Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет основных средств при аренде, лизинге

Поиск

Принято различать следующие виды аренды:

– аренда отдельных объектов основных средств, в том числе и таких, по которым предусматривается выкуп по истечении или до истечения действия договора (текущая аренда);

– финансовая аренда (лизинг).

 

Учет операций текущей аренды

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Полученные арендатором продукция и доходы в результате использования арендованного имущества являются его собственностью. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом.

Учет у арендодателя. При передаче арендатору основных средств арендодатель переводит данные объекты в состав арендованных основных средств (с баланса объекты не списываются):

Дт 01-2 «Арендованное имущество» Кт 01-1 «Собственные основные средства» – переданы в аренду основные средства;

Дт 02-1 «Амортизация собственных основных средств» Кт 02-2 «Амортизация имущества, сданного в аренду» – отражена амортизация, которая относится к переданному в аренду имуществу.

По истечении срока аренды, а также в связи с досрочным расторжением сторонами Договора арендованное имущество возвращается арендодателю (делаются обратные проводки).

Организации, специализирующиеся на предоставлении в аренду своих зданий (помещений) (является предметом деятельности организации), должны рассматривать арендную плату в качестве дохода от обычных видов деятельности и учитывать ее в составе выручки от оказания услуг на счете 90 «Продажи». По кредиту счета 90 собирается информация о величине арендной платы, причитающейся арендодателю в отчетном периоде; по дебету – учитываются расходы, связанные с ее получением. Сальдо показывает конечный финансовый результат, который по истечении отчетного периода присоединяется к балансовой прибыли (счет 99 «Прибыли и убытки»).

Организации, для которых сдача зданий (помещений) в аренду является дополнительным видом деятельности, самостоятельно решают вопрос о том, к какому виду доходов следует относить причитающуюся им арендную плату – к доходам от обычных видов деятельности или к прочим доходам.

Если величина арендной платы существенно влияет на общий финансовый результат арендодателя, то аренда основных средств должна рассматриваться как предмет деятельности с отнесением причитающихся доходов к доходамот обычных видов деятельности и отражением их на счете 90 «Продажи». При этом существенной признается величина арендной платы, отношение которой к общей сумме всех доходов составляет не менее 5 %.

Когда арендная плата не превышает данного размера, арендодателю надлежит рассматривать аренду основных средств в качестве отдельной хозяйственной операции и включать получаемые доходы в состав прочих доходов и учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По кредиту счета 91 накапливаются сведения о причитающейся арендной плате, по дебету – информация о расходах, обусловленных арендными сделками. Сальдо показывает конечный финансовый результат – прибыль или убыток.

Учет у арендатора. Основные средства, полученные арендатором в аренду, принимаются на забалансовый учет в оценке, согласованной с арендодателем в договоре аренды.

Возврат арендодателю арендованного имущества в связи с истечением срока аренды или досрочным расторжением сторонами договора обуславливает обратную запись.

В связи с тем, что эксплуатация арендатором арендованного имущества осуществляется на платной основе, у него возникают расходы по арендной плате, начисляемой в пользу арендодателя. Порядок принятия их к бухгалтерскому учету зависит от того, какую роль основные средства играют в деятельности арендатора.

При использовании указанных объектов в производственных целях арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и подлежит включению в себестоимость изготовляемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) по элементу «Прочие затраты».

 

Основные корреспонденции по учету основных средств при аренде

 

Содержание операций Дебет Кредит
Учет у арендодателя: – переданы в аренду основные средства; – отражена амортизация по переданному в аренду имуществу   01-2 02-1   01-1 02-2  
Аренда является предметом деятельности: – начислена задолженность арендатора за переданные ему основные средства в аренду;     -начислен НДС с суммы арендной платы; – отражены затраты связанные с оказанием арендных услуг; – списаны затраты, относящиеся к оказанным арендным услугам; – отражен финансовый результат (прибыль, убыток) от оказания арендных услуг; – на расчетный счет, в кассу зачислен (поступил) долг арендатора   76 субсчет «Расчеты по арендной плате» 90-3 20, 26   90-2   90-9 (99)   51, 50   90-1   02, 10, 76     99 (90-9)   76 субсчет «Расчеты по арендной плате»
Аренда не является предметом деятельности: – начислена задолженность арендатора за переданные ему основные средства в аренду;     -начислен НДС с суммы арендной платы;   – отражены затраты, связанные с оказанием арендных услуг;   – на расчетный счет, в кассу зачислен (поступил) долг арендатора     76 субсчет «Расчеты по арендной плате» 91-2   91-2   51, 50   91-1     20, 10, 26, 76   76 субсчет «Расчеты по арендной плате»
Учет у арендатора: – получены в аренду основные средства; – возвращены из аренды основные средства      
Аренда является расходом по обычным видам деятельности: – начислена задолженность арендодателю по арендной плате, включаемой в состав прямых, косвенных издержек производства, расходов на продажу;   – отражен НДС, относящийся к начисленным затратам по арендной плате;     – принята к возмещению сумма «входящего» НДС, относящегося к принятым к учету затратам по арендной плате; – с расчетного счета, из кассы перечислен (внесен) долг арендодателю.       20, 23, 25, 26, 44         76 субсчет «Расчеты по арендной плате»   76 субсчет «Расчеты по арендной плате» 76 субсчет «Расчеты по арендной плате»   51, 50  

 

 

Учет лизинговых операций

Основным нормативным документом является Федеральный закон РФ «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ.

