Направления оказания помощи участникам дорожного движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления оказания помощи участникам дорожного движения



 

Оптимизация условий движения   Содействие в ликвидации неисправностей ТС и элементов ДИ   Содействие в обеспечении БДД  
1. Регулирова­ние дорожного движения. 2. Организация объездов, ревер­сивного движе­ния, ликвида­ция транспорт­ных заторов. 3. Предупреж­дение водите­ лей и пешехо­дов об усложнении условий дорож­ного движения. 4. Временное запрещение движения при угрозе БДД     1. Устранение техни­ческих неисправно­стей ТС. 2. Организация бук­сировки -поврежден­ных ТС. 3. Вызов служб технической помощи. 4. Охрана ТС и гру­зов, оставшихся без присмотра. 5. Устранение помех движению. 6. Обеспечение безопасности производст­ва ремонтных работ на проезжей части 7. Ликвидация по­следствий ДТП, ава­рий в коммуникаци­онных сетях и т. д.   1. Обеспечение безопасного проезда ТС, перевозящих людей, крупнога­баритные, тяжеловесные и опасные грузы. 2. Обеспечение безопасности пе­рехода проезжей части детьми, пре­старелыми, инвалидами. 3. Информирование участников до­рожного движения о конфигурации улично-дорожной сети, СТО, АЗС, лечебных учреждениях, гостиницах и кемпингах, органах самоуправле­ния и т. д.   4. Охрана ТС и грузов, располагаю­щихся в ночное время у СП.   5. Отправка попутным транспортом лиц, оказавшихся в сложных погод­ных условиях, пострадавших при ДТП, детей, следующих в школу 6. Защита от посягательств преступ­ников на дорогах; удаление с проез­жей части лиц, находящихся в со­ стоянии опьянения  

 

Не меньшее значение для поддержания авторитета работника ДПС име­ет манера его поведения в процессе общения с гражданами. Именно она задает те эмоциональные рамки, в которых будет протекать беседа или обсуждение того или иного дорожно-транспортного инцидента. При этом инспектор должен сохранять уверенность в себе, четко следовать слу­жебным предписаниям без проявлений авторитарности, грубости, раздражения и сугубо формальных подходов к разрешению возни­кающих конфликтов. Например, обнаружив незначительное превышение скорости или проезд на запрещающий движение сигнал светофора в ночное время при хорошей видимости и отсутствии других ТС в зоне перекрест­ка, а также при совершении других подобных правонарушений, он может ограничиться устным предупреждением, не прибегая к наложению админи­стративных взысканий.

Особую роль в деятельности сотрудников ДПС приобретает их поведе­ние при управлении служебным транспортом. Как показывает практика, высокая культура вождения патрульных ТС благотворно сказывается на соблюдении ПДД водителями и пешеходами.

Наконец, в случае необходимости применения мер административного пресечения и административных санкций в отношении правонарушителей от сотрудника ДПС требуется умение непредвзято и аргументирование доказать их вину на основе всестороннего анализа сложившейся си­туации, четко определить последовательность дальнейших действий, а также найти наиболее эффективные средства их реализации. В обыч­ных для нарядов ДПС условиях дефицита времени и недостатка информа­ции важно, учитывая возраст, темперамент, уровень водительской подго­товки, пол и другие особенности участников дорожного движения, придер­живаться следующего порядка общения с ними:

1) приложить руку к головному убору, поздороваться и представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию;

2) используя общепринятые формы вежливости, попросить предъявить водительские, регистрационные или путевые документы;

3) по первой просьбе граждан предъявить свое служебное удостовере­ние, не выпуская его из рук [13];

4) бережно взяв предъявленные документы, установить фамилию, имя, отчество водителя или владельца ТС и, обращаясь к ним по имени и отче­ству, изложить им причину остановки;

5) предоставить правонарушителю возможность объяснить свои дейст­вия, как в устной, так и письменной форме, не перебивая его, если он не допускает оскорбительных действий;

6) спокойно и, по возможности, детально повторить правонарушителю существо допущенного им нарушения, начав с оценки действий, факт кото­рых он не отрицает, а также указав на возможные способы поведения в сложившейся ситуации;

7) подробно объяснить правонарушителю порядок обжалования приня­того решения, ознакомить его с протоколом и повторить свою должность, фамилию, серию и номер нагрудного знака;

8) предупредить об особенностях маршрута движения и пожелать счаст­ливого пути.

