Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расстояния видимости поверхностей проезжей части и встречных ТС на автомобильных дорогах (согласно снип 2. 05. 02-85)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таблица 21 Нормативная видимость приближающегося поезда на неохраняемых железнодорожных переездах (согласно ГОСТ 50597-93)
Ценную информацию об истинных условиях движения в зоне ДТП может дать непродолжительное скрытое наблюдение за дорожным движением. Пользуясь этим приемом, можно установить дефекты дорожного покрытия, средств регулирования движения и элементов ДИ, которые вызывают: массовый выезд ТС на полосу встречного движения, резкое изменение траектории движения ТС, интенсивное торможение и другие опасные маневры (см. рис. 57).
Рис. 57. Зона прямой видимости дороги при наличии на ней стоящего ТС 10.9.4. Определение обзорности с места нахождения участников ДТП
Стойки ветровых, боковых и задних стекол салонов и кабин, фургоны и прицепы, а также другие конструктивные элементы ТС, ограничивают водителю обзорность проезжей части, пространственных элементов ДИ и окружающей обстановки в целом. Величина непросматриваемых зон определяется типом, модификацией, загрузкой ТС, состоянием его зеркал заднего вида и ростом водителя (см. рис. 58). При выпадении атмосферных осадков и загрязненности проезжей части зона обзорности зависит от угла размаха и качества работы стеклоочистителей. Обзор пешеходов и очевидцев в момент ДТП может ограничиваться элементами зданий, сооружений, растительностью и другими объектами, наличие и влияние которых также необходимо учитывать. Границы зоны обзорности водителя, пешехода или очевидца фиксируются с помощью специальных фишек или других подручных предметов. Однако наиболее полное представление об условиях обзорности можно получить, производя фото- и видеосъемку с движущихся ТС и следуя по пути участвовавших в ДТП пешеходов или очевидцев Рис. 58. Необозреваемые зоны из кабины грузового автомобиля 10.10.Фото- и видеосъемка мест ДТП
Ни один текстовый процессуальный документ или схема не могут дать полного представления о таком пространном, многообъектном и подверженном быстрому изменению обстановки событии, как ДТП. Поэтому, независимо от степени его тяжести, целесообразно проводить фото- или видеосъемку мест данных происшествий, что позволяет выявить и закрепить большой объем доказательной информации и, при необходимости, воспроизвести те ее элементы, которые по каким-либо причинам не были зафиксированы в протоколе и в прилагаемых к нему документах. К этому могут обязывать: относительно большая протяженность места ДТП, сложный рельеф местности (подъемы, спуски, кюветы, откосы), наличие инженерных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей), возникновение пожара или взрыва, значительные разрушения ТС и элементов ДИ, а также другие обстоятельства. При невозможности своевременного прибытия на место ДТП следственно-оперативной группы сотрудник ДПС может самостоятельно произвести ориентирующую, обзорную, узловую и детальную съемки, используя штатную аппаратуру и руководствуясь правилами криминалистической фотографии и видеосъемки4. Задачами ориентирующих снимков являются: запечатление ДТП и окружающей обстановки, путей подъезда к нему, характерных примет и ориентиров, позволяющих по снимкам уяснить место происшествия. Обычно ориентирующую съемку выполняют с применением широкоугольного объектива на удалении, достаточном для охвата границ ДТП и прилегающей к нему местности. Место съемки избирается так, чтобы оказаться выше снимаемого плана. Это можно сделать, поднявшись на балконы многоэтажных домов, вершины откосов дорог, холмы, крыши тяжелых грузовиков и автобусов, автомобильные телескопические вышки. Если это невозможно, то съемка производится методом линейной или круговой панорамы. Обзорную съемку целесообразно вести с точек, находясь в которых водители ТС и другие участники ДТП могли заметить опасность, а также с других мест, позволяющих охватить границы ДТП. Например, сделать серию снимков из кабины (салона) автомобиля, двигаясь по его установленной траектории. При столкновении ТС, следовавших во взаимопересекающихся направлениях, обзорная съемка проводится по маршруту движения обоих ТС перед происшествием. Отдельно фотографируются объекты, ограничивающие видимость, а также средства регулирования дорожного движения. В реальных условиях при производстве таких съемок обычно не
