Сущность, цели и задачи рекламы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, цели и задачи рекламы



Корни рекламы \ходят в мубокую старину и связаны с тем, что производи гелям (ремесленникам) и торговцам всегда требовалось сообщать людям о продаваемых ими товарах, о проводимых ярмарках и таг. В маркетинговой литературе имеется достаточно много определений рекламы. Слово «реклама» латинского происхождения (от reclamare — кричать). Приведем несколько определений.

«Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идеи или услуг ог имени известного спонсора» — это определение Американской маршишовои ассоциации

Профессор маркетинга Ф. Котлер считает, что реклама представляет неличные формы коммуникации, осуществляемые через по-средсгво платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования

Согласно определению российского Федерального закона от 18 июля 1995 I. №108-ФЗ «О рекламе», реклама — это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице (рекламная информация). Рекламная информация призвана способствовать реализации товаров (работ, услуг), а также формировать и поддерживать интерес к фи-шческому или юридическому лицу, о котором она сообщает.

Упомянутый Закон дает широкое определение рекламы. В нем содержатся следующие требования:

  • реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств;
  • реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках народов Российской Федерации;
  • не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;
  • реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;
  • использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровы» физических лиц или угрожающим их безопасности;
  • реклама не должна побуждав к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Таким образом, то всех определениях подчеркиваются признаки рекламы: ее платность, ненерсонифицированность, однонаправленность на конкретную покупку, опосредованность, т.е. реклама передасгся через систему посредников.

В качестве объекта рекламы выступает товар (продажи/услуги). Предметом изучения рекламы являются стоящие цели и задачи.

Сущность рекламы можно определить:

  • в узком смысле — как неличное информационное эмоциональное побуждение целевой группы людей к определенным поступкам;
  • но той роли, которую она играет в бизнесе и обществе.

Маркетинговая роль. Маркетинговая коммуникация дробится па четыре родственных приема реализации связи: рекламу, стимулирование торговли, связь с общественностью и персонализированную продажу. Таким образом, реклама — это только один элемент общей программы маркетинговой коммуникации компании, хотя и наиболее зримый.

Познавательная роль. Реклама передает различные типы маркетинговой информации, направленной на достижение понимания между продавцами и покупателями на рынке, информирует о повой и улучшенной продукции, учит, как пользоваться этими новинками. Однако реклама ис только информирует о продукции, но и одновременно трансформирует ее в некий образ, который становится в сознании покупателя неотделимым от фактических сведений о качествах рекламируемого товара.

Экономическая роль. Создается рекламная индустрия, формируется занятость населения. Реклама информирует потребителей об альтернативах выбора, стимулирует конкуренцию, рост производительности труда, способствует оборачиваемости товара, повышению жизненного уровня населения. Кроме того, от 60 до 80% доходов российских средств массовой информации составили рекламные поступления.

Социальная роль. Реклама выходит за рамки экономических за-, дач и направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе, популяризацию здорового образа жизни, поддержку незащищенных слоев населения, борьбу с преступностью, бедностью, загрязнением окружающей среды и на многие другие не менее важные цели. Исследователи рекламы сегодня приходят к выводу, что неличные коммуникации структурируются по социальному принципу. Они считают, что общество состоит из сегментов — небольших социальных групп, члены которых взаимодействуют друг с другом больше, чем с остальными людьми, что обеспечивает эффективность рекламных коммуникаций.

Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль сказал по этому поводу следующее: «Реклама... порождает потребности в более высоком уровне жизни. Она ставит перед человеком цель обеспечить себя и свою семью лучшим жилищем, лучшей одеждой, лучшей пищей. Она стимулирует его усердие и производительность».

Эстетическая роль, Реклама является зеркалом тенденций в моде и дизайне, вносит вклад в наши эстетические представления. Лучшие образцы рекламных обращений со времен древности до наших дней можно по праву считать произведениями прикладного искусства. В качестве примеров можно назвать рекламные вывески, плакаты и щиты, написанные выдающимися художниками, среди которых Антонио Корреджо, Уильям Хоггарт, Пьер Боннар, Казимир Малевич, Борис Кустодиев. Композитор Сергей Прокофьев сочинил «Сладкую песенку» для рекламы одной из марок советского шоколада. Опыт в работе над рекламой имел еще один классик мировой музыки — Дмитрий Шостакович.