Пример: «Здравствуйте! Старший инспектор ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Орловской области лейтенант милиции Ионов. Прошу Вас предъявить водительское удостоверение и регистрационное свидетель­ство на автомобиль.

Виктор Петрович! Вы проехали перекресток при красном сигнале све­тофора, хотя приближались к стоп-линий, когда он уже был включен, и имели возможность заблаговременно остановиться. Своими действиями Вы нарушили пункт 6.2 ПДД, согласно которому красный сигнал запрещает движение в данном направлении. Ваши действия вынудили нескольких водителей ТС выполнить экстренное торможение и резко изменить полосу движения, что чрезвычайно опасно.

В соответствии с ч. 4 ст. 115 КоАП РФ Вы подлежите штрафу в размере 83 рублей. Ознакомьтесь, пожалуйста, с протоколом и распишитесь. Ваша подпись необходима для подтверждения того, что Вас ознакомили с прото­колом, и не означает, что Вы согласны с моим решением. Штраф должен быть уплачен в течение 15 дней. В случае его неуплаты в указанный срок он будет взыскан в принудительном порядке по месту Вашей работы либо посредством обращения взыскания на Ваше имущество путем передачи в суд материалов по факту данного правонарушения. Квитанцию об уплате штрафа Вам необходимо представить в течение указанного срока в группу административной практики отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Ор­ловской области по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная 77, кабинет № 29, в любой день с 9 до 18 ч. кроме воскресенья и понедельника.

Принятое мной решение Вы можете обжаловать командиру взвода ДПС старшему лейтенанту милиции Гришину В. Г., который принимает по тому же адресу по понедельникам, средам и пятницам с 17 до 22 ч., руководству батальона ДПС либо передать жалобу дежурному нашего батальона в лю­бое удобное для Вас время суток.

Напоминаю, что я старший инспектор ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Орловской области лейтенант милиции Ионов, мой личный номер 57 0148.

По маршруту Вашего движения на 48-м километре ведется поверхност­ная обработка дорожного покрытия. Будьте внимательны и осторожны. Счастливого пути!»

 

8.5. Реагирование на провокационные действия

Из-за устоявшегося негативного отношения значительной части населения к сотрудникам ДПС, последние нередко вынуждены действовать без соответствующей общественной поддержки и, зачастую, в условиях открытого про­тиводействия со стороны правонарушителей и других участников дорожного движения. Стремление скрыть достоверную информацию, повлиять на реше­ние, принимаемое должностными лицами данной службы, и спровоцировать их на незаконные действия стали обыкновением. При общении с участниками дорожного движения сотрудникам ДПС приходится сталкиваться с резко негативной оценкой своих действий, в том числе грубостью, угрозами, по­пытками унизить их достоинство, в основе которых нередко лежит стремле­ние добиться проявлений ответной грубости, использовать это как повод для обвинения инспекторов в предвзятости и добиться отмены принятых ими решений. Чаще всего это выражается в следующих действиях:

1) проезд мимо инспектора на 40-70 м после подачи сигнала остановки при наличии реальной возможности остановиться в указанном месте;

2) отказ от передачи документов в руки инспектора;

3) демонстрация документов через боковое стекло автомобиля;

4) общение с инспектором через слегка опущенное стекло двери кабины или салона автомобиля;

5) вызывающий тон разговора, нецензурная брань, оскорбительные реплики и неоправданные претензии («Почему остановили именно меня?», «Кто ты такой, чтобы меня останавливать?», «Что, не хватает на сегодня?», «Не с твоим умом это решать!» и т. п.);

6) попытки вовлечь в конфликт пассажиров ТС или окружающих;

7) выбрасывание документов, денежных купюр и ключей зажигания в направлении инспектора;

8) обвинения в утере инспектором предъявленных ему документов;

9) угрозы обратиться к хорошо знакомым руководителям ОВД, органов местного самоуправления и другим влиятельным лицам;

10) обвинения инспектора в нарушении прав человека, законности, норм морали и пренебрежении весьма важными обстоятельствами;

11) выхватывание из рук инспектора изъятых документов, протоколов, ключей зажигания, а также другие насильственные действия;

12) заявление об исчезновении денег, документов и вещей из задержан­ного сотрудником транспортного средства.