4 Подробнее об этих правилах см.: [10.4], [10.8], [10.9], [10.13]. учитывают, что поле зрения человека, включая периферийную его область, значительно превышает сектор, попадающий в кадр фото- и видеокамер. Поэтому в каждой точке фотосъемки следует делать 2-3 снимка под некоторым углом относительно Предполагаемого направления взгляда того или иного участника инцидента либо применять панорамные фотокамеры типа «Горизонт». Данная процедура должна производиться и в случаях, когда съемки производятся с автомобиля, конструкция которого аналогична конструкции ТС, на котором двигался тот или иной участник ДТП. В целях обеспечения приемлемого качества получаемой таким образом линейной панорамы необходимо в обязательном порядке использовать такие недорогие, но чрезвычайно эффективные приспособления, как фотоштатив и обычный строительный уровень. Для последующей оценки состояния и качества средств регулирования дорожного движения, имеющихся в зоне ДТП и на подходах к нему, желательно произвести их дополнительную крупноплановую съемку наряду с объектами, которые могли ограничивать видимость участникам ДТП. При узловой и детальной съемках фотографируются отдельные участки элементов ДИ, объекты, находящиеся на месте ДТП, повреждения, конструктивные дефекты и интерьеры ТС, а также следы движения и торможения транспорта, которые подвергаются быстрому изменению под воздействием атмосферных осадков либо не могут быть изъяты, но имеют перспективу признания вещественными доказательствами. Эта категория снимков должна отражать форму и размеры фотографируемых объектов, для чего в обязательном порядке используется масштабная линейка. Особое внимание уделяют съемке объемных и поверхностных следов, отражающих траекторию движения и индивидуальные признаки участвовавших в происшествии ТС и пешеходов. Прямолинейные следы фотографируются способом линейной панорамы, а криволинейные снимаются по частям или методом круговой панорамы. Для съемки поверхностных следов используется равномерный рассеянный свет. Объемные следы фотографируют с дополнительной боковой подсветкой. В солнечную погоду для этой цели можно использовать отражательный экран из белой бумаги или зеркала. При этом наилучшее качество снимков обеспечивается при высоте фотокамеры не выше 1 м от поверхности дороги. Слабо видимые участки протектора шин, образованные на асфальте за счет наслоения или отслоения тонкого слоя пыли, перед фотографированием переносятся на липкие пленки или на обработанную наждачной бумагой поверхность листовой резины. Хороший эффект при съемке следов дает применение поляризованных фильтров, которые позволяют при естественном освещении зафиксировать истинную длину следов торможения и качения колес. В ночное время для фотографирования протяженных следов необходимо использовать фотопленку соответствующей чувствительности (400 ед. и более), специальное осветительное оборудование или несколько синхронизированных ламп-вспышек, располагаемых вдоль каждого следа при съемке. Если такой возможности нет, для «прорисовки» деталей следов и производства ориентирующих снимков можно использовать одну лампу-вспышку, фотоштатив и помощь ассистента. Последний ставит камеру на «В», фиксирует затвор в открытом положении и прикрывает объектив черным щитком, не касаясь им камеры. Подъем щитка производится по команде в момент, когда отдельные участки места ДТП будут последовательно освещаться вспышкой с помощью имеющейся на ней кнопки ручного управления. По