные и обычные подразделения ДПС возлагается задача сопровождения авто­мобильных колонн и отдельных ТС. Данный способ обеспечения безо­пасного и беспрепятственного проезда автомототранспортных средств со­стоит в освобождении полос движения на автомобильных дорогах от других транспортных средств посредством использования патрульных автомобилей ДПС с включенными специальными звуковыми и свето­выми сигналами. Сопровождению могут подлежать:

а) транспортные колонны;

б) ТС, перевозящие крупногабаритные, тяжеловесные, опасные и цен­ные грузы;

в) участники спортивных, массовых и общественно-политических меро­приятий;

г) автомобили специального назначения;

д) другие ТС, определенные соответствующими решениями руководи­телей управлений (отделов) ГИБДД МВД (УВД).

Сопровождение производится как по договорам с предприятиями, учреж­дениями, организациями, фирмами и физическими лицами на основе утвер­жденного Перечня расходов, подлежащих возмещению органам внутренних дел [14.7], так и бесплатно (автомобили специального назначения; ТС, пере­возящие детей, и др., порядок сопровождения которых установлен решения­ми Правительства РФ и соответствующих органов местного самоуправления).

Договоры о сопровождении за плату заключаются на основе действую­щего гражданского законодательства представителями территориальных отделов (управлений) ГИБДД МВД (УВД). Рассмотрение заявки и приня­тие решений на сопровождение ТС, в которых следуют делегации, офици­альные должностные лица, принимаемые на уровне федеральных органов государственной власти и общероссийских общественных объединений на территории нескольких субъектов РФ, осуществляет ГУГИБДД МВД Рос­сии. В общую сумму расходов, подлежащую возмещению подразделениям ДПС, проводившим данные операции, включаются основные и дополни­тельные виды денежного содержания личного состава, занятого в сопрово­ждении, расходы на его страхование, путевое довольствие, командировочные, административные и другие накладные расходы (подробнее см.: [14.7]).

 

14.1. Общий порядок сопровождения

Сопровождение осуществляется на основании заявок, подаваемых в территориальные органы ГИБДД. Перед их реализацией представители заказчика, ГИБДД, а при необходимости дорожно-эксплуатационных, ком­мунальных и других заинтересованных организаций устанавливают время, оптимальный маршрут и условия предстоящих перевозок. Для уточнения принимаемого по данному поводу решения может проводиться предвари­тельное обследование выбранного маршрута с целью выявления и уст­ранения возможных помех движению и недостатков в обустройстве дорог и средств регулирования движения.

В сложных случаях (большом количестве ТС в колонне, наличии длин­номерных грузов при недостаточной ширине улиц, малой скорости движе­ния сопровождаемого транспорта и т. п.) принимаются меры по введе­нию ручного регулирования, организации объездов, ограничению или прекращению движения на отдельных участках дорог силами пеших и мобильных нарядов ДПС, включая личный состав ОВД соседних регио­нов, с которыми оговаривается порядок взаимодействия.

Для непосредственного ведения сопровождения подразделениями ДПС выделяются патрульные автомобили, окрашенные в соответствии с утвер­жденной цветографической схемой [7.1] и оснащенные проблесковыми маяками синего цвета с величиной отсвечивания не менее 25 кд.с. по опти­ческой оси, а также мощной СГУ с уровнем звукового давления не менее 110 дБа на расстоянии 2 м по оси, перпендикулярной плоскости выходного отверстия громкоговорителей. Сигнальные маяки должны устанавливаться только на крыше автомобилей или над ними при помощи креплений, обес­печивающих их надежную фиксацию при интенсивном ускорении, манев­рировании и торможении. Чтобы исключить ослепление сопровождаемых ТС, маяки оснащаются щитками, обеспечивающими распределение свето­вого луча в секторе 180° по ходу движения патрульного автомобиля.

Количество автомобилей, привлекаемых к сопровождению, зависит от численности и типа сопровождаемых ТС, вида перевозимого груза и конкрет­ных условий перевозок (протяженности маршрута, состояния автомобильных

дорог и ДИ, погодных условий, уровня сопровождаемых делегаций и т. д.). В состав экипажей автомобилей сопровождения включаются не менее двух опытных сотрудников ДПС, прошедших стажировку по выполнению данных операций и хорошо изучивших предстоящий маршрут движения. Как показы­вает практика, данные экипажи желательно формировать из лиц, имеющих -водительское удостоверение категорий «В», «С», «Е» и стаж управления пат­рульным автотранспортом ДПС не менее трех лет. При этом они должны принимать регулярное участие в тренировочных проездах с имитацией со­провождения соответствующих видов ТС, поскольку неумение экипажей правильно оценить технические возможности сопровождаемых ТС и выбрать безопасный режим движения являются основными причинами ДТП, возникающих в ходе сопровождения.