В силу многообразия возможных вариантов поведения участников до­рожного движения трудно предложить какие-либо рекомендации, пригод­ные для разрешения всех конфликтов, возникающих при общении. В значи­тельной степени их исход определяется уровнем профессиональной подго­товки, способностями и тактичностью инспекторского состава. Вместе с тем нельзя не считаться с тем, что многие из указанных конфликтов возни­кают по одним и тем же поводам и стереотипны по характеру. Рассмотрим некоторые общие принципы и приемы общения, позволяющие избегать напряженности в процессе диалога с правонарушителями.

1. Реагируя на какие-либо негативные проявления, сотруднику ДПС необходимо максимально сконцентрироваться на своем собственном пове­дении, не принимать поспешных решений и постараться понять сущность и взаимосвязь происходящих событий, не поддаваясь настроению окружаю­щих. Принимаемые им меры должны быть адекватны серьезности и об­стоятельствам обнаруженных им неправомерных действий, а также личности правонарушителей.

2. Как правило, попытки оказать давление на бурно реагирующего чело­века приводят к еще большему обострению конфликта. Почувствовав обиду или унижение, он может потерять способность объективной оценки ситуа­ции, начинает проявлять агрессивность, направляет все усилия на поиски ошибок в действиях сотрудника. Поэтому, столкнувшись с подобным поведе­нием, необходимо действовать энергично, решительно, но спокойно, не допуская угроз и предоставив возможность правонарушителю выговориться, своевременно пресекая высказывания и действия, унижающие достоинство инспектора, проявляя при этом сдержанность. Полезно предупредить право­нарушителя об административной и уголовной ответственности за злостное, неповиновение законному распоряжению или требованию ра­ботника милиции, оскорбление его или оказание ему сопротивления, угро­зу насилием, убийством или посягательством на его жизнь, сославшись на конкретные статьи КоАП и УК (см. приложение 6 к пособию).

Одним из эффективнейших средств предупреждения конфликтов является организация работы нарядов ДПС в составе двух или трех инспекторов либо инспектора и представителей общественных формирований, ВАИ, РТИ и др. Если же инспектор работает один, он может обратиться к кому-либо из уча­стников дорожного движения с просьбой о присутствии во время реализации мер пресечения в отношении правонарушителя и при составлении протокола.

Сдерживающее воздействие на правонарушителей оказывает демонст­ративное включение перед началом беседы портативного диктофона или видеомагнитофона. Указанной техникой желательно снабжать каждого инспектора ДПС и регулярно контролировать ее применение. Последнее необходимо потому, что некоторые сотрудники предпочитают не пользо­ваться диктофоном из-за стремления избежать фиксации собственных оши­бок при ведении диалога с участниками движения. Наблюдение за работой нарядов ДПС показывает, что условиями, сопутствующими обострению конфликтов и вспышкам агрессивности правонарушителей, чаще всего выступают следующие действия инспекторов:

1) обращение к участникам движения на «ты»;

2) несвоевременная подача сигнала остановки ТС;

3) снисходительный и ироничный тон разговора;

4) критика действий водителей в присутствии детей и других членов семьи;

5) замечания по поводу одежды, прически, других элементов внешнего вида и, особенно, национальности;

6) неуместный смех;

7) нецензурные выражения;

8) требование остановиться или выполнить какой-либо маневр в зоне действия дорожного знака или разметки, запрещающей это;

9) жевание резинки, курение в процессе разговора, ношение очков с темными стеклами;

10) отсутствие у инспектора установленных атрибутов униформы и спе­циального снаряжения;

11) требование «дыхнуть»;

12) самостоятельное открывание двери остановленного ТС;

13) требование назвать номер и содержание конкретного пункта ПДД;

14) продолжительная остановка общественного транспорта вне обору­дованных остановочных пунктов;

15) попытка использовать остановленное ТС в служебных целях без сообщения причин и оснований для этого;

16) изменение принятых решений под воздействием просьб и угроз. 3. Изменить установку на конфликт помогает предложение участнику до­рожного движения самому проанализировать свои действия и сопоставить их с принятыми предписаниями. Дело в том, что многие водители и, в осо­бенности, пешеходы часто действуют, сообразуясь со сложившимися в их соз­нании ложными стереотипами поведения, поскольку давно не изучали ПДД либо вообще не знакомились с ними. При этом максимальное положительное воздействие на правонарушителей оказывает доброжелательная демонстра­ция важности правомерного поведения в той или иной ситуации для сохра­нения их собственной жизни, здоровья и принадлежащего им имущества.