окончании съемки полезно изменить диафрагму и повторить указанную процедуру в целях обеспечения гарантии получения снимков удовлетворительного качества. Многие фотокамеры последних моделей оснащены электронным затвором, который позволяет производить подобную съемку без использования щитка и посторонней помощи. Труп пострадавшего фотографируется сверху и с двух сторон так, чтобы оптическая ось фотокамеры была перпендикулярна средней оси трупа и в кадр попадала окружающая его обстановка (участок проезжей части, следы крови, мозговое вещество и т. п.). Изменять положение трупа, исходя из удобства съемки, недопустимо. В заключение желательно произвести съемку участников ДТП, лиц, находившихся на месте происшествия, оказывавших помощь в ликвидации его последствий и др., которые впоследствии могут оказаться важными свидетелями. Отработка фотопленки и изготовление фотографий возлагается на штатного лаборанта строевого подразделения ДПС. Фотографии наклеиваются на листы плотной бумаги и оформляются в виде фототаблиц, на которых каждый снимок нумеруется, скрепляется оттиском печати подразделения с нанесением его частично на фотографию и частично на бумагу фототаблицы, а также сопровождается пояснительной записью, отражающей место, направление и объект съемки. Негативы, с которых печатались снимки, помещаются в конверт и приобщаются к протоколу осмотра места ДТП. Высококачественные стереоизображения мест ДТП можно получать при помощи стереофотограмметрического комплекса, который обеспечивает фиксацию места происшествия на фотопленке для последующего составления схемы аналитическим, оптико-графическим или автоматизированным способами, а также просмотра изображений при помощи проекционной
5 Далее по тексту раздела «комплекс». аппаратуры. Фотограммы (стереопары) и план ДТП, подготовленные с помощью данного комплекса, имеют доказательное значение, если они выполнены и приобщены к делу в соответствии с требованиями УПК, согласно которым в протокол осмотра должны быть внесены данные, свидетельствующие о факте фотографирования стереокамерой, а также об использованных для этого технических средствах и условиях, в которых они применялись. Видеосъемку на месте ДТП начинают с указания: кто и по какому делу производит съемку, называют место и время ее производства, снимают участников происшествия и процедуру разъяснения им их прав и обязанностей. В основной части видеофильма фиксируется ход осмотра ДТП, трупа, ТС и элементов ДИ. В частности, • желательно снять процесс проведения важнейших измерений, а также пути, по которым двигались непосредственно перед происшествием транспортные средства или пешеходы. При этом съемка должна производиться с высоты расположения глаз конкретного водителя или пешехода с учетом того, что поле зрения человека больше, чем формат кадра видеокамеры. Разумеется, что при большой длительности данных процедур в видеофонограмме целесообразно делать необходимые перерывы, предварительно объявляя и записывая их начало, а также время возобновления видеосъемки. После окончания видеосъемки на месте происшествия и просмотра отснятого материала следует вновь включить камеру, зафиксировать заявления участников осмотра о достоверности произведенных съемок, их замечания и дополнения, а также технические условия производства данного следственного действия. Для того чтобы видеозапись можно было легко найти, на кассеты наносятся соответствующие пояснительные надписи с указанием метража пленки и количества склеек на ней. Все точки, с которых производилась фото- и видеосъемка, а также наименования, номера и характеристики применяемой для этого аппаратуры, объективов, светофильтров и насадочных колец подлежат обязательному указанию в протоколе осмотра места ДТП. Возможны ситуации, когда фото- или видеосъемка производилась кем либо из участников происшествия или окружающих лиц еще до приезда СОГ. В этих случаях необходимо зафиксировать данные о них и отснятых ими материалах.