В жанре рекламного видеоролика хотя бы один раз работали многие выдающиеся кинорежиссеры мира, начиная с братьев Люмьер. В их числе — Федерико Феллини, Клод Лелюш, Андрон Кончаловский, Дэвид Лянч, Акиро Курасава, Никита Михалков. С рекламы начинали свой творческий путь Джеймс Камерон, Дэвид Финчер, Люк Бессон и др. К слову сказать, для многих современных киноактеров путь в «большое кино» начинался со съемок в рекламных видеоклипах.

Политическая роль. В условиях расширяющейся демократии возрастает роль политической рекламы как средства борьбы за голоса избирателей. Именно уровень и профессионализм политической рекламы и имиджмейкерства все в большей степени влияет на расстановку политических сил в России.

К основным характеристикам рекламы относят увещевательность, неличный характер, одностороннюю направленность, неопределенность позиции, общественный характер, беспристрастность и т.д., например: заработать деньги, сэкономить средства, сэкономить время, избежать усилий, достичь большего комфорта, укрепить здоровье, сделать окружающую среду чище, не чувствовать боли, получить похвалу, стать популярным, заслужить уважение, больше удовольствия, защитить семью, выглядеть стильно, иметь престижные вещи, избежать проблем, сохранить репутацию, обезопасить себя, удовлетворить желание.

Цели рекламы постоянно эволюционизировались: непосредственно стимулировать продажи (1920—1930); найти и донести до потребителя «уникальное продающее предложение» товара (1940-1955); создать уникальный имидж бренда (1955-1960); позиционировать бренд — создать для него сообщение, отличающее его от

конкурентов в выбранном сегменте рынка и максимально близкое для его целевой аудитории (с 1970 г.).

Важнейшие цели рекламы систематически упорядочены в концепции «ступенчатого действия рекламы». Еще в 1898 г. Левис в рамках модели сформулировал AIDA-правило, которое устанавливает следующие задачи рекламы; Attention — внимание, Interest — интерес, Desire — желание, Action — действие. За прошедшее время модель претерпела многочисленные изменения, причем иногда интерес понимался не как следствие внимания, а как его предпосылка (IADA), иногда добавлялась еще одна ступень — Confidence — доверие, и тогда модель выглядела как AIDCA.

Подобные модели (а их насчитывается более 20) предполагают, что между контактом с рекламой и решением о покупке проходит от четырех до десяти этапов, которые образуют так называемую «иерархию эффектов». Суть заключается в том, что реклама представляет вначале определенный стимул, который, возможно, привлечет внимание целевой группы. Если это удалось, то последующее сознательное восприятие рекламного обращения пробуждает интерес к рекламируемому товару. Интерес является предпосылкой появления желания приобрести товар, которое ведет, в свою очередь, к определенным действиям.

Высшая цель рекламы — повлиять на клиента таким образом, чтобы он при покупке выбрал рекламируемый продукт.

Цели рекламы бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными в зависимости от стратегии поведения товара на рынке. Цели могут ориентироваться на спрос (информация, убеждение, напоминание) и на имидж (отраслевые, корпоративные). В общем случае они состоят в достижении желательной реакции в поведении потребителей, т.е. познавательной, эмоциональной и поведенческой.

Коммерческая реклама товара должна информировать покупателя о продукции спонсора или стимулировать рынок. Ее предназначение, — продать конкретную продукцию, переключить на нее внимание с аналогичной продукции конкурентов, В отличие от нее корпоративная реклама строится таким образом, чтобы создать позитивное отношение к самому продавцу. Задача этой рекламы — усилить внимание к стоящей за ней организации, а не к тому, что выставляется этой организацией на продажу.

Например, если фирма «Филипс петролеум» помещает рекламу своего бензина или предлагает страховые услуги, то это товарная реклама. С другой стороны, если фирма «Филипс петролеум» объявляет о своей способности бурить нефтяные скважины без нанесения вреда окружающей среде или без ее загрязнения, то такая реклама

пропагандирует цели или философию компании в отличие от конкретного товара.