Рассмотрим пример. Водители, не пристегивающиеся ремнями безопас­ности при управлении транспортным средством, обычно сетуют на то, что «это пустяк, не достойный какого-либо наказания», тем более, если им нужно было проехать «всего полкилометра». В данном случае инспектор должен терпеливо разъяснять им, что правильно пристегнутые ремни безо­пасности не только уменьшают тяжесть последствий при ДТП, но и играют роль устройства, позволяющего предупредить его: «Представьте, что на дорогу внезапно выбежал пешеход. Чтобы не наехать на него. Вы вынуж­дены будете выполнить резкий поворот, и в этот момент на автомобиль будет действовать значительная центробежная сила, которая будет «стаски­вать» Вас с сидения в сторону. Для того чтобы удержаться. Вы, естествен­но, ухватитесь за рулевое колесо, что исключит удержание автомобиля на нужной траектории. В результате Вы оказываетесь на встречной полосе движения и создаете вторичную аварийную ситуацию».

4. Когда правонарушитель выражает несогласие с решением инспектора и считает его неоправданным или незаконным, можно обратиться к по­мощи другого сотрудника ДПС, старшего по должности, званию, воз­расту, а также предложить участнику дорожного движения проехать в дежурную часть подразделения ДПС или отделения ГИБДД ближай­шего ОВД для получения разъяснений по поводу действий инспектора или подачи жалобы. Во-первых, это позволяет прервать спор на некоторое время и дать возможность правонарушителю несколько успокоиться. Во-вторых, оценка сложившейся ситуации компетентным лицом, не участво­вавшим в данном конфликте изначально, вызывает у него больше доверия, поскольку не носит резкой эмоциональной окраски.

5. Когда водитель остановленного ТС обвиняет инспектора в том, что тот утерял предъявленные ему документы, необходимо уточнить, какие именно документы утеряны, в какой последовательности они передавались, а также совместно с водителем осмотреть места, где проводилась беседа, салон или кабину ТС, попросить проверить карманы одежды, а также осмотреть собственные карманы и планшет. Если поиски оказались безрезультатными, следует разъяснить водителю порядок обжалования проверки документов и представить руководству подразделения подробный рапорт о происшедшем.

6. Изучение контактов сотрудников ДПС с участниками дорожного движения из числа иностранных граждан приводит к выводу, что значи­тельная доля возникающих между ними недоразумений вызывается неспо­собностью объяснить свои действия и обстоятельства, предопреде­лившие их. Оценивая степень готовности сторон к необходимому в таких случаях диалогу, следует отметить, что в настоящее время сложилась си­туация, когда свыше 90 % прибывающих в нашу страну водителей ТС вла­деют одним из европейских языков, в том числе примерно 65 % способны изъясняться на английском, около 12%- на немецком, свыше 15%- на русском языках. В то же время количество инспекторов и других должно­стных лиц подразделений ДПС, обладающих хотя бы минимальной языко­вой подготовкой, не превышает 2-6 %. Более того, от 50 % до 80 % наших респондентов из числа сотрудников ДПС не знали правильных названий латинских букв и применяли при передаче информации по радио и телефону их «образные» речевые эквиваленты9, а также испытывали серьезные затруд­нения в написании русской транскрипции фамилий иностранных граждан, названий марок автомобилей иностранного производства и других связанных

9 Так, для обозначения буквы «V» используется термин «рогатка», буквы «I» и «.I» объединя­ются общим названием «И латинское» и т. д.

с этим реквизитов служебной документации. Для устранения этого недостат­ка личный состав, дислоцированный на дорогах с интенсивным движением иностранных ТС, должен обеспечиваться специальными справочниками-разговорниками, а также пройти подготовку по их использованию.