10.11.Особенности опроса очевидцев и участников ДТП
Рассматривая вопросы установления очевидцев и участников ДТП в разделе 9.10 пособия, мы определили круг лиц, которых целесообразно немедленно опросить. Нежелательность задержки данной процедуры объясняется высокой вероятностью потери информации об этой категории происшествий вследствие существенного влияния ряда объективных и субъективных факторов, определяющих полноту и устойчивость ее восприятия (внезапность, быстрота, порождение сильного эмоционального стресса, поглощение внимания созерцанием последствий ДТП и проч.). При этом следует исходить из того, что внимание очевидцев обычно концентрируется не на обстоятельствах происшествия, повлекших какие-либо последствия, а непосредственно на этих последствиях. Как правило, опрос оформляется в форме письменного объяснения, что обеспечивает существенный выигрыш по времени в сравнении с допросом. Конечно, объяснения не могут выполнить роль полноценных показаний в случае возбуждения уголовного дела и рассматриваются только в качестве иных документов. Однако следственная и судебная практика свидетельствует о том, что именно объяснения, написанные непосредственно после ДТП, наиболее правдиво отражают суть происшедшего. Ценность объяснения предопределяется не только свойством большинства людей быстро забывать информацию о событиях, длившихся несколько секунд или долей секунд, но и намеренным изменением и корректировкой показаний под влиянием длительных раздумий, советов друзей и специалистов, угроз от виновных, потерпевших и связанных с ними лиц, неосторожных и преждевременных реплик сотрудников ДПС по поводу виновности и невиновности тех или иных участников происшествия, публичных высказываний очевидцев. Поэтому, стремясь к максимально полной детализации получаемых объяснений, одновременно следует считаться с необходимостью быстрого опроса людей, находящихся в зоне ДТП, и поиска среди них очевидцев и участников происшествия. Опрос желательно вести непосредственно на месте ДТП, а если это невозможно, то демонстрировать опрашиваемым схему происшествия и подготовленный заранее примерный перечень вопросов, на которые предлагается ответить. Это существенно облегчает им описание увиденного. В частности, перед очевидцами ДТП целесообразно поставить следующие вопросы: 1. В связи с чем Вы обратили внимание на происшествие? 2. Где Вы находились в момент его возникновения? 3. На каком расстоянии от Вас оно произошло? 4. Какие лица и транспортные средства принимали в нем участие и какие находились поблизости? 5. В каком направлении они двигались и с какой скоростью? 6. Как двигались (или где находились) они после происшествия? 7. Какие последствия ДТП Вы заметили? 8. Что Вы можете сказать о состоянии дорожных условий и средств регулирования движения на месте происшествия? Указанный перечень может быть расширен с необходимой степенью детальности в зависимости от характера и последствий ДТП. Причем опрашиваемых предварительно предупреждают о том, что этот перечень не является исчерпывающим и они могут отразить в своих объяснениях любую информацию, которую считают существенной по отношению к данному делу. Наиболее ценной информацией располагают лица из числа водителей ТС и пешеходов, по вине которых произошло то или иное происшествие. Поскольку ДТП как таковое совершается неумышленно, то сразу после его возникновения они обычно склонны к даче правдивых показаний. Но из-за опасения представить обстановку в невыгодном для себя свете эти показания носят весьма сдержанный характер либо намеренно направлены на преуменьшение собственной вины. Подобная реакция может усугубляться физическими страданиями из-за полученных телесных повреждений, сожалением по поводу уничтоженного имущества и т. д. Поэтому, опрашивая лиц, причастных к ДТП, важно создать обстановку доброжелательности и непринужденности, исходя из того, что их вина подлежит доказыванию, и между совершенными ими нарушениями ПДД и наступившими вредными последствиями может отсутствовать причинная связь. К важнейшим вопросам, на которые предлагается ответить водителям, можно отнести следующие: 1. В каком направлении и по какой траектории Вы двигались до того, как заметили опасность? 