Лизинг вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании Договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизинговую деятельность осуществляют лизинговые компании, а также граждане, осуществляющие такую деятельность на основании лицензий.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в т. ч. предприятия и др. имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др. движимое и недвижимое имущество. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты.

Субъекты лизинговых сделок:

Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств, приобретает в собственность имущество и представляет его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец (поставщик) – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает ему в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

Важной особенностью лизинговых отношений является то, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя во время всего срока действия лизингового договора. Лизингополучателю переходит право владения и пользования предметом лизинга в полном объеме в момент его получения, если договором лизинга не предусмотрено иное.

При отражении лизинговых операций в бухгалтерском учете следует руководствоваться Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными приказом Минфина РФ от 17.02.1997 г. № 15.

Приобретенные для сдачи в лизинг основные средства должны учитываться как доходные вложения в материальные ценности. Доходные вложения в материальные ценности представляют собой вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Указанные объекты основных средств учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» – активный.

Начальное сальдо (по дебету) – сумма вложений на начало отчетного периода.

Дебетовый оборот – принятие объектов на учет.

Кредитовый оборот – списание объектов.

Конечное сальдо (по дебету) – сумма вложений на конец отчетного периода.

К счету 03 можно открыть субсчета:

03-1 «Имущество для сдачи в лизинг»;

03-2 «Имущество в лизинге».

 

 

Основные корреспонденции по счету 03

«Доходные вложения в материальные ценности»

 

Содержание операций Дебет Кредит
Приходуется имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга, в сумме всех затрат, связанных с его приобретением        
Списана первоначальная стоимость лизингового имущества   03 субсчет «Выбытие имущества, переданного в лизинг»  
Списана амортизация, начисленная в течение действия договора лизинга   03 субсчет «Выбытие имущества, переданного в лизинг»
Отражена остаточная стоимость выбываемого лизингового имущества 91-2 03 субсчет «Выбытие имущества, переданного в лизинг»

 

 

Переоценка основных средств

Переоценка основных средств производится с целью определения реальной стоимости основных средств путем приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствии с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

Переоценку объектов основных средств могут проводить только коммерческие организации и не чаще одного раза в год (на начало отчетного периода).

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время пользования объекта.

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организаций на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Организация, принявшая решение о переоценке основных средств, должна учитывать, что в последующие годы она будет вынуждена производить такую переоценку регулярно.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

При проведении переоценки конкретного объекта основных средств необходимо правильно рассчитать скорректированные суммы амортизации, ранее начисленные по данному объекту.

Для корректировки суммы ранее начисленной амортизации объекта основных средств используется коэффициент пересчета, определяемый в виде отношения рыночной стоимости объекта основных средств к первоначальной стоимости, отраженной в бухгалтерском учете.

 

Основные корреспонденции по учету результатов переоценки

Объектов основных средств

 

Содержание операций Дебет Кредит
Первая переоценка объекта основных средств – дооценка: – увеличена стоимость объекта основных средств в связи с его переоценкой (дооценка объекта основных средств); – увеличена ранее начисленная амортизация по объекту основных средств в связи с ее переоценкой          
Вторая переоценка объекта основных средств – уценка: – уменьшен добавочный капитал организации на сумму уценки стоимости объекта основных средств, равную сумме его предыдущей дооценки; – увеличен добавочный капитал организации на сумму уценки амортизации объекта основных средств, равную сумме ее предыдущей дооценки; – превышение суммы уценки стоимости объекта основных средств над суммой его предыдущей дооценки отнесено на счет учета прочих расходов; – превышение суммы уценки амортизации объекта основных средств над суммой ее предыдущей дооценки отнесено на счет учета прочих доходов           91-2                   91-1
Первая переоценка объекта основных средств – уценка: – уменьшена стоимость объекта основных средств в связи с его переоценкой (уценка объекта основных средств); – уменьшена ранее начисленная амортизация по объекту основных средств в связи с ее переоценкой   91-2         91-1
Вторая переоценка объекта основных средств – дооценка: – сумма дооценки стоимости объекта основных средств, равная сумме его предыдущей уценки, отнесена на счет учета прочих доходов; – сумма дооценки амортизации объекта основных средств, равная сумме ее предыдущей уценки, отнесена на счет учета прочих расходов; – превышение суммы дооценки стоимости объекта основных средств над суммой его предыдущей уценки отнесено на увеличение добавочного капитала; – превышение суммы дооценки амортизации объекта основных средств над суммой ее предыдущей уценки отнесено на уменьшение добавочного капитала       91-2               91-1                
При выбытии объекта основных средств списывается сумма его дооценки    

 

 

Учет нематериальных активов

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденным приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

– объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации;

– организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

– возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

– объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

– организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

– фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

– отсутствие у объекта материально-вещественной формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.01 с.)