 

8.6. Остановка разыскиваемого или причастного к преступлению ТС

 

При остановке ТС, в отношении которого имеется информация о прича­стности находящихся в нем лиц к какому-либо преступлению, наряд ДПС вправе действовать так, чтобы максимально обезопасить себя и окру­жающих от возможного нападения. В данном случае нормы этикета и вежливости отступают на второй план, хотя следует иметь в виду, что по­ступившие данные или собственные предположения сотрудников могут не подтвердиться. Остановив подозреваемое ТС, старший наряда должен:

а) расположиться в точке, обеспечивающей оптимальное прикрытие действий инспектора (инспекторов) по заранее отработанной схеме;

б) оставаться у патрульного автомобиля, стационарного поста, в противопульном укрытии или на удалении 8-12 м (в зависимости от условий видимости, типа и марки остановленного ТС) (см. рис. 18);

 

Рис. 18. Расположение старшего экипажа патрульного автомобиля при наблюдении за действиями инспектора, проверяющего остановленное ТС

в) расстегнуть кобуру пистолета, снять его с предохранителя и положить на него руку;

г) держать включенной радиостанцию, координируя действия инспекто­ра, проверяющего ТС.

1. Старший наряда обязан предпринять все меры к тому, чтобы добиться выхода водителя из салона или кабины ТС, что существенно облегчает его возможное задержание. Для этого желательно найти (легендировать) благо­видный предлог и обратиться к водителю на расстоянии посредством СГУ патрульного автомобиля, мегафона, голоса или соответствующих жестов. При этом важно проявлять спокойствие, не допускать суетливости и явно выраженных приготовлений к задержанию. Можно попросить водителя:

а) выйти на тротуар или обочину, подойти к патрульному автомобилю или СП, чтобы не создавать помех движению при проверке документов;

б) предпринять меры по устранению якобы имеющихся на ТС:

- неисправностей приборов сигнализации;

- снижения давления в какой-либо шине;

- биения колеса;

- повышенной дымности выхлопных газов двигателя;

- неправильной укладки груза в кузове, на багажнике и в прицепе;

- отрыва креплений глушителя;

- загрязнения номерных знаков или фар;

- неисправности элементов подвески или наличия зацепившихся за них посторонних предметов (куска проволоки, ветки и пр.);

в) оказать какую-либо помощь наряду, например:

- представить медицинскую аптечку, домкрат, какой-либо инструмент;

- участвовать в осмотре другого ТС в качестве понятого. 2. Когда водитель все же не выходит из ТС, старший наряда может в более категорической форме высказать ему требование подойти к инспек­тору и предъявить для проверки соответствующие документы. При этом он остается в патрульном автомобиле, либо за ним, а при наличии третьего инспектора может подойти к правому заднему колесу остановленного ТС одновременно с инспектором, который будет проверять документы водите­ля и осматривать автомобиль10.

Обычно инспектора приближаются к остановившемуся ТС со стороны ближайшей от водителя двери. Однако в случаях, когда в ТС нет пасса-

 

10 Разумеется, в любой ситуации наряд ДПС обязан соблюдать элементарные меры безопас­ности, изложенные в Наставлении [13] (не проводить проверки документов при свете фар остановленного ТС, не вести записей, облокотившись на его капот или крышу, не вставать между двух автомобилей и т. д.).

жиров, следует подходить к нему справа по ходу его движения (см. рис. 19). Использование данного приема обеспечивает сотрудникам ДПС определенные преимущества, поскольку при этом:

— исключается выход инспектора на проезжую часть и угроза наезда на него проходящего транспорта;

— остановленный автомобиль используется в качестве прикрытия (если подходить к нему по диагонали от обочины к заднему правому крылу или кабине);

- в ночное время инспектор может использовать для подхода к ТС и его предварительного осмотра полосу отвода дороги вне зоны освещения све­том фар попутно следующих автомобилей;

- водитель, пытающийся совершить нападение на инспектора, в данном случае более уязвим. Инспектор может использовать остановленный авто­мобиль в качестве прикрытия, быстро лечь на землю и, не попадая в сектор огня, вести наблюдение за лицами, выходящими из ТС, используя просвет между поверхностью проезжей части и днищем ТС.