Учитывая сложность и высокую потенциальную опасность сопровожде­ния автомобильных колонн в условиях современного дорожного движения, экипажам патрульных автомобилей ДПС полезно предварительно проез­жать предстоящие маршруты, следуя за одиночным междугородним авто­бусом, грузовым автомобилем с полной нагрузкой, самоходной машиной, небольшой группой тренирующихся велосипедистов и другими ТС, сход­ными по типу с теми, которые предстоит сопровождать. По договоренности с водителем избранного ТС или группой спортсменов по возможности точ­но повторяются их маневры, перепады скорости на отдельных участках, радиусы прохождения поворотов, торможение и ускорение, а также фикси­руются время проезда затяжных подъемов и другие параметры движения.

 

14.2. Подготовка сопровождения транспортных колонн

 

Согласно п. 1.2 ПДД организованной транспортной колонной призна­ется группа из трех и более ТС, следующих непосредственно друг за дру­гом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фара­ми в сопровождении головного ТС с работающим проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов (далее по тексту раз­дела «колонна»). Колонны могут сопровождаться одним или двумя пат­рульными автомобилями ДПС, один из которых следует впереди колонны, второй замыкает ее. Однако в любом случае, когда численность ТС пре­вышает 11 единиц, автомобилей сопровождения должно быть не менее двух [14.6].

Перед началом сопровождения старший ведущего экипажа ДПС произ­водит проверку соответствия состава колонны поступившему плану-зада­нию, а также осуществляет следующие действия:

1) проверяет у водителей ТС, входящих в колонну, водительские удо­стоверения, путевые и регистрационные документы;

2) контролирует работоспособность тормозных систем, рулевого управ­ления, фар, световой сигнализации, механизмов открывания дверей и средств пожаротушения, медицинской аптечки и соответствующих опознаватель­ных знаков («Перевозка детей», «Ограничение скорости» и др.);

3) осматривает салоны автобусов и кузова грузовых автомобилей на предмет правильности размещения пассажиров и перевозимых грузов.

Затем старший экипажа проводит инструктаж водителей ТС и сопрово­ждающих лиц, в ходе которого уточняются:

1) маршрут движения колонны;

2) условные сигналы на случай непредвиденной остановки, отставания какого-либо ТС или разрыва колонны';

3) порядок действий и размещение ТС в пунктах остановок, заправки ГСМ, питания и отдыха;

4) места и последовательность посадки и высадки пассажиров;

5) скорость движения, дистанция между ТС на отдельных участках пути.

 

14.3. Тактика сопровождения колонны

 

14.3.1. Выбор параметров движения

Скорость движения колонны при сопровождении определяется ин­тенсивностью и плотностью транспортного потока на маршруте, типом и состоянием дорожного покрытия, количеством и характером имеющихся на дороге поворотов, подъемов, спусков, населенных пунк­тов, состоянием погоды, условиями видимости и динамическими ха­рактеристиками наименее тихоходного ТС, входящего в состав колон­ны. ПДД и ведомственные нормативные акты в отдельных случаях уста­навливают конкретные ограничения скорости. Например, при перевозках людей на грузовых автомобилях и при численности колонны от 10 до 20 ТС скорость движения не должна превышать 50 км/ч.

На дорогах с мокрым покрытием, а также в условиях недостаточной видимости скорость целесообразно снижать не менее чем на 10 % от уста­новленной. При наличии скользкости проезжей части данное снижение может быть еще более существенным с одновременным увеличением дис­танции между ТС в пределах, которые мы указывали, рассматривая относи­тельно безопасные параметры движения в разделе 4.8 пособия. В местах повышенной опасности, где высока вероятность применения экстренного торможения (зоны пешеходных переходов, остановок общественного

 

 

1 По возможности водителей автомобилей, сопровождаемых в колонне, снабжают радиостан­циями для связи с экипажами сопровождения.

транспорта, нерегулируемых перекрестков, выездов на автомагистрали и т. п.), следует дополнительно увеличивать дистанцию на 5-10 м. На мар­шрутах с пылящими дорожными покрытиями она может быть увеличена в несколько раз (обычно на длину пылевого шлейфа, снижающего види­мость для ТС, следующих позади).