2. Каковыми были условия движения? 3. Были ли обстоятельства, отвлекавшие Ваше внимание от управления транспортным средством? 4. Создавались ли какие-либо помехи движению со стороны других участников движения и в чем они проявлялись? 5. На каком расстоянии и с какой точки Вы заметили опасность? 6. В каком направлении и как Вы двигались после обнаружения опасности? 7. Какие действия Вы предпринимали для избежания ДТП? 8. Какова была скорость вашего транспортного средства перед столкновением (наездом, опрокидыванием)? 9. В каком месте произошло столкновение (наезд, опрокидывание)? 10. Как и по какой траектории Вы двигались после столкновения (наезда, опрокидывания)? 11. Чем и как было загружено Ваше транспортное средство? 12. В каком техническом состоянии находилось управляемое Вами транспортное средство перед ДТП? 13. Когда и сколько часов Вы отдыхали перед данной поездкой? 14. Нет ли у Вас каких-либо дефектов зрения, слуха или других заболеваний? Последовательность опроса пешеходов и пассажиров - участников ДТП примерно соответствует приведенной выше с поправкой на отсутствие у них ТС. Однако в отличие от водителей, которые могут оперировать количественными показателями скорости ТС, пешеходов просят указать темп их движения (медленный, спокойный, быстрый шаг; спокойный или быстрый бег, прыжки и т. д.). При этом следует иметь в виду, что если опрашиваемые получили телесные повреждения, у них могут быть провалы памяти. У пассажиров дополнительно выясняется, какова была скорость ТС, в котором они находились, не отвлекался ли водитель от управления транспортом, не говорил ли о наличии каких-либо неисправностей, как вел себя после ДТП, не ощущалось ли в салоне или кабине ТС присутствие отработавших газов двигателя, запаха горящей электропроводки и т. п. Полезную информацию можно получить при опросе врачей и медицинских сестер, оказывавших помощь пострадавшим при их транспортировке в лечебные учреждения, а также непосредственно в них. На точность и полноту показаний очевидцев влияют их возраст, профессия, опыт работы в той или иной специальности, скорость движения ТС перед происшествием и другие факторы. Например, люди, длительное время находившиеся внутри движущихся транспортных средств либо на удалении более 150 м от места происшествия, практически не имеют возможности правильно оценить скорость движения ТС.
11. ОСМОТР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Осмотр ТС, причастных к ДТП, производится для установления следующих данных: 1) типа, марки, модификации, регистрационных знаков ТС и модели шин; 2) наименования и количества перевозимых ими грузов и пассажиров; 3) обнаружения следов и других вещественных доказательств, свидетельствующих об их причастности к происшествию, о других участниках ДТП и механизме данного инцидента; 4) состояния и работоспособности систем, способных оказать влияние на исход ДТП. Три первые задачи решаются в ходе наружного осмотра. Четвертая -путем функциональных испытаний или технического осмотра ТС на предмет соответствия Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации... [9], инструкциям заводов-изготовителей и другим техническим требованиям. Отклонение состояния ТС от показателей, установленных нормативными актами, квалифицируется как техническая неисправность. По результатам осмотра каждого ТС составляется особой формы протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта (см. приложение № 6 к [15.1]).
11.1. Наружный осмотр
При производстве наружного осмотра (см. рис. 59) следует исходить из того, что его цель в данном случае состоит не только в доказательстве причастности того или иного ТС к происшествию, но и в сборе данных, изобличающих конкретных лиц как виновников ДТП, учитывая вероятность их заявлений о том, что они не управляли транспортом в момент происшествия, двигались иначе, чем указывают очевидцы, либо вообще не имели отношения к данному инциденту и остановились, чтобы оказать помощь пострадавшим.