 

 

Рис. 19. Проверка документов у водителя ТС

 

 

В случае благоприятного исхода операции проверки неудобство предъ­явления документов и выхода водителя из автомобиля непосредственно на обочину через правую дверь может быть в последующем несколько сгла­жено доброжелательным разъяснением ему необходимости устранения возможных помех движению и опасности выхода на проезжую часть.

3. Подходя к легковому автомобилю сзади в условиях недостаточной видимости, необходимо освещать салон электрическим фонарем, держа его выше головы на вытянутой в сторону руке. Осмотр салона следует начинать с заднего сидения, а кабину грузовика - со спального места водителя.

Останавливаясь у автомобиля и приглашая водителя выйти, инспектор должен выбрать такую точку, чтобы не получить повреждений от внезапно открытой двери или начавшего движения ТС. Особенно опасны в этом отношении динамичные легковые автомобили, имеющие кузов типа «купе», размах дверей которых достигает 120 см. Поэтому лучше всего встать не­много позади проема двери так, чтобы водитель вынужден был повернуть голову назад. В этом положении достаточно трудно совершить нападение. Удар или захват дверью также становится невозможным.

4. Поскольку водители останавливаемых ТС могут не расслышать об­ращенные к ним требования из-за дефектов слуха, звучания в салонах и кабинах громкой музыки, неисправности выпускной системы двигателя и т. д., их целесообразно повторно предупредить о необходимости произве­сти следующие действия:

1) заглушить двигатель;

2) в условиях недостаточной видимости включить габаритные огни;

3) включить стояночный тормоз, а при его неисправности включить пониженную передачу.

Предъявление указанных требований и контроль их исполнения важны даже по отношению к достаточно опытным водителям, которые от волне­ния нередко забывают о данных мерах безопасности либо отвлекаются на поиск или укрытие документов, вещей или предметов, свидетельствующих о причастности к правонарушению или преступлению.

5. Для беседы с водителем, вышедшим из автомобиля, сотрудники должны расположиться в таком месте, чтобы старший наряда, страхующий их, имел свободный сектор обстрела, исключающий случайное пора­жение лиц, непричастных к возможному инциденту. Отметим, что вы­полнение этого требования в условиях дорожного движения представляет чрезвычайно сложную задачу и поэтому должно отрабатываться на предва­рительных тренировках применительно к каждому участку дороги (улицы), где наиболее вероятно производство остановки транспортных средств. В ходе таких занятий следует учитывать состояние и освещенность этих участков, а также численность и вооружение наряда ДПС.

6. Главной целью первоначального этапа встречи с водителем должны стать не проверка подлинности документов и установление личности лиц, находящихся в ТС, а наблюдение за их реакцией, перемещениями внут­ри салона (кабины) и внешним видом. Вначале вполне допустима лишь имитация осмотра, концентрация внимания на поведении водителя и пас­сажиров, определение признаков наличия у них оружия, а также дубликатов водительских удостоверений, паспортов, регистрационных свидетельств ТС и других документов.

7. Подходя к водителю и проверяя полученные от него документы, нельзя поворачиваться к нему спиной и той стороной тела, на которой находится оружие. Именно инспектора ДПС чаще всего становятся объек­тами нападения преступников, желающих завладеть оружием. Поэтому при проверке документов лучше всегда соблюдать с собеседником дистанцию и стоять вполоборота к нему, чтобы личное оружие было вне пределов его досягаемости.

8. Особого внимания требует наблюдение за руками и ногами прове­ряемых лиц, с помощью которых сотрудникам ГИБДД наносится свыше 90 % телесных повреждений. В связи с этим целесообразно предварительно указать водителю место, на котором он должен находиться в процессе про-• верки документов и беседы, а также в случае, когда инспектору требуется подойти к своему автомобилю или выполнить какое-либо другое действие. Потеря визуального контакта с лицами, находящимися в остановлен­ном ТС, очень опасна. Учитывая данное обстоятельство, желательно про­изводить записи, используя точки опоры на уровне груди или прибегая к помощи напарника.