Известный французский специалист в области рекламы Жак Се-гела заметил следующее: «Реклама давно уже не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали».

Различают экономические и коммуникативные цели рекламы: первые прямо направлены на покупку товара, вторые — опосредованно.

К экономическим целям относят:

  • поддержку сбыта товара;
  • формирование потребности в данном виде товара или услуге;
  • побуждение к приобретению именно данного товара у данной фирмы;
  • стимулирование спроса на конкретный марочный товар и стимулирование сбыта;
  • объявление о льготных сделках, распродажах, снижениях цен;
  • сокращение сроков вывода на рынок нового товара или услуги;
  • понуждение потенциальных покупателей к посещению магазина, выставки;
  • представление товара в новой упаковке.

К коммуникативным целям относят:

  • ознакомление потребителей с новым продуктом, новой маркой или новым предприятием;
  • повышение уровня известности продукта;
  • влияние на привычки при потреблении продукта;
  • информирование потребителей (например, об изменении цен);
  • изменение имиджа в определенном направлении (модернизация, повышение привлекательности);
  • пробуждение любопытства, которое приводит людей в магазин даже без намерения приобрести продукт;
  • пробуждение желания последовать примеру других людей, которые уже приобрели продукт;
  • поддержание верности продукту;
  • улучшение мнения о предприятии и его продукции;
  • выделение собственных товаров среди конкурирующих.

Содержание целей определяет задачи рекламы. В общем случае они подразделяются на коммерческие (стимулирование сбыта, рост продаж, увеличение прибыли, ускорение товарооборота, поиск выгодных партнеров), некоммерческие (осуществление политических целей, укрепление моральных устоев, охрана природы, снижение заболеваемости и др.) и имиджевые (формирование образа товара, фирмы, престижности фирмы и ее продукции).

Функции рекламы

Основными функциями рекламы являются информационная (заявление о существовании, формирование знании о товаре, фирме, их основных количественных и качественных параметрах и особенностях), психологическая (побуждение и развитие потребностей в каких-либо действиях (например, в покупке) через воздействие на чувства, самооценки, устремления потребителей) и стимулирующая (когда потребность уже осознана, осуществляется напоминание, побуждение к действию — приобретению (покупке), установлению контактов и пр.

Кроме них реклама выполняет еще и другие функции.

Коммуникативная С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем Вместе с тем реклама исключает диалог, аудитория не всегда спешит ответить на сделанное предложение.

Контролирующая и корректирующая (увещевательная). Она позволяет контролировать продвижение ювара на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтении к нему, в случае необходимости быстро корректировав процесс сбытовой и рекламной деятельности.

Управления спросом. Используя возможности направленного воздействия на потребителя, реклама способствует не только формированию спроса, но и управлению им. С помощью такой функции можно управлять потоком информации, способами воздействия на потребителя и на приобретаемые товары.

Экономическая Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс купли-продажи, реклама способствует оборачиваемости капитала.

Образовательная. Люди учатся на рекламе, они узнают новое и интересное о предлагаемых им товарах и открывают способы совершенствования своей жизни. Реклама в своем образовательном аспекте ускоряет адаптацию нового и неопробованного, тем самым продвигая ускоренными темпами технический прогресс в промышленности и воплощая в реальность идею лучшей жизни для всех.

Общественная. Передается сообщение, адресованное одновременно множеству лиц, пропагандирующее какое-либо позитивное явление, событие, юбилейную дату, предупреждение, призыв и т.д. Покупатель получает мотивации от рекламы, понятные обществу.

Экспрессивная. Она проявляется через дизайн, светотехнические и другие эффекты, становясь броской, впечатляющей, эффектной, красивой.

В соответствии с функциями рекламы реализуется ее стратегия:

1) знание о предлагаемом товаре через распространение информации;

2) понимание, что товар нужен потребителю через ознакомление с его свойствами;

3) позиционирование товара для формирования удовлетворенных потребителей;

4) формирование намерений купить товар;

5) облегчение процесса первой покупки.