Перед выходом колонны на маршрут водитель головного ТС предупре­ждается о том, что вначале скорость его движения не должна превышать 30-40 км/ч, поскольку в противном случае неизбежно образование боль­ших разрывов в колонне, которые заполняются посторонним транспортом. Аналогично он должен поступать после выезда на вершину затяжных подъ­емов, прохождения серпантинов и в других ситуациях подобного рода.

При сопровождении колонны междугородних автобусов необходимо учитывать, что они обладают хорошими динамическими качествами и на 1-й и 2-й передачах способны развивать высокое ускорение, а также проходить подъемы почти как легковые автомобили. Однако на 3-й, 4-й и 5-й переда­чах их относительная динамика снижается примерно на 30, 50 и 70 % соот­ветственно. Следовательно, экипаж сопровождения может вести колонну без существенной вариации скорости только по автомагистралям и до­рогам 1-2 категорий с уклонами не более 6 %. В других случаях требуется постоянный контроль взаиморасположения ТС в колонне.

Сопровождая средне- и многотоннажные грузовые автомобили, прини­мают во внимание степень их загруженности, высоту центра тяжести и длину груза. Если при движении в порожнем состоянии они способны к достаточно быстрому разгону и преодолению подъемов на дорогах 1-3 категорий без понижающих передач, то с полной нагрузкой они резко теряют динамичность. Например, загруженный автомобиль КАМАЗ-5320 преодолевает протяженные подъемы величиной свыше 6 % со скоростью не более 50 км/ч, подъемы в 10%- не более 30 км/ч. На подъемах до 5% скорость грузовых автомобилей начинает снижаться на расстоянии 600-800 м от их начала, на подъемах более 5 % она резко падает уже после 250-400 м. Наиболее ярко это проявляется у автопоездов с тягачами средней мощности, скорость которых может снижаться до 20 км/ч. На уклонах, напротив, они обычно резко разгоняются, достигая максимума скорости в конце спуска (если позволяют дорожные условия). У легковых же автомо­билей саморазгон на спусках менее интенсивен.

При увеличении скорости автопоездов обычно увеличивается амплитуда виляния их прицепов. При следовании в колонне опасность этого явления для встречного транспорта существенно возрастает. Учитывая это обстоя­тельство, экипаж автомобиля сопровождения должен следовать по избран­ной полосе движения уступом влево на расстоянии до 1,5 м от ее центра.

14.3.2. Действия экипажа автомобиля сопровождения

Выезжая на маршрут, экипажи автомобилей сопровождения (далее «экипажи») включают синие проблесковые маяки и, при необходимости, специальные звуковые сигналы. В процессе сопровождения они должны соблюдать ПДД и пользоваться предоставленным им приоритетом только тогда, когда у них есть полная уверенность в том, что другие участники дорожного движения уступают дорогу им и сопровождаемым ТС. Од­нако в любых ситуациях они должны выполнять сигналы регулировщика.

Постоянного внимания экипажей требует как встречный, так и попут­ный транспорт, особенно имеющий повышенные габаритные размеры. Необходимо принимать меры к тому, чтобы колонна не расходилась с ним в местах сужения проезжей части, вплоть до полной ее остановки для про­пуска данного транспорта. Выполняя связанные с этим торможения и пере­строения на другие полосы движения, экипажи обязаны учитывать раз­личие в динамике и технической характеристике сопровождаемых ТС. Например, следуя по маршруту, проходящему по дорогам, не имеющим полос торможения и ускорения, узким улицам и в других стесненных усло­виях, следует вести колонну так, чтобы длинномерные ТС (автопоезда, автобусы большой вместимости и т. д.) могли при повороте направо занять крайнее левое положение, а при повороте налево — крайнее правое с час­тичным выездом на полосу встречного движения. Дело в том, что радиус поворота у грузовиков средней грузоподъемности и автобусов средней вместимости примерно в 1,6 раза превышает аналогичный параметр патруль­ных легковых автомобилей, большинство которых относится к малому и среднему классу. Можно сказать, что минимальный радиус поворота двухос­ного ТС примерно на 30 % больше его длины, а трехосного - на 50 %. Таким образом, для поворота автобуса большой вместимости требуется площадка, ширина которой примерно в два раза превышает его габаритную длину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.127 с.)