9. Даже при весьма неблагоприятных погодных условиях инспектор не должен входить в остановленное им ТС. Более того, если он имеет дело с ТС или людьми, приметы которых совпадают с имеющейся у него инфор­мацией, а радиообмен по каналу подразделения ГИБДД или соответствую­щего ОВД ведется открытым текстом, целесообразно после передачи ус­ловного сигнала старшему наряда уменьшить до минимума громкость при­емника носимой радиостанции и не садиться с задержанными в пат­рульный автомобиль с включенной радиостанцией, чтобы случайно не раскрыть истинную причину остановки данного ТС.

10. Высокой эффективностью при фиксации действий остановленных участников дорожного движения обладает система видеозаписи с дистан­ционным управлением, которая устанавливается на патрульных автомоби­лях, СП, в других местах, где осуществляется работа нарядов ДПС. Направ­ляясь к правонарушителю, инспектор с помощью имеющегося у него порта­тивного пульта управления наводит видеокамеру на остановленное ТС либо поручает производство съемки своему напарнику. В зависимости от обстоя­тельств съемка может вестись снаружи и внутри патрульного автомобиля, если правонарушитель был приглашен в него для оформления документов.

11. В случаях, если водитель и пассажиры ТС не выполняют требований инспектора, ведут себя вызывающе, находятся в состоянии опьянения, оскорбляют инспектора или угрожают ему, наряд ДПС должен действовать быстро и решительно, особенно в ситуациях, когда не исключено вмеша­тельство в конфликт окружающих. Среди них могут оказаться родствен­ники или знакомые задержанных, которые чаще всего выступают в роли подстрекателей конфликта, извращают факты, клевещут на инспекторов, пытаясь вызвать сочувствие у окружающих, освободить задержанных и спровоцировать столкновение с сотрудниками милиции. Поэтому задер­жанных, проявляющих агрессивность, следует как можно быстрее доста­вить в ближайший ОВД или изолировать до прибытия помощи в помеще­нии СП. Практика показывает, что при любых обстоятельствах не следует пытаться задерживать кого-либо из толпы при неравенстве сил и отсут­ствии необходимых средств. В подобных ситуациях надо проявлять терпе­ние, сдержанность, дружелюбие, сочувствие, легендировать причину оста­новки данного ТС и передать ее окружающим в доступной для них форме.

Очевидно, что лучше предупредить опасность, чем противостоять ей. Необходимо постоянно держать себя под контролем. Рассерженные люди, как правило, концентрируются на малейших движениях своего оппонента. Поэтому надо пытаться предельно внимательно и по возможности скрытно доставать и готовить к применению специальные средства (дубинку, газо­вый баллончик, наручники) или оружие. Это, прежде всего, относится к ситуациям, когда инспектор может подвергнуться нападению со стороны нескольких человек. Как показывает практика, более 40 % подобных дейст­вий совершаются двумя и более нападающими. Нападение может быть осуществлено не только вследствие криминального замысла, но и из-за несогласия с решением по поводу элементарного нарушения Правил до­рожного движения. Следует помнить, что наличие у сотрудников опреде­ленных властных полномочий не защищает от групповых нападений.

В отличие от правонарушителей-одиночек нападающие, объединенные в группу, на основе взаимной поддержки действуют более агрессивно. У них снижается порог ощущения риска и ответственности, они в большей степени склонны к различным проявлениям конформации. Поэтому каждый инспек­тор ДПС должен своевременно распознавать и принимать во внимание при­знаки, которые могут свидетельствовать о преступных намерениях тех или иных лиц. Прежде всего, к категории данных признаков следует отнести:

1) изменение тона голоса;

2) угрожающий взгляд;

3) прямые угрозы;

4) не соответствующее ситуации и температуре воздуха интенсивное потоотделение;

5) крепко сжатые зубы;

6) хорошо слышимое или учащенное дыхание;

7) сжатые кулаки;

8) дрожь конечностей и тела;

9) оглядывание по сторонам;