Рис. 59. Внешний осмотр автомобиля
Описание внешних повреждений ТС и имеющихся на нем следов контакта с другими ТС, пешеходами и элементами ДИ целесообразно вести в следующем порядке: 1) передняя часть; 2) задняя часть; 3) нижняя часть (включая днище, колеса, трансмиссию и подвеску); 4) крыша; 5) боковые поверхности; 6) салон (кабина, кузов). К наиболее характерным внешним повреждениям, по которым можно определить причастность ТС к совершению ДТП, относятся: вмятины, трещины, разрывы, задиры, царапины, отколы, изломы и разрушения его частей (прежде всего: бампера, капота, крыльев, лобового стекла, передних стоек кузова (у легковых автомобилей), дверей, крышки багажника и крыши). Их расположение фиксируется в протоколе координатным методом. Например, при осмотре повреждений крыши легковых автомобилей центр координат может быть размещен на пересечении вертикальной оси симметрии ТС и заднего среза крыши. О виде происшествия можно судить по форме повреждений. Так, овальные вмятины на крыльях, капоте и триплексном лобовом стекле свойственны наездам на людей; полные разрушения ветровых стекол, рассеивателей фар, разрывы металла— фронтальным и боковым столкновениям; наличие участков потемневшей, покоробившейся или опаленной краски— контактам с горевшими объектами или открытым пламенем. Размеры повреждений деталей ТС достаточно легко можно вычислить по их фотографиям. Исключение составляют только ТС индивидуального изготовления, а также те, аналоги которых трудно отыскать. В этом случае фотосъемка производится с применением масштабной линейки. Глубину задиров и вмятин при этом измеряют при помощи рейки и линейки (см. рис. 60) или с помощью простейших профилемеров, используемых в столярном деле.
Рис. 60. Определение глубины вмятины на автомобиле
Наряду с повреждениями детальному осмотру подлежат все выступающие части ТС (ручки дверей, зеркала, антенные гнезда, противотуманные фары, изгибы деталей облицовки), которые могут сохранить свою форму вследствие повышенной конструкционной жесткости. На них нередко обнаруживаются кровь, мозговое вещество, волокна одежды потерпевших, краска и эксплуатационные материалы от других ТС, частицы грунта и растительности. Даже при наличии хорошего естественного освещения осмотр нижней части салона и кабины ТС желательно проводить с использованием мощного источника света. При отсутствии эксперта-криминалиста и других экспертов, необходимость участия которых определяется конкретными обстоятельствами, а также при невозможности поиска и фиксации следов на ТС из-за неудовлетворительных погодных условий сотрудники ДПС должны предпринять меры по обеспечению сохранности следов для детального осмотра ТС на эстакаде, подъемнике, опрокидывателе или смотровой яме (см. рис. 61). На запыленных, загрязненных и замасленных частях днища ТС, кожухах задних мостов, передней балке и деталях подвески хорошо отпечатывается структура тканей одежды потерпевших, прилипают кровь, волосы, мозговое вещество, частицы переносимых пострадавшими продуктов и т. п. Если после ДТП транспортное средство прошло небольшое расстояние, перечисленные компоненты могут быть обнаружены в канавках протектора, порезах и разрывах шин.
Рис. 61. Проверка нижней части автомобиля с использованием опрокидывателя
Поскольку следы пальцев рук водителей и пассажиров ТС чаще всего обнаруживаются на ручках дверей, зеркалах заднего вида, рычаге коробки передач и стояночного тормоза, боковых стеклах дверей (причем с обоих сторон), на панели приборов и переключателях, рулевом колесе, замке и крышке вещевого ящика, к ним нельзя прикасаться. Это особенно важно в связи с тем, что поиск и фиксация таких следов в современных автомобилях значительно осложнились из-за широкого применения мелкорельефных отделочных материалов. Необходимо обеспечить сохранность находящихся в ТС вещей, книг, инструментов, обрывков газет, остатков пищи, документов, окурков, спичек, различного мусора, а также отпечатков обуви водителей и пассажиров на педалях и резиновых ковриках салонов, способных стать предметом экспертного исследования. Лучший способ решения этой задачи - буксировка ТС на жесткой сцепке или методом частичной погрузки к месту детального осмотра следователем, экспертами и специалистами. Однако при неудовлетворительном состоянии маршрута буксировки (неровность дорожного покрытия, сильная запыленность, дождь, снегопад и т. д.) следует, соблюдая меры предосторожности, демонтировать детали со следами рук, ног, одежды и тел участников ДТП, частицами краски от других ТС и элементов ДИ. При этом, отражая свои действия в протоколе, нельзя использовать по отношению к ним термин «вещественные доказательства», так как они станут таковыми лишь после вынесения следователем специального постановления. В заключение отметим, что вид каждого ТС с четырех сторон, их внешние дефекты, а также заслуживающие внимания детали интерьера кабин, салонов и следы на них должны быть зафиксированы посредством фото- или видеосъемки в косопадающем свете минимум с двух противоположных позиций относительно горизонтальной и вертикальной осей ТС. Фиксацию общих повреждений автотранспортных средств, один из габаритов которых превышает 3,5 м, желательно производить с применением штатных телеобъективов с фокусным расстоянием до 105 мм, исключающих сильные перспективные искажения снимаемых объектов и обеспечивающих реальное восприятие дефектов, образовавшихся на ТС.