Выделяют три отдельных направления развития рекламы (привлечение клиентов, участие в процессе анализа рынка, формирование условий для достижения успеха в бизнесе), а также их комплексное воздействие. Различие между рекламой продукта и рекламой фирмы заключается в том, чтб именно является объектом рекламного обращения. Любая организация занимается обычно рекламой как отдельных продуктов, так и фирмы в целом. В первом случае выделяются особые качества продукта, во втором через указания на определенные характеристики фирмы, например на ее величину, структуру и связи, делается попытка добиться доверия покупателей ко всей продукции.

Классификация рекламы

Классификация рекламы необходима для упорядочения множества ее видов с целью анализа и применения. Основу классификации определяют средства рекламы. Средство рекламы — это способ представления рекламы с использованием какого-либо носителя или раздражителя для передачи информации в определенных форме и виде. Средство рекламы определяет, с помощью каких способов будет оказываться воздействие на потребителя для передачи ему рекламного сообщения.

К рекламным средствам относят: визуальные, акустические, графические, предметные, с воздействием на обоняние и их комбинации. По видам распространения реклама подразделяется следующим образом: печатная, аудио-визуальная, компьютеризированная, наружная, по почте, на сувенирах, на транспорте, демонстрационная.

В общем случае реклама классифицируется по критериям, представленным в табл. 1.2.

Носители рекламной информации, т.е. все то, что помогает сообщать о торговых предложениях возможным покупателям, представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.2 Классификация рекламы

Примечание. Above-the-line — так называют рекламу, публикуемую в пяти видах средств ее распространения — прессе, телевидении, радио, кино, уличной рекламе и рекламе на транспорте.

Below-the-line — творческая реклама, предполагающая создание оригинального рекламного продукта, а не его простое размещение в СМИ.

Специалисты выделяют шесть основных видов рекламы:

1) потребительская — рекламирует товары массового потребления и потребительские товары длительного пользования, а также потребительские услуги; ориентирована на СМИ с наиболее широкой аудиторией, а кроме того, использует специализированные газеты и журналы;

2) профессиональная — ее цель заключается в продвижении непотребительских товаров и услуг, в число которых входят сырье, детали и дополнительное оборудование, производственная техника и технологии, страхование, офисное оснащение и канцелярские товары;

3) торговая — адресована тем, кто продает, т.е. в первую очередь оптовикам, агентам, импортерам и экспортерам; ее особенностью является то, что товары рекламируются для перепродажи;

4) для розничных торговцев — занимает промежуточное положение между торговой и потребительской рекламой; основные ее формы — это работа по заказам, т.е. по прямому ответу на рекламу, и продажа помимо магазинов;

5) финансовая — обслуживает банки, ипотеки, биржи, страхование и капиталовложения; она необходима при предоставлении или получении ссуд, при всех видах страхования, при продаже акций, для работы инвестиционных фондов, публикаций сведений об облигациях, пенсионных фондах и т.д.;

6) о найме — ее целью является набор персонала; она существует в двух видах — реклама самих работодателей и публикации агентств по найму, получающих комиссионные при заполнении вакансий.

«Антирекламная реклама» имеет целью критику рекламы, ее суть заключается в ироническом отношении к другим рекламным роликам и методам продвижения.

Недобросовестная реклама, которая, к сожалению, еще нередко встречается, наносит материальный ущерб или урон престижу фирм-конкурентов.

Значительные затраты на рекламные кампании иногда вынуждают фирмы отказаться от индивидуальной рекламы и прибегауть к коллективной. Можно рекламировать, например, несколько продуктов, производимых на разных предприятиях (теннисная ракетка и спортивная обувь). Для того чтобы эта стратегия имела успех, необходимо, чтобы товары сочетались между собой и имели примерно общую целевую группу.

Для предприятий, производящих однородные продукты, имеет смысл прибегнуть к совместной рекламе, В этом случае рекламируется не конкретное предприятие, а просто продукт, произведенный на разных предприятиях.

Использование рекламы в различных секторах экономики имеет свои особенности Рекламная деятельность предприятий по производству промышленной продукции основана на гипотезе, что покупка средств производства базируется на рациональных решениях, в центре находится передача информации. Реклама публикуются в основном в профессиональных изданиях.

Многие государственные предприятия, такие, как почта, железная дорога, некоторые предприятия культуры, церкви, партии, профсоюзы, активно используют в последнее время рекламу. Такую рекламу называют обычно некоммерческой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 11889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.036 с.)