10) пространственный перенос веса тела (подготовка к нападению) и т. п. При явном перевесе сил целесообразно отказаться от задержания право­нарушителей. Следует запомнить их характерные приметы и так, чтобы не слышали окружающие, информировать об инциденте дежурного ОВД и соседние посты милиции для подготовки заслонов на возможных путях движения правонарушителей либо протянуть время до прибытия дополни­тельных сил. В случаях, когда конфликт может перерасти в столкновение, старшему наряда следует публично высказать какие-либо претензии к ин­спекторам за излишнюю настойчивость и освободить задержанных. Адек­ватная первоначальная оценка сложившейся ситуации, своевременное ис­пользование радиосвязи и поддержки коллег, рациональное использование окружающей обстановки и заранее продуманная тактика отступления помо­гают избежать возникновения критической ситуации. Разумеется, за со­трудниками ДПС в критических случаях остается право на необходимую оборону с использованием любых средств и видов вооружения, если это не противоречит принципу минимизации ущерба, наносимого нападающим (см. приложение 7 к пособию).

В заключение отметим, что открытые проявления агрессивности чаще всего свойственны лицам, управляющим транспортом в состоянии опьяне­ния, скрывшимся с места ДТП или незаконно эксплуатирующим ТС. Авто­мобильные воры и члены профессиональных преступных групп предпочи­тают избегать всяческих конфликтов с милицией, ведут себя сдержанно, предупредительно либо вообще не останавливаются по требованию инспек­торов, используя относительно высокие динамические качества своих ав­томобилей или наличие транспортного потока высокой плотности.

8.7. Приведение в готовность и применение оружия

1. Из п. 1 ч. 2 ст. 15 [2] следует, что сотрудники милиции имеют право использовать огнестрельное оружие для остановки ТС путем его по­вреждения лишь тогда, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей или не менее двух раз не выполняет требование сотруд­ника милиции остановиться. На практике нередко это требование закона смешивается с нормативами, определяющими порядок применения специ­альных средств [8.1], [8.2], согласно которым устройства типа «Еж-Диана», «Гарпун» могут быть использованы после однократного невыполнения требования об остановке.

2. По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона и соответствующих статей УК со­труднику милиции нельзя применять оружие против лиц, совершившихкражу ТС или скрывшихся с места ДТП. Основания для стрельбы с це­лью остановки ТС и поражения водителя (в том числе без предварительно­го предупреждения) возникают только тогда, когда он пытается протара­нить патрульный автомобиль, совершить наезд на работника мили­ции, граждан, другие транспортные средства или совершить иные действия, угрожающие жизни и здоровью окружающих.

Очевидно, что, говоря о применении оружия в процессе несения дорожно-патрульной службы, нельзя не учитывать определенную противоречи­вость положения сотрудников ГИБДД. С одной стороны, им нужен стойкий нравственно-психологический иммунитет и предельное ограничение эмо­циональных проявлений в связи с преимущественно превентивным харак­тером их основной деятельности. С другой - одновременно с этим им при­ходится, часто в условиях неопределенности ситуации, выполнять функ­ции розыска и задержания агрессивных, нравственно ущербных, хо­рошо вооруженных людей, представляющих смертельную опасность. Указанные противоречия обуславливают живучесть многих ложных сте­реотипов и двусмысленных толкований порядка применения оружия и фи­зической силы, предусмотренного Законом и Правилами применения спе­циальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел [8.2]. Часто сотрудники проявляют нерешительность, боязнь применения оружия, неготовность к его использованию, что приводит к потерям среди личного состава ДПС и граждан. Наряду с этим, в последние годы повсеместно отмечаются случаи поспешного применения оружия, сопровождающиеся неоправданными жертвами. Главная причина этого — недостаточность должной стрелковой подготовки в условиях, приближенных к реаль­ным. В частности, сказывается неумение вести огонь:

1) по движущимся целям;

2) без прицеливания (на малых дистанциях, ночью и т. п.);

3) в состоянии стресса;

4) на бегу;

5) после интенсивной физической нагрузки;

6) из движущегося автомобиля;

7) в условиях перестрелки.

Подготовка личного состава ДПС по данному вопросу должна осущест­вляться систематически в специально оборудованных тирах и на стрельби­щах, где возможно моделирование ситуаций, связанных с задержанием вооруженных преступников, передвигающихся на ТС. При этом следует учитывать, что до 85 % перестрелок, возникающих с участием сотруд­ников ГИБДД, происходит в сумерках и ночью на расстояниях до 10 м, когда нет времени и возможности для прицельной стрельбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.106 с.)