11.2. Определение направления удара ТС
Осматривая зоны контакта ТС с другими объектами, по трасологическим признакам можно с достаточной достоверностью установить направление их движения в кульминационной фазе ДТП. Для этой цели фиксируются геометрические характеристики повреждений (глубина, ширина, длина, высота над уровнем проезжей части и соответствие формы деформации поверхностям контакта), их консистенция (цвет, структура, состав наслоений и т. д.) и производится сопоставление обнаруженных дефектов. Следует отметить, что при попытке статического моделирования контакта ТС с целью определения направления удара часто не удается добиться полного совпадения зон их деформации. Это происходит потому, что в реальных условиях при торможении автомобиль или мотоцикл несколько прижимаются к проезжей части либо совершают «клевки» под действием неровностей дорожного покрытия. Если осмотр производится после смены колес и разгрузки ТС, то эти операции также могут сказаться на высоте точек контакта. М. М. Котик [10.12] предлагает определять угол удара ТС по так называемой линии столкновения, образованной точкой максимальной глубины деформации ТС (А) и точкой, где конструкционный элемент находился до удара (В) (см. рис. 62). Линия АВ в данном случае будет указывать направление столкновения ТС. В случае сильной деформации обоих сторон автомобиля (например, при фронтальных ударах) для определения точки А используются измерения соответствующих конструкционных элементов ТС аналогичной модели. Разумеется, окончательный вывод о направлении удара при ДТП можно сделать только после проведения комплексной автотехнической экспертизы.
Рис. 62. Определение линии удара по точке максимальной деформации кузова
11.3. Особенности технического осмотра
Технический осмотр ТС, причастных к ДТП, является заключительной стадией их общего осмотра и предполагает полную проверку исправности систем и деталей, независимо от характера и тяжести наступивших последствий. Проведение технического осмотра требует глубокого знания устройства, порядка эксплуатации и проверки работоспособности систем ТС. Поэтому следователи обычно предлагают участвовать в осмотре ТС работникам ГИБДД, а также специалистам по тому или иному виду ТС. Несмотря на сложность и трудоемкость данной процедуры, а также ограниченность соответствующих реквизитов процессуальных документов, при техническом осмотре ТС нельзя допускать произвольных упрощений и внесения в протокол записей типа «состояние шин в пределах нормы», «тормозная система исправна», «указатели поворота в наличии» и т. д., что затруднит в последующем производство необходимых экспертиз и не обеспечит условий для ведения объективного расследования. Проверка
1 Исключение составляют лишь происшествия, сопровождавшиеся материальным ущербом, причиной которых не была неисправность ТС (подробнее см.: раздел 9.3 пособия). функционирования систем ТС должна вестись только путем их испытания, измерения технических характеристик и наблюдения порядка их работы с фиксацией отклонений от установленных требований, поскольку тот или иной дефект ТС может оказаться как прямой причиной ДТП, так и фактором, обусловившим последствия данного происшествия. Детали и узлы, недоступные для наблюдения, должны осматриваться путем установки ТС на смотровую канаву, подъемник или эстакаду. Разрушение отдельных элементов и систем при столкновениях, наездах и опрокидываниях не может быть основанием отказа от их тщательного осмотра и проверки. Например, ответить на сложнейший вопрос - были ли включены фары в момент ДТП - поможет оценка внешнего вида спиралей ламп накаливания. Если лампы не были включены, то их спирали, даже отвалившись от держателя при ударе, сохраняют металлический блеск, параллельность витков и острые, не оплавленные края изломов. В противном случае витки теряют параллельность и на их изломах возможны следы оплавления. При осмотре через оптические приборы можно различить наличие участков