Глава 1. Предмет и метод бухгалтерского учета



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Предмет и метод бухгалтерского учета



1.1. Сущность и содержание бухгалтерского учета

Для получения достоверных сведений о хозяйственной деятельности любой организации организуется хозяйственный учет.

Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения, регистрации и обобщения фактов хозяйственной жизни, явлений и процессов в целях контроля и управления ими.

Ежедневно в организации происходит множество различных фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций). Для отражения их в учете применяют измерители:

– натуральные (меры счета, веса, длины, объема, площади);

– трудовые (часы, дни);

– денежные (рубли).

В РФ система хозяйственного учета включает четыре вида учета:

– оперативный;

– статистический;

– бухгалтерский;

– налоговый.

Оперативный учет используется для получения информации об отдельных фактах хозяйственной деятельности организации в целях текущего контроля и руководства ими. Оперативный учет ведется по мере необходимости и может прерываться во времени.

Статистический учет отражает массовые явления и их закономерности в различных областях экономики, общественной жизни и природе. Он тесно связан с другими видами хозяйственного учета, использует данные оперативного и бухгалтерского учета, имеет свои особые приемы сбора данных (переписи, анкеты, опросы) и способы их обработки (группировка, сводка, исчисление различных показателей: средних, индексов, коэффициентов корреляции и т. п.). Данные статистического учета используются для экономического анализа и прогнозирования на перспективу отдельных организаций, регионов, отраслей и страны.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального отражения всех фактов хозяйственной жизни.

Из определения следует, что в бухгалтерском учете каждая хозяйственная операция оформляется документально (первичным документом); имеет место сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни, не допуская исключений их регистрации; осуществляется непрерывность учета во времени.

Бухгалтерский учет – это формирование документированной информации об объектах, используемой внешними (инвесторы, поставщики, банки, налоговые органы и др.) и внутренними (собственники, менеджеры, руководители и специалисты подразделений и др.) пользователями для принятия решений в процессе управления. По отношению к информации выделяют две части бухгалтерского учета: финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый учет – это часть бухгалтерского учета, формирующая информацию для составления финансовой отчетности, включающей информацию о финансовом положении организации (бухгалтерский баланс), о финансовых результатах деятельности организации (отчет о прибылях и убытках), об изменениях финансового положения организации (отчет о движении денежных средств).

Управленческий учет – это часть бухгалтерского учета, формирующая информацию используемую для внутреннего управления организации (по центрам затрат, центрам ответственности, центрам формирования прибыли и т. д.).

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в валюте РФ – в рублях, непрерывно с момента регистрации организации в качестве юридического лица.

Организация бухгалтерского учета в РФ предполагает четырехуровневую систему нормативного регулирования учета.

1-й уровень – федеральные стандарты: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) №№ 1–24, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

2-й уровень – отраслевые стандарты: методические указания по ведению бухгалтерского учета, разработанные различными министерствами.

3-й уровень – рекомендации в области бухгалтерского учета, которые применяются на добровольной основе.

4-й уровень – стандарты экономического субъекта: рабочие документы организации, такие как приказ об учетной политике (принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета), график документооборота, рабочий план счетов и т. д.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.

В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом РФ выделяют налоговый учет, который обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов и сборов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности.

 

Предмет бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является производственно-хозяйственная и финансовая деятельность организации, а его объектами – имущество организации, источники образования имущества и факты хозяйственной жизни. Предмет бухгалтерского учета направлен на изучение данных объектов.

 

Объекты бухгалтерского учета
Имущество организации (активы)
Источники формирования имущества (пассивы)
Факты хозяйственной жизни (хозяйственные процессы)
Внеоборотные активы
Оборотные активы
Собственный капитал
Заемный капитал (обязательства)
  Заготовление
1. Основные средства
2. Нематериальные активы
3. Вложения во внеоборотные активы
4. Долгосрочные финансовые вложения
5. Доходные вложения в материальные ценности
1. Материально-производственные запасы
2. Денежные средства
3. Дебиторская задолженность
4. Краткосрочные финансовые вложения
1. Капитал
2. Оценочные резервы
3. Нераспределенная прибыль
4. Целевое финансирование
1. Кредиты
2. Займы
3. Кредиторская задолженность
  Производство
  Продажи
4. Оценочные обязательства

 


Рис. 1. Классификация объектов бухгалтерского учета

Каждая организация для осуществления своей деятельности должна иметь необходимое имущество (активы), номенклатура и количество которого зависят от направления и объемов деятельности организации.

В учетных целях имущество организации классифицируют по составу и источникам образования. Классификация имущества по составу показывает, какое имущество имеется в организации. Классификации имущества по источникам образования показывает, за счет чего создано имущество.

Имущество организации (активы)

Внеоборотные активы

Основные средства – имущество, которое используется в производстве продукции или для управленческих нужд организации сроком свыше 12 месяцев. К ним относят здания, сооружения, машины, оборудование, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и др.

Нематериальные активы – имущество, которое не имеет материально-вещественной формы, используется в производстве продукции или для управленческих нужд организации сроком свыше 12 месяцев. К ним относят произведения литературы, науки и искусства, программы для ЭВМ, изобретения, товарные знаки и др.

Вложения во внеоборотные активы – капитальные вложения в строительство и покупку объектов основных средств и нематериальных активов. Чаще всего это затраты застройщика по возведению объектов строительства до их ввода в эксплуатацию, то есть затраты незавершенного строительства.

Долгосрочные финансовые вложения – инвестирование средств на срок более 12 месяцев в другие организации с целью обеспечения контроля над их деятельностью или получения доходов. Это могут быть облигации и другие ценные бумаги, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставленные займы.

Доходные вложения в материальные ценности – имущество организации, предоставляемое другим организациям за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода. К ним относят имущество для передачи в лизинг или аренду.

Оборотные активы

Материально-производственные запасы – это активы, которые используются в качестве сырья и материалов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, а также для управленческих нужд организации. Они целиком потребляются в производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации в кассе в виде наличных средств и на счетах в банках, предназначенные выполнять обязательства перед кредиторами, бюджетом, работниками и др.

Дебиторская задолженность или средства в расчетах – это долгосрочная (свыше 12 месяцев) и краткосрочная (до 12 месяцев) задолженность организации других организаций, учредителей, физических лиц. Например, задолженность покупателей, заказчиков, учредителей по вкладам в уставный капитал, подотчетных лиц и др.

Дебитор – должник организации (нам должны).

Краткосрочные финансовые вложения – приобретение ценных бумаг других организаций с целью получения дохода.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.007 с.)