окисления на спиралях и участки оплавления на поверхности отражателей фар, возникшие от соприкосновения с раскаленными частицами вольфрамовой нити [ 10.16]. Перед началом технического осмотра ТС в протоколе прежде всего фиксируют: 1) положение рычагов коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности, блокировки дифференциала, ручного тормоза, переключателей света фар, указателей поворота, тумблеров аварийного освещения и стеклоочистителей; 2) свободный ход педали сцепления и тормоза; 3) наличие самовключений или затрудненного включения передач; 4) наличие конструкционных элементов, не предусмотренных для данного типа, марки и модификации ТС либо имеющих признаки непромышленного изготовления', 5) надежность крепления узлов и деталей на местах, установленных для данного ТС, наличие на них трещин, изломов, деформаций и других дефектов; 6) наличие дополнительных педалей привода сцепления и тормоза на учебных автомобилях. Разумеется, при выполнении осмотра нет смысла заниматься системами, которые в момент происшествия не функционировали на законном основании. Например, проверять исправность габаритных огней при наличии достоверной информации о том, что ДТП случилось днем в ясную погоду, или контролировать работу отопителя и механизма обдува ветрового стекла при высокой температуре атмосферного воздуха. В то же время нередко приходится проводить полный и детальный осмотр узлов и агрегатов ТС, учитывая обстоятельства происшествия. Например, при возникновении пожара, когда существовала вероятность возгорания ТС и окружающих его объектов из-за короткого замыкания в бортовой сети; когда не ясен механизм ДТП, его причины и участники. Как показывает практика, особого внимания при осмотре требуют узлы и детали, подлежащие обязательной сертификации вследствие их важности с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения. Прежде всего это: 1) составные части тормозной системы и рулевого управления; 2) колеса и шины; 3) приборы освещения и световой сигнализации; 4) ремни безопасности; 5) звуковые сигналы; 6) системы питания, зажигания, впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов; 7) сидения и подголовники; 8) детали подвески и трансмиссии; 9) стекла, стеклоочистители, стеклоомыватели; 10) спидометры, тахометры и другие приборы; 11) зеркала заднего вида. В любой ситуации в обязательном порядке следует внимательно осмотреть детали, неисправность или несоответствие которых установленным техническим требованиям могли обусловить наступление вредных последствий в том или ином конкретном случае. Так, при падении пассажира из кузова движущегося грузового автомобиля необходимо проверить и зафиксировать в протоколе высоту бортов, сидений и спинок сидений относительно платформы, оценить прочность их крепления и соответствие загрузки ТС условиям перевозки. Наконец, целесообразно определить возможность определения обнаруженных неисправностей водителем до момента возникновения ДТП и установить, какие действия он предпринимал для их устранения.
11.4. Рабочая и стояночная тормозные системы 1. Проверка состояния рабочей тормозной системы ТС проводится методом ходового испытания непосредственно на месте ДТП, испытательной площадке или специальном тормозном стенде. Если это невозможно в связи с ее повреждением, то данную процедуру следует провести, используя другое однотипное транспортное средство для того, чтобы зафиксировать сцепные качества проезжей части в зоне происшествия или поблизости от него. Задержка с проверкой сцепных качеств дорожного покрытия крайне нежелательна в связи с тем, что его состояние подвержено быстрому изменению. Например, выглянувшее из-за туч солнце может быстро растопить имевшуюся на дороге ледяную пленку, начавшийся дождь может покрыть проезжую часть слоем воды, повышение температуры окружающего воздуха изменит характеристики торможения ТС (см., например, табл. 22) и т. п. Таб |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.013 с.) |